9 ЭК Многообразие живых организмов 7

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Многообразие живых организмов»
7класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Почепко Г.А.,
учитель биологии

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Многообразие живых организмов» для 7 классов в МБОУ КГО
«Гимназия» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по многообразию жизни на Земле. Изучение
многообразия живых организмов на краеведческом материале.
Задачи:
1. Изучать многообразие жизни на Земле.
2. Использовать при изучении многообразия органического мира местный материал (природа Карелии).
3. Организовывать практическую, лабораторную и игровую деятельность учащихся.
4. Формировать ценностные ориентации по отношению к природе своего края, прививать навыки
культуры поведения в природе.
Место учебного курса в учебном плане
Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год в 7 классе.
Общая характеристика учебного курса
В состав кружка входит дополнительный материал по многообразию живых организмов. Учащиеся
получат возможность, познакомится с разнообразием флоры и фауны Карелии в различных формах:
проектах, играх, лабораторных и практических работах.
Ценностные ориентиры содержания
Познавательные:
ценность научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценность биологических методов исследования живой и неживой природы;
Коммуникативные:
правильность использования биологической терминологии и символики;
развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях
Ценностные:
эстетических ценности, предполагающие воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам
живой природы.

2.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
личностные результаты:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной
литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи,

планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении
результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Предметные результаты:
характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений
(водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том
числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология,
бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений,
среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения,
семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные,
бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям,
схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии
по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных
растений;
определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или
цветковых) с помощью определительной карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии,
в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов,
лишайников;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному
плану; делать выводы на основе сравнения;
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для
растений;
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных
сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека; понимать причины и знать
меры охраны растительного мира Земли;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной
деятельности человека и его повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, физике,
географии, технологии, литературе, и технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами
искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами,
лишайниками, описывать их; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и
обобщения информации из нескольких (2—3) источников; преобразовывать информацию из одной
знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела
биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.

3.

Содержание программы кружка

Тема№1 Основные принципы биологии. 2часа.
Свойства жизни. Клетка - основа жизни. Закон поверхности и объема клетки. Неизбежность
возникновения многоклеточных. Уровни организации жизни. Классификация живых организмов.
Многообразие природы Карелии. Экскурсия: Многообразие природы Карелии. Игра. Кто есть кто?
(по многообразию организмов).
Тема№2 Вирусы. Прокариоты. 2часа
Самые простые организмы. Вирусы, их строение. ДНКовые и ретровирусы (ВИЧ). Механизмы
проникновение вирусов в клетку. Гипотезы возникновения вирусов. Вирусные заболевания.
Респираторные заболевания в Карелии и их профилактика. Прокариотические организмы - бактерии.
Строение клеток бактерий. Жизнедеятельность прокариот. П/ц. Прокариот: Настоящие бактерии,
Оксифотобактерии, Архибактерии. Бактериальные заболевания.
Игра. Чья болезнь? (вирусные и бактериальные заболевания).
Тема№3 Истенноядерные организмы - эукариоты. 2 часа.
Отличие эукариот от прокариота. Царство: Грибы. Грибы - организмы, растущие в одном измерении.
Высшие и низшие грибы. Совершенные и несовершенные. Классификация грибов (Зигомицеты;
Аскомицеты; Дейтеромицеты: Базидиальные грибы). Миксомицеты (слизевики) - грибы, умеющие
передвигаться. Грибы Карелии. Лишайники - организмы симбионты. Биологическая роль лишайников.
Лишайники Карелии.
Тема№4 Растения. 8часов.
Самые простые растения - водоросли. Классификация водорослей по пигментам (12 отделов). Основные
отделы: Зеленые; Золотистые; Бурые; Диатомовые; Красные. Растения без цветов. Особенности высших
растений. Талломические и листостебельные мхи. Группа папоротникообразных растений:
Папоротниковидные; Плауновидные; Хвощевидные - растения, у которых появились корни.
Тайнобрачные растения в Карелии. Отдел Голосеменные. Хвойные и лиственные голосеменные
растения. Покрытосеменные растения. Основные органы цветковых растений. Принципы классификации
цветковых растений. Голосеменные и цветковые растения Карелии. Игра. Магистр Флоры (многообразие
и строение растений).
Тема№5 Одноклеточные и беспозвоночные животные. 6 часов.
Животные, состоящие из одной клетки - простейшие. Корнежгутиковые. Споровики, Кокцидии,
Инфузории. Первые Многоклеточные животные: Пластинчатые, Губки, Кишечнополостные,
Гребневики. Самые простые трехслойные, двусторонне -симметричные животные: Тип Плоские черви
(Ресничные, Сосальщики, Ленточные). Тип Круглые черви (Нематоды, Волосатики, Коловратки).
Гельминты. Кольчатые черви -первые вторичнополостные животные (Многощетинковые,
Малощетинковые, Пиявки) Многообразие червей в Карелии. Тип Членистоногие (Ракообразные,

Паукообразные, Насекомые. Многоножки). Вымершие членистоногие - трилобиты. Членистоногие
Карелии. Тип Моллюски (Брюхоногие, Двухстворчатые, Головоногие). Лабораторная работа.
Простейшие животные. Игра. Муха - цокотуха (Тип Членистоногие).
Тема№6 Вторичноротые животные. Иглокожие и Хордовые. 10 часов
Наши дальние родственники - первые вторичноротые. Тип Иглокожие (морские лилии, звёзды, ежи,
голотурии). Тип Погонофоры. Глубоководные биоценозы. Тип Хордовые (П/т. Личиночнохордовые, П/т.
Бесчерепные, П/т. Позвоночные). Рыбы - жители воды. Классы Хрящевых и Костных рыб. Животные
вышедшие на сушу - земноводные. Хвостатые, бесхвостые и безногие земноводные. Анамнии. Первые
амниоты, бывшие владыки Земли - рептилии. Отряды пресмыкающихся: Клювоголовые, Черепахи,
Чешуйчатые, Крокодилы. Немногочисленные земноводные и пресмыкающиеся Карелии. Покорители
воздуха - птицы. Класс Птиц, отряды: Килевые; Килевые нелетающие; Бескилевые. Цари природы млекопитающие. Класс Млекопитающих (Первозвери, Яйцекладущие, Плацентарные). Птицы и
млекопитающие Карелии.
Лабораторная работа. Ланцетник под микроскопом.
Игра. Кто есть, кто? (многообразие хордовых животных).
Игра. Птичий базар (птицы Карелии).
Игра. Тараканище. (многообразие животных).
Игра. Магистр Фауны (знание животного мира).
Заключение. 4 часа.
Эволюция органического мира. Охрана флоры и фауны Карелии. Заповедные места Карелии.
Многообразие органического мира.

4.

Тематическое планирование

№

Тема

1

I Основные принципы биологии
Свойства и уровни жизни.

2

Многообразие органического мира.

3
4

II Вирусы. Прокариоты
Самые простые организмы? Вирусы.
Прокариоты. Бактерии.

5
6
7
8
9
10
11
12

III Истинноядерные организмы- эукариоты
Царство Грибов. Великие терпеливцы - лишайники.
Великие терпеливцы - лишайники.
1VРастения
Самые простые растения- водоросли.
л/р: Многообразие водорослей
Высшие споровые - мхи. У кого появились корни Папоротникообразные.
У кого появились корни - Папоротникообразные.
Голосеменные.
Покрытосеменные. Органы цветкового растения.

Практическая часть. Краеведческий
компонент.
Флора и фауна Карелии. Игра: «Кто есть
кто?»
экскурсия6 «Живые организмы на
школьном участке»
Осторожно грипп! Игра: «Чья болезнь?»
Кто живет в нашем холодильнике?

Грибы Карелии.
Лишайники Карелии.

Болота Карелии.
Споровые растения Карелии.
Голосеменные Карелии.
Цветковые растения Карелии.

14

Принципы классификации покрытосеменных
растений. Двудольные и однодольные растения.
Семейства двудольных и однодольный растений

15
16
17
18
19
20

V Одноклеточные и Беспозвоночные животные
Животные, состоящие из одной клетки.
Губки. Кишечнополостные. Гребневики.
Плоские и Круглые черви.
Кольчатые черви.
Тип Моллюски
Тип Членистоногие.

21
22

VI Вторичноротые животные. Иглокожие и
Хордовые.
Первые вторичноротые - Иглокожие. Погонофоры
Игра:» кто есть кто?»
Тип Хордовые: Асцидии. Ланцетники. Круглоротые. л/р: Ланцетник под микроскопом

13

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Хрящевые рыбы.
Костные рыбы.
Вышедшие на сушу - Земноводные.
Первые амниоты-рептилии.
Покорители воздуха- Птицы.
Многообразие птиц
Цари природы- Млекопитающие.
Игра: «Тараканище» (животные)
VI Заключение
Многообразие и охрана флоры Карелии.
Многообразие и охрана фауны Карелии.
Заповедные места Карелии
Экскурсия: «Многообразие органического мира»

5.

Цветковые растения Карелии Игра:
«Магистр Флоры»
л/р: Простейшие
Осторожно гельминты!
Моллюски Карелии
Игра: «Муха – Цокотуха» (Насекомые)

Рыбы Карелии
Земноводные Карелии.
Пресмыкающиеся Карелии.
Игра: «Птичий базар»
Млекопитающие Карелии

Игра: «Магистр Флоры»
Игра: «Магистр Фауны»
Виртуальная экскурсия

Учебно-методическое обеспечение:

1. Медников Б.М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994
2. Сонин Н.И. Биология.Многообразие жывых организмов. Учебник 7 класс М.: Дрофа.2017
3. Биологические исследования. ОАО «Центр МНТП».М.2017








Ресурсы для дистанционных форм обучения.
http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «Дрофа»
Российская электронная школа
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – http://www.vschool.km.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников – http://www.fipi.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».