Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год 5-9 классы.docx

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
ООП ООО МБОУ КГО «Гимназия»
на 2023 – 2024 учебный год
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных
документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 №ТВ– 1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
• Письма Минпросвещения России от 17.06.2022 №03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
• Методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ;
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП
2.4.3648-20);
• Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
• Устава МБОУ КГО «Гимназия»;
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия».
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС основного общего образования
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, на реализацию программы духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
План внеурочной деятельности определяет состав, структуру, направления, формы организаций и
объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования, с
учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности и осуществляется
через экскурсии, кружки, секции, игры, круглые столы, конференции, диспуты, беседы, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, игры, конкурсы, выставки, поисковые и научные
исследования, создание творческих, познавательных, социальных проектов, встречи с интересными
людьми, просмотр фильмов и т.д.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий
для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.

Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям
обучающихся, преемственность с
технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Реализация внеурочной деятельности в школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
•
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
•
создать условия для развития обучающихся;
•
формировать УУД.
План внеурочной деятельности Гимназии обеспечивает реализацию всех направлений развития
личности и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому
обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в
том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: часы, отведенные
на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения; часы,
отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных
музеях, школьных спортивных клубах); часы, отведенные на занятия, направленные на
удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских
общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.

Основное содержание занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Основное содержание занятий
Направление
Количество
часов в
внеурочной
деятельности
неделю за
уровень
ООО
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной

5

Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней
позиции
личности
школьника,
необходимой
ему
для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

5

Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связиобучения с
жизнью).
Основная
задача:
формирование
и
развитие
функциональной
грамотности
школьников:
читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные
организационные
формы: интегрированные
курсы, метапредметные кружки или факультативы

Занятия,
направленныена
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся

5

Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
труду как основному способу достижения жизненного благополучия
и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего образования и
будущей профессии, осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы,
деловые игры, квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования; создание условий для
развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и
возможности

иэкологической
направленности
«Разговоры о
важном»

Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

16

Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов

14

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие
обучающихся, удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к
культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющемунациональную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному
или углубленному изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений; дополнительные занятия
для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья или испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие
творческихспособностей
школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и
ответственности,формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в
различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках иликружках
художественного творчества, журналистских, поэтических или
писательских
клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных турниров и
соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных
музеев)

Занятия, направленные
на удовлетворение
социальных интересов
ипотребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

5

Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека
социальных умений – заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия
обучающихся в образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной
жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение
деятельности Российского движения школьников и Юнармейских
отрядов; волонтерских, трудовых, экологических
отрядов,
создаваемых для социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией, для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной связи от классных
коллективов; постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых
для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров,
акций;
созданной
из
наиболее
авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе и т.п.

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена на
достижение следующих воспитательных
результатов:
• приобретение обучающимися социального опыта;
• формирование
положительного
отношения к
базовым
общественным
ценностям;
• приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные
и коммуникативные) сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности:
1.
Умение самостоятельно определять цели своего народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
7.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта, где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Личностные результаты
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию.
Личностные результаты внеурочной деятельности:
1.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
2.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
деятельность ученических сообществ,
клубы по интересам,
встречи,
профессиональные пробы, ролевые игры,
реализация проектов,
кружки,
походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятий
внеурочной деятельности в 5-9 классах – 40 минут, их количество в неделю определяется расписанием
занятий внеурочной деятельности и составляется отдельно от расписания уроков.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов
освоения курса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».