Пояснительная записка к учебному плану АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант7.2) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2023-2024 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального
общего образования обучающихся с ЗПР обеспечивает реализацию
требований ФГОС обучающихся с ОВЗ, определяет общие рамки отбора учебного
материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план сформирован в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012; ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 "Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с ОВЗ " (Зарегистрировано в Минюсте
России 21 марта 2023 г. N 72654)
Учебный план, реализующий АООП НОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с
обязательным введение 1 дополнительного класса. Продолжительность учебной недели в
течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Продолжительность учебной недели в
первом классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для учащихся 1 классов
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность
учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1
классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый).
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 классе и в 1 дополнительном классе эта часть
отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая
область
является
обязательной
частью
внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и
ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в индивидуальной и групповой форме. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может
составлять более 3732 часов.
В первом классе и в 1 дополнительном безотметочное обучение. С целью определения
уровня сформированности предметных и метапредметных результатов проводятся
диагностические работы по предметам и диагностические комплексные работы на
метапредметной основе.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».