18 Физкультура

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
на уровень среднего общего образования
(базовый уровень)

Разработчики: Чистяков А.С.,
учитель физкультуры;
Давыдова Е.М.,
учитель физкультуры

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023
2

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
(предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности») (далее соответственно – программа по физической культуре,
физическая культура) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по физической культуре,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения физической
культуры, характеристику психологических предпосылок к её изучению
обучающимися, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического
планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по физической культуре
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в
ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре для 10–11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию
требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности
современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры
для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого
долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания
общего образования, внедрение новых методик и технологий в учебновоспитательный процесс.
При формировании основ программы по физической культуре использовались
3

прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических
концепций, определяющих современное развитие отечественной системы
образования:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на
формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся,
ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая
основы становления российской гражданской идентичности обучающихся,
активное их включение в культурную и общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу
саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования;
концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»,
ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение новых технологийи
инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении
здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая
культура», обосновывающая направленность учебных программ на формирование
целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему
здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической
культуре сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины
«Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей
жизнедеятельности, укреплению
здоровья, повышению
функциональных и
адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных
физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной
программой основного общего образования и предусматривает завершение
полного курса обучения обучающихся в области физической культуры.
Общей целью общего образования по физической культуре является
формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В программе по физической культуре для
10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием
потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении
практического опыта по использованию современных систем физической
культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями
здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная
цель реализуется в программе по физической культуре по трем основным
направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических
качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением
4

его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом
данной направленности становится достижение обучающимися оптимального
уровня физической подготовленности и работоспособности, готовность к сдаче
требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации
и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно –
достиженческой и прикладно – ориентированной физической культурой,
обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания
физических
упражнений
разной
функциональной
направленности,
совершенствования технико - тактических действий в игровых видах спорта.
Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания
активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни,
навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой,
умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую
подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии
активной социализации обучающихся на основе формирования научных
представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и ролив
жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и
личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной
направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям
физической культуры, приобретение способов общения и коллективного
взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной
деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению
здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её
планируемых результатов на уровне среднего общего образования является
воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их
физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи
становится возможной на основе системно - структурной организации учебного
содержания, которое
представляется
двигательной
деятельностью с её
базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре),
операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета,
придания ей личностно значимого смысла содержание программы по физической
культуре представляется системой модулей, которые структурными компонентами
входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта:
гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов - лыжной подготовки, спортивных
игр. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на
всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими
5

технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению
двигательного опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры – 136 часов: в 10
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часав неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения
культуры как социального явления, характеристика основных направлений её
развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития
человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как
явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в современном
обществе, основные направления её развития и формы организации.
Всероссийский физкультурно - спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» как основа прикладно - ориентированной физической культуры, история и
развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе Советских
социалистических республик (далее – СССР) и Российской Федерации.
Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и обороне»
в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16
– 17 лет.
Законодательные основы развития физической культуры в Российской
Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей
граждан в занятиях физической культурой и спортом: Федеральный закон
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г.
№ 329-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г. № 373-ФЗ.
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье
как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов
здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления
об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры,
их целевая ориентация и предметное содержание.
Способы самостоятельной двигательной деятельности
Физкультурно - оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха
и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной
организации образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и
досуговая). Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и
6

содержательное наполнение.
Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых
занятий оздоровительной физической культурой, особенности планирования
физических нагрузок и содержательного наполнения.
Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль
текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов
применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, цель и задачи контроля,
способы организации и проведения измерительных процедур.
Физическое совершенствование
Физкультурно - оздоровительная деятельность. Упражнения оздоровительной
гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения,
предупреждения перенапряжения мышц опорно - двигательного аппарата при
длительной работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные
системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы
индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании
системной организации занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Модуль «Гимнастика»
Строевые упражнения. Висы и упоры. Подъем в упор силой. Вис согнувшись
и прогнувшись; упоры: сгибание рук на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из
седа ноги врозь. Акробатика: длинный кувырок, стойка на голове и руках с
помощью. Комбинация из ранее изученных элементов. Опорные прыжки (юноши).
Строевые упражнения. Акробатика: комбинация из изученных элементов.
Упражнения в равновесии. Опорный прыжок. Комплексы утренней гимнастики с
предметами и без предметов (девушки).
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в
упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (юноши),
подтягивание в висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девушки), отжимания в
упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на
низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Комплексы
упражнений с гантелями. Прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с
продвижением.
Модуль «Легкая атлетика»
Бег на короткие и длинные дистанции. Челночный бег 3x10 м. Преодоление
вертикальных и горизонтальных препятствий. Специальные беговые и прыжковые
упражнения. Метание гранаты на дальность. Прыжки в длину с места и разбега.
Эстафетный бег.
7

Модуль «Лыжная подготовка»
Переход с одновременных ходов на попеременные. Коньковый ход.
Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции 5-6 км.
Скоростной подъём ступающим и скользящим шагом, бегом, «лесенкой»,
«ёлочкой». Упражнения в спусках: повороты и торможения.
Модуль «Спортивные игры»
Баскетбол. Ловля мяча после отскока от щита. Штрафной бросок. Передача
при параллельном движении. Бросок в движении. Ведения мяча с изменением
высоты отскока и скорости. Позиционное нападение; зонная защита. Двусторонняя
игра.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока»,
атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защитеи
нападении. Верхняя прямая подача. Прием подачи. Прием мяча снизу. Передачи
сверху и снизу. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной
деятельности.
11 КЛАСС
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации
организма в организации и планировании мероприятий здорового образа жизни,
характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового
образа жизни и их влияние на здоровье современного человека.
Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления
здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности.
Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение вредных
привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как
компоненты здорового образа жизни.
Понятие «профессионально - ориентированная физическая культура», цель
и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в
режиме
учебной
и
профессиональной
деятельности.
Определение
индивидуального расхода энергии в процессе занятий оздоровительной
физической культурой.
Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль
и значение занятий физической культурой в укреплении и сохранении здоровьяв
разных возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий
физической культурой. Причины возникновения травм и способыих
предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой.
Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и
8

сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и
тепловом ударах.
Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового
образа жизни. Релаксация как метод восстановления после психического и физичес
кого напряжения, характеристика основных методов, приёмов и процедур, правила
проведения.
Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила
организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа,
их воздействие на организм человека.
Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные способы
парения.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная организация самостоятельной
подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне»,
способы определения направленности её тренировочных занятий в годичном
цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых
упражнений, способы их освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования
её направленности
по
тренировочным
циклам, правила контроля
и
индивидуализации содержания физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно - оздоровительная деятельность. Упражнения для
профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита, снижения массы
тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы физической
культуры: цель, задачи, формы организации. Способы
индивидуализации
содержания и физических нагрузок при планировании системной организации
занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Модуль «Гимнастика»
Строевые упражнения. Висы и упоры. Подъем силой, переворотом; сгибание
и разгибание рук в упоре на брусьях; подъем разгибом до седа ноги врозь; соскок
махом назад. Опорные прыжки. Акробатическая комбинация из ранее изученных
элементов (юноши). Упражнения в равновесии, комбинации из ранее изученных
элементов. Акробатическая комбинация из ранее изученных элементов.
Комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов. Опорный прыжок
(девушки).
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре.
9

Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в
висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лёжа с
изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких
брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Комплексы
упражнений с гантелями. Прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с
продвижением.
Модуль «Легкая атлетика»
Бег на короткие и длинные дистанции. Челночный бег 3x10 м. Преодоление
вертикальных и горизонтальных препятствий. Финиш бега на различные
дистанции. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Метание гранаты на
дальность. Прыжки в длину с места и разбега. Эстафетный бег.
Модуль «Лыжная подготовка»
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния
лыжни. Коньковый ход. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил,
лидирование, обгон, финиширование. Преодоление подъемов и препятствий.
Прохождение дистанции 5-6 км. Скоростной подъём ступающим и скользящим
шагом, бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в спусках: повороты и
торможения.
Модуль «Спортивные игры»
Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе
игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и
тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе
игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и
тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
«Базовая физическая подготовка»
Модуль «Гимнастика»
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с
возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в
стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для
развития
подвижности
плечевого
сустава
(выкруты).
Комплексы
общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности
позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой
амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов
(полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы
препятствий, включающей быстрые кувырки (вперёд, назад), кувырки по
наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку,
безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой
10

рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой
и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега.
Разнообразные прыжки
через
гимнастическую
скакалку на
месте
и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре.
Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание
в висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лёжа
с изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких
брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты,
из положения лёжа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание
туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы
упражнений с гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками,
повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного мяча
из различных исходных положений, комплексы упражнений избирательного
воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом
движений без потери качества выполнения), элементы атлетической гимнастики
(по типу «подкачки»), приседания на одной ноге «пистолетом» (с опорой на руку
для сохранения равновесия).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями,
выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением
мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических
упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой
тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме
непрерывного и интервального методов.
Модуль «Лёгкая атлетика»
Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторноинтервального метода. Бег по пересечённой местности (кроссовый бег). Гладкий
бег с равномерной скоростью в разных зонах интенсивности. Повторный бег с
препятствиями в максимальном темпе. Равномерный повторный бег с
финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с
дополнительным отягощением в режиме «до отказа».
Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с
дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны).
Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу
ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением
направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерёдно. Бег
с препятствиями. Бег в горку с дополнительным отягощением и без него.
Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным
отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу
круговой тренировки.
Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростьюи
11

темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки.
Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой,
на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через
скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и
многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры,
эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы
упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного
материала модулей «Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Модуль «Лыжная подготовка»
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в
режимах умеренной, большой и субмаксимальной интенсивности.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склонус
дополнительным отягощением. Скоростной подъём ступающим и скользящим
шагом, бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в «транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд
через «ворота» и преодоление небольших трамплинов.
Модуль «Спортивные игры»
Баскетбол. Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных
направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками
и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево,
приседания). Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной
частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх
с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование
прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд).
Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков.
Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами
левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением
и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места
и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя
руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки
вперёд, назад, боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные
игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным
отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком
приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу,
«змейкой», на месте с поворотом на 180 и 360. Прыжки через скакалку
в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным
отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим
ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорение с последующим
выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных исходных
положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя,
12

сидя, в полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью,с
уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывноинтервального упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной
интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объёмом времени игры.
Развитие координации движений. Броски
баскетбольного
мяча по
неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и
тройные кувырки вперёд и назад). Бег с «тенью» (повторение движений
партнёра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной
высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски
малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
(обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча
с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
13

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
14

всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
15

Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия
в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
16

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
Самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов,
17

и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления
и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества;
ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при
организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой деятельности;
положительно оценивать связь современных оздоровительных систем
физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение
и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий
с учётом индивидуальных интересов и функциональных возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание
разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных
занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального
состояния организма, использовать их при планировании содержания и
направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её
эффективности;
планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой,
подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных
воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм
Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности,
использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных
оздоровительных занятий;
18

выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной
физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом
индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом
совершенствовании;
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в
планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых
видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять
судейство по одному из освоенных видов (Баскетбол и волейбол);
выполнять упражнения на быстроту, выносливость, силу и преодоление
препятствий;
демонстрировать выполнение техники лыжных ходов, спусков, подъемов,
торможения;
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических
качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу
укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных
занятий кондиционной тренировкой;
положительно оценивать роль физической культуры в научной организации
труда, профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации
работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого
долголетия;
выявлять возможные причины возникновения травм во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, руководствоваться
правилами их предупреждения и оказания первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой
деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления,
оптимизации работоспособности и функциональной активности основных
психических процессов;
организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и
самомассажа с целью восстановления организма после умственных и физических
нагрузок;
проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению
нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне», планировать
их содержание и физические нагрузки исходя из индивидуальных результатов
в тестовых испытаниях.
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности,
19

использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных
оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной
физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом
индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом
совершенствовании;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых
видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности
(Баскетбол и волейбол);
выполнять упражнения на быстроту, выносливость, силу и преодоление
препятствий;
демонстрировать выполнение техники лыжных ходов, спусков, подъемов,
торможения;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных
физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях
Комплекса «Готов к труду и обороне».

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование
Количество
Программное содержание
разделов и тем
часов
учебного предмета
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической В процессе Истоки возникновения
культуре
уроков
культуры как социального
явления, характеристика
основных направлений её
развития (индивидуальная,
национальная, мировая).
Культура как способ
развития
человека, её связь с
условиями жизни и
деятельности. Физическая
культура как явление
культуры, связанное
с преобразованием
физической природы
человека.
Характеристика системной
организации физической
культуры в современном
обществе, основные

Основные виды деятельности обучающихся

Обсуждают вопросы:
1) Истоки возникновения культуры как
социального явления.
2) Культура как способ развития человека.
3) Здоровый образ жизни как условие
активной жизнедеятельности человека.
Участвуют в коллективной дискуссии.
Готовят индивидуальные доклады
по проблемным вопросам:
1) Роль и значение оздоровительной
физической культуры в жизни современного
человека и общества.
2) Роль и значение профессиональноориентированной физической культуры
в жизни современного человека и общества.
3) Роль и значение соревновательнодостиженческой физической культуры
в современном обществе.
Проводят коллективное обсуждение каждого
доклада, вырабатывают единые
представления о роли и значении развития
основных направлений физической культуры
в современном обществе.
21

направления её развития и
формы организации
(оздоровительная,
прикладно-ориентированная,
соревновательнодостиженческая).
Всероссийский
физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и
обороне» как основа
прикладно-ориентированной
физической культуры,
история и развитие
комплекса «Готов к труду и
обороне» в Союзе советских
социалистических республик
(далее – СССР) и Российской
Федерации. Характеристика
структурной организации
комплекса «Готов к труду и
обороне» в современном
обществе, нормативные
требования пятой ступени
для учащихся 16–17 лет.
Законодательные основы
развития физической
культуры в Российской.

Участвуют в беседе с учителем.
Обсуждают рассказ учителя и материал
учебника о целях и задачах создания
Всесоюзного физкультурного комплекса
ГТО в период СССР, дополняют его
материалом из Интернета и иных
источников.
Формулируют общее мнение о роли
комплекса ГТО в воспитании
подрастающего поколения, подготовке его к
трудовой
деятельности и защите отечества.
Рассматривают и обсуждают материал
учебника о целях и задачах комплекса ГТО
на современном этапе развития РФ,
выявляют связь его базовых положений с
основами
комплекса ГТО периода СССР.
Обсуждают и анализируют целесообразность
комплекса ГТО для развития современных
школьников, его роль и значение в жизни
современного человека.
Знакомятся с основами организации и
проведения мероприятий по сдаче
нормативных требований комплекса ГТО,
правилами оформления нагрудных знаков.
Обсуждают с учителем статьи Закона РФ
«О физической культуре и спорте в РФ»,
анализируют основные принципы
и ценностные ориентации развития
физической культуры в обществе.
Обсуждают права и правила поведения
22

1.2

Физическая культура В процессе
как средство
уроков
укрепления
здоровья человека

зрителей во время официальных спортивных
соревнований, делают заключение
о целесообразности их обязательного
выполнения.
Обсуждают с учителем статьи Закона РФ
«Об образовании в РФ», рассматривают
обязанности образовательных организаций
в развитии физической культуры,
проведении обязательных и дополнительных
занятий, спортивных соревнований и
оздоровительных мероприятий среди
учащихся.
Анализируют выполнение статей Закона РФ
в своей образовательной организации,
высказывают предложения по
совершенствованию деятельности системы
физического воспитания.
Здоровье как базовая
Обсуждают вопросы:
1) Физическая культура и физическое
ценность человека
здоровье.
и общества. Характеристика
2) Физическая культура и психическое
основных компонентов
здоровье.
здоровья, их связь с
3) Физическая культура и социальное
занятиями физической
здоровье.
культурой.
Знакомятся с общими представлениями о
Общие представления об
фитнесе как массовом движении
истории и развитии
в системной организации оздоровительной
популярных систем
физической культуры, его истории и
оздоровительной физической ценностных ориентациях, основных
культуры, их целевая
направлениях и целевых задачах.
ориентация и предметное
Выбирают одну из предлагаемых тем
23

содержание.

В процессе
уроков
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1 ФизкультурноВ процессе Общее представление о
уроков
оздоровительные
видах и формах
мероприятия
деятельности
в условиях
в структурной организации
активного отдыха и
образа жизни
досуга
современного человека
(профессиональная,
бытовая и досуговая).
Основные типы и виды
активного отдыха, их

реферата и готовят его содержание:
1) Ритмическая гимнастика: история и
целевое предназначение.
2) Аэробная гимнастика: история и целевое
предназначение.
3) Шейпинг: история и целевое
предназначение.
4) Атлетическая гимнастика: история и
целевое предназначение.
5) Стретчинг: история и целевое
предназначение.
Организуют проведение круглого стола,
делают доклады по темам рефератов
и задают вопросы, обсуждают
их содержание, дополняют содержание
сделанных докладов.

Итоги по разделу

Знакомятся и обсуждают понятие «образ
жизни человека», анализируют содержание
его основных направлений и компонентов,
приводят примеры из своего образа жизни.
Знакомятся с особенностями организации
досуговой деятельности, её
оздоровительными формами и их
планированием, обсуждают их роль
и значение в образе жизни современного
человека.
Знакомятся с понятием «активный отдых»
24

целевое предназначение
и содержательное
наполнение.
Основные типы и виды
активного отдыха, их
целевое предназначение
и содержательное
наполнение.
Медицинский осмотр
учащихся как необходимое
условие для организации
самостоятельных занятий
оздоровительной
физической культурой.
Контроль текущего
состояния организма с
помощью пробы Руфье,
характеристика
способов применения и
критериев оценивания.
Оперативный контроль
в системе самостоятельных
занятий кондиционной
тренировкой, цель и задачи
контроля, способы
организации и проведения
измерительных процедур.
Кондиционная тренировка

как оздоровительной формой организации
досуговой деятельности, обсуждают
и анализируют его содержание, связь
с укреплением и сохранением здоровья.
Участвуют в индивидуальной проектной
деятельности практического характера.
Определяют цель проекта и формулируют
его результат.
Намечают план разработки проекта,
формулируют поэтапные задачи и
планируют результаты для каждого этапа.
Осуществляют поиск необходимой
литературы, проводят её анализ и
обобщение, составляют план доклада по
результатам проектной деятельности.
Разрабатывают индивидуальные проекты,
осуществляют их оформление и готовят
тексты выступлений.
Организуют обсуждение проектов
с учащимися класса, отвечают на вопросы.
Обсуждают рассказ учителя о целевом
назначении ежегодного медицинского
осмотра, его содержательном наполнении,
связи с организацией и проведением
регулярных занятий физической культурой
и спортом.
Знакомятся с правилами распределения
учащихся на медицинские группы и
перечнем ограничений для
самостоятельных занятий физической
25

как системная организация
комплексных и целевых
занятий оздоровительной
физической культурой,
особенности планирования
физических нагрузок
и содержательного
наполнения.

культурой и спортом.
Обсуждают роль и значение контроля
за состоянием здоровья для организации
самостоятельных занятий, подбора
физических упражнений и индивидуальной
нагрузки.
Участвуют в мини-исследовании.
Обсуждают способы профилактики
заболевания сердечно-сосудистой системы,
устанавливают её связь с организацией
регулярных занятий физической культурой
и спортом.
Анализируют целевое назначение пробы
Руфье, обсуждают правила и приёмы её
проведения.
Обучаются проводить пробу Руфье в парах,
оценивают индивидуальные показатели
и сравнивают их с данными стандартной
таблицы.
Делают выводы об индивидуальном
состоянии сердечно-сосудистой системы,
учитывают их при выборе величины
и направленности физической нагрузки для
самостоятельных занятий физической
культурой и спортом.
Знакомятся с субъективными показателями
текущего состояния организма,
анализируют способы и критерии их
оценивания (настроение, самочувствие,
режим сна и питания). Проводят
26

наблюдение за субъективными
показателями в течение учебной недели и
оценивают его по соответствующим
критериям.
Анализируют динамику показателей
состояния организма в недельном режиме
и устанавливают связь с особенностями его
содержания.
Знакомятся с объективными показателями
индивидуального состояния организма и
критериями их оценивания (измерение
артериального давления, проба Штанге и
Генча).
Обучаются проводить процедуры
измерения объективных показателей и
оценивают текущее состояние организма в
соответствие со стандартными критериями.
Знакомятся с понятием «кондиционная
тренировка» и основными формами
организации её занятий. Знакомятся
с образцом конспекта тренировочного
занятия кондиционной направленности,
обсуждают его структуру и содержательное
наполнение.
Анализируют особенности динамики
показателей пульса при разных
по направленности занятиях кондиционной
тренировкой.
Обсуждают правила оформления учебных
заданий, подходы к индивидуализации
27

дозировки физической нагрузки с учётом
показателей состояния организма.
Разрабатывают индивидуальные планы
тренировочного занятия кондиционной
тренировкой и обсуждают их с учащимися
класса.
Участвуют в мини-исследовании.
Обсуждают информацию учителя о роли и
значении оценки физического состояния
при организации самостоятельный занятий
кондиционной тренировкой, знакомятся
с процедурами его измерения.
Обучаются проводить процедуру измерения
и определение индивидуального уровня
физического состояния с помощью
специальной формулы (УФС).
Определяют индивидуальные особенности
в уровне физического состояния и
выявляют отличия с помощью сравнения
с показателями таблицы стандартов.
Итого по разделу

В процессе
уроков
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1 ФизкультурноВ процессе Упражнения
оздоровительная
уроков
оздоровительной гимнастики
деятельность
как средство профилактики
нарушения осанки и органов
зрения, предупреждения
перенапряжения мышц

Определяют индивидуальную форму осанки
и знакомятся с перечнем упражнений
для профилактики её нарушения:
1) Упражнения для закрепления навыка
правильной осанки.
2) Общеразвивающие упражнения для
28

опорно-двигательного
аппарата при длительной
работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная
гимнастика как современные
оздоровительные системы
физической культуры: цель,
задачи, формы организации.
Способы индивидуализации
содержания и физических
нагрузок при планировании
системной организации
занятий кондиционной
тренировкой.

укрепления мышц туловища.
3) Упражнения локального характера на
развитие корсетных мышц.
Знакомятся и разучивают корригирующие
упражнения на восстановление правильной
формы и снижение выраженности
сколиотической осанки.
Разрабатывают и разучивают
индивидуальные комплексы упражнений с
учётом индивидуальных особенностей
формы осанки.
Составляют индивидуальные комплексы
упражнений зрительной гимнастики,
разучивают их и планируют выполнение в
режиме учебного дня.
Составляют индивидуальные комплексы
упражнений для профилактики напряжения
шейного и грудного отделов позвоночника;
разучивают их и планируют выполнение
в режиме учебного дня.
Знакомятся с основными типами
телосложения и их характерными
признаками.
Знакомятся с упражнениями атлетической
гимнастики и составляют из них комплексы
предметно-ориентированной
направленности (на отдельные мышечные
группы).
Разучивают комплексы упражнений
атлетической гимнастики и планируют их в
29

содержании занятий кондиционной
тренировкой с индивидуально подобранным
режимом физической нагрузки.
Знакомятся с основными направлениями
аэробной гимнастики и их функциональной
направленности на физическое состояние
организма.
Знакомятся с упражнениями аэробной
гимнастики и составляют из них комплексы
упражнений с предметно-ориентированной
направленностью.
Разучивают комплексы упражнений
аэробной гимнастики и планируют их в
содержании занятий кондиционной
тренировкой с индивидуально подобранным
режимом физической нагрузки.
Итого по разделу

В процессе
уроков
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика
14
Строевые упражнения. Висы
(Модуль
и упоры. Акробатика.
«Гимнастика»)
Комбинация из ранее
изученных элементов.
Опорные прыжки. Развитие
силовых способностей.
Прыжки через
гимнастическую скакалку на
месте и с продвижением.
Упражнения в равновесии

Изучают и анализируют образец техники
длинного кувырка, стойка на голове и руках
с помощью, выделяют и обсуждают
технические сложности в их выполнении.
Анализируют подводящие
и подготовительные упражнения для
качественного освоения техники длинного
кувырка и разучивают их.
Совершенствуют длинный кувырок с
разбега по фазам движения и в полной
координации.
30

(на бревне).

Участвуют в учебном диалоге:
консультации учителя по отбору и
самостоятельному обучению подводящих и
подготовительных упражнений;
последовательности освоение техники
кувырка на самостоятельных занятиях
технической подготовкой.
Изучают и анализируют образец техники
размахивания в висе на высокой
перекладине, выделяют и обсуждают
технические сложности в их выполнении.
Анализируют подводящие и
подготовительные упражнения для
качественного освоения техники
размахивания и разучивают их.
Разучивают технику размахивания
на гимнастической перекладине в полной
координации.
Участвуют в учебном диалог:
консультации учителя по обучению техники
размахивания на самостоятельных
занятиях технической подготовкой.
Совершенствуют и анализируют образец
техники соскока вперёд прогнувшись с
высокой перекладины и разучивают его в
сочетании с выполнением размахивания.
Контролируют технику выполнения соскока
другими учащимися, выявляют возможные
ошибки и предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
31

Составляют гимнастическую комбинацию
из хорошо освоенных упражнений и
разучивают её (не менее 10–12 элементов и
упражнений).
Контролируют технику выполнения
отдельных упражнений и комбинации в
целом другими учащимися, выявляют
возможные ошибки и предлагают способы
их устранения (обучение в группах).
Консультации учителя по отбору
упражнений и составлению
индивидуальной гимнастической
комбинации, определению
последовательности её самостоятельного
освоения и способам оценивания качества
технического выполнения.
Закрепляют и совершенствуют технику
упражнений ранее освоенной
гимнастической комбинации.
Наблюдают и анализируют технику
последовательного выполнения двух
кувырков, выясняют технические
трудности.
Составляют гимнастическую комбинациюиз
ранее освоенных упражнений и разучивают
её в полной координации.
Участвуют в учебном диалоге:
консультации учителя по отбору
упражнений и составлению
индивидуальной гимнастической
32

комбинации, определению
последовательности её самостоятельного
освоения и способам оценивания качества
технического выполнения.
Закрепляют и совершенствуют технику
упражнений ранее освоенной
гимнастической комбинации.
Разучивают комбинацию в равновесии.
Наблюдают и анализируют образец техники
выполнения стойки на колене с опорой на
руки, выясняют технические трудности.
Совершенствуют подводящие упражнения
на гимнастическом бревне.
Составляют гимнастическую комбинацию
на бревне из освоенных упражнений и
разучивают её (10–12 элементов и
упражнений).
Участвуют в учебном диалоге:
консультации учителя по отбору
упражнений и составлению
индивидуальной гимнастической
комбинации, определению
последовательности её самостоятельного
освоения и способам оценивания качества
технического выполнения.
Закрепляют и совершенствуют технику
упражнений ранее освоенной
гимнастической комбинации.
33

2.2

Легкая атлетика
(Модуль «Лёгкая
атлетика»)

15

Бег на короткие и длинные
дистанции. Челночный бег.
Метание гранаты на
дальность. Прыжки в длину с
места и разбега. Эстафетный
бег.

Наблюдают и анализируют технику
последовательного выполнения двух
кувырков, выясняют технические
трудности.
Составляют гимнастическую комбинацию
из ранее освоенных упражнений и
разучивают её в полной координации.
Участвуют в учебном диалоге:
консультации учителя по отбору
упражнений и составлению
индивидуальной гимнастической
комбинации, определению
последовательности её самостоятельного
освоения и способам оценивания качества
технического выполнения.
Рассматривают и уточняют образцы
техники беговых и прыжковых упражнений.
Совершенствуют технику бега на короткие
и длинные дистанцию, эстафетный бег.
Контролируют технику выполнения
легкоатлетических упражнений другими
учащимися, сравнивают их технику
с образцами и выявляют возможные
ошибки, предлагают способы их устранения
(обучение в группах).
Рассматривают и уточняют образец техники
метания спортивного снаряда(гранаты).
Контролируют технику выполнения
34

2.3

Зимние виды спорта
(Модуль «Лыжная
подготовка»)

20

2.4

Спортивные игры.
Баскетбол

9

Техническая подготовка
в передвижении лыжными
ходами по учебной
дистанции: попеременный
двухшажный ход,
одновременный одношажный
ход, бесшажный ход, способы
перехода с одного лыжного
хода на другой. Коньковый
ход. Спуски, подъемы,
торможения, повороты.
Техника выполнения
игровых действий:
вбрасывание мяча с лицевой
линии, способы овладения
мячом при «спорном мяче»,
выполнение штрафных
бросков. Подбор мяча с
атакой кольца. Техническая
подготовка в игровых
действиях: ведение,
передачи, приёмы и броски
мяча на месте, в прыжке,

метания спортивного снаряда другими
учащимися, сравнивают их технику с
эталонным образцом и выявляют
возможные ошибки, предлагают способы
их устранения.
Знакомятся с техникой выполнения
конькового хода. Анализируют способы
его выполнения. Совершенствуют образцы
техники передвижения лыжными ходами,
способы перехода с одного хода на другой.
Совершенствуют технику спусков,
подъемов, торможений, поворотов.

Знакомятся и анализируют образцы
техники вбрасывания мяча с лицевой
линии в игровыхи соревновательных
условиях.
Разучивают вбрасывание мяча в
стандартных условиях, анализируют
технику и исправляют ошибки
одноклассников (разучивание в парахи в
группах).
Знакомятся и анализируют образцы
техникиовладения мячом при
разыгрывании «спорного мяча» в игровых
35

после ведения Выполнение
правил 3–8–24 секунды в
условиях игровой
деятельности.
Закрепление правил игры в
условиях игровой и учебной
деятельности.

и соревновательных условиях. Разучивают
способы овладения мячом при
разыгрывании «спорного мяча»,
анализируют технику и исправляют
ошибки одноклассников (разучивание в
группах).
Знакомятся и анализируют образцы
выполнения техники штрафного броска в
игровых и соревновательных условиях.
Разучивают способы выполнения техники
штрафного броска в учебной и игровой
деятельности, анализируют технику
и исправляют ошибки одноклассников
(разучивание в группах).
Рассматривают и уточняют образцы
техники в ведении, передачах, приёмах
и бросках мяча на месте, в прыжке и после
ведения.
Контролируют технику выполнения
игровых действий другими учащимися,
сравнивают их технику с эталонными
образцами и выявляют возможные
ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
Совершенствуют технические действия
в тактических схемах нападения и защиты
(в условиях учебной игровой
36

2.5

Спортивные игры.
Волейбол.

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

Техника выполнения
игровых действий: Приемы и
передачи мяча, подачи мяча,
«постановка блока»,
атакующий удар (с места и в
движении). Тактические
действия в защите и
нападении.
Закрепление правил игры
в условиях игровой и
учебной деятельности.

деятельности).
Знакомятся с выполнением правил 3–8–24
секунд в условиях соревновательной
деятельности, обучаются использовать
правило в условиях учебной и игровой
деятельности.
Закрепляют технические и тактические
действия в условиях игровой и учебной
деятельности.
Совершенствуют технику приемов,
передачи и подачи мяча. Знакомятся с
техникой «постановки блока», находят
сложные элементы и анализируют
особенности их выполнения.
Разучивают подводящие упражнения
и анализируют их технику у
одноклассников, предлагают способы
устранения возможных ошибок.

68
68

37

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование
Количество
Программное содержание
разделов и тем
часов
учебного предмета
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1 Здоровый образ
В процессе Роль и значение адаптации
жизни современного
уроков
организма в организации
человека
и планировании мероприятий
здорового образа жизни,
характеристика основных
этапов адаптации.
Основные компоненты
здорового образа жизни и их
влияние на здоровье
современного человека.
Рациональная организация
труда как фактор сохраненияи
укрепления здоровья.
Оптимизация
работоспособности в режиме
трудовой деятельности.
Влияние занятий физической
культурой на профилактику и
искоренение вредных
привычек. Личная гигиена,
закаливание организма
и банные процедуры как

Основные виды деятельности
обучающихся
Участвуют в круглом столе.
Распределяются по группам и
выбирают темудля выступления из
числа предлагаемых:
1) Адаптация организма к
физическим нагрузкам как фактор
укрепления здоровьячеловека.
2) Характеристика основных этапов
адаптации и их связь с
функциональнымивозможностями
организма.
3) Правила (принципы) планирования
занятий кондиционной тренировкой с
учётом особенностей адаптации
организма к физическим нагрузкам.
Анализируют источники литературы
и составляют содержания выступления
по избранному вопросу и распределяют
задания между членами группы (анализ
и обобщение литературных источников;
подготовка презентации и доклада;
подготовка докладчиков и т. п.).
38

компоненты здорового образа
жизни.
Определение
индивидуального расхода
энергии в процессе занятий
оздоровительной физической
культурой.
Понятие «профессиональноориентированная физическая
культура», цель и задачи,
содержательное наполнение.
Оздоровительная физическая
культура в режиме учебной и
профессиональной
деятельности.
Взаимосвязь состояния
здоровья
с продолжительностью жизни
человека.
Роль и значение занятий
физической культурой
в укреплении и сохранении
здоровья в разных возрастных
периодах.

Обсуждают содержание и ход
подготовки выступления, организуют
проведение круглого стола и дискуссию
по обсуждаемым вопросам.
Участвуют в коллективной дискуссии.
Выбирают темы для дискуссии из числа
предлагаемых и обосновывают причины
выбора:
1) Здоровый образ жизни как
объективный фактор укрепления и
сохранения здоровья.
2) Рациональная организация труда как
компонент здорового образа жизни.
3) Занятия физической культурой как
средство профилактики и искоренения
вредных привычек.
4) Личная гигиена как компонент
здоровогообраза жизни.
5) Роль и значение закаливания в
повышении защитных свойств
организма.
6) Банные процедуры и их
оздоровительное влияние на организм
человека.
Подбирают и анализируют
необходимыйдля сообщения материал,
формулируют вопросы для дискуссии.
Обсуждают с одноклассниками
39

подготовленное сообщение, отвечают на
вопросы, отстаивая свою точку зрения.
Проводят мини-исследование.
Разрабатывают индивидуальную
таблицу суточного расхода энергии.
Рассчитывают суточный расход энергии
исходя из содержания индивидуального
режима дня и сопоставляют его
со стандартными показателями
энерготрат. Рассчитывают
индивидуальный расход энергии в
недельном учебном цикле, соотносят
его с требованиями должного объёма
двигательной активности.
Знакомятся с понятием «прикладноориентированная физическая культура»,
её целью и задачами, современными
направлениями, формами организации.
Обсуждают информацию учителя о
роли и значении профессиональноприкладнойфизической подготовки в
системе общего среднего и
профессионального образования,
рассматривают примеры её связи
с содержанием предполагаемой будущей
профессии.
Рассматривают вопросы организации
и содержания занятий профессионально
40

1.2

Профилактика
травматизма
и оказание первой
помощи во время

В процессе
уроков

Причины возникновения травм и
способы их предупреждения,
правила профилактики травм во
время самостоятельных занятий

- прикладной физической культурой в
режиме профессиональной
деятельности, их роль в оптимизации
работоспособности и профилактики
профессиональных заболеваний.
Участвуют в коллективной дискуссии.
Распределяются по группам и выбирают
вопросы для дискуссии:
1) Влияние занятий физической
культурой на физическое состояние
человека в разныевозрастные периоды.
2) Влияние занятий физической
культурой на продолжительность жизни
современногочеловека.
3) Измерения биологического возрастав
процессе организации и проведения
самостоятельных занятий
оздоровительнойфизической культурой.
Анализируют литературные источники,
готовят сообщения, обосновывают
личные взгляды и представления по
рассматриваемым вопросам.
Делают сообщения, отвечают на
вопросы, отстаивая свою точку зрения.
Знакомятся с видами ушибов и
выявляют иххарактерные признаки.
Знакомятся с общими правилами
оказанияпервой помощи при ушибах.
41

занятий физической
культурой

оздоровительной физической
культурой.
Способы и приёмы оказания
первой помощи при ушибах
разных частей тела
и сотрясении мозга, переломах,
вывихах
и ранениях, обморожении,
солнечном и тепловом ударах.

Распределяются по группам и в каждой
группе разучивают действия по
оказанию первой помощи при ушибах
определённой части тела: носа, головы,
живота, сотрясениямозга.
В каждой группе участники
тренируются в выполнении
необходимых действий,
контролируют выполнение друг друга,
помогают действиями и советами.
Каждая
группа
выделяет
своего
участника, который рассказывает и
показывает
учащимся
класса
разученные им действия, отвечает на
вопросы по оказанию первой
помощи при ушибе определённой части
тела. Участники
других
групп
тренируются в этих действиях, а
участники первой группы контролируют
правильность их выполнения.
Знакомятся с видами переломов и
вывихов и выявляют их характерные
признаки.
Знакомятся с общими правилами
оказания первой помощи при вывихах и
переломах. Распределяются по группам
и в каждой группе разучивают действия
по оказанию первой помощи при
42

переломах конкретной части тела: бедра;
голени; плеча
и предплечья; вывиха ключицы и кисти.
Каждая группа выделяет своего
участника, который рассказывает и
показывает учащимся других групп
разученные им действия, отвечает на
вопросы по оказанию первой
помощи при вывихах, переломах.
Участники других групп тренируются
в этих действиях, а участники первой
группы контролируют правильность
их выполнения.Знакомятся с видами
обморожения, проявлениями
солнечного и тепловогоударов.
Знакомятся с общими правилами
оказания первой помощи при
обморожении, солнечноми тепловом
ударах.
Распределяются по группам и в
каждой группе тренируются
действиям по оказанию первой
помощи при определённых видах
обморожения, солнечном и тепловом
ударах.Каждая группа выделяет своего
участника,
который рассказывает и показывает
учащимся других групп
43

разученные им действия по
оказанию первой помощи при
обморожении, солнечном и
тепловомударах.
Участники других групп тренируются
в этихдействиях, а участники первой
группы контролируют правильность
их выполнения.
Итоги по разделу

В процессе
уроков
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1 Современные
В процессе Релаксация как метод
уроков
восстановления после
оздоровительные
психического и физического
методы
напряжения, характеристика
и процедуры
в режиме здорового
основных методов, приёмови
образа жизни
процедур, правила их
проведения (методика
Э. Джекобсона, аутогенная
тренировка И. Шульца,
дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой,
синхрогимнастика по методу
«Ключ»).
Массаж как средство
оздоровительной физической
культуры, правила
организации и проведения

Знакомятся с понятием «релаксация»,
её оздоровительной и профилактической
направленностью, основными методами
и процедурами.
Знакомятся с методом Э. Джекобсона,
его оздоровительной и
профилактической направленностью,
правилами организации и основными
приёмами.
Тренируются в проведении метода
Э. Джекобсона, обсуждают состояния
организма после его применения
с одноклассниками.
Знакомятся с методом аутогенной
тренировки, обсуждают его
оздоровительную и профилактическую
направленность, правила организации и
проведения.
Разучивают текстовки аутогенной
44

процедур массажа. Основные
приёмы самомассажа, их
воздействие на организм
человека.
Банные процедуры,
их назначение и правила
проведения, основные способы
парения.

тренировки и упражняются в
проведении её сеансов разной
направленности.
Проводят сеансы аутогенной
тренировки и обсуждают с
одноклассниками состояния, которые
вызывает каждый из сеансов.
Знакомятся с сеансом дыхательной
гимнастики, её оздоровительной
и профилактической направленностью,
правилами организации и проведения.
Разучивают дыхательные упражнения,
контролируют технику выполнения друг
у друга, находят ошибки и предлагают
способы их устранения.
Выполняют сеансы дыхательной
гимнастики и обсуждают с
одноклассниками состояния, которые
они вызывают.
Знакомятся с основами
синхрогимнастики по методу «Ключ»,
обсуждают её оздоровительную и
профилактическую направленность,
правила организации и проведения.
Разучивают упражнения
синхрогимнастики и контролируют
технику их выполнения друг у друга,
находят ошибки и предлагают способы
их устранения.
Выполняют комплекс
45

2.2

Самостоятельная
подготовка
к выполнению
нормативных
требований
комплекса «Готов к
труду и обороне»

В процессе
уроков

Структурная организация
самостоятельной подготовкик
выполнению требований
комплекса «Готов к трудуи
обороне», способы
определения направленностиеё
тренировочных занятий

синхрогимнастики и обсуждают с
одноклассниками состояния, которые он
вызывает.
Знакомятся с видами и разновидностями
массажа, их оздоровительными
свойствами, правилами проведения
процедур массажа и гигиеническими
требованиями.
Знакомятся с информацией учителя
об оздоровительных свойствах банных
процедур, обсуждают их
целесообразность в организации
здорового образа жизни.
Делятся опытом посещения банных
процедур, рассказывают об устройствах
парильных комнат, расположениях
каменки и пологов, гигиенических
требованиях к помещению.
Знакомятся с правилами поведения
в парильной комнате и подготовке к
парению. Анализируют основные этапы
парения, их продолжительность и
содержательную направленность.
Знакомятся с правилами организации
и планирования тренировочных занятий
самостоятельной подготовкой,
анализируют особенности планирования
их содержания и распределения по
учебным циклам (четвертям).
Знакомятся со способами определения
46

в годичном цикле. Техника
выполнения обязательных
и дополнительных тестовых
упражнений, способы их
освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая
подготовка и особенности
планирования её
направленности
по тренировочным циклам,
правила контроля
и индивидуализации
содержания физической
нагрузки.

функциональной направленности
тренировочных занятий, обсуждают
роль и место педагогического контроля
в планировании их содержания.
Знакомятся с техникой выполнения
обязательных и дополнительных
тестовых заданий комплекса ГТО,
обсуждают и выявляют сложные их
элементы и структурные компоненты.
Составляют план технической
подготовки, определяют объём
необходимого времени для разучивания
и совершенствования каждого тестового
задания. Обучаются и совершенствуют
технику тестовых заданий, сравнивают
её с требованиями комплекса ГТО.
Демонстрируют технику выполнения
тестовых заданий друг другу, выявляют
ошибки и предлагают способы их
устранения.
Участвуют в индивидуальной проектной
деятельности практического характера.
Определяют цель и конечный
планируемый результат физической
подготовки, формулируют задачи и
приросты показателей в физических
качествах по учебным четвертям.
Знакомятся с основными мышечными
группами и приёмами их массирования.
Обучаются приёмам самомассажа
47

основных мышечных групп,
контролируют их выполнение другими
учащимися, предлагают им способы
устранения ошибок.
Проводят процедуры самомассажа в
системе тренировочных занятий,
отрабатывают отдельные его приёмы на
уроках физической культуры.
Подбирают средства и методы
достижения запланированных приростов
показателей в физических качествах,
планируют их в системной организации
тренировочных занятий в годичном
цикле.
Проводят тренировочные занятия
по развитию запланированных
физических качеств, вносят коррекцию в
содержание и направленность
физических нагрузок. Демонстрируют
результаты в тестовых испытаниях в
условиях учебной и соревновательной
деятельности.
Итого по разделу

В процессе
уроков
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1 ФизкультурноВ процессе Упражнения для профилактики
оздоровительная
уроков
острых респираторных
деятельность
заболеваний, целлюлита,
снижения массы тела.

Разучивают упражнения для
профилактики острых респираторных
заболеваний и подбирают для них
индивидуальную дозировку.
48

Стретчинг и шейпинг как
современные оздоровительные
системы физической культуры:
цель, задачи, формы
организации. Способы
индивидуализации содержания и
физических нагрузок при
планировании системной
организации занятий
кондиционной тренировкой.

Объединяют упражнения в комплекс и
выполняют его в системе
индивидуальных оздоровительных
мероприятий.
Знакомятся с популярными системами
снижения массы тела, определяют их
общность и различия, устанавливают
правила подбора и дозирования
физических нагрузок. Знакомятся с
методикой расчёта индекса массы тела
(ИМТ), определяют его индивидуальные
значения и сравнивают со стандартными
показателями.
Разучивают технику упражнений
для снижения массы тела и подбирают
их дозировку в соответствии с
показателями ИМТ.
Разрабатывают индивидуальный
комплекс упражнений, включают его в
систему оздоровительных мероприятий
и выполняют под контролем измерения
ИМТ.
Знакомятся с проявлением целлюлита,
причинами его появления и практикой
профилактики.
Разучивают упражнения для
профилактики целлюлита и выполняют
их в системе индивидуальных
оздоровительных мероприятий.
Знакомятся с историей шейпинга как
49

оздоровительной системы, обсуждают
различия и общность шейпинга
с атлетической гимнастикой, выясняют
его цель и содержательное наполнение.
Обсуждают правила подбора
упражнений и технику их выполнения с
учётом индивидуальных особенностей
физического развития и здоровья.
Разучивают комплексы упражнений
силовой гимнастики и включают их в
содержание занятий кондиционной
тренировкой.
Знакомятся с историей стретчинга как
оздоровительной системой, выясняют
его цель и содержательное наполнение.
Обсуждают правила подбора
упражнений и технику их выполнения с
учётом индивидуальных особенностей
физического развития и здоровья.
Разучивают комплексы упражнений по
программе стретчинга и включают
их в содержание занятий кондиционной
тренировкой.
Итого по разделу

В процессе
уроков
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
Строевые упражнения. Висы и
2.1 Гимнастика
14
(Модуль
упоры. Акробатика. Комбинация
«Гимнастика»)
из ранее изученных элементов.
Опорные прыжки.
Развитие

Составляют и осуждают комбинацию по
акробатике, в равновесии, в висах и
упорах из ранее изученных элементов.
Совершенствуют технику опорного
50

2.2

Легкая атлетика
(Модуль «Лёгкая
атлетика»)

15

2.3

Зимние виды спорта
(Модуль «Лыжная
подготовка»)

20

силовых способностей. Прыжки
через гимнастическую скакалку.
Упражнения в равновесии (на
бревне). Гимнастическая полоса
препятствий.
Бег на короткие и длинные
дистанции. Челночный бег.
Метание гранаты на дальность.
Прыжки в длину с места и
разбега. Эстафетный бег.

Техническая подготовка
в передвижении лыжными
ходами по учебной дистанции:

прыжка.
Составляют и выполняют
гимнастическую полосу препятствий с
использованием различного спортивного
инвентаря.
Совершенствуют технику беговых и
прыжковых упражнений.
Совершенствуют технику бега на
короткие и длинные дистанцию,
эстафетный бег.
Контролируют технику выполнения
легкоатлетических упражнений другими
учащимися, сравнивают их технику
с образцами и выявляют возможные
ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
Рассматривают и уточняют образец
техники метания спортивного снаряда
(гранаты).
Контролируют технику выполнения
метания спортивного снаряда другими
учащимися, сравнивают их технику
с эталонным образцом и выявляют
возможные ошибки, предлагают
способы их устранения.
Совершенствуют технику выполнения
лыжных ходов.
Совершенствуют элементы тактики
51

2.4

Спортивные игры.
Баскетбол

9

2.5

Спортивные игры.
Волейбол.

10

попеременный двухшажный ход,
одновременный одношажный
ход, бесшажный ход, способы
перехода с одного лыжного хода
на другой. Коньковый ход.
Спуски, подъемы, торможения,
повороты.
Повторение правил игры
в баскетбол, соблюдение ихв
процессе игровой деятельности.
Совершенствование основных
технических приёмов
и тактических действий
в условиях учебной и игровой
деятельности.

Повторение правил игры
в баскетбол, соблюдение ихв
процессе игровой деятельности.
Совершенствование основных
технических приёмов
и тактических действий
в условиях учебной и игровой
деятельности.

лыжных гонок: распределение сил на
дистанции, лидирование, обгон,
финиширование. Переход с хода на ход
в зависимости от условий дистанции и
состояния лыжни. Технику спусков,
подъемов, торможений, поворотов.
Знакомятся с выполнением технических
приёмов известных баскетболистов,
обсуждают тактические действия и
игровые комбинации ведущих команд
страны и мира. Закрепляют и
совершенствуют технические приёмы и
тактические действия в вариативных
условиях учебной деятельности.
Соблюдают правила игры в процессе
игровой деятельности, принимают
участие в спортивных соревнованиях
Знакомятся с выполнением технических
приёмов известных волейболистов,
обсуждают тактические действия
и игровые комбинации ведущих команд
страны и мира.
Закрепляют и совершенствуют
технические приёмы и тактические
действия в вариативных условиях
учебной деятельности.
Соблюдают правила игры в процессе
52

игровой деятельности, принимают
участие в спортивных соревнованиях.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68
68

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».