26 Основы проектной деятельности 9

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
9 классы
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Козел М.Г.,
учитель истории
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;

рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности
учащихся 9 классов и предназначена для реализации проектно-исследовательской деятельности
учащихся (индивидуальный проект).
Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня
мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.
Задачи:

развивать творческую исследовательскую активность;

способствовать формированию у учащихся способности к организации исследовательской
деятельности;

стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;

способствовать формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать
умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной деятельности);

способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально
адекватных способов поведения.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма
обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

Принцип
коммуникативной
активности
учащихся
в
практической
(творческой,
исследовательской) деятельности;

Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников
склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности,
предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на
разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и
содействие включению в диалог разных культур;

Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора
форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты

Возможность свободного самоопределения и самореализации

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей
учащихся:

Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма
обеспечения полноты и целостности образования

Непрерывность дополнительного образования

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
самоопределения в системе внеурочной деятельности

Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования

Системность организации управления учебно-воспитательным процессом
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное
развитие личности каждого ребенка:

1.

Дифференциации
Проектной деятельности
Здоровьесберегающие
Информационные и коммуникативные
Дидактические принципы реализации программы
Занимательность

Сознательность и активность

Научность

Наглядность

Доступность

Связь теории с практикой

Индивидуальный подход к учащимся





Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» рассчитана на 34
учебных часа в 9 классе: 1 час в неделю, всего 34 учебные недели.
2. Содержание курса
Раздел 1. Введение в проектную деятельность (3ч). Проект – это образ будущего продукта; работа,
направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В
самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом
конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим
воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также
становится средством решения проблемы проекта. По времени: краткосрочные, среднесрочные,
длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию: монопредметный, межпредметный, надпредметный. Классификация проектов по ведущим
видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые
(занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект
может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной
творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Раздел 2. Этапы проекта (16ч). Первым этапом работы над проектом является проблематизация необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает
первичный мотив к деятельности. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема
преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в
дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это
планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и
ближайшие шаги. Следующий этап - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта
является его публичная защита, презентация результатов работы. В ходе презентации автор не только
рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания,
приобретенную компетентность. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со
своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления,
анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств
и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и
рефлексия.
Раздел 3. Виды продуктов проектной деятельности (1 ч). Какие бывают виды продуктов в
зависимости от типа проекта и поставленной цели.
Раздел 4. Портфолио проекта (1ч). Составление письменного отчета о ходе реализации проекта,
представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность,
целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации
(рисунки), компьютерная презентация).
Раздел 5. Паспорт проекта (1ч). Структура паспорта проекта, требования к нему. Отбор материала для
заполнения паспорта. Заполнение паспорта проекта.
Раздел 6. Самостоятельная работа над созданием проекта (11ч.)

Защита проектной работы (1ч).
3. Планируемые результаты
Результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Личностные результаты:

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения обучающихся к учению, их готовности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению и культуре;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение.
Предметные результаты:

усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания;

расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных
явлений;

умения объяснять разнообразие современного мира, рассматривать общественные процессы в
развитии;


владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности от постановки проблемы до
создания портфолио проекта.
4. Тематическое планирование
№ п/п

Тема раздела

Кол-во час

1.

Введение в проектную деятельность

3

2.

Этапы проекта

16

3

Виды продуктов проекта.

1

4.

Портфолио проекта

1

5.

Паспорт проекта

1

6

Самостоятельная работа над проектом.

11

7.

Защита проектной работы.

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».