27 Практикум по истории 9-2

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по истории»
9 классы
классы
1 год
срок реализации

Разработчик: Скрынникова Е.В.,
учитель истории
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Практикум по истории» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования"

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
КГО
«Гимназия»;

Историко-культурного стандарта Отечественной истории.
Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса. Курс вводится для изучения учебного
модуля "Введение в Новейшую историю России".
Основная идея заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и
обобщение знаний учащихся по курсу истории России.
Сегодня значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в
целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной
власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина
правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники
российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историкокультурного стандарта, призванного содействовать формированию единого культурно-исторического
пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования
личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках
новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю
личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в
т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное
влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их
роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного
человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его
власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее
идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому
и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний
учащихся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение
к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ
исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется
важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение
– подготовку к успешной итоговой аттестации.
Программа элективного курса обеспечивает:
-удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся;
-общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
-развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы;
-углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида
деятельности;
-совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.

Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет
преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может
использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной
организации.
Цель курса: Формирование исторического мышления учащихся через изучение событий и роли
личности в истории России.
Задачами изучения курса являются:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной
деятельности, в современном поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
обществе.
Место курса «Практикум по истории» в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа. Курс реализуется среди обучающихся 9 класса в течение одного
учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Россия в первой половине XIX века.
Либеральные реформы Александра I.
Негласный комитет. Реформы государственного
управления. М. М. Сперанский.
Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие
российской и мировой истории XIX в.
Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–
Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения.
Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение
социалистической мысли.
Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу.
Крестьянская реформа 1861 г. Земская и городская реформы. Военные реформы. Авторы реформ.
Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение,
революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки:
идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол.
«Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и
формирование социал-демократии.
Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Деятельность
профессиональных революционеров. Политический терроризм. Неонароднические партии и
организации (социалисты-революционеры. Правомонархические партии в борьбе с революцией.
Наш край в XIX – начале ХХ в. Экономическое развитие, управление. Культура края. Быт и
религия народов Карелии.
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с 1914
г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ — начала XXI в.
Российская революция 1917-1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии. Временное
правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны. Тяготы войны и обострение
внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружённое восстание в
Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые преобразования
большевиков. Образование РККА. Советская национальная политика. Образование РСФСР как
добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика белых
правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня
1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для
победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов
молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории СССР.
Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения
(лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на
Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу.
Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла.
Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и
конструкторов в общенародную борьбу с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция
(операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта.
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция
Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны.
Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери СССР.
Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их пособников
(Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в победе над
гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите исторической правды.

Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента Российской
Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы», «Города трудовой доблести», а
также других мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы. Акции «Георгиевская
ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом. Ответственность за
искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные конфликты. «Парад
суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина
Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое оформление
распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как
преемник СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.). Референдум
по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны.
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Восстановление единого правового пространства
страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление
Вооружённых Сил РФ. Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с США
и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991—
2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной
Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской
Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
образовании в составе РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о
принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации
новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда
для жизни», «Экономический рост» — основные направления национальных проектов 2019—2024 гг.
Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с
короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского
моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в России
(образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России. Воссоздание
Российского исторического общества (РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО).
Исторические парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и отдыха
Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе
и Ржевский мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение

История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным

условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты
(в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и
обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) –
извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:


называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XX – начала XXI в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и
процессов;

выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей
истории XX – начала XXI в.;

определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.
на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.;

группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку
(хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);

составлять систематические таблицы;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы» называть события и процессы Новейшей истории: Февральская
и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война (1941—1945 гг.), распад СССР,
сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:

выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XX
– начала XXI в.;

определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер
жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:

представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких
материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических
партий, статистические данные;

определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность
источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;

извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и
всеобщей истории XX – начала XXI в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;

различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):

представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XX
– начала XXI в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе,
презентации);

составлять развернутую характеристику исторических личностей XX – начала XXI в. с
описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);

составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XX –
начале XXI в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи,
их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития
России и других стран в XX – начале XXI в.; б) процессов модернизации в мире и России; в)
масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных
отношений рассматриваемого периода и участия в них России;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории; соотносить общие понятия и факты;


объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XX –
начала XXI в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в)
определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических
событий;

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории
XX – начала XXI в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.

Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого:

сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам
отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в., объяснять, что могло лежать в их основе;

оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и
аргументировать свое мнение;

объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах
конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:

распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники
материальной и художественной культуры XX – начала ХХI в., объяснять, в чем заключалось их
значение для времени их создания и для современного общества;

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XX – начала ХХI в. (в том
числе на региональном материале);

объяснять, в чем состоит наследие истории XX – начала ХХI в. для России, других стран мира,
высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных
обсуждениях.

осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных и жизненных
ситуациях с использованием исторического материала о событиях и процессах истории России XX –
начала ХХI вв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
часов

Раздел 1. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
Россия в первой
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
половине XIX
7
1.1
4. https://statehistory.ru/ Портал «История России»
века
5. https://histrf.ru/ Портал «История РФ»
6. https://historyrussia.org/ Российское историческое
общество
7. https://istoriarusi.ru/ Великая история России
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационноРоссия во второй
половине XIX –
7
1.2
образовательных ресурсов.
начале XX века.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
4. https://statehistory.ru/ Портал «История России»
5. https://histrf.ru/ Портал «История РФ»
6. https://historyrussia.org/ Российское историческое
общество
7. https://istoriarusi.ru/ Великая история России
http://imena.karelia.ru/ Имена в истории Карелии
http://knk.karelia.ru/ Коренные народы Карелии
http://homeland.scilink.ru/ Моя Карелия: история
http://library.karelia.ru/ Национальная библиотека РК
https://petrsu.ru/structure/660/pages/9384/lektsii-po-istoriikarelii Петр ГУ. Лекции по истории Карелии
https://gov.karelia.ru/ Официальный интернет-портал РК
Наш край в в XIX
https://kareliamuseum.ru/ Национальный музей РК
3
1.3
— начале XX века
http://www.museum.ru/M1240 Валаамский научноисследовательский церковно-археологический и природный
музей-заповедник
https://artmuseum.karelia.ru/ Музей изобразительных
искусств РК
http://techmuseum.pro/ Галерея промышленной истории.
Петрозаводск
Раздел 2. "Введение в Новейшую историю России"
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
2.1
Введение
1
4. https://statehistory.ru/ Портал «История России»
5. https://histrf.ru/ Портал «История РФ»
6. https://historyrussia.org/ Российское историческое
общество
7. https://istoriarusi.ru/ Великая история России
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
Российская
2.2
революция 1917—
4
образовательных ресурсов.
1922 гг.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
4. https://polithistory.ru/ Музей политической истории России
5. https://statearchive.ru/ Государственный архив РФ
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
Великая
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
Отечественная
2.3
5
образовательных ресурсов.
война 1941—1945
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
гг.
4. https://iremember.ru/ Я помню.
5. https://www.pobediteli.ru/ Победители
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационноРаспад СССР.
2.4
2
Становление
образовательных ресурсов.

новой России
(1992—1999 гг.)

2.5

Возрождение
страны с 2000-х
гг. Воссоединение
Крыма с Россией

3

2.6

Итоговое
повторение

2

2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
4. http://www.hist.msu.ru/ Исторический факультет МГУ
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
4. https://nlr.ru/ Российская национальная библиотека
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

34
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. История России в двух частях Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. Под ред.
Торкунова А. В.. «Просвещение» 2023.
Методические материалы для учителя
О.Н. Журавлева Методическое пособие к учебнику История России в двух частях Арсентьев Н. М.,
Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. Под ред. Торкунова А. В.. «Просвещение» 2023.
Цифровые образовательные ресурсы сети интернет
1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
4. https://iremember.ru/ Я помню.
https://www.pobediteli.ru/ Победители
7. https://istoriarusi.ru/ Великая история России
8. https://polithistory.ru/ Музей политической истории России
9. https://statearchive.ru/ Государственный архив РФ
10. https://iremember.ru/ Я помню.
11. https://www.pobediteli.ru/ Победители
12. http://www.hist.msu.ru/ Исторический факультет МГУ
13. http://kremlin.ru/ Портал органов государственной власти РФ.
14. http://imena.karelia.ru/ Имена в истории Карелии
15. http://knk.karelia.ru/ Коренные народы Карелии
16. http://homeland.scilink.ru/ Моя Карелия: история
17. http://library.karelia.ru/ Национальная библиотека РК
18. https://petrsu.ru/structure/660/pages/9384/lektsii-po-istorii-karelii Петр ГУ. Лекции по истории
Карелии
19. https://gov.karelia.ru/ Официальный интернет-портал РК
20. https://kareliamuseum.ru/ Национальный музей РК
21. http://www.museum.ru/M1240 Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и
природный музей-заповедник

22. https://artmuseum.karelia.ru/ Музей изобразительных искусств РК
23. http://techmuseum.pro/ Галерея промышленной истории. Петрозаводск


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».