Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности ООП НОО на 2023-2024 учебный год 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПЛАНУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-4 КЛАССОВ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

План внеурочной деятельности МБОУ КГО «Гимназия» обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и определяет общий и максимальный объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
форм внеурочной деятельности по классам.
План
внеурочной деятельности
разработан с
учетом
требований
следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N
569 от 08.11.2022 № 955).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372
 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023 №74229).
 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»
 Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры
о важном»).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
Назначение
плана
внеурочной
деятельности
—
психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения уровня социальной адаптации
и развития индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учебы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленным к жизнедеятельности в новых условиях, способными на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде:
- умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования:
Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ
КГО «Гимназия» соответствуют современным целям начального общего образования
представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных
достижений обучающегося.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что обучающийся самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,
соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства
на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно - познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности.
Направления внеурочной деятельности
 спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения
правил здорового и безопасного образа жизни;
 проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов;
 коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества;
 художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению
умений участвовать в театрализованной деятельности;
 информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере;
 интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию;
 «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Формы организации внеурочной деятельности
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной групповой коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление вне учебной деятельности;

- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов,
викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад,
соревнований, поисковых и научных исследований. Посещая кружки и секции, обучающихся
прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,
глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся
такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную
роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия помогают ученику ощутить свою
уникальность и востребованность.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования культуры и спорта. В том случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации) участвующего во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности в образовательной организации в работе могут
принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной
школы, учителя-предметники, социальные
педагоги, педагоги-психологи, логопед,
библиотекарь, учитель физкультуры).
Внеурочные
занятия
патриотической
нравственной
и
экологической
направленности:
«Разговоры о важном» Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных
ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое
просвещение, нравственность, экология.
«Орлята России» Цель: формирование социально-ценностных знаний отношений и опыта
позитивного преобразования социального мира на основе нравственно- тических ценностей
накопленных предыдущими поколениями воспитание культуры общения воспитание у
школьников любви к своему отечеству его истории культуре природе развитие
самостоятельности и ответственности. Форма организации: объединение
Спортивно-оздоровительная деятельность Целесообразность данного направления
заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья
учащихся
как
одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов
освоения основной образовательной программы.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей разных возрастных,
психологических способностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
В данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья, конкурсы.
Интеллектуальный марафон (математическая грамотность) - предлагаемая
деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.

Основными задачами являются:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Художественно-эстетическое предполагает развитие эмоционально-образного и
художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся
ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной
самодостаточности.
Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических
идеалах и ценностях.
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций,
развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
В
данном
направлении проводятся концерты,
конкурсы, выставки.
Проектно - исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
Основные задачи:
- воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному
изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности
(науки, техники, искусства, природы, общества).
- формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и
навыков проведения экспериментов.
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
- выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и результатов, составление и формирование отчета и доклада о
результатах научно-исследовательскойработы.
Коммуникативная деятельность - формирование у младших школьников навыков
общения и культуры поведения учащихся в начальных классах.
Основные задачи:
- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной
коммуникации;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учѐтом ситуации общения (с кем, когда,
зачем говоришь);
освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного
поведения;
- обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность,
и уважительное отношение к другим.

Информационная культура - формирование взглядов школьников на основе
национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность,
историческое просвещение, нравственность, экология.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,
традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых,
писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
«Учение с увлечением!»
Цель: развитие познавательных возможностей учащихся по предметам.
Форма организации: практические задания, игры, интегрированные занятия, квест-игры
творческая работа.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом
образовательных потребностей и интересов обучающихся запросов родителей (законных
представителей) возможностей школы.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов
на уровне НОО за 4 года обучения).
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет
от 10 до 30 минут.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются
следующие условия: столовая, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинеты начальных
классов, библиотека с читальным залом, кабинет информатики, стадион, игровая детская
площадка, спортзал. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей
организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и
техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания
этой базы.
Информационное обеспечение
Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний,
библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу, интернет
ресурсы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы:
учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации
по должностям «учитель», «педагог дополнительного образования», приказа Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить являются ли и в какой степени воспитывающими те
виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник, выявление и решение наиболее
острых проблем, существующих во внеурочной сфере для анализа обобщения и
распространения позитивного опыта воспитания.
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через
создание благоприятных условий.
Предметом диагностики являются:
- Личность самого обучающегося
Способы диагностики: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием
школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в
ролевых деловых организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный
мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по
актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников,
сочинений, статей в школьную газету и т. д.
- Детский коллектив
Способы диагностики: диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
методика социометрии и др.
- Анкетирование родителей и законных представителей (по организации и внеурочной
деятельности детей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».