Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2023-2024 учебный год В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется Гимназией, в том числе, и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Содержание внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году определяет следующий пакет документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 "Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ " (Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2023 г. N 72654) План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. В реализации плана внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники, координирующую роль выполняет классный руководитель. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); знакомит родителей (законных представителей) с возможностями Гимназии по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся); получает информацию о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей Гимназии. Основные принципы плана: учет познавательных потребностей, обучающихся и социального заказа родителей; учет кадрового потенциала; построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Организация внеурочной деятельности в МБОУ КГО «Гимназия» соответствует оптимизационной модели организации внеурочной деятельности с использованием системы дополнительного образования. В реализации данной модели принимают участие педагогические работники образовательного учреждения: педагог - психолог, учителя-предметники (учитель ИЗО, учитель физкультуры), учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования). Координирующую роль выполняет учитель начальных классов, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности Гимназии, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Целью внеурочной деятельности в Гимназии является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в МБОУ КГО «Гимназия» решает следующие задачи: создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей. При организации внеурочной деятельности обучающихся Гимназией используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет Гимназия. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность в Гимназии организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. Основные направления внеурочной деятельности начального общего образования школы. Исходя из возможностей Гимназии и по результатам изучения социального запроса (анкетирования) родителей (законных представителей) и обучающихся, в каждом направлении определены формы реализации внеурочной деятельности. Для реализации регулярных мероприятий используются такие формы организации внеурочной деятельности, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, школьные научные общества, научные исследования, классные часы. Для организации разовых и краткосрочных мероприятий используются: Направление Спортивнооздоровительное Социальное Общеинтеллектуаль ное Формы Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, походы, веселые старты Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции Духовнонравственное Общекультурное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Спортивные игры и соревнования, конкурсы, прогулки на природу, походы, выезды, эстафеты, уроки гигиены, уроки здорового питания, акции по пропаганде ЗОЖ, творческие и исследовательские проекты способствуют укреплению здоровья детей и развитию силы, выносливости, ловкости, быстроты. Духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотических чувств обучающихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и нравственных чувств и этического сознания; получение знаний о прекрасном, воспитание умений видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное. Реализуется через кружки «Азбука вежливости» , «Разговор о важном». Социальное направление ориентировано на формирование у детей первоначальных навыков культуры труда, организации коллективной и индивидуальной работы, умений самостоятельно или коллективно реализовывать социально-значимую деятельность и осознания своей роли в ней как преобразователя, бережного отношения и любви к природе. Оно реализуется через социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты. Программа Клуба «Азбука безопасности» направлена на формирование у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы воспитания личности безопасного типа. Цель: формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы. Общеинтеллектуальное направление направлено на формирование способностей к эффективному и нестандартному мышлению, которые дети быстро переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем. Реализуется через кружки: «Развитие творческого воображения», «Я - исследователь»; «Шахматы», «Учение с увлечением» - олимпиады, дистанционные интеллектуальные конкурсы, предметные недели. Программа кружка «Развитие творческого воображения» направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Цель: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа кружка «Я - исследователь» предназначена для учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Общекультурное направление направлено на воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям народной культуры, непрерывное образование детей в творческой деятельности, которое включает формирование зрительных представлений, развитие чувства цвета, ритма, композиции, эстетического и художественного вкуса. Реализуется через кружки - «Умелые ручки». Программа направлена на развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий. Цель: обеспечение гармоничного развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка. Программа кружка «В мире книг» познакомит учащихся с хорошими и добрыми книгами, расскажет об их авторах, поможет развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность. Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности: - Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. - Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Режим организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года в 1 классах составляет 33 недели, во 2-4 классах – 34 недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в Гимназии не должна превышать предельно допустимую: 10 часов в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (в соответствии с нормами СанПин.) Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 45 минут для отдыха детей. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанных руководителями кружков, секций, студий, объединений. Также соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности: • форма проведения занятий, отличная от урока; • соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в Гимназии имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, 2 спортивных зала, медицинский кабинет, кабинет технологии, кабинет музыки, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, музей, спортивная площадка, кабинеты центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Гимназия располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Информационное обеспечение Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги Гимназии: учителя – предметники, классные руководители, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям. Материально-техническое обеспечение Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, спортивные площадки, стадион школы, кабинеты центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».