Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2024-2025 учебный год План внеурочной деятельности МБОУ КГО «Гимназия» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569 от 08.11.2022 № 955). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023 №74229). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (Приказ МП РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023) - Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» - Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения уровня социальной адаптации и развития индивидуальных способностей и познавательных интересов. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленным к жизнедеятельности в новых условиях, способными на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: - умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования: Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ КГО «Гимназия» соответствуют современным целям начального общего образования представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. Направления внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни; - проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов; - коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; - художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности; информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере; - интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию; - «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Формы организации внеурочной деятельности Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы во внеурочной деятельности для детей с ЗПР; - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной групповой коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление вне учебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Посещая кружки и секции, обучающихся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия помогают ученику ощутить свою уникальность и востребованность. При отборе содержания внеурочной деятельности учтены особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования культуры и спорта. В том случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации) участвующего во внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности в образовательной организации в работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагогипсихологи, логопед, библиотекарь, учитель физкультуры). Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 6 часов в неделю на одного обучающегося. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет от 10 до 30 минут. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в Гимназии имеются следующие условия: столовая, 2 спортивных зала, медицинский кабинет, кабинеты начальных классов, библиотека с читальным залом, кабинет информатики, кабинет музыки, кабинет технологии, стадион, игровая детская площадка, кабинеты центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а такжетехническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Информационное обеспечение Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу, интернет ресурсы.