Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» 5-9 классы 5 лет срок реализации Разработчики: Чистяков А.С. Давыдова Е.М. Матвийчук В.В., учителя физкультуры Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для 5 - 9 классов разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия»; программы Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол» под редакцией Г. А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. - М.: Просвещение, 2012; программы внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. М.: Просвещение, 2013г. программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Лях - М.: Просвещение, 2012; Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность; в воспитании учащихся: потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. Цель программы: укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и др.), формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности. Задачи программы: повысить уровень двигательной активности; способствовать физическому, психическому развитию детей; развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность; вызвать интерес к занятию «Общая физическая подготовка». Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация. Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др. Место курса в учебном плане Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для 5 - 9 классов отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Позитивное отношение учащихся к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической культуре. В результате занятий в 5 - 9 классе обучающиеся получат возможность формирования: Личностных результатов: формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). По окончании года обучения учащиеся должны: 1. Выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки; 2. Демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство из освоенных видов (баскетбол и волейбол); 3. Выполнять упражнения на быстроту, выносливость, силу и др.; 4. Выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании. 3. Содержание курса внеурочной деятельности Учебный материал программы распределен по классам и разделам: Раздел 1. Теоретическая подготовка (в процессе занятий) Правила игры в баскетбол. Организация и судейство соревнований по баскетболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях баскетболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении. Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении. Раздел 2. Практическая подготовка (34ч) Баскетбол (17 часов): освоение техники передвижений: стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.); освоение техники ловли и передачи мяча: ловля и передача мяча на месте и после перемещений, в встречных колоннах, при параллельном движении, передачи мяча в прыжке, передачи мяча в парах, тройках; освоение техники ведения мяча: ведение мяча на месте и в движении, ведение мяча при сближении с соперником, ведение мяча на скорость с остановкой и передачей. Соединение ведения с ловлей мяча; овладение техники броска в кольцо: с места и в движении; овладение тактикой игры в нападении: быстрый прорыв; овладение техники защиты: зонная и личная защита игроков; овладение игрой: учебная игра в баскетбол с заданиями и по правилам игры. Волейбол (17часов): освоение техники передвижений: стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.); освоение техники приемов и передач мяча: передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений, передачи над собой и перед собой, в встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны, передачи мяча в прыжке через сетку, передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели, передачи мяча в парах в движении: освоение техники подачи мяча и приема подач: нижняя прямая подача, верхняя прямая подача, верхняя и нижняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку: освоение техники прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером, нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3; овладение тактикой игры в нападении: выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков; овладение тактикой игры в защите: выбор способа приема мяча, взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии; овладение игрой: учебная игра в волейбол с заданиями и по правилам игры. Формы проведения занятий: подвижные игры; игры с элементами волейбола и баскетбола. соревнование; эстафеты; игровые упражнения; однонаправленные занятия; комбинированные занятия; работа в парах, группах; индивидуальная работа (разбор ошибок). Методы: словесные (рассказ учителя, инструктаж, беседа. обсуждение); наглядные; метод расчлененного упражнения; метод целостного упражнения; метод строго-регламентированного упражнения; метод частично-регламентированного упражнения; повторный метод; метод активизации; игровой; соревновательный; круговой. Основные формы учета внеурочной деятельности обучающихся: контрольные испытания; проведение соревнований; Программный материал сгруппирован по преимущественному воздействию на соответствующие двигательные способности и умения. У учащихся закладывается база для дальнейшего роста: развитие быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы технической подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в парах, тройках. Обязательными условиями построения занятий являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов. Программа «Общая физическая подготовка» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровье сбережению, снятию психологического напряжения. Улучшение физических качеств учащихся происходи непосредственно через спортивные игры (баскетбол и волейбол). На занятиях ученики выполняют различные беговые (бег с изменением направления и скорости) и прыжковые (прыжки через скамейку, через линию на одной и двух ногах и т.д.) упражнения. Учувствуют в играх на развитие координации и скорости мышления. Выполняют упражнения с мячами, что способствует развитию ловкости. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у учеников формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. 4. Тематическое планирование курса «Общая физическая подготовка» Программа курса состоит из 2 тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой. Разделы курса 5-9 класс Раздел 1 «Теоретическая подготовка» В процессе занятий Раздел 2 «Практическая подготовка» 34 ч. Волейбол 17 ч. Баскетбол 17 ч. Учебно-методическое обеспечение 1. Волейбол. Москва «физкультура и спорт» 2014 г., авт.: А.Г. Фурманов. 2. Физическая культура. 5-11 классы. Министерство образования Республики Карелия автор: С.В. Зуев – Петрозаводск: Verso, 2011г. 3. Как играть в баскетбол. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 2015. авт.:В.А. Гомельский.