Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 8 классы классы 1 год срок реализации Разработчик: Лгчанова А.В., учитель обществознания Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; • Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия». Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин, Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. В 8 классе дети с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Это определило цели данного курса: формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения. Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; -формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики. Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений. Программа рассчитана на 1 час, составлена на 34 часов. 2. Содержание курса Формы реализации программы Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, деловая игра, практическая работа, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Методы обучения На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. В процессе обучения используются: 1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся. 2. Методы диалога и полилога. 3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора. 4. Игровые методы. 5. Методы диагностики и самодиагностики. 6. Технологии критического мышления. 7. Информационно-коммуникационные технологии. 8. Технологии коллективного метода обучения. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, математики. Структура курса Курс в 8 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. № Раздел Кол-во часов 1 Управление денежными средствами семьи. 8 2 Способы повышения семейного благосостояния 7 3 Риски в мире денег 6 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без 8 проблем 5 Человек и государство: как они взаимодействуют Итого: 5 34 3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Тема Основное содержание по темам Раздел 1. Управлен ие денежны ми средствам и семьи (8 ч) Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Формы организации учебных занятий фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные. Лекция-беседа Практикум; Игра; Проектноисследовательская деятельность Онлайн-уроки Виды учебной деятельности Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; – роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; – влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; – того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; – различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: – пользоваться дебетовой картой; – определять причины роста инфляции; – рассчитывать личный и семейный доход; – читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи; фронтальные, Раздел 2. Базовые понятия и знания: Способы Банк; инвестиционный фонд; коллективные, компания; групповые, повышен страховая – считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; – вести учёт доходов и расходов; – развивать критическое мышление. Компетенции: – устанавливать причинноследственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Личностные характеристики и установки: Понимание: ия семейного благосост ояния (6 ч) финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; парные, индивидуальные. Лекция-беседа Практикум; Игра; Проектноисследовательская деятельность – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Раздел 4. Базовые понятия и знания: фронтальные, финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; – пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; – соотносить риски и выгоды. Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности. Личностные характеристики и Семья и финансов ые организац ии: как сотруднич ать без проблем (8 ч) Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. коллективные, групповые, парные, индивидуальные. Лекция-беседа Практикум; Игра; Проектноисследовательская деятельность Онлайн-уроки установки: Понимание: – устройства банковской системы: – того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; – ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; – того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование; – того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте. Умения: – читать договор с банком; – рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; – находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; – переводить одну валюты в другую; – находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; Раздел 5. Человек и государст во: как они взаимоде йствуют (5 ч) – выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; – оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Базовые понятия и знания: фронтальные, Личностные характеристики и Налоги; прямые и косвенные коллективные, установки: налоги; пошлины; сборы; групповые, Представление об пенсия; пенсионная система; парные, ответственности пенсионные фонды. индивидуальные. налогоплательщика; Знание основных видов Лекция-беседа Понимание: налогов, взимаемых с Практикум; – неотвратимости наказания физических и юридических Игра; (штрафов) за неуплату налогов лиц (базовые); способов Проектнои негативное влияние штрафов уплаты налогов (лично и исследовательская на семейный бюджет; предприятием); общих деятельность – того, что при планировании принципов устройства Онлайн-уроки будущей пенсии необходимо не пенсионной системы РФ; только полагаться на иметь представления о государственную пенсионную способах пенсионных систему, но и создавать свои накоплений. программы накопления средств и страхования на старость. Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; – просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; – находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов; – рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. Система оценивания образовательных достижений Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится». В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с оценками типа: • «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.). Основное содержание оценки метапредметных результатов Оценка может проводиться в ходе различных процедур: наблюдения в процессе занятий, выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Основы финансовой грамотности». При проведении текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром (ориентированность на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и т. п.). Система предметных знаний, умений и компетенций - важнейшая составляющая предметных результатов курса. Предметом оценивания являются базовые знания и умение применять их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио — портфель достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия. Портфолио учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: • поддерживать высокую учебную мотивацию; • поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности; • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Для оценки достижения планируемых результатов курса в этот раздел можно включать следующие материалы: • выполненные учащимися учебные проекты; • материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу; • результаты учебных мини-исследований; • материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы самооценки); • результаты участия в неделе финансовой грамотности, олимпиадах, конкурсах. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы: • о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой системы понятий и знаний финансовой грамотности; • о сформированности у учащихся основ умения учиться при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач финансовой грамотности; • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности. Текущее оценивание: устный опрос; письменная самостоятельная работа; тестовое задание; решение задач; решение кроссворда и анаграммы; викторина; учебное мини-исследование; графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм; творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллекткарта. Итоговое оценивание: тест; решение задач; творческая работа; учебный проект; проверочная работа. Критерии оценивания 1. Знание и понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов. 2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и диаграмм. 3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей. 4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по определённой финансовой теме с помощью учителя. 5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий. 6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, использование видеоряда. 7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы. Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи. 4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам освоения курса: - владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; - владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. 4.Тематическое планирование Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч) Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч) 5. Учебно-методическое обеспечение 1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 6. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. Интернет-источники 1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ 3. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ 4. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ 5. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ 6. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ 7. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг» 8. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга 9. 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент» 10. 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника» 11. 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам 12. 14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по 13. экономике 14. 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.) 15. 16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» 16. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация 17. по мировой экономике 18. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету 19. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс 20. https://Uchi.ru - цифровой образовательный ресурс.