Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Математика в задачах» 5 класс классы 1 год срок реализации Разработчик: Нестерова И.И, учитель математики, Бекасова Т.Г., учитель математики Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Математика в задачах » составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Математика»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика»; рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Общая характеристика элективного курса Исторически сложилось две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится решать достаточно сложные задачи, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. 2 Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человек Цели и особенности изучения учебного предмета Цель элективного курса: углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Изучение данного элективного курса «Математика в задачах» актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения. Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения. Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Настоящая программа элективного курс по математике для 5 класса является логическим продолжением основной программы по математике для 5 класса. В ходе освоения содержания элективного курса математики в 5 классе учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Место элективного курса в учебном плане В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. 2. Содержание программы элективного курса 3 Текстовые задачи (4 часа) Выделение трёх этапов математического моделирования при решении текстовых задач. Перевод условия задачи на математический язык и составление математической модели. Решение задач с многозначными числами. Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение задач составлением числового выражения. Задачи на движение (3 часа). Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения). Геометрические задачи (4 часа). Площади. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. Компоненты задачи: дано, рисунок, решение, ответ. Значение правильного письменного оформления геометрической задачи. Логические задачи и задачи математических олимпиад (4 часа). Сюжетные логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на сравнение. Веселая математика (2 час). 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностный результат: формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Метапредметный результат: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Предметный результат: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о мате4 матических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. 4. Тематическое планирование 5 класс (17 часов) Коли- Основные виды деятельности обу- Основные наЦОР чество чающихся правления восчасов питательной деятельности Решение задач с 4 Выполнять арифметические дейст- ПатриотичеТeacherМade многозначными вия в столбик, повторение арифме- ское, трудовое https://fg.resh.ed числами. тических действий и известных меu.ru/ тодов решения задач, читать и заУчи.ру, ЯКласс писывать числовые и буквенные выражения, выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Этапы решения текстовой задачи. Задачи на движение 3 Вычислять скорость движения по Эстетическое, Limalon течению реки, против течения реSchool (Ютуб ки, определять в чем различие: канал) движения по шоссе и по реке, исSboard.online пользуя формулу пути решать заЖивая геометдачи на сближение или удаление рия объектов движения. Lecta learnis.ru https://Learninga pps.org Видеоуроки.RU РЭШ Skysmart Решение 4 При решении задач использовать Гражданское и Живая геометгеометрических геометрическую модель. Рисование духовнория задач фигур на клетчатой бумаге. нравственное Lecta Разрезание фигур на равные части. воспитание learnis.ru Геометрия в пространстве. https://Learninga pps.org Видеоуроки.RU РЭШ Skysmart Название раздела 5 Логические и олимпиадные задачи 6 Комбинировать известные алгоПатриотиТeacherМade ритмы для решения занимательных ческое https://fg.resh.ed и олимпиадных задач, осуществЦенности науч- u.ru/ лять выбор наиболее эффективных ного познания Учи.ру, ЯКласс способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. УМК для учащихся: 1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. 2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2021 г. 3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М., 2009г. 4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2010 г. Интернет-ресурсы: 1. http://metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ» 2. http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» 3. http://www.problems.ru/ − интернет-проект «Задачи», предназначен для учителей и преподавателей как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в школе 4. www.step-into-the-future.ru − программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ) 5. http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике (положение, рекомендации, методические материалы) 6. http://www.festival.1september.ru – Я иду на урок математики (методические разработки) 7. http://pedsovet.ru – уроки, конспекты 8. http://www.etudes.ru - Математические этюды 9. http://uztest.ru/ - Сайт для самообразования и online тестирования 10. http://www.mathvaz.ru/ - Досье школьного учителя математики 11. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru 12. Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.encyclopedia.ru 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)