16 История России в лицах 8

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История России в лицах»
8 классы
классы
1 год
срок реализации

Разработчик: Скрынникова Е.В.,
учитель истории
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования"
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
КГО
«Гимназия»;
 Историко-культурного стандарта Отечественной истории.
Курс «История России в лицах» предполагает изучение жизни и деятельности основных
исторических личностей Отечества с X по XVII века.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий,
явлений, процессов. За строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и
сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности.
Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение,
дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны
исторические личности, оказавшие большое влияние на исторический процесс.
На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в
обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов
государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало
поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах
и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало
появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки,
формированию единого культурно-исторического пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования
личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках
новых федеральных государственных образовательных стандартов. Но, несмотря на все
вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом. Первое, с чем
сталкиваются все участники образовательного процесса, - трудности усвоения фактического материла,
являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания фактического материала
невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением,
понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются
особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно каждым
обучащимся.
Программа элективного курса обеспечивает:

удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего
образования;

развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;

углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или
вида деятельности;

совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет
2

преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может
использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной
организации.

Цели:
систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучащихся по истории России.
1.
Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
2.
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
3.
Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития
через судьбы государственных деятелей.

Задачи:
Способствовать освоению систематизированных знаний о роли личности в истории России и
элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

Способствовать формированию исторического мышления – способности рассматривать события
и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую
обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять
собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

Воспитывать обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и
неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России,
в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами,
неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических
деятелей.

Формировать у обучающихся общественную систему ценностей на основе осмысления
закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и
уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

Способствовать овладению умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и
обработки информации поиска и систематизации исторической информации как основы решения
исследовательских задач.

Развивать способности обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода
осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с
учетом принципов научной объективности и историзма.


Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей
учащихся.

Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей,
определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.


Общая характеристика курса
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении жизни
и деятельности исторических личностей сложных и противоречивых процессов в развитии российского
государства. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики
общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих,
ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль в
процессе самоидентификации личности, осознания себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность
критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной
позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования
собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и
3

сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления
учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными
типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися
собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России, не с
усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал,
а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических деятелей и явлений, развитием
коммуникативной культуры обучащихся.
Место элективного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения в 8 классе. Объем всего курса составляет 34 часа, 1 час в
неделю. Количество учебных недель – 34.

Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося;

усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;

воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;

формирование представления о территории и границах России, знание основных
исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и
культурных традиций;

формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою
страну;

формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;

воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической
толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;

развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;

формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные:
 развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение к ней;
 формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату,
так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
 формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности;
 формирование умений работать в группе;
4

 формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;
 формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
 приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности;
 создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
 формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы,
тексты.
 усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой
аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения,
звука, ссылок между разными информационными компонентами).
 формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей
и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях,
ситуациях моделирования и проектирования.
 формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
 формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие
из исследования выводы;
 формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
 формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
 формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
 формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
5

 формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
 формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе
имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или
несколькими источниками;
 формирование умения давать определения понятиям;
 формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
 формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию,
 формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Предметные:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
 знать основные даты деятельности исторических личностей.
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, результаты важнейших исторических событий, роль в
событиях конкретной личности.
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических деятелей и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов,
интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
обучающиеся получат возможность научиться

сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности;

определять место и время создания исторических документов;

проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения
и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и
ведущих зарубежных стран;

понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;

представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;

анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;

обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;

применять полученные знания при анализе современной политики России.
6

Содержание элективного курса
Введение .
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и
средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь
1. «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая
реформа. Владимир Святославич . Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г.
«Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
2. «Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о
порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на
престол.
«Устав
Владимира Мономаха». «Поучение детям».
3.«Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни.
Патриотизм. Владимир Святославич. Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты
Руси.
Ярослав
Мудрый
(978-1054)
Оборона
от
печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами:
совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097г.
4. «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)—969).
Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о
гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса
и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов,
монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей.
Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051).
Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство.
Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм.
Канонизация. Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия
Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Тема 2. Русь удельная
1 «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090—1157). Князь РостовоСуздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей
Боголюбский (1162-1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе
Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговоpa. Всеволод Большое
Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь
Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
2. «Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский: Невская битва,
Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани. Перепись 1257 г. Учреждение
ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы
1. Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение
деятельности князя.
2. «Деятели Руси XIV-XV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350—1389). Детство. Вступление на
великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже.
Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских
земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение
ордынского ига. Судебник.
З. «Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси XIV-XV веков.
Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном
Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей
(1293(?)—1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой,
привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
4. «С. Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».
7

С. Радонежский (1314—1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения
с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев
(1370(?)—1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского
собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица».
Решение Стоглавого собора 1551 г.
5. «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с
Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
6. Святая Русь. Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском
монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф
Волоцкий (1439(?)—1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского
монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с
нестяжателями.
Канони
зация.
Тема 4. Россия XVI века
1. «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной Рады, причины создания, лидеры. Реформы. А.
Ф. Адашев (1530(?)—1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и
Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением
«Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в
Ливонской войне. Опала. Сильвестр.
Происхождение.
Священник.
Поведение
во
время
событий 1547г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя».
А.Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник Участник Избранной
рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
2. «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?— 1573). Происхождение.
Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей.
Гибель. Филипп Колычев (1507—1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен
Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация.
Опричнина - трагедия России XVI века.
3. Иван Грозный (1530—1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной
рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
4. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Участие в выкупе Василия
Темного. Аника Федорович (1497—1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов
Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской
войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи.
Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака.
Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Гибель атамана.
Тема 5. Россия периода Смуты
1.
«Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552—1603). Происхождение. Служба при дворе.
Малюта Скуратова. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство
городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича
Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I
(1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими
магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552—1612). Происхождение.
Организация заговора против Лжедмитрия I. «Выкрикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с
восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение,
выдача полякам.
2. «Патриоты». Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери.
Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест.
Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста.
Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М.
Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво
8

го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и
поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин
(7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в
художественной культуре России.
Тема 6. Россия в XVII веке
1. «Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596—1645). Происхождение.
Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская
война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство.
Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре.
Современники и историки об Алексее Михайловиче.
2.
«Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607-1680). Происхождение, образование.
Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на
армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение
деятельности.
3. «Церковный раскол» . Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с.
Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит
Новоспасского
монастыря.
«Ревнители
благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем
Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители
благочестия».
Борьба
с
реформой
Никона.
Заточение,
ссылка.
Воз
вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору
Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632—1675). Происхождение, семейная
жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня
Морозова» Сурикова.
4. «Святые люди Древней Руси» «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие,
отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625—1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель
Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в
Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу

Тематическое планирование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

тема
Введение
Древняя Русь
Русь удельная
Объединение Руси вокруг Москвы
Россия в XVIв.
Россия периода Смуты
Россия в XVIIв.
Итоговое занятие

Кол-во ч
1
7
3
6
5
4
7
1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.История России с древнейших времен до начала 21 века. Данилов А.А., Косулина Л.Г., под редакцией
ТоркуноваЛ.С.6-7 класс/М.: «Просвещение».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:
«Просвещение»,2021.
9

Список дополнительной литературы:
1.
Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М.,
1991.
2.
Великие государственные деятели России. — М., АСТ, 2009
3.
Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
4.
Жития и творения русских святых. - М., 1993.
5.
Замалеев,
А.
Ф.,
Овчинникова,
Е.
А.
Еретики
и
ортодоксы:
очерки древнерусской духовности. — Л., 1991.
6.
Иловайский,
Д.
И.
Краткие
очерки
русской
истории
//
Учеб
ники дореволюционной России по истории. — М., 1993.
7.
История государства Российского: жизнеописания. IX—XVI
вв.-М., 1996.
8.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Издательство: Малыш, 2020 г.
9.
Карамзин,
Н.
М.
Об
истории
государства
Российского.
М.,
АСТ
2018.
10.
Ключевский,
В.
О.
Русская
история:
полный
курс
лекций:
в
3 кн.-М. Лабиринт 2012.
11.
Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. —
1996. — № 11—12.
12.
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей. - М., 2018.
13.
Обухова,
Л.
А.
Рассказы
и
чтения
по
русской
истории.
—
М.,
2017
14.
Рассказы русских летописей. — М., 1993.
15.
Романовы.
Исторические
портреты:
кн.
первая:
Михаил
Фе
дорович - Петр III. - М., 2011
16.
Русское православие: вехи истории. -М., 1989.
17.
Путилов,
Б.
Н.
Древняя
Русь
в
лицах:
боги,
герои,
люди.
СПб., 1999.
18.
Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. — М., 1993.
19.
Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. -М., 2014.
20.
Энциклопедия
для
детей
История
России
и
ее
ближайших
соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995
21.
Балязин В. ''Занимательная история России. Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября;
М., 2007
22.
Балязин В. ''Занимательная история России. 1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007

Ресурсы Интернет
1.Электронная библиотека исторического факультета
МГУ: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
2. Карты по истории России: http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html
3. Библиотека литературы Древней Руси: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
4. Электронная библиотека сайта «История государства»: http://statehistory.ru/history-lib/
5.
«История ру». Сайт по истории России и всемирной истории: http://www.istoriia.ru/
6.
Сайт: «История государства. История России»: http://statehistory.ru/
7.
Портал «Музеи России». http://museum.ru/

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».