3 офп

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка»
5-9 классы
5 лет
срок реализации

Разработчики: Чистяков А.С.
Давыдова Е.М.
Матвийчук В.В.,
учителя физкультуры
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для 5 - 9
классов разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура»,

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия»;

программы Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол» под редакцией Г. А. Колодницкого,
В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. - М.: Просвещение, 2012;

программы внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. М.: Просвещение, 2013г.

программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под
редакцией В. И. Лях - М.: Просвещение, 2012;
Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется:

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности;

интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в
совместную с педагогом и другими детьми деятельность;

в воспитании учащихся: потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности
и укрепления здоровья. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие
психических процессов и свойств личности.
Цель программы:
укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств
(силы, быстроты, выносливости, ловкости и др.), формирование культуры общения со сверстниками,
самостоятельности в двигательной деятельности.
Задачи программы:

повысить уровень двигательной активности;

способствовать физическому, психическому развитию детей;

развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;

вызвать интерес к занятию «Общая физическая подготовка».
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся школы в области
физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной
программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика
сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры
учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов:
литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Общая физическая
подготовка» для 5 - 9 классов отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Позитивное отношение учащихся к самому знанию как общественной ценности будет
вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому
способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры,
самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать

становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической
культуре.
В результате занятий в 5 - 9 классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:

формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение
социальной роли обучающего;

развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями
развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
По окончании года обучения учащиеся должны:
1. Выполнять упражнения
общефизической
подготовки, использовать
их в планировании
кондиционной тренировки;
2. Демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях
учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство из освоенных видов (баскетбол и
волейбол);
3. Выполнять упражнения на быстроту, выносливость, силу и др.;
4. Выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры,
использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом
развитии и физическом совершенствовании.

3. Содержание курса внеурочной деятельности
Учебный материал программы распределен по классам и разделам:
Раздел 1. Теоретическая подготовка (в процессе занятий)
Правила игры в баскетбол. Организация и судейство соревнований по баскетболу. Жестикуляция судей.
Правила техники безопасности при занятиях баскетболом. Технико-тактические действия в защите и в
нападении.
Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей.
Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в
нападении.
Раздел 2. Практическая подготовка (34ч)
Баскетбол (17 часов):
освоение техники передвижений: стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и
т. д.);
освоение техники ловли и передачи мяча: ловля и передача мяча на месте и после перемещений, в
встречных колоннах, при параллельном движении, передачи мяча в прыжке, передачи мяча в парах,
тройках;
освоение техники ведения мяча: ведение мяча на месте и в движении, ведение мяча при
сближении с соперником, ведение мяча на скорость с остановкой и передачей. Соединение ведения с
ловлей мяча;
овладение техники броска в кольцо: с места и в движении;
овладение тактикой игры в нападении: быстрый прорыв;
овладение техники защиты: зонная и личная защита игроков;
овладение игрой: учебная игра в баскетбол с заданиями и по правилам игры.
Волейбол (17часов):
освоение техники передвижений: стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и
т. д.);
освоение техники приемов и передач мяча: передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и
после перемещений, передачи над собой и перед собой, в встречных колоннах через сетку с переходом
в конец противоположной колонны, передачи мяча в прыжке через сетку, передачи мяча сверху и снизу
стоя боком, спиной к цели, передачи мяча в парах в движении:
освоение техники подачи мяча и приема подач: нижняя прямая подача, верхняя прямая подача,
верхняя и нижняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием
подачи через сетку:
освоение техники прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания
мяча партнером, нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3;
овладение тактикой игры в нападении: выполнение подач в определенные зоны. Групповые
действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4.
Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков;
овладение тактикой игры в защите: выбор способа приема мяча, взаимодействие игроков задней
линии с игроками передней линии;
овладение игрой: учебная игра в волейбол с заданиями и по правилам игры.
Формы проведения занятий:
подвижные игры;
игры с элементами волейбола и баскетбола.
соревнование;
эстафеты;
игровые упражнения;
однонаправленные занятия;
комбинированные занятия;
работа в парах, группах;

индивидуальная работа (разбор ошибок).
Методы:
словесные (рассказ учителя, инструктаж, беседа. обсуждение);
наглядные;
метод расчлененного упражнения;
метод целостного упражнения;
метод строго-регламентированного упражнения;
метод частично-регламентированного упражнения;
повторный метод;
метод активизации;
игровой;
соревновательный;
круговой.
Основные формы учета внеурочной деятельности обучающихся:

контрольные испытания;

проведение соревнований;
Программный материал сгруппирован по преимущественному воздействию на соответствующие
двигательные способности и умения. У учащихся закладывается база для дальнейшего роста: развитие
быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы технической
подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в парах, тройках.
Обязательными условиями построения занятий являются четкая организация и разумная
дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя;
обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических
принципов.
Программа «Общая физическая подготовка» способствует укреплению здоровья, повышению
физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровье сбережению, снятию
психологического напряжения. Улучшение физических качеств учащихся происходи непосредственно
через спортивные игры (баскетбол и волейбол). На занятиях ученики выполняют различные беговые
(бег с изменением направления и скорости) и прыжковые (прыжки через скамейку, через линию на
одной и двух ногах и т.д.) упражнения. Учувствуют в играх на развитие координации и скорости
мышления. Выполняют упражнения с мячами, что способствует развитию ловкости.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На
этом этапе у учеников формируется такое важное качество, как осознание собственных действий,
самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
4. Тематическое планирование курса «Общая физическая подготовка»
Программа курса состоит из 2 тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Разделы курса
5-9 класс
Раздел 1 «Теоретическая подготовка»

В процессе занятий

Раздел 2 «Практическая подготовка»

34 ч.

Волейбол

17 ч.

Баскетбол

17 ч.

Учебно-методическое обеспечение
1. Волейбол. Москва «физкультура и спорт» 2014 г., авт.: А.Г. Фурманов.
2. Физическая культура. 5-11 классы. Министерство образования Республики Карелия автор: С.В. Зуев –
Петрозаводск: Verso, 2011г.
3. Как играть в баскетбол. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 2015. авт.:В.А. Гомельский.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».