Рабочая программа по предмету Край, в котором я живу 2-4 класс

21

Рабочая программа составлена на основе программы
«Край, в котором я живу», авторы - составители: Григорьевская Н.Ю., Хазова Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства образования и по
делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599) предусматривает изучение учебного
предмета «Край, в котором я живу» со 2-го по 4 класс (34 часа в год) в рамках регионального
(национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания
регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего
образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и по
делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 598 и Концепцией учебных предметов
регионального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденной
решением Коллегии Министерства образования Республики Карелия 07.06.06.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по
отношению к учебным предметам
регионального компонента (краеведческой
направленности), изучаемым в основной и старшей школе. Содержание для начальной школы
конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов
обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее
образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом
этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
Изучение предмета «Край, в котором я живу» имеет своей целью:
создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в
окружающем микромире;
содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Задачи курса:
освоение элементарных знаний (пропедевтических) о природе, обществе и культуре
Карелии;
развитие речи учащихся, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, характеризовать
объекты окружающего мира, выделять отличительные особенности объектов родного
края;
воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю,
патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой
родины»;
формирование умения взаимодействовать с окружающим миром, передать свое отношение
к родному краю в продуктах детского творчества (поделки, рисунки, сочинения, модели,
макеты и т.д.), стремления позитивного преобразования существующей действительности.
Предмет «Край, в котором я живу» имеет краеведческую направленность, призван
формировать в сознании обучаемых систему взглядов, принципов, норм поведения в
отношении к малой родине, способствовать становлению и развитию гражданской позиции
ребенка. Практико-ориентированная направленность курса окажет помощь ребенку в
освоении природной, социо-культурной среды при активном взаимодействии с ней
Принцип единства, взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимодополнения федерального и
регионального компонентов содержания общего образования лежит в основе отбора
содержания учебного предмета. Учебный предмет «Край, в котором я живу» для 2–4 классов
включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального
компонента государственного стандарта общего образования «Окружающий мир» (человек,
природа, общество), «Литературное чтение», «Технология», «Искусство» (изобразительное
искусство, музыка). Особое значение в данном перечислении придается предмету
«Окружающий мир». В структуру учебного предмета заложена практическая направленность
содержания, позволяющая организовывать самостоятельную познавательную деятельность
1

обучающегося. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения
краеведческих и художественных музеев, экскурсионной и проектной деятельности.
Во II классе учащиеся изучают особенности своей местности, в III классе своего района, в IV
классе - Республики Карелия.
Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для
текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему
усмотрению, в том числе для организаций уроков в нетрадиционной форме, экскурсий,
проектной деятельности.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего во 2- 4 по
34 часа.
Ценностные ориентиры
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной
спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными
сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, археологией,
этикой, эстетикой.
Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала
основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы
младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего
сообщества людей.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую
основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей
рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает
учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную
ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному
участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании
педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников.
Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников
интерес к предмету исследования и учебной деятельности.
Содержание
2 класс (34 часа)
Введение.
Раздел I. Природа Карелии (12 часов)
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии:
Наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным»
« Мои наблюдения за явлениями природы»
Раздел II. Край наш – Карелия (8 часов)
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводск-столица
2

Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его основные
достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия,
профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Раздел III. Народные промыслы (4 часа)
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество (4 часа)
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (3 часа)
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение – 1 час.
Резерв – 2 часа на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя.
К концу 2 класса обучающиеся должны
знать:
• характерные особенности природы Карелии
• основные признаки времен года, погодные особенности своей местности;
• виды естественных водоемов в ближайшем окружении;
• несколько видов деревьев, кустарников и трав, дикорастущих и культурных
растений своей местности;
• несколько видов диких и домашних животных;
• некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
• правила поведения в природе.
• название своей республики, название столицы Республики Карелия, своего района,
своего населённого пункта;
• родственные связи в семье
• улицы, расположенные вблизи дома и школы, учреждения культуры, быта,
образования
• основные занятия населения своей местности, профессии родителей;
• основные достопримечательности своего города, деревни, поселка;
• иметь представления об особенностях быта и традициях коренного населения;
особенности фольклора малых жанров Карелии;
•
народный музыкальный инструмент - кантеле.
3

уметь:
• различать растения и животных в ближайшем окружении (по несколько представителей
каждой группы);
• выполнять правила поведения в природе;
• показывать на карте столицу Карелии, свой город (населенный пункт);
• рассказать о достопримечательностях родного города (населенного пункта);
• приводить примеры потешек, прибауток, закличек, считалок, скороговорок;
• использовать подвижные игры с припевками на переменах, внеклассных мероприятиях;
• выделять из музыкального многообразия традиционную музыку Карелии
• передать свое отношение к родному краю через детское творчество (поделки, рисунки,
модели, макеты и т.д.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов обучающихся;
• приобретения первого опыта творческой деятельности;
• выражения личностного отношения к художественному, музыкальному и живописному
произведениям;
• соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;
• участия в детских творческих коллективах.
3 класс (34 часа)
1. Природа Карелии (6 часов)
День и ночь по сезонам на широте Карелии.
Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов Карелии.
Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности.
Влияние человека на животный и растительный мир своей местности.
Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в
своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Наблюдение сезонных явлений в природе
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Знакомство с достопримечательностями родного города (села)
Творческие работы:
Рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
К концу 3 класса
обучающиеся должны знать:
• виды растений, животных и грибов, имеющих большое значение в природе и для
человека в своей местности;
• отрицательное и положительное воздействие людей на природу своей
местности;
• меры по охране природы.
4

обучающиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты своей местности с помощью атласаопределителя;
проводить наблюдения природных тел и явлений,
• простейшие практические работы;
• объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком в своей
местности;
• обосновывать природоохранные мероприятия в своей местности
2. Общество (6 часов)
Истории родного края
Как мы узнаем о прошлом родного края?
Петроглифы. Оленестровский могильник. Сейды Поморья.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Крепость Корела. Основание крепости Олонец.
Основание Петровских заводов. Петровская слобода. Петр Первый в Карелии.
Марциальные воды.
Александровский пушечный завод.
Важнейшие события, происходящие в современной Карелии
Практические работы:
поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов, границы края, мест
изученных сражений, исторических событий;
работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий;
соотнесение года с веком;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• важнейшие события истории Карелии;
• важнейшие события, происходящие в современной Карелии;
• памятники истории и культуры края;
Обучающиеся должны уметь:
• работать с лентой времени;
• описывать наиболее яркие события из истории своего родного города, Карелии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов;
• поиска дополнительной информации по Карелии.
3. Литературное чтение (9 часов)
Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (6 ч)
- Колыбельная песня (1 ч)
Колыбельная песня как песня древняя и в то же время современная. Кем, кому, когда она
поется. Герой-ребенок в колыбельной песне. Предметный мир колыбельной песни.
Мифологические существа (Сон, Дрема, Угомон) и животные-помощники в колыбельной
песне. Колыбельная песня – песня любви, нежности, ласки, защищенности ребенка.
Соответствующие этому средства художественной изобразительности: ласкательноуменьшительные суффиксы, метафоры, сравнения, эпитеты.
5

- Загадки (1 ч)
Загадка как метафорическое описание предмета в форме вопроса. Роль загадки в развитии
поэтического мышления. Загадки о природе, домашних и диких животных; о жилище, доме,
утвари и т. д.
- Сказки (3 ч)
Сказки о животных, волшебные и новеллистические. Художественный мир сказок. Выявление
местных реалий и особенностей. Дети-сказочники
- Былина (1 ч)
Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного былинного сюжета –
«Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор». Установка на эмоциональное первоначальное
восприятие.
Писатели и поэты Карелии – детям (3 ч)
• Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные В.Даниловым,
И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским, А.Сунгуровым
и др.
• В раздел входят доступные детям этого возраста произведения русских писателей,
посещавших Карелию: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, М. М. Пришвина.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• литературные особенности колыбельных песен;
• загадки, как метафорическое описание предметов в форме вопроса;
• сказки с учетом специфики района;
• произведения писателей и поэтов Карелии для детей;
• произведения русских писателей, посещавших Карелию;
• основных героев былинного эпоса Карелии;
Обучающиеся должны уметь:
• исполнять одну – две колыбельные песни;
• отгадывать загадки;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
высказывания оценочных суждений прочитанных произведений.
4. Искусство (6 часов)
Музыка
Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические и
жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле).
Слушание музыки
Приобретение индивидуального опыта восприятия профессиональной музыки Карелии
(Прелюдия Р. Раутио «Ветерок»)
Произведения современных карельских композиторов для детей.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• гимн республики Карелия;
• исторические и жанровые формы традиционной музыки (былины), (кантеле);
• музыкальные традиции Карелии;
• названия изученных произведений и их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
6

• исполнять гимн республики Карелия;
• слышать и отличать звучание кантеле;
• исполнять песни карельских композиторов для детей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• участия в детских творческих коллективах;
• восприятия художественных образцов народной музыки Карелии;
Изобразительное искусство.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н.
Брюханов,
Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору)
Изучение карельского орнамента при выполнении текстильных изделий и сувениров
(закладка, салфетка, картина, открытка и др.)
Берестяной промысел в Карелии. Выполнение простейших изделий в технике прямого
плетения (закладка, подставка, гривна).
(Резервные 7 часов можно дополнить по желанию в разные темы)
4 класс (34 часа)
1. Природа Карелии (10 часов)
─ Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.
─ Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи
лбы, гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека
─ Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение
появления свалок, борьба с оврагами).
─ Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
─ Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское
озера – жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека.
Охрана водоемов нашей Республики
─ Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана.
─ Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в
Карелии.
─ Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие
растений и животных различных сообществ.
─ Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и
растений, внесенных в Красную книгу Карелии.
─ Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных
ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных Карелии.
Творческие работы:
Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.
К концу 4 класса
обучающиеся должны знать:

7

Особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
Некоторые современные экологические проблемы республики;
Особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
обучающиеся должны уметь:
Находить и показывать территорию Карелии на карте;
Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края;
Устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
Распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии.
2. Общество (12 часов)
Истории родного края
─ Государственная символика Карелии: флаг, герб, гимн. Конституция Республики Карелия.
─ Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия.
─ Петрозаводск – столица республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры,
музеи,
библиотеки, научные и высшие учебные учреждения.
─ Отдельные исторические события, связанные с Петрозаводском
─ Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия,
историко-культурные достопримечательности
─ Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица.
─ Главные достопримечательности. Культурные отношения.
─ Достопримечательности Карелии мирового значения: Кижи.
─ Достопримечательности Карелии мирового значения Валаам, Соловки.
─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
─ Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
Экскурсии: учреждения культуры: краеведческие музеи, театры, библиотеки, экскурсии к
культурно-историческим местам.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут
обучающиеся;
государственную символику Карелии;
основные достопримечательности Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);
отображать в творческих работах особенности родного края;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Карелии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в
повседневной жизни для:
• удовлетворения познавательных интересов;
• поиска дополнительной информации по Карелии.
3. Литературное чтение (9 часов)
Устное творчество русского (карельского, вепсского, финского) народа (4 ч)
─ Небылицы и перевертыши (1 ч)
Комические произведения, основанные на намеренном отклонении от нормы, на создании
перевернутого мира. Мыслительные игры.
─ Былина (2 ч)
Собиратели былин в Карелии. Поэтический язык былин. «Добрыня и Змей», «Алеша и
Тугарин Змеевич», «Сухман», «Дунай», «Волх Всеславьевич», «Добрыня и Алеша». Чтение,
рассчитанное на эмоциональное восприятие двух былинных сюжетов
─ Пословицы и поговорки (1 ч)
8

Пословицы и поговорки как жемчужины родного языка, маленькие произведения родного
слова, художественные миниатюры. Их значение и место в народной жизни.
Эпос «Калевала» (3 ч)
«Калевала» - памятник мировой народной культуры. История создания карело-финского
народного эпоса. Элиас Леннрот – создатель «Калевалы». Основные события и герои в эпосе
«Калевала».
А. М. Линевский «Листы каменной книги» (главы по выбору) (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его
племени.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных произведений, названия, авторов;
фольклор малых жанров Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
4. Искусство (3 часа)
Музыка.
─ Государственный музыкальный символ – Гимн Республики Карелия
─ Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Исторические
и жанровые формы традиционной музыки (былины) (кантеле). Исторические и жанровые
формы традиционной музыки (былины). Р. Пергамент «Маленькие рыбаки»
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
слова и мелодию Гимна Карелии;
народные музыкальные традиции Карелии;
народный музыкальный инструмент – кантеле;
названия изученных произведений и их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
исполнять Гимн Карелии (по тексту)
различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии
слышать и отличать звучание кантеле
исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору
обучающегося)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки
Карелии
участие в детских творческих коллективах.
Изобразительное искусство.
– Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: Т. Юфа, Н.
Брюханов,
Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен.(2-3 по выбору)
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
произведения известных карельских художников
шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
характерные ремесла и промыслы края;
символику образов в народном искусстве Карелии;
9

специфику народного костюма, архитектуры, утвари;
известные художественные музеи республики.
Обучающиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов,
узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обогащения эмоционально – ценностных стимулов миропонимания, опыта восприятия и
оценки произведений пластических искусств;
самостоятельной творческой деятельности
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
Раздел «Природа Карелии»
Обучающиеся должны
знать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
- некоторые современные экологические проблемы республики;
- особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
уметь:
- находить и показывать территорию Карелии на карте;
- распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые своего
края;
- устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
- распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;
Раздел «Общество»
знать:
- названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут
обучающиеся;
- государственную символику Карелии;
- основные достопримечательностиреспублики;
уметь:
- показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город,
столицу);
- отображать в творческих работах особенности родного края;
- описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии.
Раздел «Культура Карелии»
знать:
- названия и основное содержание изученных произведений и их авторов;
- фольклор малых жанров Карелии;
- слова и мелодию Гимна Карелии;
- народные музыкальные традиции Карелии;
- народный музыкальный инструмент – кантеле;
- произведения известных карельских художников
- шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
- характерные ремесла и промыслы края;
10

- символику образов в народном искусстве Карелии;
- специфику народного костюма, архитектуры, утвари;
- известные музеи республики;
уметь:
- определять тему и главную мысль произведений детских писателей Карелии;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии
- слышать и отличать звучание кантеле;
- исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору
обучающегося);
- узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов;
- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-участия в детских творческих коллективах;
- самостоятельной творческой деятельности;
6. Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической
социальной, духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
- способность принимать для решения задач умственные операции;
- владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(поисковой, исследовательской, творческой);
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов;
- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных текстов. Проводить аналогии между героями, их
поведением и духовными нравственными ценностями;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям словесный портрет его героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста,
произведения живописи, иконописи;
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
Предметные результаты отражены в разделе «Содержание программы».

11

Учебно-методический комплекс:
Учебник для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Л.И. Шитикова – Петрозаводск:
Фонд творческой инициативы,
Рабочая тетрадь для 2 класса «Карелия. Край, в котором я живу» (авторы О.М.Парамонова,
О.В.Сухвалова);
Учебник для 3 класса «Карелия. Край, в котором я живу/ Н.П.Кутьков, Л.И. Шитикова –
Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,
Рабочая тетрадь для 3 класса «Карелия. Край, в котором
О.В.Сухвалова - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,

я живу», /О.М.Парамонова,

Агаркова Татьяна Ивановна. Карелия: Край, в котором я живу: 4 класс: учебник для 4-го
класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия. - Петрозаводск: Фонд
творческой инициативы.
Рабочая тетрадь для 4 класса «Карелия. Край, в котором
О.В.Сухвалова – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы,

я живу» /О.М.Парамонова,

Учебные материалы на электронных носителях для 2-4 классов школы «Карелия. Край, в
котором я живу» (автор Кутьков Н.П.)
Литература
- Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для
чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988.
- Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст:
В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – П: ПетроПресс,
- Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.
- Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск
- Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
- Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. –
Петрозаводск, 1995.
- Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005
- Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск
- Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору
Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;
- Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,
- Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994
- Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ
республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.
- Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск,
- Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и
учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией
- Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.
Русский детский фольклор Карелии. - 1991.
- Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших
школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008
- Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные
учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся
усваивать материал в деятельности.

12

Тематическое планирование
2 класс
Колво
часов

Название (раздела,
темы)

Основное содержание

1

Введение.
Карелия.
Край,
котором я живу.

2

1

в

Родина – Россия. «Малая
родина» – Карелия. Жители
Карелии.

Природа Карелии
Карелия – страна озер

Виды
водоемов
в
ближайшем
окружении:
озера, реки.
Ладожское озеро и его
обитатели. Онежское озеро.
Ламбушки и их обитатели.

Камни всюду.

Скалы. Валуны. Водопады.

Лес – наше богатство

1

Калина.
Кустарники карельского Шиповник.
Земляника.
Черника.
леса
Брусника. Клюква.
Ягоды и грибы

Оценивать духовно-нравственный
смысл понятия «малая родина».
Характеризовать понятия Родина,
«малая родина»
Называть край, город, населенный
пункт, в котором проживают
коренные народы, проживающие на
территории Карелии.
Находить на карте России Карелию,
свой населенный пункт.
Различать источники и способы
познания
объектов
природы,
истории , культуры края.
Отображать в своих творческих
работах особенности карельского
края.
Различать
виды
водоемов
Карелии.
Называть крупнейшие озера и реки
Карелии, водоёмы своей местности и
их обитателей.
Сравнивать
и
различать
крупнейшие озера:
Ладожское,
Онежское.
Анализировать правила поведения у
водоёмов.

Определять природные объекты
с помощью понятий на основе
выделения
существенных
признаков
Лиственные и хвойные Различать
основные
формы
деревья карельского края. ледникового рельефа
Карельская береза. Роль
растений в природе и жизни Характеризовать
особенности
людей,
бережное карельского леса.
отношение к ним.

2

1

Характеристика деятельности
учащихся

Сравнивать и различать
Белый.
Моховик. деревья,
кустарники
своей
Подберёзовик.
Лисички. местности
Бледная поганка. Мухомор. Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию о многообразии
13

2

Кто живет в лесу?
Животные

1

Птицы

1

Времена года в Карелии

1

Природа Карелии
бесценный дар

растительного и животного мира
Карелии и готовить сообщения.
Анализировать
природные
объекты и
отражать их
существенные
признаки
в
рисунках и творческих работах.
Оценивать влияния растений на
природу и жизнь человека.
Различать
и
определять
Бурый медведь. Ёж. Белка. съедобные и ядовитые грибы
Лось. Заяц. Волк. Лиса. своей местности, характеризовать
роль грибов в природе и жизни
Муравей.
людей.
Сороки. Вороны. Скворцы.
Грачи. Синицы. Воробьи. Сравнивать внешний вид и
Дятлы. Клесты. Журавли. характерные
особенности
Гуси. Утки. Перелетные насекомых, птиц, зверей.
птицы.
Работать
с
текстом
и
Бережное
отношение иллюстрациями
учебника
и
человека к животным
тетради на печатной основе:
выполнять творческие задания,
находить нужную информацию.
Зима. Весна. Лето. Осень.
Месяцы по временам года.

Сравнивать и различать день и
– Общение с природой.
ночь,
времена года, погоду и
Бережное отношение к климат
Карелии.
Приводить
природе
примеры природных явлений в
«Красная книга Карелии»
различные времена года.
Предлагать правила, которые
помогут сберечь природу родного
края.

Карелия - наш дом
1

1

1

3

История семьи

История семьи.
Дом, улица, где ты живешь.
Города и поселки Карелии.
Дом, в котором ты Петрозаводск-столица
Карелии.
живешь
Родной город (деревня,
поселок),
район
Путешествие по своей республики: название и его
основные
улице
достопримечательности.
Города
и
поселки Особенности труда людей
14

Находить
информацию
и
готовить сообщения о животных
и растениях из «Красной книги
республики Карелия»
Находить на карте родной
регион, город или село.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
об
истории,
культуре, достопримечательностях
родного
края
и
готовить
сообщения.
Составлять вместе со старшими
родственниками
родословное
древо семьи на основе бесед с
ними о поколениях в семье.
Готовить рассказы о семье.

Карелии
2
Петрозаводск-столица
Карелии
Достопримечательности
Карелии. Кижи.

своей местности, основные
занятия, профессии. Быт
населения.
Названия
коренных национальностей,
проживающих в данной
местности, их
обычаи,
характерные особенности
быта.
Достопримечательности
Карелии. Кижи.

Народные промыслы

1

Народные ремесла

1

Мужские
ремесла

1

Кантеле напевы

1
1
1
2

и

женские

Анализировать
достопримечательности во время
экскурсии по родному
города
(селу);
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
о
достопримечательностях,
различных объектах, предметах,
музейных экспонатах.
Проводить
небольшие
исследования по теме «Любимые
игрушки в моей семье».
Писать мини сочинения на темы:
«Моя родословная», «Бабушкин
сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где
работают
мои
родители»,
«История моей улицы» и др.
Познакомиться с особенностями
народных
промыслов
на
материале местных краеведческих
музеев школы, села, города.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
о
народных
промыслах.
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
в
краеведческий (художественный)
музей с целью ознакомления
с
национальным
колоритом,
выраженным
в различных
предметах народного ремесла и
промысла.

Традиционные
народные
художественные промыслы
Карелии. Ознакомление с
произведениями народных
художественных
промыслов в Карелии
(ткачество,
карельская
вышивка, вязание, резьба и
роспись
по
дереву,
берестоплетение, кузнечное
дело).
Музыкальные
традиции
Карелии.
Народный
Различать и определять среди
музыкальный инструмент музыкальных
инструментов
кантеле.
народный
музыкальный
инструмент - кантеле.

Устное
творчество
Пословицы

народное Детский
фольклор:
скороговорки, дразнилки и
поддевки,
заклички,
считалки.
Заклички и считалки
Детские игры и забавы.
Подвижные
игры
с
Игры
припевками.
Сказки
родного
края.
«Лапоток».
Сказки родного края
Сказки о животных.
15

Отображать в своих творческих
работах особенности элементов
изделий карельских мастеров.
Приводить примеры малых форм
устного народного творчества
Обсуждать особенности
Моделировать игровые ситуации
Сравнивать
и
различать
пословицы и поговорки.
Воспринимать на слух карельские
сказки в исполнении учителя,
учащихся, отвечать на вопросы по
содержанию текста, отражать
главную мысль, оценивать свои

эмоциональные реакции.
3

Писатели
и
поэты
Карелии о природе и Рассказы и стихи о детях, о
детях
природе.
Тертту Викстрем «Тимппа,
добрый человек». В. М
Данилов «Жила – была
чайка». А. Е. Сунгуров
«Волшебная
зеленая
страна».

2

Итоговое повторение и
обобщение:
экскурсии, праздники,
праздники, викторины,
защиты проектов.

Читать произведения карельских
писателей.
Характеризовать
текст:
представлять, предполагать текст
по заголовку, теме, иллюстрациям,
определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать
тексты,
произведений разных жанров.
Формулировать вопросы к тексту
произведения.

3 класс
Колво
часов

1

2

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся.

Познакомиться с особенностями
Республики
Карелия
Введение
Карелия - часть России. флага
Мы
–
граждане Государственная символика (последовательность расположения
Российской Федерации
Карелии.
полос, цвета), герба, гимна.
Узнавать флаг, герб Карелии
Находить на карте
России
территорию Республики Карелия.
Различать источники и способы
познания объектов
истории ,
культуры края.
Отображать в своих творческих
работах особенности карельского
края.
Природа Карелии

2

1

Название (раздела,
темы)

Почему в
Карелию День и ночь по сезонам на
приходят белые ночи
широте Карелии.
Наблюдение
сезонных
явлений в природе.

Познакомиться с особенностями
климата и природы.
Сравнивать и различать день и
ночь,
времена года, погоду и
климат Карелии.
Какой климат такая и Особенности
климата. Приводить примеры природных
погода
Наблюдение за погодой явлений в различные времена
своей местности
года.

Край

воды,

лесов

Называть крупнейшие озера и реки
Карелии, водоёмы своей местности и

и Характеристика
16

болот

2

Экскурсия
Земля – кормилица

1
Красная книга Карелии

2
Календарь природы

4
Экскурсии.
Практические работы

Литературное чтение

1

гидрографического
описания
территории
Карелии.
Значение
и
использование
водоемов,
лесов, болот
человеком.
Охрана лесов,
водоемов
Карелии.

Былинный край

Роль растений и животных
в природе и жизни людей
своей местности. Влияние
человека на животный и
растительный мир своей
местности.
Местные
растения и животные из
Красной книги Карелии.
Охрана
растений
и
животных
в
своей
местности.

их обитателей.
Сравнивать
и
различать
крупнейшие озера:
Ладожское,
Онежское.
Характеризовать
особенности
карельского леса.
Сравнивать и различать
деревья,
кустарники
своей
местности
Проводить наблюдения во время
экскурсии «Времена года» в
нашем крае
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию о многообразии
растительного и животного мира
Карелии и готовить сообщения.
Анализировать
природные
объекты и
отражать их
существенные
признаки
в
рисунках и творческих работах.
Оценивать влияния растений на
природу и жизнь человека.

Сравнивать внешний вид и
Зима. Весна. Лето. Осень. характерные особенности птиц,
зверей и рыб.
Месяцы по временам год.
Народные приметы.
Наблюдения
за
природными сообществами,
выявление
видового
разнообразия растений и
животных своей местности,
изучение свойств воды
своей
местности,
распознавание
растений,
грибов и животных с
помощью
атласаопределителя, составление
коллекций
природных
объектов.

Познакомиться с произведениями
литературы,
отражающими
особенности времен года Карелии.
Работать
с
текстом
и
иллюстрациями
учебника
и
тетради на печатной основе:
выполнять творческие задания,
находить нужную информацию.

Предлагать правила, которые
помогут сберечь природу родного
края.
Находить
информацию
и
готовить сообщения о животных
и растениях из «Красной книги
республики Карелия»
Воспринимать на слух отдельные
произведения
разных
жанров
устного народного творчества
Былины Заонежья
в исполнении учителя, учащихся,
Основные герои и сюжеты мастеров художественного слова,
былинного эпоса Карелии. оценивать свои эмоциональные
Чтение одного былинного реакции. Отвечать на вопросы
17

сюжета – «Исцеление Ильи по содержанию, отражать главную
мысль произведения.
Муромца».
Первое
знакомство
с Познакомиться с сюжетом и
памятником
мировой основными героями эпической
культуры
«Калевала». поэмы «Калевала».
Основное
содержание
эпической
поэмы
«Калевала» Э.Леннрота

2

«Калевала»

5

Писатели Карелии о Писатели и поэты Карелии
– детям. Рассказы и стихи о
природе родного края
детях, о природе, об
истории, написанные И.
Востряковым, Л.Шапиро,
Ю.Линником,
В.
Потиевским и др.

Истории
историю
1

Земные
археологов

1

«Листы
книги»

про

нашу
Исторические источники:
клады вещественные, письменные,
устные.
Петроглифы.
Оленестровский могильник.

каменной А.М. Линевский фрагменты
книги «Листы каменной
книги»

1
далеких Жизнь наших предков в
далеком
прошлом:
расселение, занятия, быт.
Жизнь и занятия наших
предков
Отдельные
исторические
события.
Памятники
И назвали его Невским
истории.
На
здоровье,
Ваше
Величество!
Петр Первый в Карелии.
Первый российский курорт
Далекое детство
« Марциальные воды».
Мороженое
сорок
Важные и яркие события из
пятого года
истории родного края.
Прикоснуться к истории
По
следам
предков

1

1
1

1
1

1

Читать произведения карельских
писателей.
Характеризовать
текст:
представлять, предполагать текст
по заголовку, теме, иллюстрациям,
определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте
доказательства отражения мыслей
и чувств автора.
Сравнивать
тексты,
произведений разных жанров.
Формулировать вопросы к тексту
произведения.

18

Познакомиться с основными
историческими
источниками,
отдельными
событиями,
памятниками
культуры
и
историческими деятелями.
Извлекать и обсуждать
из
учебника и
дополнительных
источников
информацию
о
прошлом нашего края.
Готовить в группе рассказы по
результатам
экскурсий
в
краеведческие и другие музеи с
целью знакомства с прошлым
родного
края(при
наличии
условий), к местам исторических
событий и памятникам истории и
культуры родного региона.

3

Экскурсии,
проекты,
исследовательские
работы
праздники,
викторины.

Участвовать в проектной и
исследовательской деятельности
по
вопросам
исторического
прошлого.

4 класс
Колво
часов

1

1

1

Название (раздела,
темы)
Введение

Наша Республика на карте
Родины.
Карелия – наш общий День Республики Карелия.
дом
Традиционные и современные
праздники
Карелии.
День
рождения Петрозаводск
–
столица
республики
Республики Карелия: герб
города, расположение на
Как рождаются и растут карте.
Достопримечательности.
города.
Города
–
побратимы
Города - братья
Петрозаводска.

История
историю
1
1
1
1
1
1
2

Основное содержание

про

нашу

Карелы
из
города
Корела
Дождливый
день
в
деревне Вожмосалми
Часы
для
петрозаводских
мастеровых
Волшебная
вепсская
нить
Экскурсия в вепсскую
волость
Карелия
глазами
первого губернатора
Поморские губернаторы

Познакомиться
с
важными
событиями
и
историческими
Из истории края: Крепость деятелями Карелии.
Корела.
Извлекать и обсуждать
из
Петр Первый в Карелии.
дополнительных
Карелия в 18 веке. Дружина учебника,
источников знаний (словарей,
Олонецких стрелков.
справочников,
Г.Р.Державин – первый энциклопедий,
Интернета)
информацию об
олонецкий губернатор.
Знаменитые поморы.
историческом прошлом нашего
края.
Готовить небольшие сообщения о
важнейших событиях прошлого и
исторических личностях родного
края.

Культура Карелии
3
1

1

Характеристика деятельности
обучающихся.
Работать с картой: находить на
карте Карелии отдельные города и
населенные пункты, где проживают
обучающиеся.
Готовить рассказы о семье,
профессиях членов семьи, занятиях и
праздниках людей в родном городе
(населенном пункте) на основе бесед
школьников с родителями, старшими
родственниками,
местными
жителями.
Извлекать
из
учебника
и
дополнительных
источников
информацию
о
городах
–
побратимах городов Карелии.

Учреждения образования и
На экскурсию в музей
культуры: музеи, театры,
библиотеки, выставочные
Сокровища
бывшей залы.
гимназии
Знакомство с творчеством
известных
карельских
Как собирают музейные художников, работающих в
жанрах пейзажа, портрета,
коллекции
в
области
книжной
19

Познакомиться с различными
музеями
(краеведческими,
этнографическими,
художественными и др. ) родного
края и их коллекциями.
Готовить рассказы и обсуждать
дополнительную информацию по
результатам
экскурсий
в
краеведческий (художественный)
музей.

1

Мастерская детства

1

Экскурсия. «Кижи»

графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т.
Юфа,
Н.Брюханов,
Г.Стронк,
Б.Поморцев,
В.Чекмасов,
Л.Давидян,
Л.Ланкинен(2-3 по выбору).

Литературное чтение
1
2
1
1

Устное
народное
творчество: пословицы и
поговорки, загадки:
их
Карелия в поэзии
значение
и
место
в
народной жизни.
Друзья с книжной полки Детские писатели и поэты
Карелии (по выбору ): И.
Любимые книги
Востряков, А. Валентик, В.
Линькова,
Ю.Никонова,
Е.Харламова, Л.Шапиро,Т.
Шапиро и др.
Так говорят в народе

6

Искусство нашего края

5

Мир вокруг нас

Экскурсии,
проекты,
исследовательские работы
праздники, викторины.
Экскурсии,
проекты,
исследовательские работы
праздники, викторины.

20

Собирать материал на основании
бесед со специалистами, родными
о семейных реликвиях, традициях,
праздниках.
Использовать ресурсы Интернет
для получения дополнительной
информации.
Приводить примеры малых форм
устного народного творчества.
Сравнивать
и
различать
пословицы, поговорки, загадки.
Воспринимать
на
слух
произведения разных жанров,
отвечать
на
вопросы
по
содержанию, отражать главную
мысль,
оценивать
свои
эмоциональные реакции.
Познакомиться с творчеством
карельских поэтов и писателей.
Учить
понравившиеся
стихотворения карельских поэтов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».