Программа «Одарённые дети»

Программа «Одаренные дети» призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленные на развитие ребёнка. Она является подтверждением особо­го статуса детства как особого периода, не зависящего от социальных, полити­ческих, национальных, конфессиональных и других отличий. Программа нахо­дится в числе приоритетных направлений деятельности Гимназии и служит осно­вой сотрудничества с родителями и общественностью.

Существующие социально-экономические отношения в нашей стране и в мире требуют от школы обеспечение достойного образо­вания каждому ребенку, воспитание человека-творца, созидателя своего «Я», преобра­зователя окружающей действительности. Для этого самой главной ценностью должна стать индивидуализация - подход к ребёнку как к индивидуальности, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации по­тенциала каждого.

Основными сферами жизнедеятельности ребёнка являются:

1.      Сфера познания (учёба, информация, знания).

2.      Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).

3.      Сфера игры (игровая активность, весёлые развлечения и т.д.).

4.      Сфера физического развития (реализация физических возможностей).

5.      Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействия с ними).

В связи с этим задачей современной школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых данный ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его общее развитие.  Основной задачей нашего педагогического коллектива  является выявление одаренного ребенка и  создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого обучающегося.

В основе определения стратегии программы «Одаренные дети» лежит следующее содержание понятия «одаренность»:

1.      Психофизиологические особенности: наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;  природнообусловленная потребность к умственному труду;  стремление к личной эмоциональной независимости; усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.

2.      Интеллектуальные способности: познавательный интерес; информационная эрудиция; высокий уровень интеллектуального развития; нестандартность мышления; способность к абстрагированию; диалектическое мировоззрение.

3.      Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении познавательных вопросов; инициативность; целенаправленность  в выборе видов деятельности; неординарность подходов; интенсивность умственного труда.

4.      Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры; инициативность, ответственность, активность; высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа, самоконтроль.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Анализ участия учащихся Гимназии  в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в школьном коллективе практически все дети одарены в той или иной области знаний, спорта или творчества. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере реализуются и находят свое применение. Проблема выявления, развития и применения одаренности школьников стала темой обсуждения на различных научно-методических и психолого-педагогических семинарах, педагогических советах, в ходе которых обозначались направления работы коллектива Гимназии по реализации программы «Одарённые дети».

Профессионализм, ответственность, искренность и любовь к детям являются гарантом реализации программы.

наверх