17 Финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
8 классы
классы
1 год
срок реализации

Разработчик: Лгчанова А.В.,
учитель обществознания
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы
непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных
школ. Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник
программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И.
Мишин, Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9
классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется
на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере,
но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
В 8 классе дети с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут
нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Это определило цели данного курса: формирование у учащихся готовности принимать
ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности
реализовать эти решения.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления
личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные;
-формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики.
Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых
вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения
важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в
сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить
его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных
ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся,
является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,
исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на
бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в
расширенном круге финансовых отношений.
Программа рассчитана на 1 час, составлена на 34 часов.

2. Содержание курса
Формы реализации программы
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного
процесса: дискуссия, деловая игра, практическая работа, правовая консультация, познавательная беседа,
интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина,
ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, правовая игра,
дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и
экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа,
конференция, конкурсы.
Методы обучения
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися
образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся.
2. Методы диалога и полилога.
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора.
4. Игровые методы.
5. Методы диагностики и самодиагностики.
6. Технологии критического мышления.
7. Информационно-коммуникационные технологии.
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами
экономики, истории, обществознания, математики.
Структура курса
Курс в 8 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное
содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых
задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
№
Раздел
Кол-во часов
1
Управление денежными средствами семьи.
8
2
Способы повышения семейного благосостояния
7
3
Риски в мире денег
6
4
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без 8
проблем

5
Человек и государство: как они взаимодействуют
Итого:

5
34

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Тема

Основное содержание по
темам

Раздел 1.
Управлен
ие
денежны
ми
средствам
и семьи (8
ч)

Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная
масса,
покупательная
способность
денег,
Центральный банк, структура
доходов населения, структура
доходов семьи, структура
личных
доходов,
человеческий
капитал,
благосостояние
семьи,
контроль расходов семьи,
семейный бюджет: профицит,
дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно
образом
в
современной
экономике
осуществляется
эмиссия денег;
из чего состоит денежная
масса;
способов влияния государства
на инфляцию;
структуры доходов населения
России и её изменений в конце
XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России
на
размер
доходов
из
различных источников;
зависимости
уровня
благосостояния от структуры
источников доходов семьи;
статей семейного и личного
бюджета;
обязательных
ежемесячных трат семьи и
личных трат.

Формы
организации
учебных занятий
фронтальные,
коллективные,
групповые,
парные,
индивидуальные.
Лекция-беседа
Практикум;
Игра;
Проектноисследовательская
деятельность
Онлайн-уроки

Виды учебной деятельности

Личностные характеристики и
установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не
единственная форма оплаты
товаров и услуг;
– роли денег в экономике
страны
как
важнейшего
элемента рыночной экономики;
– влияния образования на
последующую
карьеру
и
соответственно
на личные доходы;
– того, что бесконтрольная
трата семейных доходов лишает
семью возможности обеспечить
устойчивость
своего
благосостояния
и
может
привести
к
финансовым
трудностям семьи;
–
различий
в
структуре
семейного бюджета расходов и
её изменения в зависимости от
возраста членов семьи и других
факторов;
необходимости
планировать доходы и расходы
семьи.
Умения:
–
пользоваться
дебетовой
картой;
– определять причины роста
инфляции;
– рассчитывать личный и
семейный доход;
– читать диаграммы, графики,
иллюстрирующие
структуру
доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и
расходы семьи;

фронтальные,
Раздел 2. Базовые понятия и знания:
Способы Банк; инвестиционный фонд; коллективные,
компания; групповые,
повышен страховая

– считать личные расходы и
расходы
семьи
как
в
краткосрочном,
так
и
в
долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и
расходов;
–
развивать
критическое
мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинноследственные связи между
нормой инфляции уровнем
доходов семей;
–
использовать
различные
источники для определения
причин инфляции и её влияния
на покупательную способность
денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать
варианты повышения личного
дохода;
– соотносить вклад в личное
образование и последующий
личный доход;
–
сравнивать
различные
профессии и сферы занятости
для
оценки
потенциала
извлечения дохода и роста
своего
благосостояния
на
коротком
и
длительном
жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные
расходы;
–
соотносить
различные
потребности и желания с точки
зрения
финансовых
возможностей;
– определять приоритетные
траты; исходя из этого строить
бюджет на краткосрочную и
долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета
и оптимизировать его для
формирования сбережений.
Личностные характеристики и
установки:
Понимание:

ия
семейного
благосост
ояния (6
ч)

финансовое планирование.
Знание
основных
видов
финансовых
услуг
и
продуктов для физических
лиц; знание возможных норм
сбережения
по
этапам
жизненного цикла.

Раздел 3.
Риски в
мире
денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации;
социальные пособия; форсмажор;
страхование;
виды
страхования и
страховых
продуктов; финансовые риски;

парные,
индивидуальные.
Лекция-беседа
Практикум;
Игра;
Проектноисследовательская
деятельность

– принципа хранения денег на
банковском счёте;
–вариантов
использования
сбережения и инвестирования
на разных стадиях жизненного
цикла семьи;
–
необходимости
аккумулировать
сбережения
для будущих трат;
– возможных рисков при
сбережении и инвестировании.
Умения:
–
рассчитать
реальный
банковский процент;
–
рассчитать
доходность
банковского вклада и других
операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от
сбережений;
–
сравнивать
доходность
инвестиционных продуктов.
Компетенции:
–
искать
необходимую
информацию на сайтах банков,
страховых
компаний и др. финансовых
учреждений;
– оценивать необходимость
использования
различных
финансовых инструментов для
повышения
благосостояния
семьи;
– откладывать деньги на
определённые цели;
–
выбирать
рациональные
схемы
инвестирования
семейных
сбережений
для
обеспечения будущих крупных
расходов семьи.
Личностные характеристики и
установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей
структура
расходов
семьи
изменяется;
–
необходимости
иметь

виды рисков. Знание видов
различных особых жизненных
ситуаций;
способов
государственной поддержки в
случаях
природных
и
техногенных катастроф и
других
форс-мажорных
случаях; видов страхования;
видов финансовых рисков:
инфляция,
девальвация,
банкротство
финансовых
компаний,
управляющих
семейными
сбережениями,
финансовое мошенничество;
представление о способах
сокращения
финансовых
рисков.

Раздел 4. Базовые понятия и знания:

фронтальные,

финансовую
подушку
безопасности
на
случай
чрезвычайных и кризисных
жизненных ситуаций;
– возможности страхования
жизни и семейного имущества
для управления рисками;
Понимание причин финансовых
рисков:
–
необходимости
быть
осторожным в финансовой
сфере,
необходимости
проверять
поступающую
информацию из различных
источников (из рекламы, от
граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты
социальных служб, обращаться
за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные
платежи по страхованию;
–
защитить
личную
информацию, в том числе в
сети Интернет;
– пользоваться банковской
картой
с
минимальным
финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
–
оценивать
последствия
сложных жизненных ситуаций с
точки
зрения
пересмотра
структуры финансов семьи и
личных финансов;
–
оценивать
предлагаемые
варианты страхования;
– анализировать и оценивать
финансовые риски;
–
развивать
критическое
мышление по отношению к
рекламным сообщениям;
–
способность
реально
оценивать свои финансовые
возможности.
Личностные характеристики и

Семья и
финансов
ые
организац
ии:
как
сотруднич
ать
без
проблем
(8 ч)

Банк; коммерческий банк;
Центральный банк; бизнес;
бизнес-план;
источники
финансирования;
валюта;
мировой валютный рынок;
курс валюты.
Знание
видов
операций,
осуществляемых
банками;
необходимость наличия у
банка
лицензии
для
осуществления
банковских
операций;
какие
бывают
источники
для
создания
бизнеса и способы защиты от
банкротства;
иметь
представление
о
структуре бизнес-плана: иметь
представление об основных
финансовых правилах ведения
бизнеса; знать типы валют;
иметь представление о том,
как мировой валютный рынок
влияет на валютный рынок
России;
знать,
как
определяются курсы валют в
экономике России.

коллективные,
групповые,
парные,
индивидуальные.
Лекция-беседа
Практикум;
Игра;
Проектноисследовательская
деятельность
Онлайн-уроки

установки:
Понимание:
–
устройства
банковской
системы:
– того, что вступление в
отношения с банком должны
осуществлять не спонтанно, под
воздействием рекламы, а по
действительной необходимости
и
со
знанием
способов
взаимодействия;
–
ответственности
и
рискованности
занятия
бизнесом;
понимание
трудностей,
с
которыми
приходится сталкиваться при
выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес
деятельности
необходимо
получить
специальное
образование;
– того, от чего зависят курсы
валют; понимание условия при
которых семья может выиграть,
размещая семейные сбережения
в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский
процент и сумму выплат по
вкладам;
–
находить
актуальную
информацию на специальных
сайтах, посвящённых созданию
малого (в том числе семейного)
бизнеса;
рассчитывать
издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в
другую;
– находить информацию об
изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость
использования
банковских
услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем
семьи;

Раздел 5.
Человек и
государст
во:
как
они
взаимоде
йствуют
(5 ч)

– выделять круг вопросов,
которые надо обдумать при
создании своего бизнеса, а
также типы рисков, такому
бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость
наличия сбережений в валюте в
зависимости от экономической
ситуации в стране.
Базовые понятия и знания:
фронтальные,
Личностные характеристики и
Налоги; прямые и косвенные коллективные,
установки:
налоги; пошлины; сборы; групповые,
Представление
об
пенсия; пенсионная система; парные,
ответственности
пенсионные фонды.
индивидуальные. налогоплательщика;
Знание
основных
видов Лекция-беседа
Понимание:
налогов,
взимаемых
с Практикум;
– неотвратимости наказания
физических и юридических Игра;
(штрафов) за неуплату налогов
лиц
(базовые);
способов Проектнои негативное влияние штрафов
уплаты налогов (лично и исследовательская на семейный бюджет;
предприятием);
общих деятельность
– того, что при планировании
принципов
устройства Онлайн-уроки
будущей пенсии необходимо не
пенсионной системы РФ;
только
полагаться
на
иметь
представления
о
государственную пенсионную
способах
пенсионных
систему, но и создавать свои
накоплений.
программы накопления средств
и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных
налогов или сумму, которую
необходимо
заплатить
в
качестве налога;
– просчитывать, как изменения
в
структуре
и
размерах
семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину
подлежащих уплате налогов;
–
находить
актуальную
информацию о пенсионной
системе и накоплениях в сети
Интернет.
Компетенции:
–
осознавать
гражданскую
ответственность при уплате
налогов;
– планировать расходы на
уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать,

как могут быть связаны
величины
сбережений
на
протяжении трудоспособного
возраста и месячного дохода
после окончания трудовой
карьеры.
Система оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются
планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС ООО включают
личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с оценками
типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном
выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном
материале.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов
Оценка может проводиться в ходе различных процедур: наблюдения в процессе занятий,
выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Основы финансовой
грамотности».
При проведении текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение
коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки уместно
отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром
(ориентированность на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и
координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и т.
п.).
Система предметных знаний, умений и компетенций - важнейшая составляющая предметных
результатов курса. Предметом оценивания являются базовые знания и умение применять их для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использование при этом
универсальных учебных действий: применение знаково-символических средств; моделирование;
сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения;
установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование,
представление и интерпретация информации.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений
служит портфолио — портфель достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию динамики
образовательных достижений в широком образовательном контексте, в том числе в сфере освоения
таких средств самоорганизации учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Портфолио учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и
действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию;
• поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и
самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;

• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность.
Для оценки достижения планируемых результатов курса в этот раздел можно включать
следующие материалы:
• выполненные учащимися учебные проекты;
• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу;
• результаты учебных мини-исследований;
• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные
листы, листы самооценки);
• результаты участия в неделе финансовой грамотности, олимпиадах, конкурсах.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений,
делаются выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой
системы понятий и знаний финансовой грамотности;
• о сформированности у учащихся основ умения учиться при решении учебно-познавательных и
учебно-практических задач финансовой грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Текущее оценивание:
устный опрос; письменная самостоятельная работа; тестовое задание; решение задач; решение
кроссворда и анаграммы; викторина; учебное мини-исследование; графическая работа: построение
простых таблиц, схем, диаграмм; творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллекткарта.
Итоговое оценивание:
тест; решение задач; творческая работа; учебный проект; проверочная работа.
Критерии оценивания
1. Знание и понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное
использование экономических терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и
диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников
информации по определённой финансовой теме с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал,
логичное и понятное изложение, использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления
результатов выполненной работы.
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено
учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного
задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого знания формул до поиска
логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть
основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб учебного проекта и его результаты
зависят от поставленной задачи.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;





овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических
ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 составление простых планов с помощью учителя;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 умение слушать собеседника и вести диалог;
 умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
 умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий
капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд,
финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный
рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

4.Тематическое планирование

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

5. Учебно-методическое обеспечение
1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические
рекомендации для учителя. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для
родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные
измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
6. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
4. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
5. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
6. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
7. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
8. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
9. 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
10. 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
11. 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
12. 14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
13. экономике
14. 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
15. 16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология.
Менеджмент»
16. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
17. по мировой экономике
18. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
19. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс
20. https://Uchi.ru - цифровой образовательный ресурс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».