Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2023-2024 учебный год
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования основная образовательная программа начального общего
образования реализуется Гимназией, в том числе, и через внеурочную деятельность по основным
направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Содержание внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году определяет следующий пакет
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 "Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с ОВЗ " (Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2023 г. N
72654)
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
В реализации плана внеурочной деятельности принимают участие все педагогические
работники, координирующую роль выполняет классный руководитель. Классный руководитель
проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью получения
информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в
объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта
(в том числе негосударственных); знакомит родителей (законных представителей) с возможностями
Гимназии по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной
деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной
деятельности обучающихся); получает информацию о выборе родителями (законными
представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута
ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.),
утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом
возможностей Гимназии.
Основные принципы плана:
 учет познавательных потребностей, обучающихся и социального заказа родителей;
 учет кадрового потенциала;
 построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
 соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного
учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый
способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним,
что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из
наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой
деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Организация внеурочной деятельности в МБОУ КГО «Гимназия» соответствует
оптимизационной модели организации внеурочной деятельности с использованием системы
дополнительного образования. В реализации данной модели принимают участие педагогические
работники образовательного учреждения: педагог - психолог, учителя-предметники (учитель ИЗО,
учитель физкультуры), учителя начальной школы,
педагоги дополнительного образования).

Координирующую роль выполняет учитель начальных классов, который в соответствии со своими
функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками; организует в классе
образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений
через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через
органы самоуправления, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности Гимназии,
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
Целью внеурочной деятельности в Гимназии является создание условий для
самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей,
воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в МБОУ КГО «Гимназия» решает следующие задачи:
 создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и
более успешного освоения его содержания;
 способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно
значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные,
духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
 ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам
деятельности, на развитие своих способностей.
При организации внеурочной деятельности обучающихся Гимназией используются возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен. Чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет Гимназия.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных
от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и т. д.
Внеурочная деятельность в Гимназии организуется по следующим направлениям развития
личности:
 духовно-нравственное,
 общеинтеллектуальное,
 общекультурное,
 спортивно-оздоровительное,
 социальное.
Основные направления внеурочной деятельности начального общего образования школы.
Исходя из возможностей Гимназии и по результатам изучения социального запроса
(анкетирования) родителей (законных представителей) и обучающихся, в каждом направлении
определены формы реализации внеурочной деятельности.
Для реализации регулярных мероприятий используются такие формы организации
внеурочной деятельности, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции,
школьные научные общества, научные исследования, классные часы.
Для организации разовых и краткосрочных мероприятий используются:
Направление
Спортивнооздоровительное
Социальное
Общеинтеллектуаль
ное

Формы
Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки,
занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы,
соревнования, подвижные игры, походы, веселые старты
Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск
школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами,
уроки мужества, рисование
Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и
исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы,
олимпиады, научно-практические конференции

Духовнонравственное
Общекультурное

Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих
работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность,
экскурсии в театры и музеи, конкурсы
Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров,
творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок
учащихся

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка
признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Спортивные игры и соревнования, конкурсы, прогулки на природу, походы, выезды, эстафеты, уроки
гигиены, уроки здорового питания, акции по пропаганде ЗОЖ, творческие и исследовательские
проекты способствуют укреплению здоровья детей и развитию силы, выносливости, ловкости,
быстроты.
Духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотических чувств
обучающихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и
нравственных чувств и этического сознания; получение знаний о прекрасном, воспитание умений
видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное. Реализуется через кружки «Азбука
вежливости» , «Разговор о важном».
Социальное направление ориентировано на формирование у детей первоначальных навыков
культуры труда, организации коллективной и индивидуальной работы, умений самостоятельно или
коллективно реализовывать социально-значимую деятельность и осознания своей роли в ней как
преобразователя, бережного отношения и любви к природе.
Оно реализуется через социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции,
экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты.
Программа Клуба «Азбука безопасности» направлена на формирование у младших школьников
сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять
способы воспитания личности безопасного типа. Цель: формирование культуры безопасности как
качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий,
направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности,
готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные
взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Общеинтеллектуальное направление направлено на формирование способностей к эффективному
и нестандартному мышлению, которые дети быстро переносят на другие предметы и используют при
решении любых жизненных проблем. Реализуется через кружки: «Развитие творческого
воображения», «Я - исследователь»; «Шахматы», «Учение с увлечением»
- олимпиады,
дистанционные интеллектуальные конкурсы, предметные недели.
Программа кружка «Развитие творческого воображения» направлена на развитие познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Цель: расширение
зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то
есть в зону актуального развития.
Программа кружка «Я - исследователь» предназначена для учащихся, интересующихся
исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить
цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к
противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Цель программы:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём
совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Общекультурное направление направлено на воспитание ребёнка через приобщение к лучшим
традициям народной культуры, непрерывное образование детей в творческой деятельности, которое
включает формирование зрительных представлений, развитие чувства цвета, ритма, композиции,
эстетического и художественного вкуса. Реализуется через кружки - «Умелые ручки». Программа
направлена на развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих
заданий. Цель: обеспечение гармоничного развития интеллектуально-творческих способностей
ребёнка.

Программа кружка «В мире книг» познакомит учащихся с хорошими и добрыми книгами, расскажет
об их авторах, поможет развить интерес к познавательной литературе, развить творческую
и познавательную активность.
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в
обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи
и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах
разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения
исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных
отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему
собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный
подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов
деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие
нормативы: недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество часов на
реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по
направлениям.
Продолжительность учебного года в 1 классах составляет 33 недели, во 2-4 классах – 34
недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Обязательная (максимальная) нагрузка
внеурочной деятельности обучающихся в Гимназии не должна превышать предельно допустимую:
10 часов в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (в соответствии с
нормами СанПин.) Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется
перерыв не менее 45 минут для отдыха детей. Наполняемость групп осуществляется в зависимости
от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с
утвержденной программой.
Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ,
разработанных руководителями кружков, секций, студий, объединений.
Также соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению
внеурочной деятельности:
• форма проведения занятий, отличная от урока;
• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной
деятельностью.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в Гимназии имеются следующие условия: занятия
проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, 2
спортивных зала, медицинский кабинет, кабинет технологии, кабинет музыки, актовый зал,
библиотека, компьютерный класс, музей, спортивная площадка, кабинеты центра цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста». Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и
спортивным инвентарем.
Гимназия располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и
проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и
финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

Информационное обеспечение
Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний электронная
детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», библиотечный фонд, включающий учебную и
художественную литературу.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги
Гимназии: учителя – предметники, классные руководители, педагог-психолог, педагоги
дополнительного образования, библиотекарь. Уровень квалификации педагогов соответствует
требованиям.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, спортивные площадки, стадион школы, кабинеты
центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».