Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Трудные вопросы орфографии» 7 классы классы 1 год срок реализации Разработчик: Фоменко Е.В., учитель русского языка и литературы Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости». Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»: обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Задачи организации учебной деятельности: овладение основными нормами русского литературного языка; создание прочной базы орфографических навыков; формирование языковой и лингвистической компетенций; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; развитие коммуникативных навыков; развитие ассоциативного мышления учащихся. Основные учебные цели: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку. Общая характеристика учебного предмета Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки. Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании. В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи. Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем». Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7 классов. Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является дополнением к основному курсу русского языка в 7 классе и призван восполнить недостающие часы с целью формирования у семиклассников орфографических навыков 2. Содержание учебного предмета. 1. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. 2. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные, -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. 3. Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. 4. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий. 5. Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. 6. Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний. 3. Планируемые результаты В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии» учащиеся должны знать: орфографические нормы написаний; нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом; уметь: аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи; отличать служебные части речи от самостоятельных; опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами; правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др. Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса: 1. русский язык и литература, 2. русский язык и история 3 4 5 6 Заключение ИТОГО Контрольные работы 2 Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем Правописание приставок. Классификация приставок Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов Понятие об окончании Из них Проверочные работы 1 Раздел программы Теоретическая часть № п/п Количество часов 4. Тематическое планирование 3 2 1 - 9 2 6 1 8 8 5 3 1 1 4 6 3 1 1 1 1 1 - - 34 10 20 4 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г. 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г. 3. Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г. 4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г. 5. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г. 6. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г. 7. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г. 8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г. 9. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)