Пояснительная записка к учебному плану ООП НОО на 2023-2024 учебный год 1-4 класс

Пояснительная записка к учебному плану
основной общеобразовательной программы начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Учебный план основной образовательной программы начального
общего
образования (далее — учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС,
определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план для 1-4 классов сформирован в соответствии со следующими
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования"
Учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план Гимназии, реализующий основную образовательную программу
начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по
реализации федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. Определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение
содержания образования по классам и учебным предметам, выступает одновременно в
качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не
превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную
требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую смену; обучение в
первом полугодии: в сентябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в октябре-декабре
- по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут
каждый; в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью
не менее 40 минут; предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для
обучающихся 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков, за счет урока
физической культуры. Продолжительность учебного года в 1 классах – 33 учебные
недели.
Продолжительность учебного года во 2-4 классах – 34 учебные недели. Учебная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объём
максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 2-4
классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической
культуры при 6-дневной учебной неделе.
Объем домашних заданий (по всем предметам) является таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5
ч., в 4 классе – 2 ч.

Учебный план делится на два компонента: обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательного процесса
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 8
предметных областей: русский язык и литературное чтение, иностранный язык,
математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы
религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
В рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение» предусмотрено
изучение учебных курсов «Русский язык», «Литературное чтение».
Учебный предмет «Русский язык» изучается с 1по 4 класс.
Изучение русского языка в
начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Изучение предмета
«Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром
отечественной и зарубежной детской литературы, на
развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 по 4 класс. В качестве
иностранного языка изучается английский язык. Классы с наполняемостью 25 человек и
более делятся на группы.
Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметом
«Математика». Учебный предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс. Изучение
математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике
как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления,
воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения
образования.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается в рамках предметной области
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» с I по 4 класс и является
интегрированным курсом. В его содержание введены элементы основ безопасности
жизнедеятельности. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир»
направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине;
осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего
места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на
основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание
уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных
знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности
жизнедеятельности.
В 4 классах ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Основные задачи реализации содержания предметной области: воспитание способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство». Основные задачи реализации содержания предметной
области: развитие способностей к художественно - образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология».
Основные задачи реализации содержания предметной области: формирование опыта как

основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс. Основные задачи
реализации содержания предметной области: укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает, реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся и
родителей (законных представителей). Время, отводимое на часть, формируемой
участниками образовательного процесса, использовано на увеличение количества часов
для изучения предметов обязательной части учебного плана, введение новых курсов
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.
Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, распределены
следующим образом:
 Во 2-4 классах ведется интегрированный учебный предмет «Край, в котором я
живу», в котором изучаются культурно-исторические особенности родного края,
формируются экологические ценности учащихся. Изучение данного предмета
приобщает к культуре Карелии, обеспечивает эстетическое развитие учащихся.
 Во 2-3 классах отведено по 1 часу для проведения учебного предмета «Школа
развития речи». Это способствует более прочному и сознательному усвоению
изученного на уроке, содействует развитию речи у детей, повышает уровень
языкового развития и познавательный интерес к родному языку.
 Во 2-4 классах 1 час компонента образовательного учреждения используется для
ведения учебного предмета «Развитие творческого воображения».
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ КГО «Гимназия».
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется
по качественной (безотметочной) системе оценивания в 1 классе с использованием
технологии выделения уровня достижения. Для определения уровня сформированности
метапредметных результатов у учащихся в мае проводится комплексная работа.
Промежуточной аттестацией в 1 классе считаются результаты мониторинга качества
освоения ООО НОО без фиксации достижений обучающихся в классном журнале.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов
Предметы

Классы

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

2-4

Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Край, в котором я живу
Школа развития речи
Развитие творческого
воображения

2-4
2-4
2-4
2-4
2-4

Контрольный диктант с грамматическим заданием
Контрольное списывание
Контрольное изложение
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Зачет

2-4
2-4
2-4
2-4
2-4
2-4

Зачет
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».