3 Литературный практикум 10 класс.

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Литературный практикум»
10 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Ефимова О.Л..,
учитель русского языка и литературы

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.







Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературный практикум» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Литература»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература»,
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».

Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Общая характеристика курса
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная
модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как
высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность,
незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует
формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей —
необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого,
способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общая цель курса: формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций
обучающегося, позволяющих использовать знания особенностей протекания литературных процессов,
текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование
коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи курса:
- овладение обучающими основополагающими теоретико-литературными понятиями;
- пробуждать интерес к произведениям литературы;
- расширить круг чтения учащихся;
- обучить анализу художественного текста;
- развить навыки изложения мыслей в устной и письменной форме;
- подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса «Литературный практикум» отводится в 10 классе 34 часа.
2. Содержание учебного курса
Особенности итогового сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок.
Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом
художественного произведения при подготовке к сочинению.
Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических
сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.
Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр ученического сочинения.

Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения.
Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.
Как работать с черновиком и планом сочинения.
Как анализировать художественное произведение.
Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).
Технология написания сочинения: урок-практика.
Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды.
Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.
Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.
Итоговое сочинение.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Достижение данной цели и задач способствует формированию следующих компетенций:
общекультурной, литературоведческой, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
Личностные результаты:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;

Предметные результаты:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о
стилистических ресурсах языка;
- владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и
факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
- владение различными приемами редактирования текстов;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической речевой деятельности;
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в
процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретиколитературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях
других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики .
В результате изучения курса «Литературный практикум» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературнокритические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать
основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных
произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов
и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, художественной
детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение,
олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- составлять конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно писать сочинение на заданную тему;
- оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды
художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма
и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,
футуризм и др.); стихотворные размеры.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.)
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом
ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и
композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Формы обучения:

-урок-практикум
- урок-лекция.
4. Тематическое планирование
№
п.п

Тема

1

Сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация
ошибок.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа
над текстом художественного произведения.
Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры
ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений.

1

1

9

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического
сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического
сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

10
11

Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр ученического сочинения.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1
1

12

Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения.

1

13

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

14

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

1

15

Как работать с черновиком и планом сочинения.

1

16

Как анализировать художественное произведение.

1

17

1

18

Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).
Технология написания сочинения: урок-практика.

19
20

Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды.
Технология написания сочинения: урок-практика.

1
1

21

Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть.

1

22

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

23

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

24
25

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.

1
1

26

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением.

1

27

Как работать над речевым
грамматические ошибки).

2
3
4
5
6
7
8

Кол-во
часов

оформлением

сочинения

(фактические,

речевые,

1
1
1
1

1
1
1

1

1

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические
ошибки).
Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические
ошибки).
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы
литературного языка.

1

31
32
33

Итоговое сочинение.
Итоговое сочинение.
Редактирование и рецензирование сочинений.

1
1
1

34

Резервный урок.

1

28
29
30

1
1

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и
эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
2.Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
3.Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л.
Гаспаров. – азбука, 2001.
4.Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие для учителейсловесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с.
5.Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система.
/ Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
6.Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы
художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».