23 Сложные вопросы географии

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы географии»
9 класс
классы

1 год
срок реализации

Разработчик: Пекшуева А.А.,
учитель географии
Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы географии» для 9 класса
разработана в соответствии с требованиями и на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
 рабочей программы по учебному предмету «География»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «География»;
 рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия».
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях
является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Программа «Сложные вопросы географии» направлена на:
1. Развитие географических знаний, как элемент научной картины мира;
2. Воспитание безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде;
3. Умение решать задачи повышенной сложности и применение полученных знаний на практике;
4. Осмысленное усвоение практической составляющей географии.
Курс включает в себя решение задач повышенной сложности, воспитание у учащихся интереса к
знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности.
Актуальность программы обусловлена тем, что она рассчитана на расширение и углубление знаний по
наиболее важным и сложным для учащихся тем, которые необходимы на последующих этапах обучения.
Новизна программы в том, что она представляет возможность научиться решать задачи повышенной
сложности, что позволит учащимся проявить свой уровень знаний и приобретенные навыки использовать
на олимпиадах и конкурсах.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание
которого
одновременно
охватывает
многие
аспекты
как
естественного,
так
и
гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
-комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве)
человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных
географических условиях;
-целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а
в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем,
формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Цели обучения:
Повысить уровень предметной подготовки учащихся, стимулированию самостоятельной
поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации: развитие
интеллектуальных способностей учащихся; повышение интереса учащихся к предмету; профориентация
учащихся.
Учить использовать знания из различных областей географии, математики, физики, биологии,
истории, обществознания, химии для решения субъективно новых для учащихся географических задач.
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Задачи:
- развивать познавательные и аналитические способности у учащихся;
- формировать и развивать стремление личности к самообразованию и саморазвитию;
- развивать умения и навыки в работе с информационными источниками;
- совершенствовать умения и навыки в работе с КТ;
- формировать систематические и прочные знания по предмету;
- расширить кругозор и общую подготовку, через включение теоретических знаний в практическую
деятельность.
Общая характеристика курса
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими
(топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы)

профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в
себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических, творческих заданий.
Организация занятий позволяет целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик
мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры. В основе
проведения
занятий лежит технология развития критического мышления, что соответствует
современным стандартам ФГОС: формирование ключевых компетенций информационной - умение
искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми; самоорганизационной - умение
ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные
ресурсы; самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность.
Связь с другими предметами.
География настолько универсальна, что при желании учителя может нтегрироваться с любым предметом.
На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.
Например:
· Математика: установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты
места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной
температуры, вычисление коэффициента увлажнения, работа с графиками, профилями рельефа и тд.
· Физика: Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие
веса, плотности, давления воздуха.
· Биология: Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и
их взаимосвязь. Вопросы экологии.
· Химия: изучение минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и
знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа.
Программа курса выстроена в логике постепенного закрепления учащимися основного
содержания географических знаний необходимых для решения наиболее сложных вопросов, для
успешности продолжения географического образования (природа, население, хозяйство,
природопользование на разных территориальных уровнях). Курс реализует деятельностный и
индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и
тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и
Интернет-ресурсов.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно
противостоять глобальным вызовам современности.
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и
будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу
жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и
рационального использования.

2.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные
задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных
качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
-работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя
ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий.
-в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
-давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
-обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приёмы слушания;
-самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения
своих целей. уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
-осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных
регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
-использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

-использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на
уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и_ географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в
мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию,
качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и
государственной региональной политике.

3. Содержание курса
1. Введение (3 ч). Источники географической информации, управление и методы работы с
географической информацией.
Освоение основных разделов курса (31 ч).
2. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные
параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических
координат; анализ плана местности, чтение и построение профиля местности по плану.
3. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка,
основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и
процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным
признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в
зависимости от угла наклона солнечных лучей.

4. Население: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.
Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ
статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, построение
полово-возрастной пирамиды). Определение демографических показателей по формулам.
5. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов
ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды
природопользования. Размещение предприятий различных отраслей с учетом местных природных
условий.
6. Страноведение: Современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Закрепление
программной географической номенклатуры по курсу. Определение места РФ в мире.
7. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию.
Россия в современном мире. Закрепление программной географической номенклатуры по курсу.
8. Рефлексивная часть курса (3 ч). Проведение мини-олимпиады по географии.

4. Тематическое планирование
Раздел

Введение
I. Освоение
основных
разделов курса.

Тема
1.Управление и методы работы с
географической информацией.

1. Источники географической
информации
2. Природа Земли и человек
3. Население
4. Природопользование и экология
5. Страноведение
6. География России
II Рефлексивная 1. Мини-олимпиада
часть курса.

Количество часов

3

Количество
практических
работ
1

10

1

5
4
4
3
5
3

1
1
1
1
1

5. Учебно-методическое обеспечение
1. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач. 9-11 класс..ФИПИ. Абрацумова Э.М., Дюкова
С.Е., Пятунин В.Б.М: Интелект-центр, 2010
Атласы 5-6,7, 8, 9 классы "Дрофа" ДИК ФГОС 2018 год.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы имеется кабинет географии, оснащенный техническими средствами
обучения: сенсорная панель ПК, наглядными пособиями: географические карты России, материков и
океанов, Мира, таблицы, топографические карты, наглядные пособия, топографические и измерительные
приборы.
Список литературы для учителя:
1. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География. А.П. Большаков
"Учитель" Волгоград, 2014
2. Диагностические работы. ФГОС. 8 класс Природа. Население. Хозяйство. Баринова И.И., Соловьев
М.С.М: Дрофа, 2016.
3. Сборник заданий и упражнений . География. 9 класс. М.С. Смирнова. "Экзамен" ; М.,2012
4. Метеорология и климатология. Учебник. Хромов С.П., Петросян М.А.МГУ, 2001
5. География. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников "Полярная Звезда" 5-9 классы.
Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. М: Просвещение, 2013

Список литературы для детей:
1. Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. - М.,
Мирос, 1984
2. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994.
3. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии», - География ПВ. 6/2008, 2,
3/2009.
4. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: - М.:Просвещение, 1996. –
159с.
5. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.:
Айрис-пресс, 2016. – 304с.
6. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.:
Дрофа, 2014. – 208с.
7. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Субботин Г.П.. – М: Дрофа,
2015.-125с.
Интернет ресурсы:
http://rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников
http://olympiad.rgo.ru/ - олимпиада по географии для школьников на портале Русского географического
общества
ttp://www.geoolympiad.org/ - Международная олимпиада школьников по географии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».