Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Углублённый английский язык» 8-9 классы (классы) 2 года (срок реализации) Разработчики: Юхневич Н.И., Волонцевич К.И., учителя английского языка Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Углублённый английский язык» составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия» 4. Учебный план МБОУ КГО «Гимназия» на 2023-2024 учебный год. 5. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МБОУ КГО «Гимназия» Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность. в духовно-нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся Общая характеристика учебного курса Основное назначение программы курса внеурочной деятельности по английскому языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Предлагаемая программа направлена на усовершенствование лексико-грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения лексико-грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). Учащиеся, выполняя лексико-грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексикограмматических знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена. Программа призвана углубить знания школьников по всем видам речевой деятельности. Предлагаемый курс предназначен для интенсивного развития коммуникативной компетенции учащихся 8 класса, желающих совершенствовать свои знания в области устного и письменного общения на английском языке. Актуальность программы заключается в том, что для интенсивного развития коммуникативной компетенции учащихся, а также для углублённого изучения предмета с целью повышения качеств подготовки к сдаче языкового экзамена. Успешная сдача языковых экзаменов в разделах «Говорение», «Письмо», «Лексика и грамматика» обеспечивается следующими факторами: хороший уровень владения английским языком в реальных ситуациях общения; владение стратегиями выполнения поставленных коммуникативных задач и демонстрации умений устной коммуникации; владение стратегиями написания письменных заданий, которые соответствуют требованиям спецификации различных экзаменационных систем; комплексное развитие и тренировка языковых навыков и речевых умений устной и письменной речи. Основная цель курса Подготовка учащихся для успешной сдачи экзамена по английскому языку как первому иностранному языку в российских школах с целью развития способностей школьников использовать иностранный язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира. При этом объем знаний и умений по иностранному языку сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствие с которым выпускники школ с углубленным изучением английского языка должны быть в состоянии сдать экзамен международного образца FCE. Этот экзамен, так же как и экзамен по английскому языке в формате ОГЭ, предполагает довольно обширные знания по английскому языку, а также умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма, систематические основы которых закладываются именно на среднем этапе обучения. Основные задачи курса 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. 2. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях; 3. Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности; 4. Оказание помощи учащимся в подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме основного государственного экзамена; 5. Воспитание личности, умеющей в кротчайшие сроки адаптироваться ко всем изменениям, происходящим в современном мире; Отличительные особенности курса и принципы отбора материала Доступность Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала. Преемственность Материал логично расширяется и углубляется из языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы. С одной стороны, повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английской грамматики, не изучавшейся в базисном курсе. Научность Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в нём. Материалы используемого пособия разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание и порядок проведения Единого государственного экзамена по иностранному языку. Аутентичность Несомненным достоинством данного курса является использование аутентичных материалов по грамматике, взятых из англоязычных источников. Таким образом, реализована идея о необходимости и возможности для обучаемых изучать язык на образцах оригинального языка, а не на адаптированных, русифицированных текстах, создающих ложный образ английского языка, который надо в дальнейшем преодолевать. Метапредметные связи Содержание образовательного проекта тесно связано с такими предметами как русский язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения, развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами) и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение сравнивать, обобщать, систематизировать). Программа образовательного проекта содержит знания и виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на практике. Данный курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения для будущей профессии, повышает мотивацию к изучению иностранных языков. Данный элективный курс предполагает следующие формы проведения занятий: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная; консультация; ролевая игра; исследование; устная презентация; «мозговой штурм»; лекция; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; сбор и анализ информации. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и навыков осуществляется при выполнении учащимися устных и письменных практических и тестовых заданий, а также самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении тестовых заданий, написания различного рода писем, эссе Место учебного курса в учебном плане Программа курса внеурочной деятельности «Углубленный английский язык» предназначена для учащихся 8-9 класса и рассчитана на 136 часов, из расчета 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе (2 часа в неделю). 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты понимание значимости владения иностранного языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. Метапредметные результаты умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей потребностей; умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранно языке. Предметные результаты Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета; Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал; Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка; Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах; Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка; уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов; Ожидаемые результаты По окончании реализации программы курса «Углубленный английский» учащиеся должны: знать/понимать: значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения; значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме; страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников; языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера; уметь: услышать информацию и установить соответствия; прочитать информацию и установить соответствия; грамматически правильно оформлять речь; высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций; участвовать в этикетном диалоге дать аргументированный ответ на вопрос собеседника; логично построить высказывание, используя средства логической связи; уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы; выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответстви вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его; читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой; научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме; выполнять проектную работу (эссе, письмо, доклад, реферат, презентацию); самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3. Содержание курса Содержание элективного курса по английскому язык «Углублённый английский язык» составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. В основе программы лежат следующие методические принципы: • Интеграция основных умений и навыков. • Последовательное развитие основных умений и навыков. • Коммуникативная направленность заданий. • Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий. • Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. В каждом уроке есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Каждый тематический блок содержит объяснительные таблицы по грамматике, в которых формулируются правила. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении заданий в формате ОГЭ. Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание. Контроль проводится в форме выполнения заданий пробного экзамена по всем разделам ОГЭ. Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, письмо, чтение, говорение. 8 класс Модуль 1. Профессии Лексические единицы по темам: хобби, профессии, выбор работы. Грамматическое содержание: времена глагола, правила образования и употребления условных предложений 1 и 2 типов, фразовый глагол to hand. Модуль 2. Система школьного образования Лексические единицы по темам: школа, расписание, школьная деятельность. Грамматическое содержание: условные предложения, правила образования степеней сравнения наречий, конструкция «but for», фразовый глагол to break. Модуль 3. Человек и деньги в современном мире Лексические единицы по темам: магазины, покупки, еда, деньги, одежда. Грамматическое содержание: правила употребления модальных глаголов can/could, may/might, фразовый глагол to come, степени сравнения наречий Модуль 4. Наука и техника Лексические единицы по темам: технические устройства и приборы, компьютеры. Грамматическое содержание: правила употребления модальных глаголов must/have to, should/ ought to, наречий времени и частотности, фразовый глагол to see. Модуль 5. Отдых и путешествия Лексические единицы по темам: путешествие по морю, по воздуху, поездом, в метро, языки и национальности, в гостинице, дорожные знаки. Грамматическое содержание: правила употребления модальных глаголов to be to, need, фразовый глагол to drop, конструкции You'd better / I'd rather. Модуль 6. СМИ Лексические единицы по темам: журналы, газеты и телевизионные программы, телефонный разговор. Грамматическое содержание: правила образования и употребления герундия и инфинитива, фразовый глагол to hold, неправильные глаголы to lie и to lay, правила образования антонимов, грамматические конструкции used to do smth., to be used to doing smth. 9 класс Модуль 1. Страницы истории: связь настоящего и прошлого Лексические единицы по темам: история, страны изучаемого языка, древние цивилизации и памятники, страницы истории, выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Грамматическое содержание: настоящие времена глагола, артикли в функции дополнения, предлоги времени, фразовый глагол to pick. Модуль 2. Человек и общество Лексические единицы по темам: общество, катаклизмы, глобальные проблемы, ядерное вооружение, антитеррористическая безопасность. Грамматическое содержание: прошедшие времена глагола, артикли с именами собственными, предлоги места, фразовый глагол to cut. Модуль 3. Подросток и его мир Лексические единицы по темам: семья, конфликт поколений, проблемы молодежи, выбор профессии, молодежные движения. Грамматическое содержание: прошедшее совершенное время, артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, предложные словосочетания, фразовый глагол to speak. Модуль 4. Семья Лексические единицы по темам: семья, семейные ценности, разводы, проблемы в семье, особенности семейного уклада в разные исторические периоды. Грамматическое содержание: пассивный залог, инфинитив, артикли с именами географическими, фразовый глагол to put. Раздел 1. Профессии -10 часов Раздел 2. Система школьного образования- 12 часов Раздел 3. Человек и деньги в современном мире- 11 часов Раздел 4. Наука и техника- 11 часов Раздел 5. Отдых и путешествия- 12 часов Раздел 6. СМИ- 12 часов 4. № модуля Тематическое планирование Тема раздела Количество часов 8 класс (68 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Профессии 10 12 11 11 12 12 Система школьного образования Человек и деньги в современном мире Наука и техника Отдых и путешествия СМИ 9 класс (68 часов) 1. 2. 3. 4. Страницы истории Человек и общество Подросток и его мир Семья Итого 5. 17 17 17 17 136 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Учебные пособия 1.О.В. Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка» (учебник, книга для чтения, рабочая тетрадь). 2.О.В. Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык для IX класса школ с углубленным изучением английского языка» (учебниr). 3. Веселова, Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. Грамматика. (Готовимся к ЕГЭ). М.: Интеллект-Центр, 2016. 88 с. 4. Murphy Raymond. English Grammar in Use. A self-study reference book for intermediate students. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 390 с. 5. Английский язык. Трудные задания ОГЭ. Готовимся к экзамену. Мишин А.В., Воложанина Н.В. Москва, Просвещение, 2022 6. Трубанева Н. Н.ОГЭ-2024:Английский язык: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену.- Москва: Национальное образование, 2023. 7. Е. Н. Соловова, И.Е. Соколова StateExam. Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам. PearsonEducation: Longman, 2012 8. LukeProdromou. Rising Star.A Pre-First Certificate Course. Macmillan, 2015 9. Luke Prodromou. Star.First Certificate. Macmillan, 2017 Интернет-источники 1. http://abc-english-grammar.com/ Изучение английского языка. 2. http://engblog.ru/ Сайт для учителей английского языка 3. http://onlinenglish.ru/ Английский язык онлайн 4. http://www.britishcouncil.org/ru/ British Council. 5. http://www.englishonlinefree.ru/ Учим английский язык онлайн. 6. http://www.homeenglish.ru/ Английский язык. 7. http://www.native-english.ru/ Английский язык онлайн. 8. www.1september.ru/ Школа цифрового века 9. www.correctenglish.ru/ Изучение английского языка. 10. www.english.language.ru/ Английский язык.ru. 11. www.englishteachers.ru/ Портал для учителей английского языка. 12. www.moeobrazovanie.ru/ Мое образование: онлайн тестирование. - материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании; 13. www.prosv.ru/ Сайт издательства «Просвещение». Наглядные пособия: грамматические таблицы, тематические картины Технические средства: компьютер, ноутбук, проектор