Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История в лицах» 10 класс классы 1 год срок реализации Разработчик: Насонкова И.А., учитель истории Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка внеурочной деятельности «История в лицах» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Основной образовательной программы среднего общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «История»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «История», рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Программа предназначена для учащихся 10 классов, интересующихся и увлекающихся историей. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях и деятелях российской истории, на отработку навыка работы с историческими источниками, выполнение практических заданий. Актуальность определяется важностью развития навыков работы с текстами, критического мышления, изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение. Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими навыками, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Целью программы является овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; воспитание патриотизма; формирование ценностных ориентаций; применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в современном обществе. Задачи: вырабатывать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем; развивать у учеников способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий; развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры; воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов. развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; ознакомление учащихся с различными точками зрения в отношении исторических событий; совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию; развитие навыка написания эссе; осмысление роли великих деятелей в судьбе России; осознание роли личности в истории. Рабочая программа кружка «История в лицах» дополняет рабочую программу по истории для 10 классов. Учащиеся смогут вспомнить ранее изученные события и личностей и, в силу более старшего возраста и накопленных знаний по предмету, более осознанно, взвешенно анализировать ранее изученный материал. Изучаемый период охватывает историю XX века. Место кружка внеурочной деятельности в учебном плане На изучение курса отводится 1 час в неделю, в объеме 34 часа в год. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - целостное представление об историческом развитии России и мира; - создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры; - способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки и презентации фактов и источников, аргументации собственных версий в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого; - умения датировать события и процессы в истории, определять их последовательность и длительность; - уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты; - уметь характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; - уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; - умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников культуры и истории, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников; - рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; - умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; - умения соотносить единичные события в России с общими явлениями и процессами; - готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране. 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Мир накануне и во время I мировой войны. Антанта и Тройственный союз. О. Бисмарк. Гаагские конвенции и декларации. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Первая мировая война. Участие царской семьи в войне. Брусиловский прорыв. А. Брусилов. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт). Версальско-Вашингтонская система. 2. Межвоенный период. Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. «Союз Спартака». Веймарская республика. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919– 1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди. Мировой экономический кризис. Социальнополитические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Франкистский мятежи фашистское вмешательство. 3. Советская Россия в 1920 – 1930 годы. Революция 1917 года в России. Образование Коминтерна. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы. Личности Гражданской войны: Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Красные командиры. Политические портреты. Политические идеалы. Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов. Сталин И.В. Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны большого террора. Кумиры и герои советских людей 1930 годы. 4. Вторая мировая война. Советско-германский договор о дружбе и границе. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Сталинградская битва. Курская битва. «Большая тройка». Движение Сопротивления и коллаборационизм. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11 12 13 14-15 16 17 18 19 20 21 22-23 24 25 26 27 28-29 30 31-32 33 34 Наименование изучаемого раздела. Тема. Кол-во часов Мир накануне и во время I мировой войны. 8 О. Бисмарк и Россия. 1 Николай II как инициатор Гаагской конференции и развитие международного 1 гуманитарного права. Николай II – главнокомандующий российской армии. 1 Франц Фердинанд и Гаврило Принцип. 1 Царевны – сестры милосердия. Красный крест. 1 А. Брусилов и его роль в войне. 1 В. Вильсон, Д. Ллойд Джордж, К. Клемансо – вершители судеб. 2 Межвоенный период 7 К. Либкнехт и Р.Люксембург. 1 Режим Чан Кайши. 1 Индийский национальный конгресс и М. Ганди. 1 «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. 1 Кейнс и государственное регулирование экономики. 1 Муссолини, Гитлер, Франко – становление фашизма 2 Советская Россия в 1920 – 1930 годы. 10 Александр Керенский – главноуговаривающий Российской революции. 1 Корниловщина 1 Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. 1 Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории. 1 Каменев, Зиновьев, Троцкий, Бухарин, Рыков – политические лидеры советской 1 России. Колчак – царь «белой» России. 1 Лидеры красного и белого движения. 2 Сталин И.В. Путь к власти. 1 Кумиры и герои советских людей 1930 годы 1 Вторая мировая война. 8 Молотов и Риббентроп 1 К.Г.Э. Маннергейм – царский генерал и маршал Финляндии. 1 Г. Жуков и К. Рокоссовский – маршалы СССР 2 А.М. Василевский и война на Дальнем Востоке 1 Герои Великой Отечественной войны 2 Сталин как верховный главнокомандующий. 1 Роль личности в истории 1 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010. 2. Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 3. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10 -11 классы. Анализ исторического источника. Ростов-на-Дону, 2016. 4. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10 -11 классы. Справочник исторических личностей и 130 материалов биографий. Ростов-на-Дону, 2017.