Пояснительная записка. Автор программы учебного предмета «Школа развития речи» Т.Н. Соколова. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачами курса являются: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Особенности курса: Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся. 3. Место учебного курса в учебном плане. Программа курса «Школа развития речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа во 2 - 3 классах. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса Одним из результатов обучения развитию речи является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. 5. Предметные и метапредметные результаты изучения курса. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД): Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 6. Содержание учебного предмета «Школа развития речи» 1 класс. Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Тематический план. 1 класс № п/п Тема занятия 1. Речь. 2. Тише, громче. Элементы содержания Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Речь (2ч.) Знакомство с ролью речи в жизни Определить роль речи в жизни людей. людей. Обсуждение значения Формирование навыков употребления выразительной речи выразительной речи. в жизни. Слово (16ч.) 3. Слова, слова, слова. Формирование представлений о слове как комплексе звуков. 4. Озорные буквы. Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. 5. Слова играют в прятки. 6. Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. Сведения о лексическом значении слова. Сведения о прямом и переносном значении слова. Формирование первичного представления о многозначности слов. Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. Познакомить с тематическими группами слов Формировать первичное представление об образности. Формировать первичное представление о сравнении. Использование изученного материала для развития воображения, памяти. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. Формировать умения отгадывать загадки. Культура общения (5ч.) Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Сведения о причинноследственных связях между 7. 8. 9. Омонимы. 10. Синонимы. 11. Антонимы. 12. 13. Тематические группы слов. Наш цветной мир. 14. 15. 16. Что на что похоже? Что на что похоже? Голоса природы. 17. Проверим себя. 18. Загадки. 19. 20. Культура речи. Вежливые слова. Пословицы. 21. Учимся рассуждать. Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Развитие внимательного отношения к слову. Формирование понятия о лексическом значении слова. Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. Формирование понятия многозначности слова. Формирование первичного представления об омонимах. Формирование первичного представления о синонимах. Формирование первичного представления об антонимах. Познакомить с тематическими группами слов. Формирование первичного представления об образности. Формирование первичного представления о сравнении. Развитие познавательного интереса к языку. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Формирование умения отгадывать загадки. Прививать навыки культурной речи. Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между 22. Учимся рассуждать. 23. Текст. 24. Текст. 25. Заглавие текста. 26. Тема текста. 27. Повторение пройденного. 28. Опорные слова. 29. Мы строим текст. 30. Мы строим текст. 31. План текста. 32. План текста. 33. Проверим себя. предметами, явлениями, событиями. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. Текст.(10ч.) Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Обсуждение целостного единства предложений в тексте Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Определение темы текста и составление текста на определенную тему. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. Отработка навыков построения связного текста. Сформирование сведений построения связного текста. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. Выявить уровень усвоения изученного материала. предметами, явлениями, событиями. Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Умение применять знания в нестандартной ситуации. Формирование навыка составления текста по опорным словам. Формирование навыков построения связанного текста. Формирование навыков составления плана текста. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. 2 класс. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. знать: многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. восстанавливать деформированный текст; устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; составлять планы различных видов. Тематический план. 2 класс № п/п Тема занятия Элементы содержания Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Слово ( 13 ч) 1. Слово. Значение слова. Продолжить работу над понятием «слово» 2. Многозначные слова. Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. 3. Омонимы Продолжить формирование понятия «омонимы» 4. Омофоны, омоформы 5. Синонимы 6. Антонимы Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. Продолжить формирование понятия «антонимы». Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь различать омофоны и омоформы. Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь Развивать внимательное отношение к языку и памяти. 7. Фразеологизмы 8. Фразеологизмы 9. Фразеологизмы 10. Пословицы 11. Загадки 12. Изобразительные средства языка. Сравнение. 13. Изобразительные средства языка. Олицетворение. Познакомить с понятием «фразеологизмы». подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. Продолжить знакомство с пословицами. Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. Уметь сконструировать образное Учить выделять и выражение (сравнение, сравнивать существенные олицетворение) по образцу, из признаки предметов, данных учителем слов, умение составлять предложения использовать слова с переносным описательного характера с при составлении использованием сравнений. значением предложений, текстов Познакомить с описательного и олицетворением, как изобразительным средством повествовательного характера. языка. Предложение и словосочетание (3ч) Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. 15. Связь между частями Наблюдать за связью между Уметь находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с текста частями текста. Развивать другом. внимание, логическое мышление. Уметь устанавливать связь Проверить умение 16. Работа с событий и соединять события учащихся устанавливать деформированным линией. Уметь записывать рассказ. связь между текстом предложениями и восстанавливать деформированный текст. Текст ( 13 ч) Уметь называть признаки текста. 17. Текст. Тема текста. Продолжить работу по Правильно озаглавливать текст. Заглавие. формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. Уметь выделять в тексте опорные 18. Текст. Опорные слова. Упражнять в выделении из слова, для пересказа текста. текста опорных слов и 19. Текст. Опорные слова. составлении рассказа по опорным словам. 20. Проверим себя. Выявить уровень усвоения Умение применять полученные 14. Связь между предложениями в тексте Работа над деформированным текстом. изученного материала. Составление Продолжить работу над выработкой умения составлять план. Виды плана. Познакомить с разными видами плана. Виды плана. Виды плана. Редактирование текста Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. Типы текста. Описание. Познакомить с текстомописанием. Развивать воображение, внимание. 21. План. плана. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Текст – сравнительное Познакомить с текстом – описание. сравнительным описанием нескольких предметов. 28. Типы текста. Познакомить с текстом – Повествование. повествованием. Развивать воображение. 29. Типы текста. Познакомить с текстомРассуждение. рассуждением. Развивать логическое мышление. знания в нестандартной ситуации. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь подбирать к словам словапризнаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. Уметь различать текстрассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Культура общения ( 5 ч) Обучение письменному Уметь писать творческое сочинению. изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям Уметь ориентироваться в Повторить основные изученных понятиях, отличать их понятия, с которыми учащиеся познакомились в и правильно называть признаки понятий. течение учебного года. 34. Материал для КВН, Отработка знаний, умений, викторин, конкурсов. навыков. 30. Сочинение на тему «Мой выходной день». 31. Сочинение на тему «Мой выходной день». 32. Повторение пройденного. 33. Повторение пройденного. 3 класс. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. Тематический план. 3 класс № п/п Тема занятия Элементы содержания 1. Многозначные слова. Слово (17 ч) Знакомство с многозначными словами. 2. Омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. 3. Фразеологизмы. Познакомить с понятием «фразеологизмы». 4. Сравнения. Познакомить с понятием «сравнение». 5. Олицетворение. 6. 8. Изобразительновыразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. Познакомить с понятием «олицетворение». Познакомить с эпитетами, их назначением. 9. Этимология. 10. Как тебя зовут? 11. Как тебя зовут? 7. Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. Познакомить с заимствованными словами. Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. Познакомить с происхождением и значением имен. Познакомить с происхождением отчеств. Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. Уметь объяснять имен. Уметь объяснять отчеств. происхождение происхождение 12. Наши фамилии. 13. 14. Топонимы. Устаревшие слова. 15. 17. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Проверим себя. 18. Типы текстов. 19. Темы текстов. Опорные слова. 20. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. 16. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Единый временной план текста. 27. Единый временной план текста. 28. Единый временной план текста. 29. Стили речи. Познакомить с происхождением фамилий. Знакомить с топонимами. Исследовать устаревшие слова. Знакомить с написанием сочинения – описания картины. Выявить уровень усвоения изученного материала. Текст (11ч) Знакомим с разными типами текстов и их признаками. Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. Обсуждение признаков текста. Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. Обсудить параллельную связь предложений в тексте. Знакомить с написанием сочинения – описания картины. Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. Стили речи (6 ч) Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. Уметь объяснять топонимы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. Уметь употреблять фразеологические обороты. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Уметь различать типы текстов. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. Уметь из предложений составлять текст. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. Уметь редактировать повествовательные тексты. Уметь различать тексты разговорном стиле и в книжном. в 30. Стили речи. 31. Культура общения. 32. Научный стиль. 33. Словари. 34. Проверь себя. Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. Обсудить признаки научного стиля. Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. Уметь находить текст в разговорном стиле. Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. Уметь различать научный текст от других. Уметь работать со словарями. Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. 4 класс. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибка Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; изобразительно-выразительные средства языка: тропы, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. уметь: распознавать типы текстов; метафоры, сравнения, устанавливать связь предложений в тексте; распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Тематический план. 4 класс. № п/п Тема занятия 2. Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. Фразеологизмы. 3. Фразеологизмы 4. Диалектизмы. 5. Сравнение, эпитеты, олицетворение. 6. Метафора. 7. Пословицы и поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. Анализ сочинений по пословицам. 1. 8. 9. 10. 11. Элементы содержания Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. Составить рассказ, используя фразеологизмы. Значение диалектизмов в литературном языке. Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. Составлять текст по заданной пословице. Работа над орфографическими и речевыми ошибками. Художественный Знакомство с художественным стиль. Общее понятие. стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. Сочинение – Подбор образных средств для пейзажная зарисовка. написания сочинения. Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. Навыки употребления изобразительновыразительных средств в устной речи. Роль метафоры в художественном тексте. Умение уместного употребления пословиц в речи. Умение раскрывать смысл пословицы. Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. Умение составлять текст в художественном стиле. Умение составлять текст в художественном стиле. 12. Рифма. 13. Диалог и монолог. 14. Драматические импровизации. 15. Драматические импровизации. 16. Композиция текста. Основные элементы композиции. Композиция. Работа с деформированным текстом. 17. 18. Творческая работа. 19. Сочинение – миниатюра в художественном стиле. Творческая работа. Публицистический стиль. 20. 21. 22. 23. Газетно – публицистический стиль. Деловая игра «Вёрстка газеты». 24. Официально – деловой стиль. 25. Тезисы. Конспект. 26. Аннотация. 27. Я пишу письмо. 28. Личный дневник. 29. Сочинение «Мои любимые стихи». Сочинение «Мои любимые стихи». Сочини сценарий для 30. 31. Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. Определение в тексте диалогов, монологов. Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». Знакомство с элементами композиции текста. Умение определять стихи, определенный ритм. Диалог и монолог как форма речи. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Уметь определять все части текста. Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. Письмо сочинения на определенную тему. Письмо сочинения в художественном стиле. Уметь определять элементы композиции текста. Письмо сочинения «наоборот». Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. Составления конспекта. Сочинение сказки по опоре. Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. Писать сочинение на определенную тему. Составлять текст в художественном стиле. Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. Формирование умения выпускать стенную газету. Формировать умение написания деловых документов. Написание аннотации к любимой книге. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. Важность ведения личного дневника. Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. Формировать умение написания конспектов статей. Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. Формирование умения оформления адреса на письме. Умение вести записи в личном дневнике. Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. Придумать тему, каждому Формирование навыка составления 32. 33. 34. мультфильма. Конкурс на лучшее название конфет. Обобщение. Проверим себя. Итоги года. КВН. герою роль. Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. Лингвистический турнир. мультфильма. Оформление своих исследований в виде презентации. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации Учебно-методический комплект Для реализации программного содержания используются: 1.Т.Н. Соколова «Школа развития речи» учебная тетрадь для 2, 3 класса (1,2 части) 2. Т.Н. Соколова Методическое пособие, 2,3 класс. Курс «Школа развития речи»- М. Из-во РОСТ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)