22 ЭК литература 10

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по литературе»
10 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Ефимова О.Л.,
учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по литературе » составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
 Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Общая характеристика элективного курса
Учебный курс рассчитан на обучающихся 10 класса и призван помочь выпускникам
подготовиться к государственной итоговой аттестации. Программа учебного курса позволяет
организовать подготовку к выполнению всех заданий первой и второй части контрольноизмерительных материалов (КИМ) по литературе:
- заданий с кратким ответом и заданий с развернутым ответом (5-10 предложений) на основе
анализа фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения;
- заданий с кратким ответом и заданий с развернутым ответом (5-10 предложений) на основе
анализа стихотворения, басни, баллады;
- сочинения на литературную тему.
Каждое из занятий практикума содержит общие (теоретические) вопросы подготовки к
выполнению заданий и практическую часть, предполагающую анализ конкретных текстов, ответы на
тестовые задания, написание и анализ творческих работ. В каждой теме выделены основные термины и
понятия, знание которых необходимо для ЕГЭ. Перечень художественных произведений к учебным
занятиям педагог может подобрать самостоятельно с учетом подготовки конкретной группы учащихся
или воспользоваться рекомендациями составителей курса.
Общая цель курса: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
развитие личности в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное произведение,
понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно, характеризовать
культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и собственный идеал.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к произведениям литературы;
- усвоить курс школьной программы;
- расширить круг чтения учащихся;
- обучить анализу художественного текста;
- обогатить словарный запас;
- развить навыки изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развить навыки обобщения информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений;
- подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Согласно учебному плану на изучение курса «Практикум по литературе» отводится в 10 классе –
34 часа.
2. Содержание учебного курса
Знакомство с экзаменационной моделью. Основные понятия: инструкция, кодификатор,
критерии проверки и оценивания заданий с развернутым ответом.

Литературоведческая азбука (на основе повторения курса основной школы). Художественная
литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ.
Художественное время и пространство. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его
воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Пафос. Фабула. Сюжет. Конфликт. Стиль. Проза и поэзия. Историко- литературный процесс.
Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм,
постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, романэпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия,
послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии
развития действия. Лирическое отступление. Система образов. Автор-повествователь. Образ автора.
Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Интерьер. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.
Ремарка. «Вечные темы», «Вечные образы» в литературе. Речевая характеристика героя; диалог,
монолог, внутренняя речь. сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного
произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет,
метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация и ассонанс.
Система стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм.
Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Литературная критика.
Совершенствование письменной речи: система заданий для профилактики речевых
ошибок. Виды речевых ошибок. Грамматические ошибки. Тавтология. Паронимы. Стилевая окраска.
Просторечные слова. Англицизмы. Штампы. Синонимы. Контекстуальные синонимы.
Задания к фрагменту эпического, лиро-эпического, драматического произведения.
Авторская позиция. Тезис. Аргумент. Пересказ текста. Мещанство. Анализ текста. Фактические
ошибки. Речевые ошибки. Опорные слова. Эпизод. Фрагмент. Констатирующая часть. Второстепенные
персонажи. Персонаж. Образ. Резонер. Праведник. Драма. Развитие действия. Ремарка. Реплика.
Диалог, монолог. Портрет. Художественная деталь. Редактирование текста.
Задания к лирическому произведению. Лирический сюжет. Лирическая поэма. Авторская
позиция. Тезис, аргумент. Пафос. Пейзаж. Мотив. Пересказ текста. Фактические ошибки. Речевые
ошибки. Опорные слова. Констатирующая часть. Лирическое стихотворение. Лирический герой. Песня,
элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет. Рифма, строфа. Фигура речи. Инверсия, повтор, анафора.
Сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон. Звукопись: аллитерация,
ассонанс, размер. Композиция (кольцевая).
Обобщение.
3.Планируемые результаты освоения элективного курса
Достижение данной цели и задач способствует формированию следующих компетенций:
общекультурной, литературоведческой, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
Личностные результаты:
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)
Метапредметные результаты:
 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
 Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов.
Предметные результаты:
 составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии
литературного произведения и его фрагментов;
 понимание авторской позиции;

 выявление и осмысление роли изобразительно-выразительных средств языка в единстве с
идейно-композиционной характеристикой произведения;
 совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих
мыслей и чувств на языке литературоведения;
 обоснованная аргументация собственной точки зрения;
 интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

В результате изучения элективного курса «Практикум по литературе» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
-особенностям подготовки к ЕГЭ по литературе (нормативные документы, регламентирующие
проведение ЕГЭ, структура и спецификация контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по
литературе);
- понимать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературнокритические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать
основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных
произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему
образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт,
художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи
(эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза),
особенности жанра;
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- составлять конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно писать сочинение на заданную тему;
- оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды
художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ,
поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм,
акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.)
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом
ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и
композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
4. Тематическое планирование
Раздел

1.
Знакомство
экзаменационной
моделью

Кол- Характеристика основных видов деятельности обучающихся
во
часов
с

2

2.Литературоведческая
азбука

5

Знать основные этапы развития литературы.
Уметь
конспектировать лекцию учителя. Объяснять на конкретных
примерах роль и место русской литературы в контексте мировой
литературы. Демонстрировать на примерах взаимосвязь между
литературой и другими видами искусства.
Давать определение критического реализма, прослеживать его
влияние на развитие культуры. Уметь определять место литературы
критического реализма в литературном процессе этого периода.
Приводить примеры конкретных произведений и их авторов. Уметь
составить синхронистическую таблицу работ писателей.

3. Совершенствование
письменной
речи:
система заданий для
профилактики
речевых ошибок.

3

Уметь составлять конспект, тезисный план. Уметь определять тип
ошибки.

4.Задания к фрагменту
эпического,
лироэпического,
драматического
произведения.

3

Уметь составлять конспект, тезисный план. Уметь приводить
цитаты, тезисы в качестве аргументов в собственных устных и
письменных высказываниях на литературную тему.

5.
Задания
лирическому
произведению

3

Уметь составлять конспект, тезисный план. Уметь приводить
цитаты, тезисы в качестве аргументов в собственных устных и
письменных высказываниях на литературную тему.

1

Уметь создавать работу в форме итогового сочинения, соблюдая
необходимые требования к жанру, содержанию, объёму и т. д.

6. Обобщение.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

к

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ЕГЭ. Литература: универсальный справочник / Л.А.Скубачевская, Т.В. Надозирная, Н.В.
Слаутина. – М. : Яуза -пресс, 2013.
Крутецкая. В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 -11 классы. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2013. – 288 с. – (Серия «Средняя школа»).
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации для
образовательных организаций. – М: Просвещение, 2015.
Красовская С.И. Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся образовательных
организаций. – М: Просвещение, 2015.
Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2018.
Сайт ФИПИ: https://fipi.ru/
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»: http://www.gramota.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».