Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ 4 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного
общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего
образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк
А.Я.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс
общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа
2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской
Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Проблема
воспитания
толерантности
и
нравственной
идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей
стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с
научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и
искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют
сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и
её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на
нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной
системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а
также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций

многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Учебный курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования
вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как
в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования
порядочного,
честного,
достойного
гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа
многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде
факторов:
общая
историческая
судьба
народов
России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую
систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также
общность социально-политического пространства
В образовательном учреждении МБОУ «Гимназия» г Костомукши на основе
образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей), определены для изучения 2 модуля учебного курса ОРКСЭ в
2014-2015 учебном году: «Основы светской этики», «Основы православной культуры».
Модуль «Основы светской этики»
1. Цели изучения учебного предмета.
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о
морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о
положительных поступках людей;
- формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную
оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость,
сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь,
равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и
предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование
готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней
установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание
ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его
законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы
подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит
преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление
сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей
получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах
и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной
школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется
система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на
основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль
играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается
нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
- Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные
потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки
поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие
добро или зло, пользу или вред.
- Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание,
жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются
человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
- Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле,
чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Преподавание основ светской этики строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное
исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и
нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся
Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников
при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от
конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки
обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания
курса, выделяются следующие методы:
• Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания
школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни,
включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и
доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты
ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии
самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
• Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения
творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности
человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать
оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
• Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся
ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу,
подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и
обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную
самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники
создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,
выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить
оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать

потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать
и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению
материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для
конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания
мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. При составлении понятийного
словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или
сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор,
объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной
культуры.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе –
требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.
Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал
практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших
преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их
адресность и ситуативная локализованность.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской
этики» носят творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы
каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, такие задания
распределены равномерно на протяжении изучения курса.
В качестве домашнего задания может быть предложено:
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов,
выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка, презентация)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность,
волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд.
Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса «Основы
светской этики»
Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для
вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность
класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия
сохранению и упрочению семьи.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к
урокам, материала для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых
идёт речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не
только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. При
изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с
рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие
готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и
глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в
классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать
темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей,
родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Темами итоговых
творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и
семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики выполняют при
поддержке и помощи со стороны семьи.
Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению
экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе
определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения –
приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на
своеобразный праздник общения.

3. Описание места учебного предмета
Курс, раскрывающий основы светской этики, изучается на переходной стадии от
начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане,
и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами
гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым
знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет
начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями светских духовных традиций России происходит
в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. На изучение курса
отводится 1 час в неделю в 4 классе, т.е. за год 34 часа.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество.
5. Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и
семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и
семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря.
Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина.Образцы
нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность.
Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и
достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы.Принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как
нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
6. Планируемые результаты освоения программы по курсу «Основы светской
этики» выпускника 4 класса
Личностные результаты
• формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
• готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в
культуре истории и современности России;

•
•

•

формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в
Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести,
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
• приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной
жизни;
• получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества;
• получить опыт самостоятельного общественного действия..
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
1. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы»
А.Я. Данилюк : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,
2012.
2. Электронное приложение к учебнику.
Технические средства обучения
В кабинете имеется:
1. Компьютер 1
2 Мультимедийный проектор 1
3 Магнитофон 1
4 Колонки 2
5 Интерактивная доска starboard HITACHI 1

Модуль «Основы православной культуры»
1. Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных
учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения
проблемы
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего
поколения.
Культура России, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире,
исторически формировалась под воздействием Православия.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего
компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое
является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом
жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность
семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народов нашей страны.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной
культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями

всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их
созидательного мировоззрения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей
степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых
средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова
учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и
объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым
нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре.
Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу
и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и
несет в себе огромное воспитательное содержание.
Цель курса «Основы православной культуры» - формирование российской гражданской
идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной
религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в школе;
4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения
и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Общая характеристика учебного предмета
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в
основу учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть
выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского:
«Образование — это воспитание для доброделания». При построении учебного предмета
«Основы православной культуры» учитывались такие принципы: научность, доступность,
культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы
православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в
источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий
далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему
глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской
державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и
культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4
классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий),
которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры»
призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории
России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов
научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию
школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России,
осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию
необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса
«Основы православной культуры» относятся:
 взаимные вопросы и задания групп,
 взаимообъяснение,
 беседа,
 интервью,
 драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через
все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими
связующими звеньями:
 составление словаря терминов и понятий,
 составление галереи образов,
 использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или
проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих
проектов на основе изученного материала
3. Описание места учебного предмета
Курс, раскрывающий основы православия, изучается на переходной стадии от начальной
к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по
содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного
образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс дополняет
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся
учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5
классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными
идеалами и ценностями светских духовных традиций России происходит в контексте,
отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. На изучение курса отводится 1 час
в неделю в 4 классе, т.е. за год 34 часа.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература,
природа,
человечество.
5. Содержание учебного предмета
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о
многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном
различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык,культура,
история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся
должны получить целостное представление о том, что есть культура православия.
Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут
раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь,
милосердие.
Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и
общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по
пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в
большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей
страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной
культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть
как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться
родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее
изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной
форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность
ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и
культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация
проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь
курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия».
6. Планируемые результаты освоения программы по курсу «Основы православной
культуры» выпускника 4 класса
Обучение детей по программе курса направлено на достижение следующих результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь
свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями
других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой
атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей,
воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Конкретный результат – создание учащимися творческих работ.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
 историю возникновения христианства на Руси;
 основы христианского образа жизни, мировоззрения;
 роль православной культуры в судьбе России;
 православные культурные, духовные традиции и ценности русского народа;
 образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.
Учащиеся будут уметь:
 соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
 формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
 делать осознанный нравственный выбор;
 связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской
природы;
 обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего
человечества.
Учебно-методическое обеспечение
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных. учреждений
В кабинете имеется:
1. Компьютер 1
2 Мультимедийный проектор 1
3 Магнитофон 1
4 Колонки 2
5 Интерактивная доска starboard HITACHI 1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».