12 Флора и Фауна 8

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

Флора и Фауна Карелии
8 класс
1 год
срок реализации

Разработчик:
Куцина Г.Л. учитель биологии.
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1.







Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Флора и Фауна» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»;
рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология»;
рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».

Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса обучающихся,
эстетической и экологической культуры, наблюдательности и практических навыков.
Данная цель будет реализовываться путем решения следующих задач:
1.
расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и
разнообразия растительных и животных организмов на примере объектов живой природы Республики
Карелия как составной части живого планеты;
2.
формирование умения давать характеристику основным систематическим категориям в
ботанике и зоологии, классифицировать виды организмов, определять их принадлежность к
таксономическим группам;
3.
продолжить формирование умениям наблюдать биологические явления и объекты, описывать
их и делать выводы, применять знания о них в повседневной жизни;
4.
создать условия для формирования бережного отношения к природе, развитию чувства
патриотизма, гордости за свою Родину.
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Флора и фауна» способствует расширению знаний
учащихся о многообразии растительного и животного мира планеты на примере флоры и фауны
Республики Карелия. В курсе биологии изучаются общие характеристики царств, классов, отделов,
отрядов и семейств растений и животных. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о
растениях и животных, обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является
предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах практического применения
лекарственных растений, хозяйственном значении животных, правилах поведения в природе и
рационального природопользования; роли растений и животных в жизни других организмов,
закономерностях сосуществования всего живого.
Предлагаемый курс даст возможность познакомиться с конкретными представителями
систематических групп растительного и животного мира, их морфологией, экологией,
географическим распространением, практическим значением, с причинами вызывающими
необходимость их защиты и охраны. Изучение представителей флоры и фауны родного края будет
способствовать развитию любви к природе, гордости за свою Родину, личной заинтересованности в
бережном отношении к ее богатствам.
Основной формой работы является - лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает
успешное применение технологий активного и развивающего обучения.
Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические,
частично - поисковые, исследовательские.
В курсе предусмотрены творческие, практические и лабораторные работы, экскурсии.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 2-х разделов «Флора» и «Фауна» в 8 классе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Флора и фауна» направлена на
достижение планируемых результатов:
1.
Личностные результаты:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки
можно оценить как хорошие или плохие.

оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку
зрения;

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и
окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
2.
Предметные результаты:

понимание основ биологических процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение), протекающих в растениях и
организмах животных;

умение устанавливать взаимосвязь физиологических процессов и явлений, происходящих в
природе с растениями и животными;

умение сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов;

умение видеть красоту растений и животных в природе и соблюдать правила
поддержания их природной красоты.
3.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;учиться планировать
деятельность;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы
и инструменты);

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной
литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
перерабатывать
полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций
участников, способов взаимодействия.
Содержание курса внеурочной деятельности с определением форм организации и
видов деятельности
Раздел «Флора»
№

Тема занятия

Форма организации

1

Общие сведения о
флоре Республики
Карелия., северная и
южная подзоны.

Рассказ-беседа.
Работа с картой
Республики
Инструктаж по технике
Карелия. Выбор тем докладов,
безопасности.
Практическая сообщений, рассказов. Просмотр
работа №1. «Работа с картой видеофильмов.
Республики Карелия».

2

Методика
Лабораторная работа
изготовления гербария. №1«Изготовление гербария
растений Республики Карелия».
Инструктаж по технике
безопасности.

Выполнение лабораторной
работы; работа с клеем, бумагой,
соблюдение техники
безопасности.

Техника
гербаризации

Экскурсия №1 «Гербарий
растений Карелии.»
Инструктаж по технике
безопасности.

Оформление отчетов об
экскурсиях, фотоотчетов этапов
проведения экскурсии;
наблюдение, описание

5

Лесная
растительность.

Рассказ-беседа. Семинар.

6

Луговая
растительность.

7

Болотная
растительность.

8

Водная
растительность.

Работа с наглядным материалом.
Работа с дополнительными
источниками информации о
растениях в научно-популярной
литературе, биологических
словарях, справочниках, анализ и ее
оценивание, перевод из одной
формы в другую. Обсуждение
сообщений. Работа с картой
Республики Карелия.
Заслушивание сообщений учащихся.
Демонстрация плакатов, схем,
таблиц, диаграмм, моделей;
презентация;
иллюстрирование,
показ, предъявление материала,
слайдов и тд.

3,4

Виды деятельности

9

Определение
растений Республики
Карелия по
справочникам и
определителям.

10

Виды флоры
Индивидуальные беседы по
области, занесенные в темам выбранных рефератов.
Красную Книгу.
Мини-проекты.

11,12 Искусственный
биоценоз
Многообразие
растительного мира

Практическая работа№2.
«Определение растений
Республики Карелия».
Инструктаж по технике
безопасности.

Экскурсия
№2 «Костомукшский
Заповедник»,
№3 « По городу Костомукша.».
Инструктаж по технике
безопасности.

13,14 Мини-конференция
Мини-конференция.
«Редкие и исчезающие
виды растений
Республики Карелия.».

Выполнение практической
работы. Работа с определителями
растений. Определение
принадлежности растений к
определенной систематической
группе (классификация).
Оформление отчета к
лабораторной работе. Работа с
определителями
видов
флоры
Республики Карелия и справочной
литературой.
Демонстрация плакатов, схем,
таблиц, диаграмм, моделей;
презентация; иллюстрирование,
показ, предъявление материала,
слайдов. Оценивание с этической
точки зрения представителей
растительного мира, целей и смысл
своих действий по отношению к
объектам
растительного мира.
Оформление отчетов об
экскурсиях, фотоотчетов этапов
проведения экскурсии;
наблюдение, описание.

Распознавание и определение
представителей отделов на
рисунках, гербарных материалах.
Сравнение представителей
различных групп растений отделов,
формулирование выводов.
Демонстрация плакатов, схем,
таблиц, диаграмм, моделей;
презентация; иллюстрирование,
показ, предъявление материала,
слайдов и т.д. Активное слушание.

15

Лекарственные
растения Республики
Карелия.

Индивидуальные беседы по
темам выбранных рефератов.
Мини-проекты.

16

Семинар-ярмарка:
Семинар. Выпуск газеты.
«Лекарственные
растения Республики
Карелия».

Дискуссия. Презентация
рекламных роликов (буклетов) о
лекарственных растениях
Республики Карелия..
Выпуск газеты и рекламной
продукции по итогам семинара.
Анализ результатов коллективной
деятельности и оценивание личного
вклад в подготовку материалов.

17

Зелёный урок
«Биотопы РК»

Соревнования в эрудиции,
наблюдение, описание,
проявление эрудиции и
инициативности, соблюдение
предложенных правил викторины,
общение и взаимодействие друг с
другом, построение
самостоятельного процесса поиска,
прослушивание музыкальных
произведений,чтение стихов,
инсценирование, пение.

Викторина. Инсценирование

Работа с информационными
ресурсами для подготовки
сообщения о роли лекарственных
растениях Республики Карелия..
Объединение в группы по интересам
и распределение обязанностей;
подготовка
фотографий, описаний, списков
литературы, оформление
презентации.

Раздел «Фауна»
№

Тема занятия

Форма организации

Виды деятельности

1

Общие сведения о
фауне Республики
Карелия.

Рассказ-беседа.
Инструктаж по технике
безопасности.
Практическая работа №3.
«Работа с картой Республики
Карелия.».

Практическая работа. Работа с картой.
Составление систематической
классификации. Выбор тем
сообщений, докладов, рефератов.

2

Беспозоночные
Лабораторная работа №2.
животные Республики «Определение видов
Карелия.
членистоногих».
Инструктаж по технике
безопасности.
Рассказ – беседа.

Лабораторная работа. Работа со
справочной литературой и
определителями, оформление отчета.
Заслушивание и обсуждение
сообщений учащихся. Активное
слушание.
Работа с дополнительными
источниками информации и Красной
Книгой Республики Карелия..

3

Амфибии и
Рассказ-беседа. Семинар
рептилии Республики
Карелия.

Работа с дополнительными
источниками информации. Работа с
наглядным материалом.
Заслушивание сообщений учащихся.
Демонстрация и анализ плакатов, схем,
таблиц, диаграмм, моделей;
презентация; иллюстрирование, показ,
предъявление материала, слайдов и тд

4

Рыбные богатства
Рассказ-беседа. Семинар
области,
промысловые рыбы и
их охрана.

Обсуждение сообщений. Работа с
дополнительной литературой и
Красной Книгой Республики Карелия.
Работа со справочной литературой.
Заслушивание сообщений учащихся.

5

Птицы
Республики Рассказ – беседа.
Карелия..
Как Практическая работа №4.
распознать птиц в «Распознавание голосов
природе.
птиц». Инструктаж по
технике безопасности.

Практическая работа. Заслушивание и
обсуждение сообщений учащихся.
Работа с дополнительной литературой и
Красной Книгой Республики Карелия..
Прослушивание аудиозаписей с
глоссами птиц.

6

Определение групп
птиц в природе по
облику, величине и
биологическим
признакам.

Лабораторная работа №3.
«Определение
принадлежности птиц к
экологическим группам».
Инструктаж по технике
безопасности.

Лабораторная работа. Работа со
справочной литературой и
определителями, оформление отчета.
Прослушивание аудиозаписей с
глоссами птиц.

7

Звери Республики
Карелия.

Рассказ – беседа. Выпуск
журнала.

8

Охотпромысловая
фауна.

Семинар

Обсуждение сообщений. Работа с
дополнительной литературой.
Заслушивание сообщений учащихся.
Работа с наглядным материалом.
Просмотр видеофильмов, слайдов,
фотографий с комментариями учителя и
обучающихся. Анализ результатов
коллективной деятельности и
оценивание личного вклада в подготовку
материалов.
Заслушивание сообщений учащихся.
Работа с наглядным и справочным
материалом. Презентация рекламных
роликов (буклетов) о ценных
промысловых млекопитающих и их
охране.

9

Виды фауны
Республики Карелия..
занесенные в
Красную Книгу.

10,11 Фауна Республики
Карелия.

Индивидуальные беседы по
темам выбранных
рефератов.
Мини-проекты

Обсуждение сообщений. Работа с картой
Республики Карелия., Красной Книгой
Республики Карелия..

Экскурсия №4.
В «Костомукшский
Заповедник».

Подготовка сообщений с описаниями,
фотографиями, зарисовками.
Оформление отчетов об экскурсиях,
фотоотчетов этапов проведения
экскурсии; наблюдение, описание.

Инструктаж по технике
безопасности.

12,13 Конференция
Семинар. Конференция.
«Фауна Республики
Карелия. ее богатства и
охранные
мероприятия».

Дискуссия. Выступления учащихся.
Конструирование сообщения (логично и
последовательно строить
высказывания). Активное слушание.

14

Зелёный урок «День Дидактическая игра.
животных защиты
Викторина.
животных
Игра-путешествие.
(окружающей среды)».

Наблюдение, описание. Соревнования в
эрудиции, наблюдение, описание,
проявление эрудиции и
инициативности, соблюдение
предложенных правил викторины,
общение и взаимодействие друг с
другом, построение самостоятельного
процесса поиска. Проявление
взаимовыручки и взаимопомощи,
согласование свои действий и
соподчинение их общей цели.

15

Эволюция животных
Республики Карелия

16

Экскурсия №5
«Краеведческий музей»,
Экскурсия
Лесные богатства
№6 «Музей леса (деревня
Республики Карелия. Вокнаволок.
Инструктаж по технике
безопасности.

Подготовка сообщений с описаниями,
фотографиями, зарисовками.
Оформление отчетов об экскурсиях,
фотоотчетов этапов проведения
экскурсии; наблюдение, описание.

17

Викторина «Знаешь
ли ты животных

Наблюдение, описание. Соревнования
в эрудиции, наблюдение, описание,

Дидактическая игра

Республики Карелия» Викторина

проявление эрудиции и
инициативности, соблюдение
предложенных правил викторины,
общение и взаимодействие друг с
другом, построение самостоятельного
процесса поиска. Проявление
взаимовыручки и взаимопомощи,
согласование свои действий и
соподчинение их общей цели.

Тематическое планирование
№
1
2

Раздел «Флора»
Общие сведения о флоре Республики Карелия
Методика изготовления гербария

3

Техника гербаризации

2

4

Лесная растительность

1

5

Луговая растительность

1

6

Болотная растительность

1

7

Водная растительность

1

8

Определение растений Республики Карелия по справочникам и
определителям

1

9

Виды флоры области, занесенные в Красную Книгу

1

10

Искусственный биоценоз

2

11

Многообразие растительного мира

1

12

Мини-конференция «Редкие и исчезающие виды растений Республики
Карелия»

2

13

Лекарственные растения Республики Карелия

1

14

Семинар-ярмарка «Лекарственные растения Республики Карелия»

1

15

Зелёный урок «Биотопы РК»

1

1

Раздел «Фауна»
Общие сведения о фауне Республики Карелия

1

2

Беспозоночные животные Республики Карелия

1

3

Амфибии и рептилии Республики Карелия

1

4

Рыбные богатства области, промысловые рыбы и их охрана

1

5

Птицы Республики Карелия.. Как распознать птиц в природе

1

6

1

7

Определение групп птиц в природе по облику, величине и биологическим
признакам
Звери Республики Карелия

8

Охотпромысловая фауна

1

9

Виды фауны Республики Карелия.. занесенные в Красную Книгу

1

Количество часов
1
1

1

10

Фауна Республики Карелия

2

11

2

12

Конференция «Фауна Республики Карелия., ее богатства и охранные
мероприятия»
Зелёный урок «День животных защиты животных (окружающей среды)».

13

Эволюция животных Республики Карелия

1

14

Лесные богатства Республики Карелия

1

15

Викторина «Знаешь ли ты животных Республики Карелия»

1

1

Учебно-методическое обеспечение
Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. М.,1981
Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. М., 1983 Владышевский
Д.В. В мире птиц. Наука, 1982
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., 1980
Виленский Е.Р., Бойко В.В. Растение раскрывает свои тайны. М., Колос, 1984
Гребенков В. Мой удивительный мир. , 1983
Губанов И.А. Определитель высших растений. М., Просвещение, 1982
Догель В.А. Зоология безпозвоночных. М., Высшая школа, 1981
Измайлов И.В., Михлин В.С. Биологические экскурсии. Просвещение, 1983 Крылов Г.В., Юдин Б.С.
Умей отдыхать и беречь природу. , 1975 Красная Книга Российской Федерации М.: АСТ: Астрель, 2001
Красная Книга Республики Карелия. ПетрГУ, 2002
Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. М., 1974
Материально-техническое обеспечение
Набор демонстрационных таблиц по курсу «Растения»
1. Набор демонстрационных таблиц по курсу «Животные»
2. Набор демонстрационных таблиц по курсу «Общая биология»
3. Набор слайдов по курсу «Растения»
4. Набор слайдов по курсу «Животные».
6 Микроскопы
7. Лупы
8. Лабораторное оборудование (пипетки, пробирки, колбы, чашки Петри, спиртовки,
припаровальные иглы, покровные и предметные стекла)
9. Карта Республики Карелия..
10. Фонд школьной библиотеки.
Интернет-ресурсы
1.
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен
педагогическим опытом, практические рекомендации).
2.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3.
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/
education
4.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».