Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Биологические процессы вокруг нас» 9 класс классы 1 год срок реализации Разработчик: Почепко Г.А., учитель биологии Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочному курсу «Биологические процессы вокруг нас» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Биология»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Цель: достижение обучающихся планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Задачи: • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • формирование у выпускников познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально— ценностного отношения к объектам живой природы; • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; • овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; • использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета Элективный курс «Биологические процессы вокруг нас» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение курса способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Элективный курс направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, в её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся. Освоение учебного курса направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладевают научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане МБОУ КГО «Гимназии» на изучение курса «Биологические процессы вокруг нас» в 9 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. 2. Планируемые результаты Предметные УУД: • общие признаки живого организма; • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; • причины и результаты эволюции; • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных; • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма; • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; • особенности строения и функционирования вирусов; • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения. Выпускники должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать): организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека; • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы. Уметь: • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; • наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; • проводить простейшие опыты по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных; • бережного относиться к организмам, видам, природным сообществам, соблюдать правила поведения в природе; • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно • изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику. Личностные УУД: обучения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях -осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: -самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; -работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. -в ходе представления проекта давать оценку его результатам; -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; -организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; -умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; -давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; -преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; -самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; -уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Содержание курса Тема 1. Введение в систематику (6 часа) История систематики. К.Линней, шведский натуралист, основоположник систематики растений и животных. Искусственная система К.Линнея для растений и животных. Бинарная номенклатура. Современная система живых организмов. Естественная система, основанная на общности происхождения организмов. Систематические категории, их характеристика. Две империи и пять царств живой природы. Империя доклеточные и клеточные. Надцарства прокариот и эукариот, их характерные черты. Происхождение эукариот. Тема 2. Царство Вирусы (2 час) Особенности Вирусов как внутриклеточных паразитов. Происхождение вирусов. Р. оль вирусов в эволюции клеточных организмов. Вирусные заболевания человека, животных. Растений, меры их профилактики. Тема 3. Царство Дробянки (2 часа) Подцарство Бактерии. Подцарство Сине-зелёные. Характерные черты, многообразие, значение. Тема 4. Царство Животные (10 часа) Общая характеристика животных. Отличие животных от растений. Классификация. Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика. Классификация. Значение и многообразие. Подцарство Многоклеточные животные. Происхождение многоклеточных. Предмногоклеточные и настоящие многоклеточные. Классификация многоклеточных. Отдел Радиальные. Отдел Двустороннесимметричные. Характеристика отделов многоклеточных животных. Тема 5. Царство Растения (10 часов) Общая характеристика растений. Отличие растений от животных. Подцарства Настоящие водоросли, Багрянки и Высшие растения. Классификация Царства Растения. Особенности низших растений. Их характеристика и классификация. Особенности высших растений, споровых и семенных. Основные отделы высших растений. Их характерные черты. Покрытосеменные растения - господствующая группа современных растений, деление на классы и семейства. Тема 6. Царство Грибы (4 часа) Особенности царства Грибов, их отличие от растений и животных. Низшие и высшие грибы. Классификация. Лишайники - группа симбиотических низших эукариот. 4. Тематическое планирование курса «Биологические процессы вокруг нас». Тема Тема 1. Введение в систематику Тема 2. Царство Вирусы Тема 3. Царство Дробянки Тема 4. Царство Животные Тема 5. Царство Растения Тема 6. Царство Грибы Количество часов 6 2 2 10 10 4 5. Учебно-методическое обеспечение «Биология. Организм человека» - М.: «Дрофа» авторы: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, В.Б. Захаров, М.Р. Сапин, С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонова. Методическая литература для учителя: Артемьева Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 9 класс. -М.: ВАКО, 2015. Богданов Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 9 класс. -М.: ВАКО, 2015. Ионцева А. Ю Торгалов А. В. Биология в схемах и таблицах. -М.; Эксмо,2015. Илларионов Э.Ф.Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: ВАКО, 2003. Гекалюк М. С. Биология 9 класс. Тесты. - Саратов: Лицей, 2012 Курганский С. М. Внеурочная работа по биологии 5-11 классам.: ВАКО,2015.