Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика в природе» 7 класс классы 1 год срок реализации Разработчики: Коржак А.В. учитель физики Боккин А.С., учитель физики Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в природе» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями и на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Физика»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности. Цели реализации программы: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся. расширение кругозора, развитие у учащихся интереса к физике, астрономии (астрофизике) как науке. развитие исследовательских навыков, выполнение научно-исследовательских работ. Задачи реализации программы: формирование осознанных мотивов учения; формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики; формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных; развитие навыков учащихся работы с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Физика в природе». Курс предназначен для ознакомления учащихся 7 классов с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы. Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется решению физических задач разного типа. В процессе занятий учащиеся будут выполнять лабораторные работы, простые опыты, изготовят ряд самодельных приборов. Курс погружает учащихся в мир современной науки, рассказывает о роли ученых в развитии мировой науки. В рамках курса учащиеся осваивают новый материал, не получая готовые ответы, а прослеживая в процессе решения задач появление новых математических понятий и методов. Этот подход развивает исследовательские навыки. Освоение курса «Физика в природе» направлено на развитие навыков решения физических задач, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Данный курс способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Рабочая программа направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности. Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Место курса внеурочной деятельности «Физика в природе» в учебном плане Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» отводит 17 часов для изучения данного курса на уровне основного общего образования. В 7 классе из расчета 0,5 учебного часа в неделю. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Физика в природе» Личностные результаты: сформированные познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся; убежденность в познании природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общественной культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивированная образовательная деятельность обучающих на основе личностноориентированного подхода; формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующему современному уровню развития науки и практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе общеобразовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей, правил поведения на транспорте и на дороге; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановке целей планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умение предвидеть, возможные результаты своих действий; умение самостоятельно планировать пути своих достижений, целей умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической форме, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи; развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли; освоение действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Физика в природе» I. Физика и ее творцы (2 ч) Роль личности в развитии науки. Биографии и достижения некоторых ученых, внесших вклад в формирование физики как науки: Архимед, И. Ньютон, Б. Паскаль, Э. Торричелли. Российские ученые – интеллектуальное богатство нашей страны. Методы научного исследования физических явлений. II. Из чего все состоит? (2 ч) Ох уж эти молекулы. Откуда все взялось? Земля, вода, воздух и огонь. III. Как и почему движутся тела? (5 ч) Механическое движение на Земле и во Вселенной. Относительность движения. Силы упругости, тяготения, трения в нашей жизни. Способы расчета сил и их применение при решении задач. Жизнь без тяготения. Трение дома и на улице. Экспериментально-исследовательские работы. 1. Исследование: проверка гипотезы – при скатывании шарика по наклонной плоскости время скатывания зависит от массы шарика. IV. Что и как производит давление? (3 ч) Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Путешествие по дну воздушного океана. Практические работы: конструирование. 2. Действующая модель фонтана. V. Почему что-то тонет, а что-то плавает? (3 ч) Выталкивающее действие жидкостей и газов. Легенда об Архимеде. Дирижабли. Современное судостроение и самолетостроение. Экспериментально-исследовательские работы. 3. Гидростатическое взвешивание. VI. Как увеличить или уменьшить силу? (1 ч) Простые механизмы. Строительство пирамид в древнем Египте. VII. Итоговое занятие. (1 ч) 4. Тематическое планирование Темы курса, содержание работы Кол- во часов Основные виды учебной деятельности ученика Физика и ее творцы (2 ч) Роль личности в развитии науки. Излагать свои мысли, обосновывать свою Биографии и достижения некоторых точку зрения, воспринимать и анализировать ученых, внесших вклад в формирование мнения; физики как науки: Архимед, И. Ньютон, Б. приобретать опыт письменной Паскаль, Э. Торричелли. Российские коммуникации; ученые – интеллектуальное богатство оценивать значения различных параметров; нашей страны. Методы научного использовать различные источники исследования физических явлений. информации; выстраивать свою будущую образовательную Темы проектов: траекторию в аспекте профессионального Сделайте презентацию (по материалам самоопределения; художественных произведений, на основе оценивать успехи России; анализа живописи, современного кинематографа, мультипликационных фильмов), демонстрирующую проявление различных физических явлений. Из чего все состоит? (2 ч) Ох уж эти молекулы. работать с различной информацией; Откуда все взялось? теоретически моделировать и проверять Земля, вода, воздух и огонь. экспериментально применять законы оценивать значения различных параметров; использовать различные источники информации; применять знания к решению физических задач на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация Как и почему движутся тела? (5 ч) Механическое движение на Земле и во выполнять эксперименты, обосновывающие Вселенной. Относительность движения. теорию; проводить системноСилы упругости, тяготения, трения. информационный анализ Способы расчета сил и их применение при демонстрировать позитивное отношение к решении задач. Жизнь без тяготения. познавательным ценностям Трение дома и на улице. формулировать цель исследования, выдвигать Экспериментально-исследовательские гипотезы, находить средства работы. доказательства/опровержения их Исследование: проверка гипотезы – при выстраивать устную и письменную скатывании шарика по наклонной коммуникации; плоскости время скатывания зависит от выявлять взаимосвязи между научными массы шарика. открытиями, развитием технологией и людьми, участвующими в этих процессах применять знания к решению физических задач на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте Что и как производит давление? (3 ч) Давление твердых тел, жидкостей и газов. оперировать информацией/знаниями в Атмосферное давление. Путешествие по предметном, межпредметном и дну воздушного океана. метапредметном контекстах Практические работы: конструирование. экспериментально доказывать гипотезы Действующая модель фонтана. использовать цифровую технику при проведении физических экспериментов соблюдать требования техники безопасности проводить теоретическое исследование; классифицировать объекты; выстраивать свою образовательную траекторию при освоении определенного блока физической информации; доказывать факты/утверждения в межпредметном контексте; проводить системно-информационный анализ применять знания к решению физических задач на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение. Почему что-то тонет, а что-то плавает? (3 ч) Выталкивающее действие жидкостей и применять знания к решению физических газов. Легенда об Архимеде. Дирижабли. задач на уровне оперирования следующими Современное судостроение и интеллектуальными операциями: понимание, самолетостроение. применение, анализ, синтез, оценка, Экспериментально-исследовательские обобщение. работы. теорию; проводить системноГидростатическое взвешивание. информационный анализ демонстрировать позитивное отношение к познавательным ценностям формулировать цель исследования, выдвигать гипотезы, находить средства доказательства/опровержения их выстраивать устную и письменную коммуникации. Как увеличить или уменьшить силу? (1 ч) Простые механизмы. Строительство применять знания к решению физических пирамид в древнем Египте. задач на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация Итоговое занятие (1 ч) осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределения; 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методический комплект для учащихся. Я. И. Перельман «Занимательная физика.» 1 и 2 часть – М.: Наука, 1991 г. Г.Ф. Меледин «Физика в задачах» – М.: Наука, 1990 г. Пособия для учителя: Блудов М.И. «Беседы по физике.» В 3-ч частях – М.:Наука, 1984; Никулова Г.А., Москалев А.Н. «Физика. Задачник.» М.: Экзамен., 2019. Лабораторное оборудование: Оборудование Название л/р Экспериментальноисследовательские работы Комплекты лабораторного оборудования по механике Кол-во + Цифровые образовательные ресурсы: Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. http://www.ed.gov.ru/ Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/ В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/ РОП. Каталог справочно-информационных источников http://www.school.edu.ru/ Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/ Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/ Все образование Интернета http://all.edu.ru/ Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/ Каталоги Электронные бесплатные библиотеки http://allbest.ru Электронная библиотека статей по образованию http://www.libnet.ru/education/lib/ Электронная библиотека «Наука и техника» http://n-t.org/ Методические материалы Сайт для учащихся и преподавателей физики. http://www.fizika.ru/ Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http://www.uroki.ru/ Периодические издания в Интернет http://archive.1september.ru/mat/ Сайт Учительской газеты http://www.ug.ru/ Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio Живая физика https://www.int-edu.ru/content/posobiya-umk-zhivaya-fizika Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Роль личности в развитии науки. Российские ученые – интеллектуальное богатство нашей страны. Ох уж эти молекулы. Откуда все взялось? Земля, вода, воздух и огонь. Механическое движение на Земле и во Вселенной. Исследование: проверка гипотезы – при скатывании шарика по наклонной плоскости время скатывания зависит от массы шарика. Силы упругости, тяготения, трения в нашей жизни. Способы расчета сил и их применение при решении задач. Жизнь без тяготения. Трение дома и на улице. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Путешествие по дну воздушного океана. Конструирование действующей модели фонтана Выталкивающее действие жидкостей и газов. Легенда об Архимеде. Дирижабли. Современное судостроение и самолетостроение. Гидростатическое взвешивание. Простые механизмы. Строительство пирамид в древнем Египте. Итоговое занятие