21 Рабочая программа составлена на основе программы «Край, в котором я живу», авторы - составители: Григорьевская Н.Ю., Хазова Л.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599) предусматривает изучение учебного предмета «Край, в котором я живу» со 2-го по 4 класс (34 часа в год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 598 и Концепцией учебных предметов регионального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии Министерства образования Республики Карелия 07.06.06. По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального компонента (краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе. Содержание для начальной школы конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов. Изучение предмета «Край, в котором я живу» имеет своей целью: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире; содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности. Задачи курса: освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре Карелии; развитие речи учащихся, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира, выделять отличительные особенности объектов родного края; воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины»; формирование умения взаимодействовать с окружающим миром, передать свое отношение к родному краю в продуктах детского творчества (поделки, рисунки, сочинения, модели, макеты и т.д.), стремления позитивного преобразования существующей действительности. Предмет «Край, в котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван формировать в сознании обучаемых систему взглядов, принципов, норм поведения в отношении к малой родине, способствовать становлению и развитию гражданской позиции ребенка. Практико-ориентированная направленность курса окажет помощь ребенку в освоении природной, социо-культурной среды при активном взаимодействии с ней Принцип единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и регионального компонентов содержания общего образования лежит в основе отбора содержания учебного предмета. Учебный предмет «Край, в котором я живу» для 2–4 классов включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Литературное чтение», «Технология», «Искусство» (изобразительное искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении придается предмету «Окружающий мир». В структуру учебного предмета заложена практическая направленность содержания, позволяющая организовывать самостоятельную познавательную деятельность 1 обучающегося. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности. Во II классе учащиеся изучают особенности своей местности, в III классе своего района, в IV классе - Республики Карелия. Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в том числе для организаций уроков в нетрадиционной форме, экскурсий, проектной деятельности. Место в учебном плане Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего во 2- 4 по 34 часа. Ценностные ориентиры Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, археологией, этикой, эстетикой. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей. Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д. Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Содержание 2 класс (34 часа) Введение. Раздел I. Природа Карелии (12 часов) Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов. Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки. Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта. Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении. Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности Экскурсии: Наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке. Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением, животным» « Мои наблюдения за явлениями природы» Раздел II. Край наш – Карелия (8 часов) История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводск-столица 2 Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия, профессии. Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи. Экскурсии к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения. Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок», «Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др. Раздел III. Народные промыслы (4 часа) Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Карелии (ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города. Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Народный музыкальный инструмент - кантеле. Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла. Раздел IV. Устное народное творчество (4 часа) Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки. Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками. Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных. Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (3 часа) Рассказы и стихи о детях, о природе. Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е. Сунгуров «Волшебная зеленая страна». Итоговое повторение и обобщение – 1 час. Резерв – 2 часа на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя. К концу 2 класса обучающиеся должны знать: • характерные особенности природы Карелии • основные признаки времен года, погодные особенности своей местности; • виды естественных водоемов в ближайшем окружении; • несколько видов деревьев, кустарников и трав, дикорастущих и культурных растений своей местности; • несколько видов диких и домашних животных; • некоторые охраняемые растения и животные своей местности; • правила поведения в природе. • название своей республики, название столицы Республики Карелия, своего района, своего населённого пункта; • родственные связи в семье • улицы, расположенные вблизи дома и школы, учреждения культуры, быта, образования • основные занятия населения своей местности, профессии родителей; • основные достопримечательности своего города, деревни, поселка; • иметь представления об особенностях быта и традициях коренного населения; особенности фольклора малых жанров Карелии; • народный музыкальный инструмент - кантеле. 3 уметь: • различать растения и животных в ближайшем окружении (по несколько представителей каждой группы); • выполнять правила поведения в природе; • показывать на карте столицу Карелии, свой город (населенный пункт); • рассказать о достопримечательностях родного города (населенного пункта); • приводить примеры потешек, прибауток, закличек, считалок, скороговорок; • использовать подвижные игры с припевками на переменах, внеклассных мероприятиях; • выделять из музыкального многообразия традиционную музыку Карелии • передать свое отношение к родному краю через детское творчество (поделки, рисунки, модели, макеты и т.д.) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • удовлетворения познавательных интересов обучающихся; • приобретения первого опыта творческой деятельности; • выражения личностного отношения к художественному, музыкальному и живописному произведениям; • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага; • участия в детских творческих коллективах. 3 класс (34 часа) 1. Природа Карелии (6 часов) День и ночь по сезонам на широте Карелии. Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов Карелии. Наблюдение за погодой своей местности Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности. Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание дороги в школу и домой. Наблюдение сезонных явлений в природе Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных объектов. Знакомство с достопримечательностями родного города (села) Творческие работы: Рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др. Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных в лесу, на лугу, водоеме. Экскурсии: Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных в лесу, на лугу, водоеме. К концу 3 класса обучающиеся должны знать: • виды растений, животных и грибов, имеющих большое значение в природе и для человека в своей местности; • отрицательное и положительное воздействие людей на природу своей местности; • меры по охране природы. 4 обучающиеся должны уметь: • распознавать природные объекты своей местности с помощью атласаопределителя; проводить наблюдения природных тел и явлений, • простейшие практические работы; • объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком в своей местности; • обосновывать природоохранные мероприятия в своей местности 2. Общество (6 часов) Истории родного края Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы. Оленестровский могильник. Сейды Поморья. Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт. Крепость Корела. Основание крепости Олонец. Основание Петровских заводов. Петровская слобода. Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важнейшие события, происходящие в современной Карелии Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов, границы края, мест изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий; соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры. К концу 3 класса обучающиеся должны знать: • важнейшие события истории Карелии; • важнейшие события, происходящие в современной Карелии; • памятники истории и культуры края; Обучающиеся должны уметь: • работать с лентой времени; • описывать наиболее яркие события из истории своего родного города, Карелии; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для: • удовлетворения познавательных интересов; • поиска дополнительной информации по Карелии. 3. Литературное чтение (9 часов) Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (6 ч) - Колыбельная песня (1 ч) Колыбельная песня как песня древняя и в то же время современная. Кем, кому, когда она поется. Герой-ребенок в колыбельной песне. Предметный мир колыбельной песни. Мифологические существа (Сон, Дрема, Угомон) и животные-помощники в колыбельной песне. Колыбельная песня – песня любви, нежности, ласки, защищенности ребенка. Соответствующие этому средства художественной изобразительности: ласкательноуменьшительные суффиксы, метафоры, сравнения, эпитеты. 5 - Загадки (1 ч) Загадка как метафорическое описание предмета в форме вопроса. Роль загадки в развитии поэтического мышления. Загадки о природе, домашних и диких животных; о жилище, доме, утвари и т. д. - Сказки (3 ч) Сказки о животных, волшебные и новеллистические. Художественный мир сказок. Выявление местных реалий и особенностей. Дети-сказочники - Былина (1 ч) Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор». Установка на эмоциональное первоначальное восприятие. Писатели и поэты Карелии – детям (3 ч) • Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные В.Даниловым, И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским, А.Сунгуровым и др. • В раздел входят доступные детям этого возраста произведения русских писателей, посещавших Карелию: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, М. М. Пришвина. К концу 3 класса обучающиеся должны знать: • литературные особенности колыбельных песен; • загадки, как метафорическое описание предметов в форме вопроса; • сказки с учетом специфики района; • произведения писателей и поэтов Карелии для детей; • произведения русских писателей, посещавших Карелию; • основных героев былинного эпоса Карелии; Обучающиеся должны уметь: • исполнять одну – две колыбельные песни; • отгадывать загадки; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; высказывания оценочных суждений прочитанных произведений. 4. Искусство (6 часов) Музыка Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле). Слушание музыки Приобретение индивидуального опыта восприятия профессиональной музыки Карелии (Прелюдия Р. Раутио «Ветерок») Произведения современных карельских композиторов для детей. К концу 3 класса обучающиеся должны знать: • гимн республики Карелия; • исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины), (кантеле); • музыкальные традиции Карелии; • названия изученных произведений и их авторов; Обучающиеся должны уметь: 6 • исполнять гимн республики Карелия; • слышать и отличать звучание кантеле; • исполнять песни карельских композиторов для детей; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • участия в детских творческих коллективах; • восприятия художественных образцов народной музыки Карелии; Изобразительное искусство. Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н. Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору) Изучение карельского орнамента при выполнении текстильных изделий и сувениров (закладка, салфетка, картина, открытка и др.) Берестяной промысел в Карелии. Выполнение простейших изделий в технике прямого плетения (закладка, подставка, гривна). (Резервные 7 часов можно дополнить по желанию в разные темы) 4 класс (34 часа) 1. Природа Карелии (10 часов) ─ Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии. ─ Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате деятельности человека ─ Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). ─ Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. ─ Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское озера – жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики ─ Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана. ─ Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в Карелии. ─ Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. ─ Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и растений, внесенных в Красную книгу Карелии. ─ Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики. Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Карелии. Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края» Экскурсии: Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных в лесу, на лугу, водоеме. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: 7 Особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; Некоторые современные экологические проблемы республики; Особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии обучающиеся должны уметь: Находить и показывать территорию Карелии на карте; Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; Устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ; Распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии. 2. Общество (12 часов) Истории родного края ─ Государственная символика Карелии: флаг, герб, гимн. Конституция Республики Карелия. ─ Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия. ─ Петрозаводск – столица республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры, музеи, библиотеки, научные и высшие учебные учреждения. ─ Отдельные исторические события, связанные с Петрозаводском ─ Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные достопримечательности ─ Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица. ─ Главные достопримечательности. Культурные отношения. ─ Достопримечательности Карелии мирового значения: Кижи. ─ Достопримечательности Карелии мирового значения Валаам, Соловки. ─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края. ─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края. Экскурсии: учреждения культуры: краеведческие музеи, театры, библиотеки, экскурсии к культурно-историческим местам. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся; государственную символику Карелии; основные достопримечательности Карелии. Обучающиеся должны уметь: показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу); отображать в творческих работах особенности родного края; описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Карелии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для: • удовлетворения познавательных интересов; • поиска дополнительной информации по Карелии. 3. Литературное чтение (9 часов) Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (4 ч) ─ Небылицы и перевертыши (1 ч) Комические произведения, основанные на намеренном отклонении от нормы, на создании перевернутого мира. Мыслительные игры. ─ Былина (2 ч) Собиратели былин в Карелии. Поэтический язык былин. «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич», «Добрыня и Алеша». Чтение, рассчитанное на эмоциональное восприятие двух былинных сюжетов ─ Пословицы и поговорки (1 ч) 8 Пословицы и поговорки как жемчужины родного языка, маленькие произведения родного слова, художественные миниатюры. Их значение и место в народной жизни. Эпос «Калевала» (3 ч) «Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания карело-финского народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель «Калевалы». Основные события и герои в эпосе «Калевала». А. М. Линевский «Листы каменной книги» (главы по выбору) (2 ч) Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его племени. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: основное содержание изученных произведений, названия, авторов; фольклор малых жанров Карелии. Обучающиеся должны уметь: определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. 4. Искусство (3 часа) Музыка. ─ Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия ─ Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле). Исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины). Р. Пергамент «Маленькие рыбаки» К концу 4 класса обучающиеся должны знать: слова и мелодию Гимна Карелии; народные музыкальные традиции Карелии; народный музыкальный инструмент – кантеле; названия изученных произведений и их авторов. Обучающиеся должны уметь: исполнять Гимн Карелии (по тексту) различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии слышать и отличать звучание кантеле исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки Карелии участие в детских творческих коллективах. Изобразительное искусство. – Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н. Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору) К концу 4 класса обучающиеся должны знать: произведения известных карельских художников шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села; характерные ремесла и промыслы края; символику образов в народном искусстве Карелии; 9 специфику народного костюма, архитектуры, утвари; известные художественные музеи республики. Обучающиеся должны уметь: узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов, узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения эмоционально – ценностных стимулов миропонимания, опыта восприятия и оценки произведений пластических искусств; самостоятельной творческой деятельности Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы Раздел «Природа Карелии» Обучающиеся должны знать: - особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; - некоторые современные экологические проблемы республики; - особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии уметь: - находить и показывать территорию Карелии на карте; - распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые своего края; - устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ; - распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии; Раздел «Общество» знать: - названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся; - государственную символику Карелии; - основные достопримечательностиреспублики; уметь: - показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу); - отображать в творческих работах особенности родного края; - описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Петрозаводска и Карелии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии. Раздел «Культура Карелии» знать: - названия и основное содержание изученных произведений и их авторов; - фольклор малых жанров Карелии; - слова и мелодию Гимна Карелии; - народные музыкальные традиции Карелии; - народный музыкальный инструмент – кантеле; - произведения известных карельских художников - шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села; - характерные ремесла и промыслы края; 10 - символику образов в народном искусстве Карелии; - специфику народного костюма, архитектуры, утвари; - известные музеи республики; уметь: - определять тему и главную мысль произведений детских писателей Карелии; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии - слышать и отличать звучание кантеле; - исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося); - узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов; - узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; -участия в детских творческих коллективах; - самостоятельной творческой деятельности; 6. Планируемые результаты изучения курса: Личностные результаты: - принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической социальной, духовной жизни своей страны; - формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России; - формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Метапредметные результаты: - способность принимать для решения задач умственные операции; - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой); - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи; - анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; - создавать по изображениям словесный портрет его героя; - описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи; - высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; - оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей; - работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Предметные результаты отражены в разделе «Содержание программы». 11 Учебно-методический комплекс: Учебник для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Л.И. Шитикова – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, Рабочая тетрадь для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу» (авторы О.М.Парамонова, О.В.Сухвалова); Учебник для 3 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Н.П.Кутьков, Л.И. Шитикова – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, Рабочая тетрадь для 3 класса «Карелия. Край, в котором О.В.Сухвалова - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, я живу», /О.М.Парамонова, Агаркова Татьяна Ивановна. Карелия: Край, в котором я живу: 4 класс: учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы. Рабочая тетрадь для 4 класса «Карелия. Край, в котором О.В.Сухвалова – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, я живу» /О.М.Парамонова, Учебные материалы на электронных носителях для 2-4 классов школы «Карелия. Край, в котором я живу» (автор Кутьков Н.П.) Литература - Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988. - Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – П: ПетроПресс, - Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005. - Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск - Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.) - Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995. - Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005 - Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск - Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.; - Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН, - Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994 - Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993. - Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск, - Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией - Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999. Русский детский фольклор Карелии. - 1991. - Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008 - Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. 12 Тематическое планирование 2 класс Колво часов Название (раздела, темы) Основное содержание 1 Введение. Карелия. Край, котором я живу. 2 1 в Родина – Россия. «Малая родина» – Карелия. Жители Карелии. Природа Карелии Карелия – страна озер Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки. Ладожское озеро и его обитатели. Онежское озеро. Ламбушки и их обитатели. Камни всюду. Скалы. Валуны. Водопады. Лес – наше богатство 1 Калина. Кустарники карельского Шиповник. Земляника. Черника. леса Брусника. Клюква. Ягоды и грибы Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина». Характеризовать понятия Родина, «малая родина» Называть край, город, населенный пункт, в котором проживают коренные народы, проживающие на территории Карелии. Находить на карте России Карелию, свой населенный пункт. Различать источники и способы познания объектов природы, истории , культуры края. Отображать в своих творческих работах особенности карельского края. Различать виды водоемов Карелии. Называть крупнейшие озера и реки Карелии, водоёмы своей местности и их обитателей. Сравнивать и различать крупнейшие озера: Ладожское, Онежское. Анализировать правила поведения у водоёмов. Определять природные объекты с помощью понятий на основе выделения существенных признаков Лиственные и хвойные Различать основные формы деревья карельского края. ледникового рельефа Карельская береза. Роль растений в природе и жизни Характеризовать особенности людей, бережное карельского леса. отношение к ним. 2 1 Характеристика деятельности учащихся Сравнивать и различать Белый. Моховик. деревья, кустарники своей Подберёзовик. Лисички. местности Бледная поганка. Мухомор. Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию о многообразии 13 2 Кто живет в лесу? Животные 1 Птицы 1 Времена года в Карелии 1 Природа Карелии бесценный дар растительного и животного мира Карелии и готовить сообщения. Анализировать природные объекты и отражать их существенные признаки в рисунках и творческих работах. Оценивать влияния растений на природу и жизнь человека. Различать и определять Бурый медведь. Ёж. Белка. съедобные и ядовитые грибы Лось. Заяц. Волк. Лиса. своей местности, характеризовать роль грибов в природе и жизни Муравей. людей. Сороки. Вороны. Скворцы. Грачи. Синицы. Воробьи. Сравнивать внешний вид и Дятлы. Клесты. Журавли. характерные особенности Гуси. Утки. Перелетные насекомых, птиц, зверей. птицы. Работать с текстом и Бережное отношение иллюстрациями учебника и человека к животным тетради на печатной основе: выполнять творческие задания, находить нужную информацию. Зима. Весна. Лето. Осень. Месяцы по временам года. Сравнивать и различать день и – Общение с природой. ночь, времена года, погоду и Бережное отношение к климат Карелии. Приводить природе примеры природных явлений в «Красная книга Карелии» различные времена года. Предлагать правила, которые помогут сберечь природу родного края. Карелия - наш дом 1 1 1 3 История семьи История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Дом, в котором ты Петрозаводск-столица Карелии. живешь Родной город (деревня, поселок), район Путешествие по своей республики: название и его основные улице достопримечательности. Города и поселки Особенности труда людей 14 Находить информацию и готовить сообщения о животных и растениях из «Красной книги республики Карелия» Находить на карте родной регион, город или село. Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию об истории, культуре, достопримечательностях родного края и готовить сообщения. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Готовить рассказы о семье. Карелии 2 Петрозаводск-столица Карелии Достопримечательности Карелии. Кижи. своей местности, основные занятия, профессии. Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи. Народные промыслы 1 Народные ремесла 1 Мужские ремесла 1 Кантеле напевы 1 1 1 2 и женские Анализировать достопримечательности во время экскурсии по родному города (селу); Готовить в группе рассказы по результатам экскурсий о достопримечательностях, различных объектах, предметах, музейных экспонатах. Проводить небольшие исследования по теме «Любимые игрушки в моей семье». Писать мини сочинения на темы: «Моя родословная», «Бабушкин сундучок», «Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др. Познакомиться с особенностями народных промыслов на материале местных краеведческих музеев школы, села, города. Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию о народных промыслах. Готовить в группе рассказы по результатам экскурсий в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла. Традиционные народные художественные промыслы Карелии. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Карелии (ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное дело). Музыкальные традиции Карелии. Народный Различать и определять среди музыкальный инструмент музыкальных инструментов кантеле. народный музыкальный инструмент - кантеле. Устное творчество Пословицы народное Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки. Заклички и считалки Детские игры и забавы. Подвижные игры с Игры припевками. Сказки родного края. «Лапоток». Сказки родного края Сказки о животных. 15 Отображать в своих творческих работах особенности элементов изделий карельских мастеров. Приводить примеры малых форм устного народного творчества Обсуждать особенности Моделировать игровые ситуации Сравнивать и различать пословицы и поговорки. Воспринимать на слух карельские сказки в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. 3 Писатели и поэты Карелии о природе и Рассказы и стихи о детях, о детях природе. Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е. Сунгуров «Волшебная зеленая страна». 2 Итоговое повторение и обобщение: экскурсии, праздники, праздники, викторины, защиты проектов. Читать произведения карельских писателей. Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты, произведений разных жанров. Формулировать вопросы к тексту произведения. 3 класс Колво часов 1 2 Основное содержание Характеристика деятельности обучающихся. Познакомиться с особенностями Республики Карелия Введение Карелия - часть России. флага Мы – граждане Государственная символика (последовательность расположения Российской Федерации Карелии. полос, цвета), герба, гимна. Узнавать флаг, герб Карелии Находить на карте России территорию Республики Карелия. Различать источники и способы познания объектов истории , культуры края. Отображать в своих творческих работах особенности карельского края. Природа Карелии 2 1 Название (раздела, темы) Почему в Карелию День и ночь по сезонам на приходят белые ночи широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе. Познакомиться с особенностями климата и природы. Сравнивать и различать день и ночь, времена года, погоду и климат Карелии. Какой климат такая и Особенности климата. Приводить примеры природных погода Наблюдение за погодой явлений в различные времена своей местности года. Край воды, лесов Называть крупнейшие озера и реки Карелии, водоёмы своей местности и и Характеристика 16 болот 2 Экскурсия Земля – кормилица 1 Красная книга Карелии 2 Календарь природы 4 Экскурсии. Практические работы Литературное чтение 1 гидрографического описания территории Карелии. Значение и использование водоемов, лесов, болот человеком. Охрана лесов, водоемов Карелии. Былинный край Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности. их обитателей. Сравнивать и различать крупнейшие озера: Ладожское, Онежское. Характеризовать особенности карельского леса. Сравнивать и различать деревья, кустарники своей местности Проводить наблюдения во время экскурсии «Времена года» в нашем крае Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию о многообразии растительного и животного мира Карелии и готовить сообщения. Анализировать природные объекты и отражать их существенные признаки в рисунках и творческих работах. Оценивать влияния растений на природу и жизнь человека. Сравнивать внешний вид и Зима. Весна. Лето. Осень. характерные особенности птиц, зверей и рыб. Месяцы по временам год. Народные приметы. Наблюдения за природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных своей местности, изучение свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с помощью атласаопределителя, составление коллекций природных объектов. Познакомиться с произведениями литературы, отражающими особенности времен года Карелии. Работать с текстом и иллюстрациями учебника и тетради на печатной основе: выполнять творческие задания, находить нужную информацию. Предлагать правила, которые помогут сберечь природу родного края. Находить информацию и готовить сообщения о животных и растениях из «Красной книги республики Карелия» Воспринимать на слух отдельные произведения разных жанров устного народного творчества Былины Заонежья в исполнении учителя, учащихся, Основные герои и сюжеты мастеров художественного слова, былинного эпоса Карелии. оценивать свои эмоциональные Чтение одного былинного реакции. Отвечать на вопросы 17 сюжета – «Исцеление Ильи по содержанию, отражать главную мысль произведения. Муромца». Первое знакомство с Познакомиться с сюжетом и памятником мировой основными героями эпической культуры «Калевала». поэмы «Калевала». Основное содержание эпической поэмы «Калевала» Э.Леннрота 2 «Калевала» 5 Писатели Карелии о Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о природе родного края детях, о природе, об истории, написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др. Истории историю 1 Земные археологов 1 «Листы книги» про нашу Исторические источники: клады вещественные, письменные, устные. Петроглифы. Оленестровский могильник. каменной А.М. Линевский фрагменты книги «Листы каменной книги» 1 далеких Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт. Жизнь и занятия наших предков Отдельные исторические события. Памятники И назвали его Невским истории. На здоровье, Ваше Величество! Петр Первый в Карелии. Первый российский курорт Далекое детство « Марциальные воды». Мороженое сорок Важные и яркие события из пятого года истории родного края. Прикоснуться к истории По следам предков 1 1 1 1 1 1 Читать произведения карельских писателей. Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты, произведений разных жанров. Формулировать вопросы к тексту произведения. 18 Познакомиться с основными историческими источниками, отдельными событиями, памятниками культуры и историческими деятелями. Извлекать и обсуждать из учебника и дополнительных источников информацию о прошлом нашего края. Готовить в группе рассказы по результатам экскурсий в краеведческие и другие музеи с целью знакомства с прошлым родного края(при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. 3 Экскурсии, проекты, исследовательские работы праздники, викторины. Участвовать в проектной и исследовательской деятельности по вопросам исторического прошлого. 4 класс Колво часов 1 1 1 Название (раздела, темы) Введение Наша Республика на карте Родины. Карелия – наш общий День Республики Карелия. дом Традиционные и современные праздники Карелии. День рождения Петрозаводск – столица республики Республики Карелия: герб города, расположение на Как рождаются и растут карте. Достопримечательности. города. Города – побратимы Города - братья Петрозаводска. История историю 1 1 1 1 1 1 2 Основное содержание про нашу Карелы из города Корела Дождливый день в деревне Вожмосалми Часы для петрозаводских мастеровых Волшебная вепсская нить Экскурсия в вепсскую волость Карелия глазами первого губернатора Поморские губернаторы Познакомиться с важными событиями и историческими Из истории края: Крепость деятелями Карелии. Корела. Извлекать и обсуждать из Петр Первый в Карелии. дополнительных Карелия в 18 веке. Дружина учебника, источников знаний (словарей, Олонецких стрелков. справочников, Г.Р.Державин – первый энциклопедий, Интернета) информацию об олонецкий губернатор. Знаменитые поморы. историческом прошлом нашего края. Готовить небольшие сообщения о важнейших событиях прошлого и исторических личностях родного края. Культура Карелии 3 1 1 Характеристика деятельности обучающихся. Работать с картой: находить на карте Карелии отдельные города и населенные пункты, где проживают обучающиеся. Готовить рассказы о семье, профессиях членов семьи, занятиях и праздниках людей в родном городе (населенном пункте) на основе бесед школьников с родителями, старшими родственниками, местными жителями. Извлекать из учебника и дополнительных источников информацию о городах – побратимах городов Карелии. Учреждения образования и На экскурсию в музей культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные Сокровища бывшей залы. гимназии Знакомство с творчеством известных карельских Как собирают музейные художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, коллекции в области книжной 19 Познакомиться с различными музеями (краеведческими, этнографическими, художественными и др. ) родного края и их коллекциями. Готовить рассказы и обсуждать дополнительную информацию по результатам экскурсий в краеведческий (художественный) музей. 1 Мастерская детства 1 Экскурсия. «Кижи» графики, скульптуры: В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору). Литературное чтение 1 2 1 1 Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их Карелия в поэзии значение и место в народной жизни. Друзья с книжной полки Детские писатели и поэты Карелии (по выбору ): И. Любимые книги Востряков, А. Валентик, В. Линькова, Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро,Т. Шапиро и др. Так говорят в народе 6 Искусство нашего края 5 Мир вокруг нас Экскурсии, проекты, исследовательские работы праздники, викторины. Экскурсии, проекты, исследовательские работы праздники, викторины. 20 Собирать материал на основании бесед со специалистами, родными о семейных реликвиях, традициях, праздниках. Использовать ресурсы Интернет для получения дополнительной информации. Приводить примеры малых форм устного народного творчества. Сравнивать и различать пословицы, поговорки, загадки. Воспринимать на слух произведения разных жанров, отвечать на вопросы по содержанию, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Познакомиться с творчеством карельских поэтов и писателей. Учить понравившиеся стихотворения карельских поэтов. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)