Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Учебный план адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7). Учебный план ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с “Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы” за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционноразвивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает 1 вариант федерального недельного учебного плана (1-й вариант - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке). Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР для 5-дневной учебной недели (1-й вариант). Предметные области Учебные предметы/ Классы V Количество часов в неделю VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык Русский язык 5 6 и литература Литература 3 3 Иностранные Иностранный 3 3 языки язык Математика и Математика 5 5 информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно- История 2 2 научные Обществознание 1 предметы География 1 1 Естественно- Физика научные Химия предметы Биология 1 1 Основы ОДНКНР 1 духовнонравственной культуры народов России Искусство Музыка 1 1 Изобразительное 1 1 искусство Технология Технология 2 2 Физическая Основы культура и безопасности основы жизнедеятельнос безопасности ти жизнедеятель Адаптивная 2 2 ности физическая культура Итого 27 28 Часть, формируемая 2 2 4 2 3 3 2 3 3 3 3 21 13 15 10 9 6 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 3 2 2 1 Всего 3 10 4 8 7 4 7 1 1 1 1 4 3 2 1 1 1 1 8 2 2 2 2 10 30 2 31 2 32 1 148 9 участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область) Коррекционный курс: “Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)” Коррекционный курс: “Логопедические занятия” Другие направления внеурочной деятельности 29 30 32 33 33 157 10 10 10 10 10 50 3 3 3 3 3 15 2 2 2 2 2 10 5 5 5 5 5 25 В случае изучения учебного предмета Информатика с 5 класса на его изучение отводится 1 час в 5 и 6 классах за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета “Адаптивная физическая культура” составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом “Физическая культура” и “Адаптивная физическая культура”. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет “Информатика”, в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7-9 классах. При реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.