Рабочая программа по предмету Край, в котором я живу 2-4 класс

21

Рабочая программа составлена на основе программы
«Край, в котором я живу», авторы - составители: Григорьевская Н.Ю., Хазова Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства образования и по
делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599) предусматривает изучение учебного
предмета «Край, в котором я живу» со 2-го по 4 класс (34 часа в год) в рамках регионального
(национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания
регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего
образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и по
делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 598 и Концепцией учебных предметов
регионального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденной
решением Коллегии Министерства образования Республики Карелия 07.06.06.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по
отношению к учебным предметам
регионального компонента (краеведческой
направленности), изучаемым в основной и старшей школе. Содержание для начальной школы
конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов
обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее
образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом
этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
Изучение предмета «Край, в котором я живу» имеет своей целью:
создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в
окружающем микромире;
содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Задачи курса:
освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре
Карелии;
развитие речи учащихся, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, характеризовать
объекты окружающего мира, выделять отличительные особенности объектов родного
края;
воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю,
патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой
родины»;
формирование умения взаимодействовать с окружающим миром, передать свое отношение
к родному краю в продуктах детского творчества (поделки, рисунки, сочинения, модели,
макеты и т.д.), стремления позитивного преобразования существующей действительности.
Предмет «Край, в котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван
формировать в сознании обучаемых систему взглядов, принципов, норм поведения в
отношении к малой родине, способствовать становлению и развитию гражданской позиции
ребенка. Практико-ориентированная направленность курса окажет помощь ребенку в
освоении природной, социо-культурной среды при активном взаимодействии с ней
Принцип единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и
регионального компонентов содержания общего образования лежит в основе отбора
содержания учебного предмета. Учебный предмет «Край, в котором я живу» для 2–4 классов
включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального
компонента государственного стандарта общего образования «Окружающий мир» (человек,
природа, общество), «Литературное чтение», «Технология», «Искусство» (изобразительное
искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении придается предмету
«Окружающий мир». В структуру учебного предмета заложена практическая направленность
содержания, позволяющая организовывать самостоятельную познавательную деятельность
1

обучающегося. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения
краеведческих и художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности.
Во II классе учащиеся изучают особенности своей местности, в III классе своего района, в IV
классе - Республики Карелия.
Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для
текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему
усмотрению, в том числе для организаций уроков в нетрадиционной форме, экскурсий,
проектной деятельности.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего во 2- 4 по
34 часа.
Ценностные ориентиры
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной
спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными
сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, археологией,
этикой, эстетикой.
Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала
основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы
младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего
сообщества людей.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую
основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей
рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает
учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную
ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному
участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании
педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников.
Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников
интерес к предмету исследования и учебной деятельности.
Содержание
2 класс (34 часа)
Введение.
Раздел I. Природа Карелии (12 часов)
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии:
Наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным»
« Мои наблюдения за явлениями природы»
Раздел II. Край наш – Карелия (8 часов)
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводск-столица
2

Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его основные
достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия,
профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Раздел III. Народные промыслы (4 часа)
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество (4 часа)
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (3 часа)
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение – 1 час.
Резерв – 2 часа на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя.
К концу 2 класса обучающиеся должны
знать:
• характерные особенности природы Карелии
• основные признаки времен года, погодные особенности своей местности;
• виды естественных водоемов в ближайшем окружении;
• несколько видов деревьев, кустарников и трав, дикорастущих и культурных
растений своей местности;
• несколько видов диких и домашних животных;
• некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
• правила поведения в природе.
• название своей республики, название столицы Республики Карелия, своего района,
своего населённого пункта;
• родственные связи в семье
• улицы, расположенные вблизи дома и школы, учреждения культуры, быта,
образования
• основные занятия населения своей местности, профессии родителей;
• основные достопримечательности своего города, деревни, поселка;
• иметь представления об особенностях быта и традициях коренного населения;
особенности фольклора малых жанров Карелии;
•
народный музыкальный инструмент - кантеле.
3

уметь:
• различать растения и животных в ближайшем окружении (по несколько представителей
каждой группы);
• выполнять правила поведения в природе;
• показывать на карте столицу Карелии, свой город (населенный пункт);
• рассказать о достопримечательностях родного города (населенного пункта);
• приводить примеры потешек, прибауток, закличек, считалок, скороговорок;
• использовать подвижные игры с припевками на переменах, внеклассных мероприятиях;
• выделять из музыкального многообразия традиционную музыку Карелии
• передать свое отношение к родному краю через детское творчество (поделки, рисунки,
модели, макеты и т.д.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов обучающихся;
• приобретения первого опыта творческой деятельности;
• выражения личностного отношения к художественному, музыкальному и живописному
произведениям;
• соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;
• участия в детских творческих коллективах.
3 класс (34 часа)
1. Природа Карелии (6 часов)
День и ночь по сезонам на широте Карелии.
Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов Карелии.
Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности.
Влияние человека на животный и растительный мир своей местности.
Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в
своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Наблюдение сезонных явлений в природе
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Знакомство с достопримечательностями родного города (села)
Творческие работы:
Рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
К концу 3 класса
обучающиеся должны знать:
• виды растений, животных и грибов, имеющих большое значение в природе и для
человека в своей местности;
• отрицательное и положительное воздействие людей на природу своей
местности;
• меры по охране природы.
4

обучающиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты своей местности с помощью атласаопределителя;
проводить наблюдения природных тел и явлений,
• простейшие практические работы;
• объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком в своей
местности;
• обосновывать природоохранные мероприятия в своей местности
2. Общество (6 часов)
Истории родного края
Как мы узнаем о прошлом родного края?
Петроглифы. Оленестровский могильник. Сейды Поморья.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Крепость Корела. Основание крепости Олонец.
Основание Петровских заводов. Петровская слобода. Петр Первый в Карелии.
Марциальные воды.
Александровский пушечный завод.
Важнейшие события, происходящие в современной Карелии
Практические работы:
поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов, границы края, мест
изученных сражений, исторических событий;
работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий;
соотнесение года с веком;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• важнейшие события истории Карелии;
• важнейшие события, происходящие в современной Карелии;
• памятники истории и культуры края;
Обучающиеся должны уметь:
• работать с лентой времени;
• описывать наиболее яркие события из истории своего родного города, Карелии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов;
• поиска дополнительной информации по Карелии.
3. Литературное чтение (9 часов)
Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (6 ч)
- Колыбельная песня (1 ч)
Колыбельная песня как песня древняя и в то же время современная. Кем, кому, когда она
поется. Герой-ребенок в колыбельной песне. Предметный мир колыбельной песни.
Мифологические существа (Сон, Дрема, Угомон) и животные-помощники в колыбельной
песне. Колыбельная песня – песня любви, нежности, ласки, защищенности ребенка.
Соответствующие этому средства художественной изобразительности: ласкательноуменьшительные суффиксы, метафоры, сравнения, эпитеты.
5

- Загадки (1 ч)
Загадка как метафорическое описание предмета в форме вопроса. Роль загадки в развитии
поэтического мышления. Загадки о природе, домашних и диких животных; о жилище, доме,
утвари и т. д.
- Сказки (3 ч)
Сказки о животных, волшебные и новеллистические. Художественный мир сказок. Выявление
местных реалий и особенностей. Дети-сказочники
- Былина (1 ч)
Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного былинного сюжета –
«Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор». Установка на эмоциональное первоначальное
восприятие.
Писатели и поэты Карелии – детям (3 ч)
• Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные В.Даниловым,
И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским, А.Сунгуровым
и др.
• В раздел входят доступные детям этого возраста произведения русских писателей,
посещавших Карелию: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, М. М. Пришвина.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• литературные особенности колыбельных песен;
• загадки, как метафорическое описание предметов в форме вопроса;
• сказки с учетом специфики района;
• произведения писателей и поэтов Карелии для детей;
• произведения русских писателей, посещавших Карелию;
• основных героев былинного эпоса Карелии;
Обучающиеся должны уметь:
• исполнять одну – две колыбельные песни;
• отгадывать загадки;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
высказывания оценочных суждений прочитанных произведений.
4. Искусство (6 часов)
Музыка
Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические и
жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле).
Слушание музыки
Приобретение индивидуального опыта восприятия профессиональной музыки Карелии
(Прелюдия Р. Раутио «Ветерок»)
Произведения современных карельских композиторов для детей.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• гимн республики Карелия;
• исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины), (кантеле);
• музыкальные традиции Карелии;
• названия изученных произведений и их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
6

• исполнять гимн республики Карелия;
• слышать и отличать звучание кантеле;
• исполнять песни карельских композиторов для детей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• участия в детских творческих коллективах;
• восприятия художественных образцов народной музыки Карелии;
Изобразительное искусство.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н.
Брюханов,
Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору)
Изучение карельского орнамента при выполнении текстильных изделий и сувениров
(закладка, салфетка, картина, открытка и др.)
Берестяной промысел в Карелии. Выполнение простейших изделий в технике прямого
плетения (закладка, подставка, гривна).
(Резервные 7 часов можно дополнить по желанию в разные темы)
4 класс (34 часа)
1. Природа Карелии (10 часов)
─ Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.
─ Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи
лбы, гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека
─ Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение
появления свалок, борьба с оврагами).
─ Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
─ Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское
озера – жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека.
Охрана водоемов нашей Республики
─ Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана.
─ Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в
Карелии.
─ Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие
растений и животных различных сообществ.
─ Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и
растений, внесенных в Красную книгу Карелии.
─ Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных
ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных Карелии.
Творческие работы:
Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
К концу 4 класса
обучающиеся должны знать:

7

Особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
Некоторые современные экологические проблемы республики;
Особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
обучающиеся должны уметь:
Находить и показывать территорию Карелии на карте;
Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края;
Устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
Распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии.
2. Общество (12 часов)
Истории родного края
─ Государственная символика Карелии: флаг, герб, гимн. Конституция Республики Карелия.
─ Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия.
─ Петрозаводск – столица республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры,
музеи,
библиотеки, научные и высшие учебные учреждения.
─ Отдельные исторические события, связанные с Петрозаводском
─ Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия,
историко-культурные достопримечательности
─ Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица.
─ Главные достопримечательности. Культурные отношения.
─ Достопримечательности Карелии мирового значения: Кижи.
─ Достопримечательности Карелии мирового значения Валаам, Соловки.
─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
Экскурсии: учреждения культуры: краеведческие музеи, театры, библиотеки, экскурсии к
культурно-историческим местам.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут
обучающиеся;
государственную символику Карелии;
основные достопримечательности Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);
отображать в творческих работах особенности родного края;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Карелии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов;
• поиска дополнительной информации по Карелии.
3. Литературное чтение (9 часов)
Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (4 ч)
─ Небылицы и перевертыши (1 ч)
Комические произведения, основанные на намеренном отклонении от нормы, на создании
перевернутого мира. Мыслительные игры.
─ Былина (2 ч)
Собиратели былин в Карелии. Поэтический язык былин. «Добрыня и Змей», «Алеша и
Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич», «Добрыня и Алеша». Чтение,
рассчитанное на эмоциональное восприятие двух былинных сюжетов
─ Пословицы и поговорки (1 ч)
8

Пословицы и поговорки как жемчужины родного языка, маленькие произведения родного
слова, художественные миниатюры. Их значение и место в народной жизни.
Эпос «Калевала» (3 ч)
«Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания карело-финского
народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель «Калевалы». Основные события и герои в эпосе
«Калевала».
А. М. Линевский «Листы каменной книги» (главы по выбору) (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его
племени.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных произведений, названия, авторов;
фольклор малых жанров Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
4. Искусство (3 часа)
Музыка.
─ Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия
─ Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические
и жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле). Исторические и жанровые
формы традиционной музыки (былины). Р. Пергамент «Маленькие рыбаки»
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
слова и мелодию Гимна Карелии;
народные музыкальные традиции Карелии;
народный музыкальный инструмент – кантеле;
названия изученных произведений и их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
исполнять Гимн Карелии (по тексту)
различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии
слышать и отличать звучание кантеле
исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору
обучающегося)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки
Карелии
участие в детских творческих коллективах.
Изобразительное искусство.
– Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н.
Брюханов,
Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору)
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
произведения известных карельских художников
шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
характерные ремесла и промыслы края;
символику образов в народном искусстве Карелии;
9

специфику народного костюма, архитектуры, утвари;
известные художественные музеи республики.
Обучающиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов,
узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обогащения эмоционально – ценностных стимулов миропонимания, опыта восприятия и
оценки произведений пластических искусств;
самостоятельной творческой деятельности
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
Раздел «Природа Карелии»
Обучающиеся должны
знать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
- некоторые современные экологические проблемы республики;
- особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
уметь:
- находить и показывать территорию Карелии на карте;
- распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые своего
края;
- устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
- распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;
Раздел «Общество»
знать:
- названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут
обучающиеся;
- государственную символику Карелии;
- основные достопримечательностиреспублики;
уметь:
- показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город,
столицу);
- отображать в творческих работах особенности родного края;
- описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии.
Раздел «Культура Карелии»
знать:
- названия и основное содержание изученных произведений и их авторов;
- фольклор малых жанров Карелии;
- слова и мелодию Гимна Карелии;
- народные музыкальные традиции Карелии;
- народный музыкальный инструмент – кантеле;
- произведения известных карельских художников
- шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
- характерные ремесла и промыслы края;
10

- символику образов в народном искусстве Карелии;
- специфику народного костюма, архитектуры, утвари;
- известные музеи республики;
уметь:
- определять тему и главную мысль произведений детских писателей Карелии;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии
- слышать и отличать звучание кантеле;
- исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору
обучающегося);
- узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов;
- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-участия в детских творческих коллективах;
- самостоятельной творческой деятельности;
6. Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической
социальной, духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
- способность принимать для решения задач умственные операции;
- владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(поисковой, исследовательской, творческой);
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов;
- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных текстов. Проводить аналогии между героями, их
поведением и духовными нравственными ценностями;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям словесный портрет его героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста,
произведения живописи, иконописи;
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
Предметные результаты отражены в разделе «Содержание программы».

11

Учебно-методический комплекс:
Учебник для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Л.И. Шитикова – Петрозаводск:
Фонд творческой инициативы,
Рабочая тетрадь для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу» (авторы О.М.Парамонова,
О.В.Сухвалова);
Учебник для 3 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Н.П.Кутьков, Л.И. Шитикова –
Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,
Рабочая тетрадь для 3 класса «Карелия. Край, в котором
О.В.Сухвалова - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,

я живу», /О.М.Парамонова,

Агаркова Татьяна Ивановна. Карелия: Край, в котором я живу: 4 класс: учебник для 4-го
класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия. - Петрозаводск: Фонд
творческой инициативы.
Рабочая тетрадь для 4 класса «Карелия. Край, в котором
О.В.Сухвалова – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,

я живу» /О.М.Парамонова,

Учебные материалы на электронных носителях для 2-4 классов школы «Карелия. Край, в
котором я живу» (автор Кутьков Н.П.)
Литература
- Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для
чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988.
- Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст:
В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – П: ПетроПресс,
- Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.
- Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск
- Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
- Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. –
Петрозаводск, 1995.
- Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005
- Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск
- Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору
Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;
- Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,
- Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994
- Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ
республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.
- Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск,
- Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и
учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией
- Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.
Русский детский фольклор Карелии. - 1991.
- Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших
школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008
- Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные
учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся
усваивать материал в деятельности.

12

Тематическое планирование
2 класс
Колво
часов

Название (раздела,
темы)

Основное содержание

1

Введение.
Карелия.
Край,
котором я живу.

2

1

в

Родина – Россия. «Малая
родина» – Карелия. Жители
Карелии.

Природа Карелии
Карелия – страна озер

Виды
водоемов
в
ближайшем
окружении:
озера, реки.
Ладожское озеро и его
обитатели. Онежское озеро.
Ламбушки и их обитатели.

Камни всюду.

Скалы. Валуны. Водопады.

Лес – наше богатство

1

Калина.
Кустарники карельского Шиповник.
Земляника.
Черника.
леса
Брусника. Клюква.
Ягоды и грибы

Оценивать духовно-нравственный
смысл понятия «малая родина».
Характеризовать понятия Родина,
«малая родина»
Называть край, город, населенный
пункт, в котором проживают
коренные народы, проживающие на
территории Карелии.
Находить на карте России Карелию,
свой населенный пункт.
Различать источники и способы
познания
объектов
природы,
истории , культуры края.
Отображать в своих творческих
работах особенности карельского
края.
Различать
виды
водоемов
Карелии.
Называть крупнейшие озера и реки
Карелии, водоёмы своей местности и
их обитателей.
Сравнивать
и
различать
крупнейшие озера:
Ладожское,
Онежское.
Анализировать правила поведения у
водоёмов.

Определять природные объекты
с помощью понятий на основе
выделения
существенных
признаков
Лиственные и хвойные Различать
основные
формы
деревья карельского края. ледникового рельефа
Карельская береза. Роль
растений в природе и жизни Характеризовать
особенности
людей,
бережное карельского леса.
отношение к ним.

2

1

Характеристика деятельности
учащихся

Сравнивать и различать
Белый.
Моховик. деревья,
кустарники
своей
Подберёзовик.
Лисички. местности
Бледная поганка. Мухомор. Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию о многообразии
13

2

Кто живет в лесу?
Животные

1

Птицы

1

Времена года в Карелии

1

Природа Карелии
бесценный дар

растительного и животного мира
Карелии и готовить сообщения.
Анализировать
природные
объекты и
отражать их
существенные
признаки
в
рисунках и творческих работах.
Оценивать влияния растений на
природу и жизнь человека.
Различать
и
определять
Бурый медведь. Ёж. Белка. съедобные и ядовитые грибы
Лось. Заяц. Волк. Лиса. своей местности, характеризовать
роль грибов в природе и жизни
Муравей.
людей.
Сороки. Вороны. Скворцы.
Грачи. Синицы. Воробьи. Сравнивать внешний вид и
Дятлы. Клесты. Журавли. характерные
особенности
Гуси. Утки. Перелетные насекомых, птиц, зверей.
птицы.
Работать
с
текстом
и
Бережное
отношение иллюстрациями
учебника
и
человека к животным
тетради на печатной основе:
выполнять творческие задания,
находить нужную информацию.
Зима. Весна. Лето. Осень.
Месяцы по временам года.

Сравнивать и различать день и
– Общение с природой.
ночь,
времена года, погоду и
Бережное отношение к климат
Карелии.
Приводить
природе
примеры природных явлений в
«Красная книга Карелии»
различные времена года.
Предлагать правила, которые
помогут сберечь природу родного
края.

Карелия - наш дом
1

1

1

3

История семьи

История семьи.
Дом, улица, где ты живешь.
Города и поселки Карелии.
Дом, в котором ты Петрозаводск-столица
Карелии.
живешь
Родной город (деревня,
поселок),
район
Путешествие по своей республики: название и его
основные
улице
достопримечательности.
Города
и
поселки Особенности труда людей
14

Находить
информацию
и
готовить сообщения о животных
и растениях из «Красной книги
республики Карелия»
Находить на карте родной
регион, город или село.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
об
истории,
культуре, достопримечательностях
родного
края
и
готовить
сообщения.
Составлять вместе со старшими
родственниками
родословное
древо семьи на основе бесед с
ними о поколениях в семье.
Готовить рассказы о семье.

Карелии
2
Петрозаводск-столица
Карелии
Достопримечательности
Карелии. Кижи.

своей местности, основные
занятия, профессии. Быт
населения.
Названия
коренных национальностей,
проживающих в данной
местности, их
обычаи,
характерные особенности
быта.
Достопримечательности
Карелии. Кижи.

Народные промыслы

1

Народные ремесла

1

Мужские
ремесла

1

Кантеле напевы

1
1
1
2

и

женские

Анализировать
достопримечательности во время
экскурсии по родному
города
(селу);
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
о
достопримечательностях,
различных объектах, предметах,
музейных экспонатах.
Проводить
небольшие
исследования по теме «Любимые
игрушки в моей семье».
Писать мини сочинения на темы:
«Моя родословная», «Бабушкин
сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где
работают
мои
родители»,
«История моей улицы» и др.
Познакомиться с особенностями
народных
промыслов
на
материале местных краеведческих
музеев школы, села, города.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
о
народных
промыслах.
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
в
краеведческий (художественный)
музей с целью ознакомления
с
национальным
колоритом,
выраженным
в различных
предметах народного ремесла и
промысла.

Традиционные
народные
художественные промыслы
Карелии. Ознакомление с
произведениями народных
художественных
промыслов в Карелии
(ткачество,
карельская
вышивка, вязание, резьба и
роспись
по
дереву,
берестоплетение, кузнечное
дело).
Музыкальные
традиции
Карелии.
Народный
Различать и определять среди
музыкальный инструмент музыкальных
инструментов
кантеле.
народный
музыкальный
инструмент - кантеле.

Устное
творчество
Пословицы

народное Детский
фольклор:
скороговорки, дразнилки и
поддевки,
заклички,
считалки.
Заклички и считалки
Детские игры и забавы.
Подвижные
игры
с
Игры
припевками.
Сказки
родного
края.
«Лапоток».
Сказки родного края
Сказки о животных.
15

Отображать в своих творческих
работах особенности элементов
изделий карельских мастеров.
Приводить примеры малых форм
устного народного творчества
Обсуждать особенности
Моделировать игровые ситуации
Сравнивать
и
различать
пословицы и поговорки.
Воспринимать на слух карельские
сказки в исполнении учителя,
учащихся, отвечать на вопросы по
содержанию текста, отражать
главную мысль, оценивать свои

эмоциональные реакции.
3

Писатели
и
поэты
Карелии о природе и Рассказы и стихи о детях, о
детях
природе.
Тертту Викстрем «Тимппа,
добрый человек». В. М
Данилов «Жила – была
чайка». А. Е. Сунгуров
«Волшебная
зеленая
страна».

2

Итоговое повторение и
обобщение:
экскурсии, праздники,
праздники, викторины,
защиты проектов.

Читать произведения карельских
писателей.
Характеризовать
текст:
представлять, предполагать текст
по заголовку, теме, иллюстрациям,
определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать
тексты,
произведений разных жанров.
Формулировать вопросы к тексту
произведения.

3 класс
Колво
часов

1

2

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся.

Познакомиться с особенностями
Республики
Карелия
Введение
Карелия - часть России. флага
Мы
–
граждане Государственная символика (последовательность расположения
Российской Федерации
Карелии.
полос, цвета), герба, гимна.
Узнавать флаг, герб Карелии
Находить на карте
России
территорию Республики Карелия.
Различать источники и способы
познания объектов
истории ,
культуры края.
Отображать в своих творческих
работах особенности карельского
края.
Природа Карелии

2

1

Название (раздела,
темы)

Почему в
Карелию День и ночь по сезонам на
приходят белые ночи
широте Карелии.
Наблюдение
сезонных
явлений в природе.

Познакомиться с особенностями
климата и природы.
Сравнивать и различать день и
ночь,
времена года, погоду и
климат Карелии.
Какой климат такая и Особенности
климата. Приводить примеры природных
погода
Наблюдение за погодой явлений в различные времена
своей местности
года.

Край

воды,

лесов

Называть крупнейшие озера и реки
Карелии, водоёмы своей местности и

и Характеристика
16

болот

2

Экскурсия
Земля – кормилица

1
Красная книга Карелии

2
Календарь природы

4
Экскурсии.
Практические работы

Литературное чтение

1

гидрографического
описания
территории
Карелии.
Значение
и
использование
водоемов,
лесов, болот
человеком.
Охрана лесов,
водоемов
Карелии.

Былинный край

Роль растений и животных
в природе и жизни людей
своей местности. Влияние
человека на животный и
растительный мир своей
местности.
Местные
растения и животные из
Красной книги Карелии.
Охрана
растений
и
животных
в
своей
местности.

их обитателей.
Сравнивать
и
различать
крупнейшие озера:
Ладожское,
Онежское.
Характеризовать
особенности
карельского леса.
Сравнивать и различать
деревья,
кустарники
своей
местности
Проводить наблюдения во время
экскурсии «Времена года» в
нашем крае
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию о многообразии
растительного и животного мира
Карелии и готовить сообщения.
Анализировать
природные
объекты и
отражать их
существенные
признаки
в
рисунках и творческих работах.
Оценивать влияния растений на
природу и жизнь человека.

Сравнивать внешний вид и
Зима. Весна. Лето. Осень. характерные особенности птиц,
зверей и рыб.
Месяцы по временам год.
Народные приметы.
Наблюдения
за
природными сообществами,
выявление
видового
разнообразия растений и
животных своей местности,
изучение свойств воды
своей
местности,
распознавание
растений,
грибов и животных с
помощью
атласаопределителя, составление
коллекций
природных
объектов.

Познакомиться с произведениями
литературы,
отражающими
особенности времен года Карелии.
Работать
с
текстом
и
иллюстрациями
учебника
и
тетради на печатной основе:
выполнять творческие задания,
находить нужную информацию.

Предлагать правила, которые
помогут сберечь природу родного
края.
Находить
информацию
и
готовить сообщения о животных
и растениях из «Красной книги
республики Карелия»
Воспринимать на слух отдельные
произведения
разных
жанров
устного народного творчества
Былины Заонежья
в исполнении учителя, учащихся,
Основные герои и сюжеты мастеров художественного слова,
былинного эпоса Карелии. оценивать свои эмоциональные
Чтение одного былинного реакции. Отвечать на вопросы
17

сюжета – «Исцеление Ильи по содержанию, отражать главную
мысль произведения.
Муромца».
Первое
знакомство
с Познакомиться с сюжетом и
памятником
мировой основными героями эпической
культуры
«Калевала». поэмы «Калевала».
Основное
содержание
эпической
поэмы
«Калевала» Э.Леннрота

2

«Калевала»

5

Писатели Карелии о Писатели и поэты Карелии
– детям. Рассказы и стихи о
природе родного края
детях, о природе, об
истории, написанные И.
Востряковым, Л.Шапиро,
Ю.Линником,
В.
Потиевским и др.

Истории
историю
1

Земные
археологов

1

«Листы
книги»

про

нашу
Исторические источники:
клады вещественные, письменные,
устные.
Петроглифы.
Оленестровский могильник.

каменной А.М. Линевский фрагменты
книги «Листы каменной
книги»

1
далеких Жизнь наших предков в
далеком
прошлом:
расселение, занятия, быт.
Жизнь и занятия наших
предков
Отдельные
исторические
события.
Памятники
И назвали его Невским
истории.
На
здоровье,
Ваше
Величество!
Петр Первый в Карелии.
Первый российский курорт
Далекое детство
« Марциальные воды».
Мороженое
сорок
Важные и яркие события из
пятого года
истории родного края.
Прикоснуться к истории
По
следам
предков

1

1
1

1
1

1

Читать произведения карельских
писателей.
Характеризовать
текст:
представлять, предполагать текст
по заголовку, теме, иллюстрациям,
определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать
тексты,
произведений разных жанров.
Формулировать вопросы к тексту
произведения.

18

Познакомиться с основными
историческими
источниками,
отдельными
событиями,
памятниками
культуры
и
историческими деятелями.
Извлекать и обсуждать
из
учебника и
дополнительных
источников
информацию
о
прошлом нашего края.
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
в
краеведческие и другие музеи с
целью знакомства с прошлым
родного
края(при
наличии
условий), к местам исторических
событий и памятникам истории и
культуры родного региона.

3

Экскурсии,
проекты,
исследовательские
работы
праздники,
викторины.

Участвовать в проектной и
исследовательской деятельности
по
вопросам
исторического
прошлого.

4 класс
Колво
часов

1

1

1

Название (раздела,
темы)
Введение

Наша Республика на карте
Родины.
Карелия – наш общий День Республики Карелия.
дом
Традиционные и современные
праздники
Карелии.
День
рождения Петрозаводск
–
столица
республики
Республики Карелия: герб
города, расположение на
Как рождаются и растут карте.
Достопримечательности.
города.
Города
–
побратимы
Города - братья
Петрозаводска.

История
историю
1
1
1
1
1
1
2

Основное содержание

про

нашу

Карелы
из
города
Корела
Дождливый
день
в
деревне Вожмосалми
Часы
для
петрозаводских
мастеровых
Волшебная
вепсская
нить
Экскурсия в вепсскую
волость
Карелия
глазами
первого губернатора
Поморские губернаторы

Познакомиться
с
важными
событиями
и
историческими
Из истории края: Крепость деятелями Карелии.
Корела.
Извлекать и обсуждать
из
Петр Первый в Карелии.
дополнительных
Карелия в 18 веке. Дружина учебника,
источников знаний (словарей,
Олонецких стрелков.
справочников,
Г.Р.Державин – первый энциклопедий,
Интернета)
информацию об
олонецкий губернатор.
Знаменитые поморы.
историческом прошлом нашего
края.
Готовить небольшие сообщения о
важнейших событиях прошлого и
исторических личностях родного
края.

Культура Карелии
3
1

1

Характеристика деятельности
обучающихся.
Работать с картой: находить на
карте Карелии отдельные города и
населенные пункты, где проживают
обучающиеся.
Готовить рассказы о семье,
профессиях членов семьи, занятиях и
праздниках людей в родном городе
(населенном пункте) на основе бесед
школьников с родителями, старшими
родственниками,
местными
жителями.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
о
городах
–
побратимах городов Карелии.

Учреждения образования и
На экскурсию в музей
культуры: музеи, театры,
библиотеки, выставочные
Сокровища
бывшей залы.
гимназии
Знакомство с творчеством
известных
карельских
Как собирают музейные художников, работающих в
жанрах пейзажа, портрета,
коллекции
в
области
книжной
19

Познакомиться с различными
музеями
(краеведческими,
этнографическими,
художественными и др. ) родного
края и их коллекциями.
Готовить рассказы и обсуждать
дополнительную информацию по
результатам
экскурсий
в
краеведческий (художественный)
музей.

1

Мастерская детства

1

Экскурсия. «Кижи»

графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т.
Юфа,
Н.Брюханов,
Г.Стронк,
Б.Поморцев,
В.Чекмасов,
Л.Давидян,
Л.Ланкинен(2-3 по выбору).

Литературное чтение
1
2
1
1

Устное
народное
творчество: пословицы и
поговорки, загадки:
их
Карелия в поэзии
значение
и
место
в
народной жизни.
Друзья с книжной полки Детские писатели и поэты
Карелии (по выбору ): И.
Любимые книги
Востряков, А. Валентик, В.
Линькова,
Ю.Никонова,
Е.Харламова, Л.Шапиро,Т.
Шапиро и др.
Так говорят в народе

6

Искусство нашего края

5

Мир вокруг нас

Экскурсии,
проекты,
исследовательские работы
праздники, викторины.
Экскурсии,
проекты,
исследовательские работы
праздники, викторины.

20

Собирать материал на основании
бесед со специалистами, родными
о семейных реликвиях, традициях,
праздниках.
Использовать ресурсы Интернет
для получения дополнительной
информации.
Приводить примеры малых форм
устного народного творчества.
Сравнивать
и
различать
пословицы, поговорки, загадки.
Воспринимать
на
слух
произведения разных жанров,
отвечать
на
вопросы
по
содержанию, отражать главную
мысль,
оценивать
свои
эмоциональные реакции.
Познакомиться с творчеством
карельских поэтов и писателей.
Учить
понравившиеся
стихотворения карельских поэтов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».