Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 8 классы классы 1 год срок реализации Разработчик: Скрынникова Е.В., учитель истории Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; Историко-культурного стандарта Отечественной истории. Курс «История России в лицах» предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны исторические личности, оказавшие большое влияние на исторический процесс. На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом. Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, - трудности усвоения фактического материла, являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания фактического материала невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением, понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно каждым обучащимся. Программа элективного курса обеспечивает: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет 2 преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации. Цели: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучащихся по истории России. 1. Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей. 2. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории. 3. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей. Задачи: Способствовать освоению систематизированных знаний о роли личности в истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; Способствовать формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; Воспитывать обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей. Формировать у обучающихся общественную систему ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; Способствовать овладению умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. Развивать способности обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц. Общая характеристика курса Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении жизни и деятельности исторических личностей сложных и противоречивых процессов в развитии российского государства. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль в процессе самоидентификации личности, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и 3 сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России, не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических деятелей и явлений, развитием коммуникативной культуры обучащихся. Место элективного курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год обучения в 8 классе. Объем всего курса составляет 34 часа, 1 час в неделю. Количество учебных недель – 34. Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты: формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности; формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; формирование готовности к выбору профильного образования. Метапредметные: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; формирование умений работать в группе; 4 формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; 5 формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками; формирование умения давать определения понятиям; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Предметные: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты деятельности исторических личностей. определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, результаты важнейших исторических событий, роль в событиях конкретной личности. представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических деятелей и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; обучающиеся получат возможность научиться сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; применять полученные знания при анализе современной политики России. 6 Содержание элективного курса Введение . Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Тема 1. Древняя Русь 1. «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославич . Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси. 2. «Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». 3.«Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич. Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097г. 4. «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)—969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора. Тема 2. Русь удельная 1 «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090—1157). Князь РостовоСуздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (1162-1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговоpa. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. 2. «Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат. Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы 1. Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя. 2. «Деятели Руси XIV-XV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350—1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. З. «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси XIV-XV веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)—1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация. 4. «С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси». 7 С. Радонежский (1314—1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)—1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г. 5. «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. 6. Святая Русь. Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)—1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони зация. Тема 4. Россия XVI века 1. «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной Рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)—1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». А.Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV. 2. «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?— 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507—1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века. 3. Иван Грозный (1530—1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот. 4. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497—1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Гибель атамана. Тема 5. Россия периода Смуты 1. «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552—1603). Происхождение. Служба при дворе. Малюта Скуратова. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552—1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам. 2. «Патриоты». Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво 8 го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России. Тема 6. Россия в XVII веке 1. «Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596—1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. 2. «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности. 3. «Церковный раскол» . Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632—1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. 4. «Святые люди Древней Руси» «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625—1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу Тематическое планирование 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тема Введение Древняя Русь Русь удельная Объединение Руси вокруг Москвы Россия в XVIв. Россия периода Смуты Россия в XVIIв. Итоговое занятие Кол-во ч 1 7 3 6 5 4 7 1 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.История России с древнейших времен до начала 21 века. Данилов А.А., Косулина Л.Г., под редакцией ТоркуноваЛ.С.6-7 класс/М.: «Просвещение». 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: «Просвещение»,2021. 9 Список дополнительной литературы: 1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991. 2. Великие государственные деятели России. — М., АСТ, 2009 3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993. 4. Жития и творения русских святых. - М., 1993. 5. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. — Л., 1991. 6. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учеб ники дореволюционной России по истории. — М., 1993. 7. История государства Российского: жизнеописания. IX—XVI вв.-М., 1996. 8. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Издательство: Малыш, 2020 г. 9. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. М., АСТ 2018. 10. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн.-М. Лабиринт 2012. 11. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. — 1996. — № 11—12. 12. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 2018. 13. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. — М., 2017 14. Рассказы русских летописей. — М., 1993. 15. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Фе дорович - Петр III. - М., 2011 16. Русское православие: вехи истории. -М., 1989. 17. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. СПб., 1999. 18. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. — М., 1993. 19. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. -М., 2014. 20. Энциклопедия для детей История России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995 21. Балязин В. ''Занимательная история России. Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М., 2007 22. Балязин В. ''Занимательная история России. 1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007 Ресурсы Интернет 1.Электронная библиотека исторического факультета МГУ: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html 2. Карты по истории России: http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html 3. Библиотека литературы Древней Руси: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070 4. Электронная библиотека сайта «История государства»: http://statehistory.ru/history-lib/ 5. «История ру». Сайт по истории России и всемирной истории: http://www.istoriia.ru/ 6. Сайт: «История государства. История России»: http://statehistory.ru/ 7. Портал «Музеи России». http://museum.ru/ 10