ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПЛАНУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 КЛАССОВ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД План внеурочной деятельности МБОУ КГО «Гимназия» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569 от 08.11.2022 № 955). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023 №74229). Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения уровня социальной адаптации и развития индивидуальных способностей и познавательных интересов. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленным к жизнедеятельности в новых условиях, способными на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: - умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования: Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ КГО «Гимназия» соответствуют современным целям начального общего образования представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно - познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности. Направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни; проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов; коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности; информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере; интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию; «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Формы организации внеурочной деятельности Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной групповой коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление вне учебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Посещая кружки и секции, обучающихся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия помогают ученику ощутить свою уникальность и востребованность. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования культуры и спорта. В том случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации) участвующего во внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности в образовательной организации в работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, логопед, библиотекарь, учитель физкультуры). Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности: «Разговоры о важном» Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. «Орлята России» Цель: формирование социально-ценностных знаний отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно- тических ценностей накопленных предыдущими поколениями воспитание культуры общения воспитание у школьников любви к своему отечеству его истории культуре природе развитие самостоятельности и ответственности. Форма организации: объединение Спортивно-оздоровительная деятельность Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей разных возрастных, психологических способностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. В данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья, конкурсы. Интеллектуальный марафон (математическая грамотность) - предлагаемая деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Основными задачами являются: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - развитие краткости речи; - умелое использование символики; - правильное применение математической терминологии; - умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; - умение делать доступные выводы и обобщения; - обосновывать свои мысли. Художественно-эстетическое предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: - формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. В данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. Проектно - исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Основные задачи: - воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). - формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. - развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. - выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательскойработы. Коммуникативная деятельность - формирование у младших школьников навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах. Основные задачи: - повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации; - формирование умения выбирать нужную формулу с учѐтом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения; - обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим. Информационная культура - формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: Основные задачи: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. «Учение с увлечением!» Цель: развитие познавательных возможностей учащихся по предметам. Форма организации: практические задания, игры, интегрированные занятия, квест-игры творческая работа. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся запросов родителей (законных представителей) возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет от 10 до 30 минут. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются следующие условия: столовая, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинеты начальных классов, библиотека с читальным залом, кабинет информатики, стадион, игровая детская площадка, спортзал. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Информационное обеспечение Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу, интернет ресурсы. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель», «педагог дополнительного образования», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник, выявление и решение наиболее острых проблем, существующих во внеурочной сфере для анализа обобщения и распространения позитивного опыта воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Предметом диагностики являются: - Личность самого обучающегося Способы диагностики: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых деловых организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, статей в школьную газету и т. д. - Детский коллектив Способы диагностики: диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» методика социометрии и др. - Анкетирование родителей и законных представителей (по организации и внеурочной деятельности детей).