Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы географии» 9 класс классы 1 год срок реализации Разработчик: Пекшуева А.А., учитель географии Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы географии» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями и на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «География»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «География»; рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Программа «Сложные вопросы географии» направлена на: 1. Развитие географических знаний, как элемент научной картины мира; 2. Воспитание безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде; 3. Умение решать задачи повышенной сложности и применение полученных знаний на практике; 4. Осмысленное усвоение практической составляющей географии. Курс включает в себя решение задач повышенной сложности, воспитание у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности. Актуальность программы обусловлена тем, что она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для учащихся тем, которые необходимы на последующих этапах обучения. Новизна программы в том, что она представляет возможность научиться решать задачи повышенной сложности, что позволит учащимся проявить свой уровень знаний и приобретенные навыки использовать на олимпиадах и конкурсах. В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: -комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; -целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Цели обучения: Повысить уровень предметной подготовки учащихся, стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации: развитие интеллектуальных способностей учащихся; повышение интереса учащихся к предмету; профориентация учащихся. Учить использовать знания из различных областей географии, математики, физики, биологии, истории, обществознания, химии для решения субъективно новых для учащихся географических задач. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии. Задачи: - развивать познавательные и аналитические способности у учащихся; - формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию; - развивать умения и навыки в работе с информационными источниками; - совершенствовать умения и навыки в работе с КТ; - формировать систематические и прочные знания по предмету; - расширить кругозор и общую подготовку, через включение теоретических знаний в практическую деятельность. Общая характеристика курса Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы) профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических, творческих заданий. Организация занятий позволяет целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры. В основе проведения занятий лежит технология развития критического мышления, что соответствует современным стандартам ФГОС: формирование ключевых компетенций информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми; самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Связь с другими предметами. География настолько универсальна, что при желании учителя может нтегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной. Например: · Математика: установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения, работа с графиками, профилями рельефа и тд. · Физика: Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха. · Биология: Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь. Вопросы экологии. · Химия: изучение минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа. Программа курса выстроена в логике постепенного закрепления учащимися основного содержания географических знаний необходимых для решения наиболее сложных вопросов, для успешности продолжения географического образования (природа, население, хозяйство, природопользование на разных территориальных уровнях). Курс реализует деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе. Ценностные ориентиры Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности. Гармонично развитые социальные чувства и качества: - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. 2.Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; -представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; -осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; -осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; -готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным народам; – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: -самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; -работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. -в ходе представления проекта давать оценку его результатам; -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; -организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; -умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; -давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; -преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; -самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; -уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: -осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; -освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; -использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения; -использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности. Коммуникативные УУД: -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметные результаты: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и_ географических районов. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - определять причины и следствия геоэкологических проблем; - приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире. использование географических умений: - прогнозировать особенности развития географических систем; - прогнозировать изменения в географии деятельности; - составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. использование карт как моделей: - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности: - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 3. Содержание курса 1. Введение (3 ч). Источники географической информации, управление и методы работы с географической информацией. Освоение основных разделов курса (31 ч). 2. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности, чтение и построение профиля местности по плану. 3. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей. 4. Население: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, построение полово-возрастной пирамиды). Определение демографических показателей по формулам. 5. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования. Размещение предприятий различных отраслей с учетом местных природных условий. 6. Страноведение: Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Закрепление программной географической номенклатуры по курсу. Определение места РФ в мире. 7. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Закрепление программной географической номенклатуры по курсу. 8. Рефлексивная часть курса (3 ч). Проведение мини-олимпиады по географии. 4. Тематическое планирование Раздел Введение I. Освоение основных разделов курса. Тема 1.Управление и методы работы с географической информацией. 1. Источники географической информации 2. Природа Земли и человек 3. Население 4. Природопользование и экология 5. Страноведение 6. География России II Рефлексивная 1. Мини-олимпиада часть курса. Количество часов 3 Количество практических работ 1 10 1 5 4 4 3 5 3 1 1 1 1 1 5. Учебно-методическое обеспечение 1. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач. 9-11 класс..ФИПИ. Абрацумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б.М: Интелект-центр, 2010 Атласы 5-6,7, 8, 9 классы "Дрофа" ДИК ФГОС 2018 год. Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы имеется кабинет географии, оснащенный техническими средствами обучения: сенсорная панель ПК, наглядными пособиями: географические карты России, материков и океанов, Мира, таблицы, топографические карты, наглядные пособия, топографические и измерительные приборы. Список литературы для учителя: 1. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География. А.П. Большаков "Учитель" Волгоград, 2014 2. Диагностические работы. ФГОС. 8 класс Природа. Население. Хозяйство. Баринова И.И., Соловьев М.С.М: Дрофа, 2016. 3. Сборник заданий и упражнений . География. 9 класс. М.С. Смирнова. "Экзамен" ; М.,2012 4. Метеорология и климатология. Учебник. Хромов С.П., Петросян М.А.МГУ, 2001 5. География. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников "Полярная Звезда" 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. М: Просвещение, 2013 Список литературы для детей: 1. Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. - М., Мирос, 1984 2. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994. 3. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии», - География ПВ. 6/2008, 2, 3/2009. 4. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: - М.:Просвещение, 1996. – 159с. 5. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 304с. 6. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2014. – 208с. 7. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Субботин Г.П.. – М: Дрофа, 2015.-125с. Интернет ресурсы: http://rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников http://olympiad.rgo.ru/ - олимпиада по географии для школьников на портале Русского географического общества ttp://www.geoolympiad.org/ - Международная олимпиада школьников по географии