35 ЭК Актуальные вопросы истории 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «31» августа 2022 года № 152 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Актуальные вопросы истории»
11 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик:
Насонкова И.А.,
учитель истории

Обсуждена и согласована
на МО
Протокол №1 от 31.08.2022г.

г. Костомукша
2022г.

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории» в МБОУ КГО «Гимназия»
составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. с
изменениями и дополнениями);
 Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, реализующего ФГОС
СОО МБОУ КГО «Гимназия»;
 Историко-культурного стандарта Отечественной истории.
Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение,
дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие
темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные.
На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в
обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов
государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало
поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах
и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало
появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки,
формированию единого культурно-исторического пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования
личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках
новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом.
Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, - трудности усвоения
фактического материла, являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания
фактического материала невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их
последующим объяснением, понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти
трудности определяются особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия
конкретно каждым учащимся.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием
между необходимостью рассмотрения всех аспектов исторического пути России, необходимого для
подготовки к ЕГЭ, и недостаточной возможностью освещения всех проблемных тем в рамках учебного
предмета, а также отсутствием достоверной информации по ряду вопросов.
Преодоление данной проблемы возможно при условии овладения обучающимися алгоритмами работы с
историческими материалами и понятиями в рамках систематических занятий.
Программа элективного курса обеспечивает:
 удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
 общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего
образования;
 развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы;
 углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида
деятельности;
 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет
преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может
использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной
организации.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов
философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность
различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное
отношение к дискуссионным проблемам истории;

воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого
многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе
патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии
шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;

формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления
закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и
уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических
источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения
исследовательских задач.

развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода
осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с
учетом принципов научной объективности и историзма.
Общая характеристика курса
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении
наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского государства. Ключевую роль
играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов,
специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных,
социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль в процессе самоидентификации
личности, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического
восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по
отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных
действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению
и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления
учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными
типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися
собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Критерий
качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить
изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений,
развитием коммуникативной культуры учащихся.
Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе.
Место элективного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (11 класс). Объем всего курса составляет 34 часа, 1 час в
неделю. Количество учебных недель – 34.

2.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты:

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося;

усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;


воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;

формирование представления о территории и границах России, знание основных
исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и
культурных традиций;

формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою
страну;

формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;

воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической
толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;

развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;

формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные:
 развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение к ней;
 формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату,
так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
 формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности;
 формирование умений работать в группе;
 формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;
 формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
 приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности;
 создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
 формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы,
тексты.
 усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой
аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения,
звука, ссылок между разными информационными компонентами).

 формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей
и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях,
ситуациях моделирования и проектирования.
 формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
 формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие
из исследования выводы;
 формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
 формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
 формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
 формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
 формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
 формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе
имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или
несколькими источниками;
 формирование умения давать определения понятиям;
 формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
 формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию,
 формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Предметные:
Выпускник научится:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;

 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов,
интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке
их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности;

определять место и время создания исторических документов;

проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения
и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и
ведущих зарубежных стран;

понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;

представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;

анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;

обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;

применять полученные знания при анализе современной политики России.

3.
Содержание элективного курса
Тема 1. «Откуда есть пошла Русская земля…» 4 часа
Версии происхождения славян. Характерные особенности жизни, быта и ментальности праславян.
Норманнская теория и ее современная трактовка. Версии происхождения термина «Русь».
Дохристианские славянские верования. Заповеди язычества. Легендарный период. Первые князья: кто
они? Становление и характер древнерусского государства. Первая религиозная реформа: «за» и
«против». Истоки княжеских усобиц. Характерные особенности культуры Киевской Руси. Древняя Русь
в системе международных отношений.
Тема 2. «Раздрася вся русская земля» (Русские земли в условиях феодальной раздробленности») 4
часа
Историки о причинах усиления независимости отдельных княжеств. Удивительные судьбы: Я.Мудрый,
Ю.Долгорукий, А.Боголюбский, В.Мономах. Феодальная раздробленность: «за» и «против».
Особенности княжеств и земель в период раздробленности.
«Незваный гость хуже татарина». Ранняя история монголов. Проблема складывания монгольского
государства. Личность Чингисхана. Причины побед монгольского войска. Историки о последствиях
монгольского ига. «Меч на Западе, мир – на Востоке» - стратегия выживания Александра Невского.
Судьбоносный выбор Невского: «за» и «против».

«Чтобы свеча не погасла» - проблема влияния ига на культуру и менталитет русских людей.
Тема 3. «Первое известье о Москве» (проблемы складывания Московского царства)
5 часов
Историки о причинах возвышения Москвы. Нравственный и политический аспекты в оценке
деятельности Ивана Калиты. Современная историческая наука о роли и значении Куликовской битве.
Феодальная война 2-й четверти XV века и ее последствия.
Присоединение Новгорода: «за» и «против». Иван III – «разумный самодержец»? «Стояние на Угре:
стратегический расчет или малодушие?
Особенности формирования русского централизованного государства. Московская Русь и европейская
цивилизация.
«Москва - Третий Рим, и четвертому не бывать» - прообраз национальной идеологии.
Тема 4. «Русь – корабль, перед ней океан…» (Московское царство – сословно-представительная
монархия (1480-1700)» 5 часов
Споры историков об оценке личности Ивана Грозного. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
Опричнина в оценке историков. Режим деспотического самодержавия его последствия для
последующей истории.
Смута как кризис московской государственности. Независимое расследование гибели царевича
Дмитрия. Удивительные судьбы: Б.Годунов, И.Сусанин, Гермоген, Кузьма Минин-Сухорук,
Д.Пожарский.
Установление крепостного права в России: причины, сущность, последствия. Восстание С.Разина: благо
или зло.
Проблема раскол русской церкви. Удивительные судьбы: Аввакум, Никон. Старообрядчество и его
традиции.
Духовная, повседневная жизнь и мироощущение людей в Московском государстве. Проблема
дифференциация, Вестернизация в культурной жизни.
Тема 5. «Россию поднял на дыбы…» (Россия императорская, евразийская, Петербургская (17001861) 5 часов
Проблема модернизации России при Петре Первом. Становление абсолютной монархии, и ее
особенности. Вестернизация России: благо или зло? Историки о правлении Петра Первого.
Судьба Петровских реформ в период дворцовых переворотов. Кондиции – попытка создания
представительной монархии? Противоречивость политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины
Великой.
«Благородный рыцарь на троне» - противоречивый император Павел Первый.
«Властитель слабый и лукавый… «(или почему не пошла «перестройка» у Александра I»).
«Дон-Кихот самодержавия» или реакционер на троне (споры о личности Николая I).
Тема 6. «Модернизация Российской империи (1861-1917 гг.)» 5 часов
Историки о предпосылках крестьянской реформы. Модернизация Российской империи: цели, задачи,
проблемы, противоречия. Личность и трагедия царя-освободителя.
Какая Россия нужна россиянам: общественное движение в пореформенный период. Удивительные
судьбы: А.Желябов, С.Перовская, К.Победоносцев. Философское и социальное наследие Герцена.
Сложность и противоречивость мировоззренческой программы Герцена. Дискуссия в историографии о
типологии общественно-политической программы Чернышевского. Нечаев и его роль в революционном
движении.
Теоретики народнической доктрины.
Переломный характер 60-70-х годов. Тенденции в развитии землевладения и землепользования.
Сельская община в пореформенную эпоху. Дискуссии в исторической литературе о характере
крестьянской общины. Факторы, сдерживающие капиталистическую модернизацию пореформенной
деревни.
Источники и историография внутренней политики правительства 80-90-х годов. Предпосылки перехода
к политике “консервативной модернизации”. Личность Александра III. Реформы и контрреформы.
Истоки и сущность «золотого века» русской культуры.
Тема 7. «Крушение императорской Россия. Россия современная » 7 часов
Штрихи к социальному портрету России: кто и почему шел в революцию. Путь России и советский
проект: от февраля до октября 1917 г.

Демократия и диктатура пролетариата: споры продолжаются.
«Проект Ленина» - путь к обрыву или к спасению?
Траектории советской культуры.
Советский строй: тип общества и тип государства.
Суть модернизации 30-х годов. Современный взгляд на советский тоталитаризм.
Духовная жизнь и ментальность советского человека: какой социализм построили в СССР.
СССР в системе международных отношений: историография обстановки накануне войны.
Разрушение образа Великой Отечественной войны как операции холодной войны против СССР.
Приоритеты социально-экономического развития СССР после смерти Сталина. Попытки модернизации
советского общества: «за» и «против».
Современная историческая мысль о сущности и последствиях «перестройки».
Современная Россия: проблемы и перспективы развития.

4.
№п/п

Тематическое планирование
Темы

Количество
часов
4

1

Тема 1. «Откуда есть пошла Русская земля…»

2

Тема 2. «Раздрася вся русская земля» (Русские земли в условиях феодальной 4
раздробленности»)
Тема 3. «Первое известье о Москве» (проблемы складывания Московского
5
царства)
Тема 4. «Русь – корабль, перед ней океан…» (Московское царство – сословно5
представительная монархия (1480-1700)

3
4

5

Тема 5. «Россию поднял на дыбы…» (Россия императорская, евразийская,
Петербургская (1700-1861)

5

6

Тема 6. «Модернизация Российской империи (1861-1917 гг.)»

5

7

Тема 7. «Крушение императорской Россия. Россия современная»

7

ИТОГО

34
5.

Описание учебно-методического обеспечения

Список основной литературы:
1..История России с древнейших времен до начала 21 века. Данилов А.А., Косулина Л.Г., под редакцией
ТоркуноваЛ.С.6-9 класс/М.: «Просвещение».
2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3 ч./
под ред. А.В. Торкунова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2020.
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго
поколения/М.: Просвещение, 2011. – 342 с.;
4.Примерная программа по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/
М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты
второго поколения / М.: «Просвещение»,2011- стр.48.
Список дополнительной литературы:
1.Балязин В. ''Занимательная история России. Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М.,
2007
2.Балязин В. ''Занимательная история России. 1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007

3.Кадневский В.М. ''Тесты. История России с древнейших времен до конца Х V I I I века 6 -7 и 10
классы''. Дрофа; М., 2008
4.Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство
«Экзамен», 2007. – 320с.
5. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009
Электронные пособия:
1.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
2.
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
3.
Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009
4.
Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)».
5.
Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».
6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.
7. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История», 2007
8. Кадневский В. «История России. Тестовый комплекс», 2007

1.
2.
3.

Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Сайты учителей истории и обществознания:
1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича предназначен для учителей истории и
права.
2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны.
3.http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
4.http://pari1977.narod.ru/index.htm - сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.
5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.
6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт учителя истории Бочарова А.Ю.
7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В.
8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.
9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».