10 Физика в природе 7

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Физика в природе»
7 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчики: Коржак А.В.
учитель физики
Боккин А.С.,
учитель физики

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в природе» для 7 класса разработана в
соответствии с требованиями и на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО
«Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «Физика»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика»,
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся,
коммуникативных качеств личности.
Цели реализации программы:
 создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся.
 расширение кругозора, развитие у учащихся интереса к физике, астрономии (астрофизике) как
науке.
 развитие исследовательских навыков, выполнение научно-исследовательских работ.
Задачи реализации программы:
 формирование осознанных мотивов учения;
 формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики
и в повседневной жизни;
 формирование основ научного мировоззрения;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики;
 формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и
инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных;
 развитие навыков учащихся работы с научно-популярной литературой, умений практически
применять физические знания в жизни,
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Физика в природе».
Курс предназначен для ознакомления учащихся 7 классов с широким кругом явлений физики, с
которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия должны
способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы.
Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста.
Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам,
сказкам. Особое внимание уделяется решению физических задач разного типа. В процессе занятий
учащиеся будут выполнять лабораторные работы, простые опыты, изготовят ряд самодельных
приборов.
Курс погружает учащихся в мир современной науки, рассказывает о роли ученых в развитии
мировой науки. В рамках курса учащиеся осваивают новый материал, не получая готовые ответы, а
прослеживая в процессе решения задач появление новых математических понятий и методов. Этот
подход развивает исследовательские навыки.
Освоение курса «Физика в природе» направлено на развитие навыков решения физических
задач, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание
условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных,
информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с

объективными реалиями жизни. Данный курс способствует формированию у обучающихся умений
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования
и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы.
Рабочая программа направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности
и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного,
проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности.
Место курса внеурочной деятельности «Физика в природе» в учебном плане
Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» отводит 17 часов для изучения данного курса на
уровне основного общего образования. В 7 классе из расчета 0,5 учебного часа в неделю.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Физика в природе»
Личностные результаты:
 сформированные познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности
обучающихся;
 убежденность в познании природы, в необходимости разумного использования достижений науки
и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как к элементу общественной культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
 мотивированная
образовательная
деятельность
обучающих
на
основе
личностноориентированного подхода;
 формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующему современному уровню развития
науки и практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе общеобразовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья
людей, правил поведения на транспорте и на дороге;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановке целей планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умение предвидеть, возможные результаты своих действий;
 умение самостоятельно планировать пути своих достижений, целей
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной и символической форме, выделять основное содержание прочитанного текста, находить
в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
 умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи;
 развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли;
 освоение действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения
проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Физика в природе»
I. Физика и ее творцы (2 ч)
Роль личности в развитии науки. Биографии и достижения некоторых ученых, внесших вклад в
формирование физики как науки: Архимед, И. Ньютон, Б. Паскаль, Э. Торричелли. Российские
ученые – интеллектуальное богатство нашей страны. Методы научного исследования физических
явлений.
II. Из чего все состоит? (2 ч)
Ох уж эти молекулы. Откуда все взялось? Земля, вода, воздух и огонь.
III. Как и почему движутся тела? (5 ч)
Механическое движение на Земле и во Вселенной. Относительность движения. Силы упругости,
тяготения, трения в нашей жизни. Способы расчета сил и их применение при решении задач. Жизнь
без тяготения. Трение дома и на улице.
Экспериментально-исследовательские работы.
1. Исследование: проверка гипотезы – при скатывании шарика по наклонной плоскости время
скатывания зависит от массы шарика.
IV.
Что и как производит давление? (3 ч)
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Путешествие по дну воздушного
океана.
Практические работы: конструирование.
2. Действующая модель фонтана.
V. Почему что-то тонет, а что-то плавает? (3 ч)
Выталкивающее действие жидкостей и газов. Легенда об Архимеде. Дирижабли. Современное
судостроение и самолетостроение.
Экспериментально-исследовательские работы.
3. Гидростатическое взвешивание.
VI. Как увеличить или уменьшить силу? (1 ч)
Простые механизмы. Строительство пирамид в древнем Египте.
VII. Итоговое занятие. (1 ч)

4. Тематическое планирование

Темы курса, содержание работы

Кол- во
часов

Основные виды учебной деятельности
ученика

Физика и ее творцы (2 ч)
Роль личности в развитии науки.
Излагать свои мысли, обосновывать свою
Биографии и достижения некоторых
точку зрения, воспринимать и анализировать
ученых, внесших вклад в формирование
мнения;
физики как науки: Архимед, И. Ньютон, Б.
приобретать
опыт
письменной
Паскаль, Э. Торричелли. Российские
коммуникации;
ученые – интеллектуальное богатство
оценивать значения различных параметров;
нашей
страны.
Методы
научного
использовать
различные
источники
исследования физических явлений.
информации;
выстраивать свою будущую образовательную
Темы проектов:
траекторию в аспекте профессионального
Сделайте презентацию (по материалам
самоопределения;
художественных произведений, на основе
оценивать успехи России;
анализа
живописи,
современного
кинематографа,
мультипликационных
фильмов), демонстрирующую проявление
различных физических явлений.

Из чего все состоит? (2 ч)
Ох уж эти молекулы.
работать
с
различной
информацией;
Откуда все взялось?
теоретически моделировать и проверять
Земля, вода, воздух и огонь.
экспериментально применять законы
оценивать значения различных параметров;
использовать
различные
источники
информации;
применять знания к решению физических
задач на уровне оперирования следующими
интеллектуальными операциями: понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
обобщение,
систематизация
Как и почему движутся тела? (5 ч)
Механическое движение на Земле и во
выполнять эксперименты, обосновывающие
Вселенной. Относительность движения.
теорию;
проводить
системноСилы упругости, тяготения, трения.
информационный анализ
Способы расчета сил и их применение при
демонстрировать позитивное отношение к
решении задач. Жизнь без тяготения.
познавательным ценностям
Трение дома и на улице.
формулировать цель исследования, выдвигать
Экспериментально-исследовательские
гипотезы,
находить
средства
работы.
доказательства/опровержения их
Исследование: проверка гипотезы – при
выстраивать
устную
и
письменную
скатывании
шарика
по
наклонной
коммуникации;
плоскости время скатывания зависит от
выявлять взаимосвязи между научными
массы шарика.
открытиями, развитием технологией и
людьми, участвующими в этих процессах
применять знания к решению физических
задач на уровне оперирования следующими
интеллектуальными операциями: понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,

оценивать
достоверность
данных,
полученных в физическом эксперименте
Что и как производит давление? (3 ч)
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
оперировать
информацией/знаниями
в
Атмосферное давление. Путешествие по
предметном,
межпредметном
и
дну воздушного океана.
метапредметном контекстах
Практические работы: конструирование.
экспериментально доказывать гипотезы
Действующая модель фонтана.
использовать
цифровую
технику
при
проведении физических экспериментов
соблюдать требования техники безопасности
проводить теоретическое исследование;
классифицировать объекты;
выстраивать
свою
образовательную
траекторию при освоении определенного
блока физической информации;
доказывать
факты/утверждения
в
межпредметном контексте;
проводить системно-информационный анализ
применять знания к решению физических
задач на уровне оперирования следующими
интеллектуальными операциями: понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
обобщение.
Почему что-то тонет, а что-то плавает? (3 ч)
Выталкивающее действие жидкостей и
применять знания к решению физических
газов. Легенда об Архимеде. Дирижабли.
задач на уровне оперирования следующими
Современное
судостроение
и
интеллектуальными операциями: понимание,
самолетостроение.
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
Экспериментально-исследовательские
обобщение.
работы.
теорию;
проводить
системноГидростатическое взвешивание.
информационный анализ
демонстрировать позитивное отношение к
познавательным ценностям
формулировать цель исследования, выдвигать
гипотезы,
находить
средства
доказательства/опровержения их
выстраивать
устную
и
письменную
коммуникации.
Как увеличить или уменьшить силу? (1 ч)
Простые
механизмы.
Строительство
применять знания к решению физических
пирамид в древнем Египте.
задач на уровне оперирования следующими
интеллектуальными операциями: понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
обобщение, систематизация
Итоговое занятие (1 ч)
осознавать
и
развивать
определенные
личностные качества и способности с целью
будущего
профессионального
самоопределения;

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для учащихся.

Я. И. Перельман «Занимательная физика.» 1 и 2 часть – М.: Наука, 1991 г.
Г.Ф. Меледин «Физика в задачах» – М.: Наука, 1990 г.
Пособия для учителя:
Блудов М.И. «Беседы по физике.» В 3-ч частях – М.:Наука, 1984;
Никулова Г.А., Москалев А.Н. «Физика. Задачник.» М.: Экзамен., 2019.
Лабораторное оборудование:
Оборудование

Название л/р
Экспериментальноисследовательские работы

Комплекты лабораторного
оборудования по механике

Кол-во
+

Цифровые образовательные ресурсы:
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по
образованию. http://www.ed.gov.ru/
Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/
В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/
РОП. Каталог справочно-информационных источников http://www.school.edu.ru/
Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/
Все образование Интернета http://all.edu.ru/
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Каталоги
Электронные бесплатные библиотеки http://allbest.ru
Электронная библиотека статей по образованию http://www.libnet.ru/education/lib/ Электронная
библиотека «Наука и техника» http://n-t.org/
Методические материалы
Сайт для учащихся и преподавателей физики. http://www.fizika.ru/
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе»)
http://www.uroki.ru/
Периодические издания в Интернет
http://archive.1september.ru/mat/
Сайт Учительской газеты http://www.ug.ru/
Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio
Живая физика https://www.int-edu.ru/content/posobiya-umk-zhivaya-fizika

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Роль личности в развитии науки.
Российские ученые – интеллектуальное богатство нашей страны.
Ох уж эти молекулы.
Откуда все взялось? Земля, вода, воздух и огонь.
Механическое движение на Земле и во Вселенной.
Исследование: проверка гипотезы – при скатывании шарика по наклонной плоскости время
скатывания зависит от массы шарика.
Силы упругости, тяготения, трения в нашей жизни.
Способы расчета сил и их применение при решении задач.
Жизнь без тяготения. Трение дома и на улице.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Атмосферное давление. Путешествие по дну воздушного океана.
Конструирование действующей модели фонтана
Выталкивающее действие жидкостей и газов. Легенда об Архимеде.
Дирижабли. Современное судостроение и самолетостроение.
Гидростатическое взвешивание.
Простые механизмы. Строительство пирамид в древнем Египте.
Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».