Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука вежливости

1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе
программы А.И. Шемшуриной «Этическая
грамматика в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом
образовательного процесса Гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана
«Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно - нравственное».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за
которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим
объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому
себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся:
личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром
внимания педагогики. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовнонравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван
помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе
искать путь самовоспитания, саморазвития. Необходимость нравственного образования в
школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно
зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения,
нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление
младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости,
проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать
формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к
сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему
окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой
жизни и умению найти своѐ место в ней. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая
нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному
переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Такую
возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости».
Цель программы - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и
совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
Задачи программы:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребѐнку проявить себя и своѐ отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними
отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может
объявить войну своему невежеству.
2. Общая характеристика учебного предмета
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы
предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе
изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности
школьников в форме курса «Азбука вежливости». Принцип гуманизма лежит в основе отбора
содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном
процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы
морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование
умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребѐнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что
способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и
созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную
сферу.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
Этика общения.
Этикет.
Этические нормы отношений с окружающими.
Этика отношений в коллективе.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к
пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками
трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира.
В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ,
практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, деловые
игры, конкурсы).
Методические приемы программы:
- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;
- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);
- проведение развивающих и словесных игр;
- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность,
работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести
до сознания ребѐнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всѐ это в реальной
жизни скрыто от внимания ребѐнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную
форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития
личностно значимого поведения.
3. Описание места учебного предмета
Курс «Азбука вежливости» рассчитан: 1 класс - 33 часа; 2- 4 класс – 34 часа, 1 час занятий в
неделю. Общее количество часов – 135 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения школы общения является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и
ихдушевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды
обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества,
как
одного
из
основополагающих
элементов
культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание

и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного
развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние
человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма
нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются
в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и
социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования
нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный
опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования
идеалу в жизни.
Принцип
идентификации
(персонификации).
Идентификация
—
устойчивое
отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем
школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль
играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка
личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребѐнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и
воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Младший школьник включѐн в различные виды социальной, информационной,
коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной
жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности
обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания
осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися
воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного
учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной среде, в которой ребѐнок получает первое
практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального
опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек
действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как
учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и
ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных
поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта
нравственного поведения и жизни.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование
основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие
нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья,
позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
5. Содержание учебного предмета
1 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова.
Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценкизагадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в
виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идѐшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило
этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу. Урок-сюрприз. Игры.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон
занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весѐлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с
картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом.
Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приѐм
свитка. Приѐм нахождения пословицы по еѐ частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья. Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы. Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине.
Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберѐм большой хоровод. Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всѐ живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке».
Народные изречения о природе.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем. Игра «Собери букет», «Прополка сорняков».
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надѐжный человек».
Тема 30-31. Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости.
Тема 32-33. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
2 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и
смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник
Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы
поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу. Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час. Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час».
Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в
отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не
делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по
культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где
действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по
правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому
радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение. Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с
правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет. Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие на полянку к Старичку –
лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим
другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и
Старичку - лесовичку.
Радел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как
можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.
Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу.
Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря
свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31-32. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и
пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление
газеты.
Тема 33-34. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
3 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к
каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди
разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть
вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть –
доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской,
снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах.
Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того
хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих
высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное
из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с
ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где
необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою
изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит
коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 9-10. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой
мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 11. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 12. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на
уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 13. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в
транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 14. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем:
чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 15. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть
полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 16. Встречаем Новый год. Классный «Огонек» .
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)
Тема 17-18. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать
ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда », «Я смеюсь, когд…», «Я радуюсь, когда …»
Тема 19. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро
украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 20. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен.
Выставка рисунков.
Тема 21. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и
представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы
задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 22. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время,
какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 23. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это
не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши
отношения ко всему окружающему.
Тема 24. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома
должно согревать всех его обитателей.
Тема 25. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки.
Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 26. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка,
связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 27.Когда солнце тебе улыбается. Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Радел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
Тема 28. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый
сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 29. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что
плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми
надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 30. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 31. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При
обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 32. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на
будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 33. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя,
других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и
добрей.
Тема 34. Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической
направленности.
4 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей:
гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении
проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки
характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту
этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность.
Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или
радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где
нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться
приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Праздник школьного вальса. Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь
активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»
зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в
результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения
воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в
коллективе.
Тема 11. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек.
Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема 12. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в
мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 13. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность
за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза
мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 14. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом.
Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 15. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по
отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека
– творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить
свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый
поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других.
Решительно давать отпор злу.
Тема 18. Родительский дом. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости,
несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых
сливается море человеческого долга.
Тема 19. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений
наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема 20. «Поздравляем наших мам». «Огонек», посвященный мамам.
Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и
светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу
Родину от бед и невзгод.
Тема 22. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот
основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 23. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 24-25 Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя –
анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать,
куда и как двигаться дальше.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 26. Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции
Тема 27. Присмотритесь друг к другу. На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что
вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 28. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей,
подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 29. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов,
общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 30. О дружбе мальчиков и девочек. Разговор о нормах этического отношения мальчиков
и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует
свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 31. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а
захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 32-33 «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная
оценка себя. Ролевые игры.
Тема34. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего
решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть
достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
6. Планируемые результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные,
познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами являются:
Самоопределение
- проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее
культуре, истории, традициям;
- освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур
как демократических гражданских ценностей;
- сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном,
культурном многообразии и единстве;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни;
- адекватная оценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие.
Смыслообразование
- заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин
России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю;
- сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;
- сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных
мотивов;
- понимание и следование в деятельности нормам эстетики;
- умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
Морально-этическая ориентация
- сформировано осознание своей этнической принадлежности; проявление готовности
следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя);
- сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других
людей;
- способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальному
способу оценки знаний;
- следование в поведении моральным и этическим требованиям;
- ориентация на нравственное содержание и смысл поступков;
- сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении.

Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД:
- умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
- умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы;
- умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД
- умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- умение находить наиболее эффективные способы решения;
- умение адекватно использовать речь и речевые средства;
- умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- понимание разных мнений и подходов к решению проблемы;
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
- готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД
- умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
- умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с
ориентиром на ситуацию успеха;
- понимание причин своего успеха/ неуспеха;
- способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
речи;
- умение осуществлять анализ объектов;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего
школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,
младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер
отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их
труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной
литературы – всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений
обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и
их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий,
носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и
самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ
изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
В результате изучения курса могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов:
· Опрос
· Наблюдение
· Диагностика:
· нравственной самооценки;
· этики поведения;
· отношения к жизненным ценностям;
· нравственной мотивации.
· Анкетирование учащихся и родителей
7. Тематическое планирование по классам
Название темы
Кол-во
часов
Этика общения. 7ч.
1
Доброе слово что ясный день
1
2
Если вы вежливы
1
3
Да здравствует мыло душистое
1
4
Когда идѐшь по улице
1
№

5
Узнай себя
6
Нам счастья не сулит обида чья-то
7
Подарок коллективу
Этикет. 8ч.
8
Простые правила этикета
9
Повседневный этикет
10
Весѐлые правила хорошего тона
11
Сказка об этикете
12
Продолжение сказки об этикете
13
Путешествие в страну этикета

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14Просим к столу
2
15
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.
16
Путешествие в волшебную сказку
1
17
Я могу быть волшебником
1
18
Маленькое дело лучше большого 1
безделья
19
Любимый уголок родной Отчизны
1
20

У каждого героя свои герои

1

Форма деятельности
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Игра. Конкурс. Рисунки
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Практическое занятие на улицах города.
Путешествие в сказку. Конкурсы.
Рассказ. Беседа. Игра
Урок-сюрприз. Игры
Беседа. Решение задач
Ответы на вопросы. Игра
Работа с картинками. Сценки-миниатюры
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра. Посещение
библиотеки.
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Практическое занятие.
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная
беседа.
Игра.
Инсценирование. Работа в группах.
Познавательная беседа. Игра. Поход к
памятным местам города.
Познавательная
беседа.
Посещение
краеведческого музея.

21
Мы соберѐм большой хоровод
22
Я люблю маму милую мою
23
Поздравляем наших мам
24
Люби всѐ живое
Этика отношений в коллективе. 9ч.
25
Если радость на всех одна

1
1
1
1

Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра.
Праздник.
Посещение выставочного зала. Беседа.

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в
группах.
Познавательная беседа. Игра.
Познавательная
беседа.
Игра.
Путешествие по станциям.
Познавательная беседа. Игры на свежем
воздухе.
Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.
Познавательная беседа. Игра. Просмотр
мультфильма.
Праздник.

26
27

Мой класс – мои друзья
Самолюб никому не люб

1
1

28

Поиграем и подумаем

1

29
3031
3233

О дружбе мальчиков и девочек
Путешествие в мир добрых мыслей

1
2

Доброта что солнце

2

№

2 класс
Название темы

Этика общения. 7ч.
1
Если песни петь, с ними веселей
2
Добрым жить на белом свете
радостно
3
Добро творить – себя веселить
4
Подумай о других
5
6

Подарок коллективу
Делу – время, потехе - час

Кол-во
часов

Форма деятельности

1
1

Познавательная беседа. Игра.
Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

1
1

Посещение выставочного зала. Рисунки.
Познавательная беседа. Чтение отрывка из
сказки. Инсценирование.
Урок-сюрприз. Игры
Работа с пословицами. Практическая
работа. Работа в группах.
Познавательная беседа. Игра.

1
1

Чего в другом не любишь, того и 1
сам не делай
Этикет. 8ч.
8
По правилам этикета
1
7

9

Приглашение к столу.

1

10
11

Вот школа, дом, где мы живем
Вот магазин, куда идем

1
1

12

Дороги, транспорт, пеший путь

1

13Лес, речка, луг, где можно 2
14
отдохнуть
15
В гостях у Вежи
1
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.
16
Подари другому радость
1
17
От чего зависит настроение
1
18
Не стесняйтесь доброты своей
1

Беседа. Путешествие по лабиринту
этикетных правил. Решение задач.
Инсценирование.
Практическое занятие. Разыгрывание
ситуаций. Игра.
Сценки-миниатюры
Познавательная беседа. Разыгрывание
ситуаций. Посещение магазина.
Познавательная
беседа.
Игра.
Практическое занятие на улицах города.
Путешествие на лесную полянку.
Праздник.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра

19
20

Мой дом – моя семья
В труде человек хорошеет

21
22
23

Все на белом свете солнышкины 1
дети
Поздравляем наших мам
1
Со взрослыми и сверстниками
1

24

Цени доверие других

1
1

1

Этика отношений в коллективе. 10ч.
25
Как здорово, что все мы здесь 1
сегодня собрались
26
Советуем друг другу
1
27
2829
30
31
3233
34
№

Общее и особенное для мальчиков и 1
девочек
Поговорил бы кто со мной
2
Путешествие по весеннему лесу
Подарок коллективу
Делаем газету

1
1
2

Доброта что солнце

1

3 класс
Название темы

Этика общения. 8ч.
1
Здравствуйте все!
2
Будем беречь друг друга.
3
4

Дружим с добрыми словами.
Любим добрые поступки

5
Подари дело и слово доброе
6
Умеем общаться
7
Каждый интересен
8
Подарок коллективу
Этикет. 8ч.
9-10 Премудрости дедушки Этикета
11
За столом с дедушкой Этикетом
12
Школьные правила этикета
13
Когда рядом много людей

Дискуссия
Познавательная беседа. Практическое
занятие.
Путешествие
в
сказку.
Просмотр
мультфильма.
Праздник. Рисунки.
Познавательная беседа. Игра. Работа с
пословицами.
Познавательная беседа. Путешествие на
детский остров.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Просмотр отрывка
сказки.
Познавательная беседа. Игра
Путешествие
в
весенний
парк.
Практическая работа.
Экскурсия.
Урок – сюрприз.
Познавательная беседа. Игра. Посещение
типографии.
Праздник.

Кол-во
часов

Форма деятельности

1
1

Познавательная беседа. Игра
Путешествие в сказку. Инсценирование.
Решение педагогических задач.
Игра. Познавательная беседа.
Познавательная беседа.
Разучивание песни.
Путешествие в сказку
Рассказ. Беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра.
Урок-сюрприз. Игры

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

14
Как решать семейные проблемы
1
15
Чистый ручеек вашей речи
1
16
Встречаем Новый год
1
Этические нормы отношений с окружающими. 11ч.
17Душа – это наше творение
2
18

Беседа. Решение задач
Познавательная беседа. Игра
Работа с картинками. Сценки-миниатюры
Познавательная
беседа.
Игра.
Путешествие по городу.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Классный «Огонек»
Познавательная беседа. Игра. Рисование
сказочных героев.

20

Отворите волшебные двери добра и 1
доверия
Хорошие песни к добру ведут
1

21
22
23
24

Вглядись в себя, сравни с другими
Помоги понять себя
О настоящем и поддельном
Тепло родного дома

1
1
1
1

25
26

Поздравляем наших мам
Цветы, цветы – в них Родины душа

1
1

27

Когда солнце тебе улыбается

1

19

Этика отношений в коллективе. 7ч.
28
Чтобы быть коллективом
29
Коллектив начинается с меня
30
Подарок коллективу
31
Секретные советы девочкам
мальчикам
32
Скажи себе сам
33
Вот и стали добрей и умней
34
№

1
1
1
и 1

Школе посвящается
4 класс
Название темы

Этика общения. 7ч.
1
Оглянись внимательно вокруг
2
3
4
5
6-7

1

Когда какое слово молвить
За общим столом

Познавательная
беседа.
Рисование.
Выставка рисунков. Поход в театр.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Выставка рисунков. Сочинение «Мой
дом»
Праздник.
Познавательная
беседа.
Посещение
памятных мест в городе.
Праздник. Игры. Песни.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Игра
Урок - сюрприз. Игра
Познавательная беседа. Игра
Сочинение «Скажи сам себе»
Путешествие по лабиринту
откровений. Игра
Праздник.

Кол-во
часов

Форма деятельности

1

Познавательная
беседа.
педагогических задач.
Познавательная беседа. Игра
Игра. Познавательная беседа.
Познавательная беседа.
Работа с пословицами.
Путешествие в сказку
Рассказ.
Беседа.
Игра.
мультфильма.

Умение быть самим собой
1
Что достойно гражданина
1
Даже будни может труд сделать 1
праздничными днями
Праздник школьного вальса
1
Приглашение к зеркалу
2

Этикет. 8ч.
8
«Обычай – деспот меж людей» А.С.
Пушкин
9 - Твой стиль поведения
10
11
Мальчики. Девочки
12
Поиграем и подумаем
13
14

1
1

Познавательная беседа. Игра

мудрых

Решение

Просмотр

1

Беседа. Решение задач

2

Познавательная
беседа.
Работа
с
пословицами. Игра
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Игры на свежем воздухе.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа.
Ролевые игры.
Познавательная беседа.

1
1
1
1

15
Доброта и доброжелательность
1
Этические нормы отношений с окружающими. 10ч.

18

«Поспешай
делать
добро» 1
(народная мудрость)
«Думай хорошо, и мысли созреют в 1
добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Родительский дом
1

19

Любите ваших матерей

1

20
21

«Поздравляем наших мам».
О тех, кто сердце отдал людям

1
1

16
17

22
Умей быть щедрым
23
Праздник благодарности
24Добрыми делами славен человек
25
Этика отношений в коллективе. 9ч.
26
Расскажи мне обо мне
27
Присмотритесь друг к другу
28
Подарок коллективу
29
Я, ты, мы.
30
О дружбе мальчиков и девочек

1
1
2

1
1
1
1
1

31

Не хуже других

1

3233
34

«Скажи себе сам».

2

Храни достоинство свое повсюду, 1
человек!

Познавательная беседа. Ролевые игры.
Подарок первоклассникам.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Конкурс рисунков.
Познавательная беседа. Разыгрывание
ситуаций. Анкетирование.
Праздник.
Познавательная
беседа.
Посещение
городского краеведческого музея.
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Праздник.
Познавательная
беседа.
Посещение
городского выставочного зала.
Познавательная беседа. Игра
Путешествие в сказку. Игра
Урок - сюрприз.
Познавательная беседа. Игра
Познавательная беседа. Работа с таблицей
требований.
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Работа с изречениями.
Познавательная беседа. Ролевые игры.
Разговор за круглым столом

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Технические средства обучения
В каждом классе начальной школы имеется:
1. Компьютер 1
2. Мультимедийный проектор 1
3. Магнитофон 1
4. Колонки 2
5. Интерактивная доска starboard HITACHI 1
6. Документ-камера DYMO MimioView 1
Список литературы
Для учителя:
Белопольская Н.А. и другие. ―Азбука настроения: Развивающая эмоциональнокоммуникативная игра‖.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. ―Современные педагогические технологии в дополнит. образовании детей
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и
воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылѐва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. ―Современный урок‖. Часть 1. Научно-практ. пос. для
учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во ―Учитель‖, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. ―Совсем не обычный урок‖. Практ. пос. для учителей.
Ростов-на-Дону: Изд-во ―Учитель‖, 2001.

Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. ―Умный читатель‖. Серия ―Через игру к совершенству‖. М.: ―Лист‖, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
―Сказка как источник творчества детей‖. Пособие для педагогов дошкольного учреждения.
М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. ―Развитие творческого мышления детей‖. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и
этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2.
- М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство ―АСТ‖, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: ―Астрель‖,
―Олимп‖, ―АСТ‖, 2000.
Для обучающихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Барто А.Л. В театре.
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил.
Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, СреднеУральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной;
ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк.
возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия.
Этикет во все времена. М., Издательства: ―Астрель‖, ―Олимп‖, ―АСТ‖, 2000.
Осеева В.А. Волшебное слово
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках».
Москва «Просвещение» 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как
себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. Федорино горе, Мойдодыр, Телефон, Краденое солнце.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю
вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с
ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием,
оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3
балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили
прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От
24 до 33 единиц
- средний
уровень
нравственной
самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений.
Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую
часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь,
сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического
подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание
своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный
результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях,
открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия,
раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания,
мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный
результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний,
выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них
ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень ;
2, 3 бала - средний уровень;
1 бал - низкий уровень
Анкетирование родителей

Анкета № 1
Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
Какие игры предпочитает?
Какие виды развлечений больше любит?
С кем чаще играет?
Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
Какие обязанности имеет дома?
Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя,
дядя, старший брат, сестра?
Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у
телевизора, у компьютера?
Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования,
наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном
свете?
Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не
вмешиваетесь?
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого
ребенка?
Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на
родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка
наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые
существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что?
Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
Стараешься ли контролировать свое поведение?
Каких поощрений ждешь от родителей?
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
Хватает ли тебе общения с родителями?
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».