Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Знай и люби родной язык» 6 класс срок реализации – 1 год Разработчик: Фоменко Е.В., учитель русского языка и литературы Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби родной язык» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления. Цели курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку. В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач: формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке; формирование знаний об общих и единых корнях разных языков; развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности; способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся; закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане В учебном плане Гимназии на реализацию курса внеурочной деятельности по русскому языку «Знай и люби родной язык» в 6 классе отводится 17 часов за год (0,5 часа в неделю). 2. Содержание учебного курса Происхождение языка. История русского языка. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык в кругу других славянских языков. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике. Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д. Осознание красоты, богатства выразительности русского языка. Изобразительновыразительные средства языка. Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык Гакусэй-га ему- студент читает. Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет. Мусуко-га каку- мальчик пишет. Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит. Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает? Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков. Дать понятие тропов и стилистических фигур речи. Вырабатывать умение анализировать текст, находить тропы и фигуры речи. Нормативное произношение слов. Орфоэпия как раздел лингвистики. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Выступления и сообщения учащихся. Работа со словарями. Урок-игра «Соблюдение орфоэпических норм». Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики. Работа со словарями. Морфема как раздел лингвистики. Морфема. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Учить работать с этимологическими, словообразовательными и морфемными словарями. Работа над проектом – осуществление намеченных шагов, внесение обоснованных изменений. Оформление результатов в виде стенгазеты. Основные требования к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерии оценивания проекта. Анализ. Итог работы по курсу. Заключительные занятия в форме «Круглого стола» Организация дискуссии «Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?» Подведение итогов работы учащихся по данному курсу, анализ презентаций и проектов. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.). Контроль практическое выполнение упражнений; практикумы; аргументированный устный ответ; сообщение, доклад. Итоги работы подводятся на последнем уроке. 3. Планируемые результаты Предметно-информационная составляющая образованности: знать о праязыке русского языка, кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности, буквенные и цифровые обозначения в кириллице, определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы; Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно; уметь составить развернутое письменное и устное сообщение; Ценностно-ориентационная составляющая образованности: понимание ценности адекватной оценки собственных достижений; уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности; Оценка результатов обучения Текущая работа по курсу внеурочной деятельности оценивается по системе зачёт/не зачёт. 4. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 Тема «Вначале было слово…», или «Что мы знаем о языке» «Как аукнется, так и откликнется», или «Как образуются слова» Яблочко от яблони недалеко падает, или «Как образуются слова» Работа над проектом Защита проектов Кол-во часов 4 4 4 3 2 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература для учителя. 1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006. 2. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997. 3. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004. 4. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33. 5. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38. Литература для учащихся. 1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006. 2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004. 3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. 4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33. 5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.