29 ЭК Химия 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по химии»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Урядникова С.Н..,
учитель химии

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2022г.

г. Костомукша – 2022

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии» для 11 класса разработана в
соответствии с требованиями и на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. с
изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС СОО
МБОУ КГО «Гимназия».
Данная программа направлена на изучение отдельных разделов химии, связанных с изучением
различного рода задач, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает теоретическое решение
задач, практическое их выполнение и экспериментальную проверку результатов вычислений. Для
решения одних задач четко заданы значения масс и объемы реактивов, для решения других требуется
вначале конкретизировать условия задачи, проведя необходимые измерения, а лишь потом производить
расчет, третьи задачи можно решить только экспериментальным путём. При этом учащиеся, с одной
стороны, углубляют свои знания по определенной теме, а с другой — расширяют представления о
химии сведениями, важными в общеобразовательном отношении.
Решение расчетных задач – очень важный элемент в изучении химии. Эти задачи часто
вызывают большие трудности у учащихся. Основная цель курса – оказать помощь тем, кто изучает
химию, выработать подход к решению. В элективном курсе представлены полезные упражнения и
достаточно простые расчетные задачи, а также задания повышенной сложности. Именно такие задания
ожидают абитуриентов на вступительных экзаменах в ВУЗах. Задания охватывают все разделы
школьной программы и программы для поступающих в ВУЗы.
Цель данного курса – познакомить обучающихся с различными типами химических задач и
показать алгоритмы их решения, научить решать задачи типовые (с использованием химических
формул, химических уравнений, вычисление концентрации раствора) и задачи повышенного уровня
сложности.
Задачами данного курса являются:
1. Развитие знаний по решению химических задач по химическим формулам и химическим
уравнениям, полученных во время изучения базовых курсов.
2. Расширение представлений учащихся о задачах повышенного уровня сложности.
3. Формирование дополнительных способов и алгоритмов решения химических задач.
4. Формирование познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 17 часов.

2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация
ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,

нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- понимать и объяснять целостность химической теории, различать границы ее применимости и место в
ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей
протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и
доказательств;
- самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез,
рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные химические задачи с опорой как на
известные химические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих химических закономерностей
и законов;
- объяснять условия применения химических моделей при решении химических задач, находить
адекватную предложенной задаче модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и
при помощи методов оценки.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности,
используя химические законы, а также уравнения, связывающие химические величины;
- анализировать границы применимости химических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
- формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
- использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические
методы для обработки результатов эксперимента.

3. Содержание курса
Основные расчётные задачи в химии
Роль расчётных и экспериментальных задач в окружающей действительности и их взаимосвязь с
другими предметами.
Моль — единица измерения вещества. Количество вещества
Молярная масса, молярный объём, число Авогадро. Нахождение количества вещества, зная массу,
объём или число молекул (частиц) вещества.
Преобразование формул: простые приёмы.
Нахождение массы, объёма или числа молекул, зная количество вещества. Нахождение массы вещества,
зная его объём и другие взаимообратные операции.
Расчёты по уравнениям реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или
объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.
Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы.. Определение веществ с
помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых
изменений процессов. Определение органических и неорганических веществ, находящихся в разных
склянках без этикеток, с использованием и без дополнительных реактивов. Осуществление цепочки
превращений неорганических веществ.
Задачи на избыток и недостаток. Простые задачи на избыток, недостаток и задачи, в которых вещество,
взятое в избытке, взаимодействует с каким-либо компонентом реакционной системы. Взаимодействие

растворов соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащих известные массы реагирующих
веществ,определение избытка реагента с помощью индикатора.
Решение тестовых заданий на основе и по материалам ЕГЭ
Массовая и объёмная доли. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление
массовой доли растворённого вещества и растворимости веществ. Вычисление объёмной доли газа в
смеси газообразных веществ. Состав воздуха. Взвешивание хлорида натрия на технохимических весах.
Приготовление раствора
хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида
натрия с помощью мерного цилиндра и определение его плотности с помощью ареометра
Вычисления с использованием величины массовой доли примеси.
Расчеты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции.
Задачи с использованием величины выхода продукта реакции.
Использование алгоритмов. Задачи на растворы. Способы решения задач: синтетический и
аналитический способы. Общий алгоритм решения задач на растворы.
Задачи в органической химии. Определение молекулярной формулы вещества.
Общие формулы классов органических соединений. Написание общих уравнений реакций в
органической химии. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
Определение молекулярной формулы вещества по общей формуле класса, на основе общего уравнения
реакции. Определение молекулярной формулы органического вещества по продуктам его горения
(разложения) - традиционный тип задач по органической химии, родившийся еще в прошлом веке из
повседневной экспериментальной практики химика-аналитика.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Качественная реакция. Её использование в органической химии. Составление рационального план
идентификации химических соединений.
Задачи на осуществление цепочки химических превращений органических соединений.
Генетическая связь органических соединений. Программа деятельности по решению цепочек
превращений органических соединений.
Задачи в неорганической химии
Определение состава и массы полученной смеси (с учётом непрореагировавших количеств веществ,
удалённых газообразных веществ, выпавших осадков).
Изменение массы пластинки
Алгоритм при решении задач на изменение массы пластинки. Составление уравнения и определение
изменения массы пластинки при растворении 1 моль металла. Определение реального изменения массы
пластинки (из текста задачи). Определение количества вещества металла, перешедшего в раствор.
Вычисление изменения массы пластинки.
Скорость химической реакции
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации,
температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные.
Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их
функционирования
Химическое равновесие
Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения
химического равновесия .
Гидролиз солей. Гидролиз по катиону. Гидролиз по аниону. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз в
несколько ступеней. Среда образующихся слабых электролитов.
Электролиз. Катод и катодный процесс. Анод и анодный процесс. Схема электролиза. Решение задач, в
которых в качестве химического процессе происходит электролиз.
Генетическая связь между классами соединений.
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о
генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла.
Особенности генетического ряда в органической химии.
Решение задач из Открытого банка заданий ЕГЭ

4. Тематическое планирование

№
п\п
1
2
3

Раздел, тема

Количество часов

Основные расчётные задачи в химии
Задачи в органической химии
Задачи в неорганической химии

8
3
6

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Габриелян О.С., Деглина Н.Е. Программа элективного курса: экспериментальное решение задач по
химии — М.:Дрофа
2. Габриелян О.С. Общая химия: задачи и упражнения – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
3. Гудкова А.С. 500 задач по химии – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
4. Задачи Всероссийских олимпиад по химии / Под ред. В.В. Лунина – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. –
480 с.
5. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1987.
– 80 с.
6. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
7. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. – М.: ООО «Издательство
Оникс», 2006. – 176 с.
8. Радецкий М.А. Дидактические материалы по химии. 10-11 класс. Издательство: Просвещение. 2018
год.
9. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. Раздел «Органическая химия». 10-11 класс. Тренировочная тетрадь.
Задания и решения. Издательство: Легион. 2018 год.
10. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. Раздел «Общая химия». 10-11 класс. Тренировочная тетрадь. Задания
и решения. Издательство: Легион. 2018 год.

1.

2.
3.
4.

Дополнительная литература
Рябов М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии 10-11 классы. К учебнику Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс», «Химия. 11 класс». ФГОС. Издательство:
Экзамен. 2018 год.
Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. 10-11 класс. Тематический тренинг. Задания базового и
повышенного уровней сложности. Издательство: Легион. 2018 год.
Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. 10-11 класс. Задания высокого уровня сложности. Издательство:
Легион. 2018 год.
Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. Предметные олимпиады. Химия. 8-11 классы.
ФГОС. Издательство: Учитель. 2018 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».