Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы
общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Планета знаний». Авторы
программы Н.М. Сокольникова.
Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

с

Учебные программы УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи
начального общего образования — формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь
учиться».
Единые
подходы
(культурологический,
познавательно-коммуникативный,
информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности),
лежащие в основе учебно-методического комплекта, способствуют формированию у детей
младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и
универсальных (метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению,
сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.
Учебники и рабочие тетради обеспечивают освоение учащимися предметного содержания,
формирование познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных,
личностных универсальных учебных действий. Система заданий предоставляет ученику
возможность выбора деятельности, партнёра и учебных средств, а учителю возможность
конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика. Важную роль
в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников.
Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи,
стоящие перед младшими школьниками. Работа с маршрутами позволяет сформулировать
учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, оценивать свои знания. Выделение
цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала,
разноуровневая система заданий обеспечивают возможность целенаправленной организации
учебного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных
траекторий.
УМК «Планета знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
обеспечивает
развитие
познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в
среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с
учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.
Программа по изобразительному искусству разработана
с учётом требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Изобразительное искусство»
соответствует следующим целям:
-приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной
культуры;
-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
-воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
культуры
восприятия
произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета
«Изобразительное искусство»:
-эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоциональночувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию
эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение
человеческих переживаний, эмоций, чувств;
-ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые

художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной
культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и
эстетическим критериям;
-арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и
оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
-информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного
информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов
информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии;
—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному
искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об
архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративноприкладного искусства;
—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать
средства художественной выразительности произведений искусства;
—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и
моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит,
фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного
образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на
плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память,
пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

2. Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств:
изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного
образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами
художественной
деятельности,
развитие
творческой
одарённости
ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности
учащихся: восприятие произведений искусства (ученик, зритель) и собственную художественнотворческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора,
дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем,
избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Художественно-творческая
деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на
доступном
для
них
уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство

с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства,
творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и
представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание
тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных
особенностей
художественного
образа.
Изучение народного искусства учащимися включает:
знакомство с традиционными
художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умение
определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов,
мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами
кистевой
росписи,
лепку
игрушек
из
глины
(пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного
искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.);
декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов,
создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором
изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими
знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и
эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование,
развитие
чувства
стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и
произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых художественных
произведений, анализировать результаты сравнения,
объединять
произведения
по
видовым
и
жанровым
признакам.
Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства
художественнонравственные ценности, дети
нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для
выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на
уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного
замысла,
проявлять
оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой
(мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе
выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–
4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе,
произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как
квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар,
пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и
комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне.
Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над
эскизами,
проектами
и
моделями
объектов
архитектуры
и
дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача
условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка,
моделирование объектов дизайна)
и создание объёмно-пространственных композиций
(архитектурное
макетирование).
Освоение традиционных способов и приёмов передачи
пространства на плоскости
(загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение
дальних объектов в размере, линейная и воздушная
перспектива и др.) происходит
систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий. На протяжении
всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета»,
специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой
круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый
цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях
изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и
дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли,
листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др.
Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной

работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие
возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают
развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть
отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной
работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним
заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах,
дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с
другом
о
содержании
и
ходе
выполнения
задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии.
Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству
(изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у
ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно
выражать
в
рисунке
собственные
переживания
и
чувства.
Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний
(страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает
эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им
различными способами изображения, способствующими
коррекции его различных
эмоциональных состояний. Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка
посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении.
Свободное самовыражение необходимо (или желательно) для того чтобы помочь учащемуся
устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние
(связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с
окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует
развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где
искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие
виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с
сказок и музыкальных страхов и др.
природными материалами, иллюстрирование
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого
рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в
абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей
выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
3. Описание места учебного предмета
Предметная область «Искусство» реализуется предметом «Изобразительное искусство». На
изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе 33
ч в год, во 2 – 4 классах – 34 в год.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное
воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование
ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников
развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного
отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного,
эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим
школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения
растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре е целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами,
понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие

художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся
к художественному творчеству.
5. Содержание учебного предмета и результаты освоения программы
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип
предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его
с учётом конкретного возрастного этапа:
«Мир изобразительного искусства»,
«Мир народного искусства»,
«Мир декоративного искусства»,
«Мир архитектуры и дизайна».
Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их
ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы
художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом
осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров,
художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного
художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного
искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об
искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение
средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает
жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть
терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые и холодные
цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при
анализе произведений и в обучении ребёнка различным видам художественного творчества.
Происходит формирование у детей восприятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся
осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и
пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.
Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и
скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах
в процессе бесед об изобразительном искусстве, которые в 1—3 классах органично входят в
структуру урока, а в 4 м классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное
значение. В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, учителю
предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут
использоваться для бесед на уроке.
С 1 по 4 класс осуществляется систематическое изучение основ художественного языка (точка,
линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и
др.). При этом рассматривается специфика языка каждого из пластических искусств. Большое
внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы,
способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. С 1 класса проводится
начальный анализ конструктивно_аналитического строения животных, фигуры человека и других
природных форм. Во 2 классе начинается изучение воздушной перспективы, в 3–4 классах
учащиеся знакомятся с особенностями линейной перспективы и светотени.
Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так
и в процессе художественного творчества учащихся. В 1–2 классах учащиеся получают начальные
сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы,
светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных
особенностях художественных материалов. В 3–4 классах полученные знания систематизируются.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать
знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.
Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами
и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в

композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности
композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка,
создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке,
изображать главное и второстепенное.
Раздел программы «Мир народного искусства» систематически изучается с 1 по 4 классы.
Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными промыслами и
осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию.
В 1–4 классах изучаются традиционные народные промыслы (Дымка, Каргополь, Филимоново,
Городец, Жостово, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов-Майдан, Сергиев Посад, Семёнов, Мезень,
Северная Двина и др.). Особое внимание обращается на изучение многообразия народной
глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных
особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе
мастерства. В качестве практических заданий предлагается расписать дымковскими,
филимоновскими и каргапольскими узорами силуэты игрушек и посуды, выполнить вариации и
импровизации по мотивам народной росписи. Возможна лепка народных игрушек и посуды и их
роспись народными узорами.
В 3–4 классах школьники продолжают изучение традиционных народных художественных
промыслов, с которыми они познакомились в 1–2 классах, и знакомятся с новыми — лаковой
миниатюрой (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), вологодскими кружевами, павловопосадскими
платками, скопинской керамикой, богородской резьбой, вологодским кружевом и др. Учащиеся
знакомятся с традициями изготовления тульских пряников и самоваров, касинского литья и пр.
В 3 классе подчёркивается значение изделий народных мастеров в формировании предметной
среды. Обращается внимание на особенности формообразования в керамических изделиях
народных умельцев (Скопин). Детям предлагается выполнить элементарное проектирование
керамической посуды с целевым назначением на основе стилизации форм животных в традициях
народных художественных промыслов.
В 4 классе изучаются художественные достоинства ансамбля русского народного мужского и
женского костюмов, и костюмов народов России, уделяется внимание изучению композиционных
схем размещения орнаментов — ленточного, замкнутого (квадрат, прямоугольник, круг),
сетчатого, а также основных видов орнамента по характеру мотивов (геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный). Орнамент рассматривается как неотъемлемая
часть образа художественной вещи. Дети учатся распознавать орнаменты и изделия разных
центров народного творчества. Кроме копирования элементов узоров они выполняют эскизы
росписи народных игрушек и декоративного украшения предметов быта народными росписями,
выполняют вариации и импровизации по мотивам народной росписи. Предлагается лепка
народных игрушек и посуды и их роспись народными узорами, а также роспись тарелок, стаканов,
шкатулок народными узорами.
Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям
научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства.
Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное
значение. Важно, чтобы ребенок усвоил, что постичь красоту народного искусства — значит
понять душу народа.
В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают
традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов —
ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру
мотивов (геометрический, растительный). Знакомство с декоративным искусством, его видами
(художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4
классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен,
лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора». Дети осваивают различные
способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг,
коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.
Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные
композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство
форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации.
Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха,
войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража,

гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа,
осваивать выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий художников
декоративно-прикладного искусства.
Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами,
графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное
проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие
чувства стиля.
Обучение художественному проектированию и конструированию объектов архитектуры и дизайна
осуществляется на доступном младшим школьникам уровне во взаимодействии с освоением
художественного языка как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое
внимание при этом обращается на изучение основ цветоведения: свойств цвета и осознании его
прикладных возможностей в формировании предметной среды. В процессе изучения основ
архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования. Задания
по созданию объёмно-пространственных композиций, упражнения с двухмерным и трёхмерным
пространством закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное, развивают
ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.
Изучение основ дизайна включает в себя задания по графическому дизайну, проектированию и
моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и др.),
транспорта, роботов и др. Эти задания направлены на обучение школьников умению определять
конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания образных
знаков и геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде.
Учащиеся выполняют эскизы, проектирование и макетирование зданий, башен, мостов и других
архитектурных сооружений. Дети успешно справляются с задачей по созданию художественного
образа, выполняя плоские, рельефные, объёмные и пространственно-глубинные композиции,
которые могут быть использованы для оформления интерьера. В архитектурной и дизайнерской
деятельности учащихся особое внимание следует обращать на использование в работах
разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техник.
Обучение школьников первичным знаниям по архитектуре и дизайну направлено на достижение
эффекта ощущения формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение
находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению
архитектуре и дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы
упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом,
моделирование предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов
гармонии. Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию
объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых
причудливых форм. Программа предусматривает широкое использование архитектурнодизайнерской деятельности (конструирования с элементами художественного проектирования).
Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь пользы, прочности и красоты.
Формообразующие ориентиры, задаваемые детям при конструировании, должны иметь прежде
всего эстетический характер. Этим будет достигаться развитие в конструкторской деятельности
творческого воображения. Лишь на этой почве ориентация детей на утилитарно-технические
параметры конструирования приведет к формированию полноценных предпосылок дизайнерских
умений и навыков. Наоборот, излишняя «технизация» конструирования может дать обратный
эффект. Введение прямых и обратных задач в архитектурно-дизайнерскую деятельность ребёнка
создает основу для формирования у него обобщённых способов конструирования. Формирование
этих способов составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию.
Особое внимание уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в
виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей). Во 2–4 м классах на
элементарном уровне учащиеся знакомятся с бионикой — дети учатся узнавать природные
формы, принципы конструкции, лежащие в основе различных технических средств и
архитектурных сооружений. Учащиеся выполняют доступные проекты и модели подобных
объектов (самолёт, кораблик, светильник, чайник, башня, дом и др.).

Содержание программы
1 класс (33 ч)
Мир изобразительного искусства (18 ч)
«Королевство волшебных красок» (8 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и

составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное
королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.
«В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой
гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
«В гостях у народных мастеров» (9 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки.
Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и архитектуры (5 ч)
«В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное
королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
Основные задачи обучения и развития:
— ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и
цветной карандаши, фломастеры и др.);
— ознакомление с приёмами живописи гуашью и акварелью;
— освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей,
из колец и др.);
— изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): изучение порядка расположения цветов в
радуге, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов; составление цветовых
оттенков;
— формирование умения передавать в тематической композиции, иллюстрации смысловые связи
между изображаемыми объектами, выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в
зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться
выразительности образов;
— освоение способов передачи пространства на плоскости листа «Игры с пространством»: приём
загораживания, уменьшение удалённых объектов;
— ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка,
Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Сергиев Посад, Полхов%Майдан, Семёнов);
— первоначальное освоение приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек,
хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
— освоение некоторых декоративных приёмов (печать разнообразными материалами, набрызг
краски и др.);
— знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом настроения) и лепки
(свободная передача формы);
— обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат,
треугольник, куб, шар) в природе, архитектуре и объектах дизайна;
— обучение умению создавать эскизы, макеты архитектурных сооружений и модели объектов
дизайна на основе геометрических форм и тел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ К КОНЦУ 1 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным
традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· называть расположение цветов радуги;

· различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные
цвета;
· составлять дополнительные цвета из основных цветов;
· работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных,
декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, графитный карандаш);
· элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение
объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; выполнять некоторые
декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов
(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с
заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и
конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в
картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой
работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России
(Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч) Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные
цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование
кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки.
Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы.
Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
—продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов
(графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
—освоение живописных приёмов (по%сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
—освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с
прорезями);
—продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов
по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и
чёрной краски;
—продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
—продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь,
тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
—освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.;
кляксография, рисование солью и др.);
—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса:
кислый, сладкий, горь кий, кисло-сладкий и др.);
—продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и
тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
—продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на
основе геометрических форм;
—продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого
характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ К КОНЦУ 2 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному
художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам
художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к
окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки,
передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни
человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов
(Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе
разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники
(по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а
также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и
дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы
(акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна,
смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения
удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта
дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы,
цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в
учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и
конструктивную).
Познавательные

Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного
бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении
декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства,
народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным
средствам.

3 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира.
Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная
галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч) Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские
игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч) Декоративная композиция. Замкнутый орнамент.
Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч) Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Основные задачи обучения и развития:
— изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной
карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной
фактуры;
— обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и
др.) в соответствии с замыслом композиции;
— продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи
пропорций;
— продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс;
проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю
листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в
процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);

— формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной
паузой и др.);
— ознакомление с художественно%конструктивными особенностями русской деревянной избы;
— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба
по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская
керамика);
— изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья,
русалка, птица и др.) народных орнаментов;
— продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной
фактурой);
— обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры;
создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
— продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого
характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ К КОНЦУ 3 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного
промысла, сохраняющим народные традиции;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к
окружающему миру;
· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки,
передачи пространства;
· интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения
многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и
современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной
художественной культуры;
· основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и
искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· называть и различать основные виды изобразительного искусства;
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных
промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь
и др.);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с
натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к
произведениям литературы;
· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с
замыслом композиции;
· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при
удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать
последовательность событий, выделять композиционный центр;
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и
белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский
«Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и
др.);
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства);
· применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого,
жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
· правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и
цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче
различной фактуры; моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
· подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе
настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и
алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· продумывать план действий при работе в паре;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и
конструктивную);
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно%творческой
работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественнотворческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и
коллективной художественно%творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного
бюро;
· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям,
объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· различать многообразие форм предметного мира;
· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную
литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково%символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при
различной погоде);
· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

· конструировать по свободному замыслу;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы,
применяемые для создания декоративного образа;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям,
классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному
состоянию;
· моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению,
работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении
декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства,
народного творчества и др.;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным
средствам;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании
художественно-творческой работы в группе;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах
народов России;
· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

4 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (15 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический
жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика.
Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Мир декоративного искусства» (8 ч) Художественная керамика и фарфор. Художественное
стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
«Мир народного искусства» (7 ч) Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево.
Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч) Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне.
Дизайн костюма. Фитодизайн.
Основные задачи обучения и развития:
— продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных
способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью,
пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
— продолжение освоения живописных приёмов (посырому, лессировка, раздельный мазок, от
пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными
художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография
и др.);
— продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры
человека и животных;
— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ
линейной и воздушной перспективы);
— изучение основ светотени; составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение
колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
— формирование умения передавать движение в композиции;

— продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции,
иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
— развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или
несколько композиционных центров;
— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами
(Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
— знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
— продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе
растительных и животных форм.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ К КОНЦУ 4 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения
многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного
искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной
культуры;
· понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоциональноценностного отношения к миру;
· основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и
искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям
мировой культуры;
· понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
· понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в
произведениях отечественной художественной культуры;
· потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения
творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
· восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства,
дизайна и архитектуры; художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной
сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
· понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой,
анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная
графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
· называть ведущие художественные музеи России и мира;
· различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и
холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с
натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы
(различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и
тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по_сырому,
лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники

работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и
штриховка тушью, гратография и др.);
· выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению
в разных художественных техниках;
· изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты
природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы
предмета с помощью светотени;
· использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной
перспективы;
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать
последовательность событий, выделять композиционный центр;
· определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных
промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь,
Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
· изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
· выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
· выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание
художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно_прикладного искусства) с целью выявления средств художественной
выразительности произведений;
· узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников;
· использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать
гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно
использовать их в творческой работе;
· использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного
искусства в собственной художественно_творческой деятельности;
· передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку; различать и называть центры традиционных
народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в
зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента
и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного
мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной
технологии её изготовления;
· использовать стилизацию форм для создания орнамента;
· создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека,
животного (в программе Paint).
· оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении
репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и
алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественнотворческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и
коллективной художественно_творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:

· ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
· осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих
задач;
· осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой
деятельности;
· вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой
работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную
литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при
различной погоде);
· различать многообразие форм предметного мира;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям,
классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному
состоянию;
· выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
· выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность
событий;
· конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя
справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы,
применяемые для создания декоративного образа;
· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении
дизайнерских объектов, архитектурных макетов; сопоставлять формы природных объектов с
формами окружающих предметов;
· использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи,
скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности;
· понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации,
созданной художником;
· узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным
средствам;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании
художественно_творческой работы в группе;
· договариваться и приходить к общему решению;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах
народов России;
· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить
примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной

выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы
в группе;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке
решении творческих задач.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
1 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.:
Астрель.
2 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: Астрель
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.:
Астрель.
3 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.:
Астрель.
4 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.:
Астрель.
Технические средства обучения
В каждом классе начальной школы имеется:
1. Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3 Магнитофон
4 Колонки
5 Интерактивная доска starboard HITACHI
6 Документ-камера DYMO MimioView

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».