Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс

21

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Планета
знаний». Автор программы Э. Э. Кац. Учебно-методический комплект «Планета
знаний» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования.
Учебные программы УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной
задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению
компетентностью «уметь учиться». Единые подходы (культурологический,
познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы
(развития, вариативности, концентричности), лежащие в основе учебно-методического
комплекта, способствуют формированию у детей младшего школьного возраста
прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных
(метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению,
сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.
Учебники и рабочие тетради обеспечивают освоение учащимися предметного
содержания,
формирование
познавательных
(общеучебных
и
логических),
коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
Система заданий предоставляет ученику возможность выбора деятельности, партнёра и
учебных средств, а учителю возможность конструировать уроки с опорой на
индивидуальные возможности каждого ученика. Важную роль в формировании
универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников.
Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные
задачи, стоящие перед младшими школьниками. Работа с маршрутами позволяет
сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, оценивать
свои знания. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного
содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность
целенаправленной организации учебного процесса с учётом контингента учащихся,
создания индивидуальных образовательных траекторий.
УМК «Планета знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в
рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивает
развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к
продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и
совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует
формированию основ нравственного поведения.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для
формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой,
творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить
индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность
сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может
оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное
чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того
чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного»,
подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в
школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных
классах.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы,
обогатить читательский опыт.
В соответствии с этой целью можно сформулировать следующие задачи курса:
1

- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника,
словарями, справочниками, энциклопедиями;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить
монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и
процессы;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать
средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать
искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли,
переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире.
2. Общая характеристика учебного предмета
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных
целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование
важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и
работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет
обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается
интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки
обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых
решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:
1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими
умениями. 2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным
произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и
жанровых особенностей. 3. Одновременная работа над языком произведения и речью
детей. 4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом
изучения. 5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение
художественного и научно-познавательного произведения 6. Формирование
литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие
произведения и книги, ориентировку в мире книг.7. Освоение литературных
произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их
эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных
положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его
интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и
письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников,
компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого
ребенка.
Характерной
чертой данной программы является
«нерасчлененность» и
«переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении
произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной
детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не
выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки
литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного
образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются
2

задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые
открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими
умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как
искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым
объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное
восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью
учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
3. Описание места учебного предмета
Предметная область «Филология» реализуется предметом «Литературное чтение». Изучение
литературного чтения в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение
грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку (обучение
письму 5 часов) и литературному чтению (обучение чтению 4 часа). После периода
обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка. На
изучение литературного чтения во II полугодии первого класса и во 2-4 классах отводится 4
часа в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения чтению
является его направленность на умение учиться. Учитывая переходный этап от
дошкольного к школьному возрасту в период обучения чтению у детей должны быть
сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и
контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной
педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление
самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной
работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является
направленность обучения на понимание того, что язык представляет собой основное
средство человеческого общения, явление национальной культуры. Обучение чтению как
первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной
компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых
очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного
произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся
начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с
нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует
формированию
личностных
качеств,
соответствующих
национальным
и
общечеловеческим ценностям.
5. Содержание учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями
младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их
3

личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них
навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе
художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является
общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием
доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для
самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения.
При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке,
получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но
разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает
навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него
произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и
зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и
определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в
курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у
школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе
обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию
определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в
нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание
эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное,
эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы
произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя.
Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного
произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе.
Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе
предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в
многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов
невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к
углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком,
культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное,
осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной
литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение»,
которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение
выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого»
чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание
прочитанного лучше.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психологопедагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру,
которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей
ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и
педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у
учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм
создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность
поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму,
4

их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе
значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской
позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об
авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном
жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и
способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость
нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи
художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных
писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека,
формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов,
которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших
школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное
произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств,
использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее
вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные
внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В
соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с
помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости
литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему
выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи.
«Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не
преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое
место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного
самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги
отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных
возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми,
телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных
факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий,
способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется
включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует
пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены
задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения,
предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику
«Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система
заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся
получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных
произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно
ориентироваться в них.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, «БУКВАРЬ», автор Т.М.Андрианова
1 класс (92 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)
Материал разделов,
отмеченных знаком, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других
разделов).

5

Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее
представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные
средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения
учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с
одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам.
Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при
его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся
в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски,
учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Подготовительный (добуквенный) период
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и
письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово.
Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки
препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий:
предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков.
Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные
звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового
состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по
отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам,
предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом,
положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев
(бордюры, штриховка и др.)2 (2. Курсивом в тексте программы выделен материал,
который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки
учащихся.)
Основной (букварный) период
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового
состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по
твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных
звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове.
Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков
(в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение
звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

6

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль
йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях.
Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.
Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с
разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта,
письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.
Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме
(пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений
окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения
слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова,
близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и
оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического
ударения (простые случаи).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного
текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу
после обучения грамоте.
1 класс (40 ч)
Круг чтения
Страна Вообразилия
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом
дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок),
«Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова
«Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим
«Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских
островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева
«Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».
Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»;
«Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки
Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет
«Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».
Природа и мы
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»;
Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин
«Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский
«Жаворонок».
7

Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские
народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки
дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л.
Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
Навык и культура чтения
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению
целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и
повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению
окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
• сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
• выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу
голоса.
Работа с текстом и книгой
Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение
поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике,
помещённом в учебнике.
Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для
характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты;
воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать
художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание
на отношение писателя к героям.
Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира,
внимания к личному жизненному опыту.
Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к
прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.
Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения,
иллюстрациями.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
• объяснять смысл названия произведения;
• выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить
значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
• выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;
• пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• высказывать своё отношение к героям произведения с помощью
педагога, опираясь на личный опыт;
• знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения,
отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по
рисункам.
Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать
стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких
инсценировках.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
• выразительно читать и учить наизусть стихотворения;
8

• сочинять рассказы по рисункам;
сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением;
рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.
Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о
ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с
понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

2 класс (136 ч)
Круг чтения
Осень пришла (12 ч)
Вспомним лето
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»;
О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 ч)
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью
дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы
и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок
листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по
бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»;
чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня
«Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»;
татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»;
лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип,
скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи,
усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка
«Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи —
век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою
коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные
пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные
братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С.
Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки
подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С.
Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 ч)
9

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм
«Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен
«Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный
мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из
Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов
«Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда
у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 ч)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё,
усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А.
Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С.
Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров
«Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский
«Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников
«Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (15 ч)
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А.
Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин
«Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные
стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что
красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин
«Трясогузка».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава
слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению
силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче
эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
• объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым
словам;
• делить текст на части и озаглавливать их с помощью
учителя;
определять с помощью учителя основную мысль текста;
• выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;
• выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
• характеризовать героя, выбирая слова из предложенногов учебнике
списка, объяснять сделанный выбор;
• объяснять причины поступков героя;
• пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на
доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения и к
произведению в целом
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием
произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения
непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
10

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они
обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов,
выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие
наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении
произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы
по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов,
выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению
рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою,
опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное
отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте
способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора
к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного
произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями
природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий,
развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие
нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника,
опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь
оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить
иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента,
создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации,
продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и
рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по
литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста,
выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных
художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о
возможных иллюстрациях к произведению.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
• пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по
данному плану с помощью учителя;
• развивать сюжет произведения;
• писать сочинения-миниатюры (в объёме 3—4 предложений) по
литературным или жизненным впечатлениям; составлять устныерассказы по рисункам;
• читать по ролям (драматизация художественного произведения);
11

• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста
перед группой.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные
песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного
ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
• находить сравнения в тексте произведения;
• выделять в стихотворении рифму.
3 класс (136 ч)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»;
И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет
«Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки (15 ч) Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский
сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»;
китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка
«Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»;
немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И.
Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в
одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее
утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М.
Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король
красуется».
Басни (9 ч)
12

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и
сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И.
Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К.
Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков
«Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый
человек».
Весна пришла (10 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь»,
«Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать
утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль
угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»;
М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев
«Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное,
выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных
предложений, между частями текста, логических ударений.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость
прочтения, определять место логического ударения.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий,
определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного
текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать
небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или
вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст,
сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям,
умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя
свою позицию.
13

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения,
формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого
отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения
делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на
титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике,
детским толковым словарём.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
• определять тему и главную мысль произведения; ставить вопросы к
тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
• составлять план произведения, рассказы о героях; сопоставлять
разных героев;
• определять своё отношение к произведению и героям объяснять его;
• выявлять отношение автора к персонажам;
• делать подборку книг определённого автора, представлять книгу,
опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты,
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических
фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному
произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному
с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
• вести рассказ от лица героя;
• читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым
жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением.
Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их
значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о
литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• различать сказку и рассказ, сказку о животных , басню и стихотворение,
объясняя отличия;
• различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки,
скороговорки, колыбельные и др.); находить в тексте сравнения,
метафоры, олицетворения* выделять портрет героя, его поступки, речь,
описание природы, интерьера комнаты.
14

4 класс (136 ч)
Круг чтения
Мифы (8 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»;
славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»;
армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская
сказка «Искусный ковровщик».
Былины (12 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А.
Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (19 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг
«Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (9 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп
«Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и
кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан
Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле (11 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С.
Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И.
Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя
родина».
О прошлом Родины (9 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная
историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (9 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А.
Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А.
Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (17 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов
«Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К.
Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (18 ч)
15

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин
«Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с
костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А.
Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (9 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие
Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с
соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием,
использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик
выражает понимание прочитанного.
Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного
чтения про себя — примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию,
иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного,
выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного
текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их
изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и
сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко
всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно,
с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением
рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном
уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным,
аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному
каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от
имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний,
рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему,
отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть
лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3
классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
16

6. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание
этнической принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у
разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных
поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так
и поступков других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными
нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,
выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе
знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое** стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяют
осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух
примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием, использованием логических
ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать
содержание
произведения
по
его
заглавию,
иллюстрациям;
. находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их
изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы
изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту
и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением
описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и
послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу,
открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять
краткие
аннотации
к
рекомендованным
книгам;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических
журналах;
17

• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать
полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его
на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности
художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской
позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением
описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о
прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические
произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от
имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и
сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе
сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять
их эмоционально-смысловые значения, определять (на доступном уровне)
основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов,
былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен, выделять слова автора,
действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков,
бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать
цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно
выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня,
сказка - былина, сказка - рассказ и
др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения,
объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые
понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор,
герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);
18

создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя
средства художественной выразительности, включённые в конкретное
произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с
• поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении
нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения,
• анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в
сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по
ходу их выполнения так и в результат проведенной работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в
учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения
по заданным критериям;
• устанавливать
причинно-следственные
связи
между
словами,
чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные
пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать
жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинноследственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план
статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией
партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать
партнёру необходимую информацию;

19

оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь,
осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность
мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа по литературному чтению обеспечивается:
Учебно-методический комплект:
1 класс
Т. М. Андрианова «БУКВАРЬ»,
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам
«Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
2 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Метод. пособие.
3 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методич. пособие.
4 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методич. пособие.
Словари:
В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»
Д.Н.Ушаков «Орфографический словарь»
С.И.Ожигов «Словарь русского языка»
А.А.Зализняк «Грамматический словарь русс русского языка»
Е.А.Быстрова «Учебный фразеологический словарь русского языка»
Словарь иностранных слов
Аудиозаписи художественного исполнения некоторых изучаемых произведений.
Электронный учебник «Литературное чтение» по программе Э. Э. Кац. – 1 класс, 3
класс, 4 класс.
Демонстрационное пособие: «Лента букв».
Технические средства обучения
В каждом классе начальной школы имеется:
1. Компьютер 1
2 Мультимедийный проектор 1
3 Магнитофон 1
4 Колонки 2
5 Интерактивная доска starboard HITACHI 1
6 Документ-камера DYMO MimioView 1
20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».