4 кружок ЮИД 5Б

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности
«Юные инспектора движения»
5 класс
классы

1 года
срок реализации

Разработчик: Горналова Л.В.,
преподаватель-организатор ОБЖ

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;

рабочей программы по учебному предмету «ОБЖ»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «ОБЖ»;

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется:

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности;

интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность
в совместную с педагогом и другими детьми деятельность;

в эстетическом воспитании учащихся: понимание взаимозависимости счастливого юношества
и безопасного личного поведения в повседневной жизни;

в физическом воспитании учащихся: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Цели и задачи
Работа кружка строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

безопасное поведение учащихся на дорогах;

понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты своей жизни и своего здоровья
как индивидуальной ценности;

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

выработка у учащихся личностной позиции и отрицательного отношения к нарушению правил
дорожного движения.
Общая характеристика учебного курса
Курс кружка «ЮИД» предназначен для:

формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни на улицах и дорогах, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и
угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с
учётом своих возможностей.
Программа кружка включает два логически взаимосвязанных раздела, содержание которых
составляет область знаний, охватывающих теорию и практику поведения человека на улице и дорогах, а
также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Кружок «ЮИД» предназначен для
воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности на
улице и дорогах, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы,
разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Основными принципами обучения кружка «Юные инспектора движения» являются:

сознательность, активность и самостоятельность;

системность, последовательность и комплексность;

прочность формирования знаний, умений и навыков;

групповой и индивидуальные подход в обучении.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов
позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения:
Словесные методы – это лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с
учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.
Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов
посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц,
схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов
(образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, презентаций.
Практические методы обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся:

метод упражнения: упражнения, тренировка.

метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки;
фото-, видеосъемка;

практические занятия: экскурсии, рейды, участие в акциях, выступление перед учащимися
начальной школы, отработка приемов оказания первой медицинской помощи.
Формы проведения занятий:

Теоретические знания (вербальная информация, излагаемая на основе современных
педагогических технологий). Лекции и круглые столы с использованием мультимедийных и
компьютерных технологий, показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных
компьютерных программ.

Самостоятельная творческая работа обучающихся (выполнение заданий, обучающих и
развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной, безопасной
ориентации в дорожной сфере). Задания по составлению простых и сложных кроссвордов по
тематике безопасности дорожного движения, изучение иллюстраций с выявлением нарушителей
правил дорожного движения или определения типичных опасных дорожных ситуаций и пути выхода
из них.

Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного
поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр и
специальных упражнений. Сюжетные и ролевые игры по правилам дорожного движения;
моделирование ситуаций на магнитной доске, работа в автогородке.

Проектная деятельность.

Массовые мероприятия. Соревнования, театрализованные представления, познавательноразвлекательные программы, конкурсные программы, игры-путешествия, олимпиады.

Встречи с представителями ГИБДД. Круглые столы, участие в конкурсе «Безопасное колесо»,
беседы, профилактические акции, рейды
Место кружка в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана
Гимназии.
Ценностные ориентиры содержания кружка
В качестве ценностных ориентиров кружка «Юные инспектора движения» выступают объекты,
направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации на дороге и в случае их наступления правильно
действовать.

Регулятивные ценностные ориентиры:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, стараясь выбирать
наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

Познавательные ценностные ориентиры:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения познавательных задач;

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге, в том числе
оказание доврачебной помощи пострадавшим.
Коммуникативные ценностные ориентиры:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли вовремя и при ликвидации дорожно-транспортных происшествий.


2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность личности на дорогах;

формирование потребности соблюдать основы безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и
в чрезвычайных ситуациях;


приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных
технологий;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации дорожно-транспортных происшествий;.

формирование духовно-нравственных качеств учащихся для оказания само- и взаимопомощи
на дороге.
Предметные результаты:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций на дороге;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя,
наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций, возникающих на дорогах;

знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умения оказывать первую медицинскую помощь;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


3. Содержание кружка «Юные инспектора движения»
Модуль I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях на дороге (23ч.)
Раздел I. Правила дорожного движения. (23 ч.)
Тема 1. История создания отрядов ЮИД (1 ч.)
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира
отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза. Выбор
редколлегии, печатного органа отряда.
Тема 2. Безопасность на дорогах (12ч)
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация
дорожного движения. Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия:
участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды
пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.
Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).
Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков (п. 13 ПДД).
Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.
Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД).
Движение через ж/д переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных
транспортных средств (п. 18 ПДД).

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19 ПДД), применение
спецсигналов (п. 3 ПДД).
Тема 3. Обязанности пешеходов (4ч.)
Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Разбор ситуацийловушек. Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги
Тема 4. Обязанности водителей (6 ч.)
Классификация велосипедов. Общее устройство велосипеда. Основные части велосипеда, их
назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
Маневрирование, обгон. Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и
остановке. Перестроение (п. 8 ПДД). Расположение транспортных средств на проезжей части.
Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге, дороге с тремя полосами
движения (п. 9 ПДД). Обгон, встречный разъезд (п. 11 ПДД).
Буксировка, перевозка людей и грузов (п. 24).
Модуль II. Основы медицинских знаний (11 ч.)
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (11 ч.)
Тема 5. Первая медицинская помощь и правила её оказания
Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая помощь при переломах.
Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее проведения, особенности иммобилизации
при различных повреждениях.
Раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное).
Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок.
Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах. Первая помощь при ожогах.
Комплектация индивидуальной аптечки.
Обморок, стресс. Тепловой и солнечный удары. Холодовая травма.
Алгоритм оказания помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечнолегочная реанимация. Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

4. Тематическое планирование
№
модуля
раздела,
темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М- I

Безопасность и защита человека в опасных
ситуациях на дороге
Правила дорожного движения.

23

Р-1

23

Тема 1

История создания отрядов ЮИД

1

Тема 2

Безопасность на дорогах

12

Тема 3

Обязанности пешеходов

4

Тема 4

Обязанности водителей

6

М-П
Р-2
Тема 5

Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
Основы медицинских знаний и
оказания первой помощи.
Первая медицинская помощь и правила её
оказания
Всего часов

11
11
11
34

5.

Учебно- методическое обеспечение


Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе/ Е.А.Воронова. Изд.2-е – Ростов н/Д:
Феникс, 2006.

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!». –
Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил
дорожного движения/ авт.-сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова, С.В.Кашлева – 3-е изд. доп. и исправ. М.: Глобус, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».