Пояснительная записка Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. В настоящее время возрастает роль и ответственность учреждений образования в подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, развитие беспроводных коммуникаций, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ – все это создает предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого ученика стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребѐнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать. Важную роль в этом процессе играет программа внеурочной деятельности в начальной школе «Азбука безопасности». Цель программы: обучение детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества. Задачи программы: развить у детей чувство ответственности за свое поведение; учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни; формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций; формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни. 2.Общая характеристика предмета Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» (в рамках которого изучаются вопросы ОБЖ) по отдельным темам. Это возможно сделать в рамках предлагаемой программы «Азбука безопасности» для 1—4 классов. Она позволяет ввести дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса ОБЖ в рамках учебного предмета «Окружающий мир» Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета. Таким образом, программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Азбука безопасности». Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: • работа с дидактическим материалом (в игровой форме); • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на дороге, расположенной вблизи школы). Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Модули программы: 1.«Школа Светофоркина». 2.Безопасность в быту. 3.«Твое здоровье». 4.Безопасность в природе. 5.Безопасный Интернет. 6.Социальная безопасность (профилактика ПАВ, курения, алкоголизма). Формы проведения – занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, викторины, праздник, конкурсы, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических социальных роликов и презентаций. Основные методы проведения занятий: 1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом ситуаций; 2.Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек; 3. Практические:» игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины. 3. Описание места курса «Азбука Безопасности» в плане внеурочной деятельности Программа по курсу «Азбука Безопасности» рассчитана: 1 класс - 17 часов в год (0,5 час в неделю) 2 класс - 17 часов в год (0,5час в неделю) 3 класс - 17 часов в год (0,5час в неделю) 4 класс - 17 часов в год (0,5час в неделю) 4. Основные ценностные ориентиры содержания курса: Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте; -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 5. Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности и критерии результативности. Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения данного курса являются: -формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций; - воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий: -познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; -регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; формирование способности оценивать свое поведение со стороны; формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. -коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач: -осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; -расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте; -знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; -расширение кругозора и культурного опыта школьника. К концу прохождения курса учащиеся должны знать: - общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. - наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; - правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть; - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми; - правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме; - правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу; - опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. - правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; - ядовитые растения, грибы, ягоды. - правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; - правила поведения во время дождя, грозы, снегопада. 6. Содержания курса «Азбука безопасности» Структура программы учебного курса «Азбука безопасности» Модуль 1. Модуль 2. Модуль 3. Модуль 4. Модуль 5. Модуль 6. Школа Светофоркина Безопасность в быту Твое здоровье Безопасность в природе Безопасный Интернет Социальная безопасность 1 -4 год обучения: 3 часов 1 -4 год обучения: 3 часов 1 -4 год обучения: 3 часов 1 -4 год обучения: 3 часов 1 -4 год обучения: 2 часа 1 -4 год обучения: 3 часа Календарно-тематическое планирование кружка «Азбука безопасности» социального направления № Тема занятия Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки учащихся 1 класс модуль «Школа Светофоркина» 1 Введение Что такое безопасность? а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определѐнных условиях способны вызвать, причинить человеку, какойнибудь вред, стать причиной травм и заболеваний. - природные опасности, - техногенного происхождения, - социальные опасности. Уяснить, что всякая деятельность (труд, учѐба, игра и т.д.) потенциально опасна. Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. 2 3 Для чего нужны правила дорожного движения. Познакомить с историей появления ПДД. Формировать у школьников положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД. Выйду я на улицу. Диагностика уровня осведомлѐнности учащихся по ПДД и уровня Дорога в школу. сформированности практических умений ПДД Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТ Знать краткую историю появления ПДД. Понимать, что ПДД- это реальная необходимость. Понять причины дорожнотранспортных происшествий. Уметь выбирать безопасный маршрут. Ориентироваться в дорожной обстановке. Понимать что снаступлением холодного периода ухудшается ситуация на дороге ( туман, гололед, мокрый асфальт, темнота) модуль «Безопасность в быту» 4 Как человек огонь приручил. Огонь друг или враг. 5 Опасные места дома. 6 Если вы остались дома одни. Введение в курс по ПБ. Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне.Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте. Наличие интереса к предмету изучения. Понимание важности изучения ППБ. Знать какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать, Усвоить правила, чтобы Запомнить номера телефонов телевизор не причинил вред экстренных служб: здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать а) Пожарная охрана. при возгорании телевизора, 7 и другой бытовой техники. в) Скорая медицинская помощь. Система обеспечения безопасности жителей города. г) Милицейская служба. Правила личной безопасности. С другом мы идем Какие опасные зоны имеет гулять. каждый населѐнный пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Какими приѐмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Преступность, современная криминогенная обстановка. Иметь представление как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью Запомнить номера телефонов экстренных служб: а) Пожарная охрана. в) Скорая медицинская помощь. г) Милицейская служба. модуль «Твоѐ здоровье» 8 Забота о глазах 9 Уход за ушами 10 Как следует питаться Уход за зубами Познакомить детей с внешними органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения. Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие. Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания. Познакомить с видами зубов. Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в 11 Уход за руками и ногами. Забота о коже 12 Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека 13 Правила поведения на водоѐмах. 14 Правила поведения в лесу. Отдыхаем на природе. Подготовка к выходу на природу. 15 Правила безопасного поведения в интернете Мошенничество в сети интернет 16 Какие опасности ждут школьника в сети Интернет сохранении здоровья зубов и всего организма. Научить детей правильно ухаживать за полостью рта. Знать, как правильно надо мыть руки и лицо. Гигиена рук и ног.Знать правила ухода за кожей. модуль «Безопасность в природе» Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололѐда. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений. Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Научиться соблюдать правила безопасного поведения на водоѐмах в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Познакомить учащихся с Научиться соблюдать правила правилами безопасного безопасного поведения в поведения в лесу. природе. Осознавать влияние Познакомить учащихся с человека на природу. растениями, ягодами и грибами родного края. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Учить бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц. модуль «Безопасность в Интернете» Научиться безопасному пользованию Интернетресурсами. Узнать причины мошенничества в сети Интернет. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения в сети Интернет. Сообщить учащимся о том, что ест опасные сайты (суицид-сайты, сайты- Уметь правильно вести себя в Интернет пространстве. Научиться соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет. Осознавать влияние Интернета на человека. Научиться соблюдать правила безопасного использования сети Интернет. Осознавать влияние форумы потенциальных Интернет-ресурсов на человека. самоубийц; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь). Формировать навыки информационной безопасности. модуль «Социальная безопасность» 17 О вреде наркотиков Профилактика табакокурения Ты и алкоголь Узнать причины употребления наркотиков. Формировать потребности вести здоровый образ жизни Познакомить учащихся с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно. Осознавать влияние наркотиков на здоровье человека. Обучающимся знают о вредном влиянии табакокурения на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга У учащихся выработано негативное отношение к алкоголю. 2 класс модуль «Школа Светофоркина» 1 Как устроена дорога. 2 Участники дорожного движения. Путь сообщения и элементы дороги; перекрестки Отработка умений безопасного движения на улице , объективной оценки ситуации на дороге а Кто относится к участникам дорожного движения Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Классифицировать дорогу с различными видами движения. Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. модуль «Безопасность в быту» 3 4 5 Если пожар Пожар. Возможные причины случился в школе. возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Ни ночью ни днем Правила поведения на пожаре. Использование не балуйтесь с средств пожаротушения. огнем. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; Понятие о пожарной профилактике. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Опасные места на Усвоить несколько улице, во дворе. известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Запомните детки- Каждый должен с юных лет таблетки не заботиьтся о своѐм здоровье, конфетки. обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не Поплотнее кран вредить своему организму. закрой – осторожен будь с Лекарственные средства могут причинить человеку, водой. не только пользу но и вред, стать причиной травм и заболеваний Как оказывать само- и взаимопомощь при химических ожогах и отравлении. Особенности среды обитания человека. Влияния факторов среды на здоровье человека. Система жизнеобеспечения жителей города. Что и как надо делать в Знать правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим. Знать и выполнять правила ПБ в быту. Понимать последствия игры с пожароопасными предметами. Знать причины возникновения пожара в доме. Уметь вызвать в случае необходимости пожарную охрану, правила поведения при пожаре. Научиться избегать опасные места во время прогулки на улице. Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Уметь оказать самопомощь и первую медицинскую помощь.. Уметь экономно относится к воде, теплу . Запомнить номера телефонов экстренных служб. Знать об оказании первой медицинской помощьи домашних условиях, чтобы не нанести ущерб домашнему имуществу модуль «Твоѐ здоровье» 6 Почему мы болеем Прививки от болезней 7 8 Как избежать отравлений Как уберечься от порезов, ушибов, переломов Безопасность при любой погоде 9 Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека 10 Правила поведения на водоѐмах. 11 Правила поведения в лесу. О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье. Что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства. Признаки лекарственных и пищевых отравлений. Какие бывают травмы.. Правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза.Признаки перегревания и теплового удара модуль «Безопасность в природе» Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений. Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в лесу. Познакомить учащихся с растениями, ягодами и грибами родного края. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Учить Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололѐда. Научиться соблюдать правила безопасного поведения на водоѐмах в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу. Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. Осознавать влияние человека на природу. бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц. модуль «Безопасность в Интернете» 12 Правила безопасного поведения в Интернете Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером. Избегать опасности при встречах и общении с посторонними людьми в социальных сайтах. Познакомятся с положительными и негативными сторонами в работе с компьютером. Познакомятся с опасностями при встречах и общении с посторонними людьми в социальных сайтах. Формировать понимание опасности некоторых сайтов Научатся понимать, какие для жизнедеятельности опасности тат в себе Инернетчеловека. пространство. 13 Мошенничество в сети интернет Закрепить правила безопасного поведения в сети Интернет. Знать влияние опасных сайтов на безопасное пребывание человека в Интернете. 14 Правила безопасного поведения в Интернете Уметь обеспечить свою защиту в сети Интернет. Развивать умения видеть Познакомятся с положительные и положительными и негативные стороны в работе негативными сторонами в с компьютером. Избегать работе с компьютером. опасности при встречах и общении с посторонними Познакомятся с опасностями людьми в социальных при встречах и общении с сайтах. посторонними людьми в социальных сайтах. Формировать понимание опасности некоторых сайтов Научатся понимать, какие для жизнедеятельности опасности тат в себе Инернетчеловека. пространство. модуль «Социальная безопасность» 15 Кто и почему употребляет психоактивные вещества Развивать умение видеть негативные стороны в употреблении психоактивных веществ, табака, алкоголя. Формировать понимание опасности употребления ПАВ, табака, алкоголя для жизнедеятельности человека. Познакомятся с опасностями употребления ПАВ, табака, алкоголя. Научатся понимать, какие опасности таят в себе психоактивные вещества, табак, алкоголь 16 17 Профилактика табакокурения Алгоколь и здоровье 3 класс модуль «Школа Светофоркина» 1 Берегись автомобиля . Виды транспорта. Различать транспорт, который мы видим в городах и посѐлках, на земле, на воде и в воздухе. Движение пешеходов по улице и дороге. Движение пешеходов в непогоду и темноте. а) Правила дорожного движения. 3 Безопасность на железной дороге. 4 Правила поведения с незнакомцами. Актуализировать потребность в безопасности через фиксацию внимания на железнодорожных путях, как особом объекте Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами. 2 5 Наступает Новый год. Как обращаться с электроприборам и. б) Как правильно перейти проезжую часть. а) Уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах, б) правильно, пользоваться различными видами транспорта. а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения. в) Правила пешехода. модуль «Безопасность в быту» Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых. Знать причины возникновения пожаров в период НГ праздников. Понимать правила проведения эвакуации при угрозе жизни. Уметь ориентироваться при выборе способа эвакуации при проведении утренников и концертов. Причиной пожара могут быть нарушения пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка .Защита Научить правильно переходить железнодорожные пути для обеспечения безопасности Вспомнить, как избежать беды при встрече с незнакомцами. Различать причины возникновения пожара. Знать назначение огнетушителя, область их применения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки. Выполнять инструкцию по эвакуации. Уметь предвидеть причину пожара. Знать основные правила пользования бытовыми приборами.. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления 6 Правила безопасности на льду электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья. Но необходимо соблюдать правила безопасности. Причины несчастных случаев на природе. Правила личной безопасности при нахождении на природе. дымом. Оказание первой помощи пострадавшим. а) Какое влияние оказывают различные природные факторы на здоровье человека. б) Должны знать какие опасности подстерегают человека в природе. в) Что нужно соблюдать для того, чтобы природа не приносила вреда здоровью. Представлять как можно оказать первую медицинскую помощь. Первая медицинская помощь при переохлаждении и обморожении. модуль «Твоѐ здоровье» 7 Почему мы болеем 8 Прививки от болезней 9 Как избежать отравлений. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 10 Безопасность при любой погоде О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье. Что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства. Признаки лекарственных и пищевых отравлений. Какие бывают травмы Правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза.Признаки перегревания и теплового удара Научить заботиться о своѐм здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни. Своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки. Уметь оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях. Научиться оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; Соблюдать правила поведения при разной погоде. Научить помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении. модуль «Безопасность в природе» 11 Как вести себя во время грозы. Познакомить учащихся с явлениями природы – Научатся защитить себя во 12 Осторожно, гололѐд! Опасность схода снега с крыш. 13 Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз. грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице, схода снега с крыш Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе. время грозы. Расширят представления о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге, о возможных опасностях при сходе снега с крыш, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. Систематизируют знания о безопасных действиях при сильных морозах, метелях, снежных бурях и снегопадах. Научатся оказывать первую помощь при обморожении. модуль «Безопасность в Интернете» 14 Компьютер-враг, друг, помощник? Компьютер и здоровье Познакомить с положительными и негативными сторонами в работе с компьютером. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе за компьютером. Познакомить с понятиями «полезные и вредные игры» 15 Компьютер и компьютерные игры Путешествие в страну «Безопасный интернет» Формировать представления учащихся о тех угрозах, с которыми они могут встретиться, подключаясь к сети Интернет. Дать рекомендации, которые помогут повысить информированность детей о безопасном использовании онлайновых технологий. Привить культуру общения в сети. Научатся культуре общения в сети Интернет. Расширять представления о способах безопасного поведения в Интерне т, о возможных опасностях для здоровья при работе в сети Интернет, способах сохранения здоровья при работе с компьютером. Узнают, что сидячее положение в течение длительного времени вредит здоровью, что компьютер дает электромагнитное излучение, перегружает суставов кистей рук, повышает нагрузка на зрение. Систематизируют знания об угрозах, с которыми могут встречатся, подключаясь к сети Интернет. Научатся культуре общения в сети Интернет. модуль «Социальная безопасность» 16 Профилактика табакокурения Алкоголь и алкоголизм 17 Наркотики пожизненная ломка Информирование учащихся о вреде курения для здоровья. Показать последствия табакокурения на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность. Сформировать у учащихся чѐткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека. Формирование объективной, соответствующей возрасту информации о наркотиках, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркотиками. 4 класс Расширят представления о вредном воздействии табакокурения на организм человека. Выработано негативное отношение к алкоголю.Знают о последствиях употребления и злоупотребления алкоголем Расширят представления о наркотиках, СПАЙСе. Сформируется у негативное отношение к употреблению наркотиков, СПАЙСу. модуль «Школа Светофоркина» 1 Правила перехода дороги 1-нерегулируемые переходы; 2регуруемые переходы; 3-виды светофоров. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов) Закрепить понятие дорог с односторонним и двусторонним движением, регулируемый и нерегулируемый переход. Научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части 2 Мы пассажиры. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения. а) Транспортная культура поведения. а) Понять причины дорожнотранспортных происшествий. б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве. б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте. модуль «Безопасность в быту» 3 Профессия пожарный. Пожар в лесу и на даче. Профессия пожарный. 4 Правила поведения в толпе. Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Последствия таких пожаров. Правила поведения при ЧС на природе. Порядок разведения костров на природе. Средства защиты и эвакуации. Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Осознавать важность профессии пожарного. Знать краткую историю возникновения пожарного дела. Различать пожарную технику по еѐ функциональным особенностям. Уметь предвидеть причины возникновения пожара. Уметь известить о пожаре службы МЧС. Знать правила разведения костра. Осознавать ответственность за шалость с огнем. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. б) Усвоить несколько правил поведения если оказался заложником. Какими приѐмами пользуются преступники, В) Уметь обратиться за помощью а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Преступность, современная криминогенная обстановка. 5 Правила поведения с животными. Г)Знать как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью Меры предосторожности при Избегать опасности при общении с животными, встречах и общении с животными. Соблюдение и выполнение определѐнных правил с дикими и домашними животными. модуль «Твоѐ здоровье» 6 Злой волшебник табак 7 Злой волшебник алкоголь 8 Злой волшебник наркотик Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и 9 Почему некоторые привычки называются вредными. Научить учащихся понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своѐ решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Познакомить с видами различных спортивных соревнований. Сформировать разницу в понятиях «физическая культура» и «Спорт». Подвести к итогу, что Сделают вывод о том, что каждый несѐт ответственность за себя и окружающих; Узнают почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; Что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья. Узнают почему наркотики губительны для человека. Развитие двигательной активности учащихся, воспитание культуры общения учащихся, укрепление дружеских связей. физические качества. занятия физкультурой и спортом доступны каждому. модуль «Безопасность в природе» 10 Опасный лѐд Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду; 11 Если ты Обеспечить усвоение заблудился в лесу. учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью компаса. Опасности отдыха Информировать об основных Познакомятся с видами на природе. опасностях отдыха на активного отдыха на природе; природе, профилактике укусов и отравлений. Определят общие правила безопасности во время Формирование убеждений в активного отдыха на природе; необходимости соблюдения мер безопасности при Выявят последовательность отдыхе на природе. действий в экстремальной ситуации в природе. Экологическая Формирование Научатся защищаться от безопасность. экологической культуры, вредного воздействия культуры поведения на загрязнѐнной окружающей природе. среды, соблюдать правила экологической безопасности. модуль «Безопасность в Интернете» 12 13 14 15 16 Правила поведения в сети Интернет Твоя безопасность в Интернете Социальные сети в моей жизни Закрепить четкое представление о правилах поведения в сети Интернет. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности при посещении сайтов Интернет- сети. Информировать об основных опасностях социальных сетей. Сформируют правила поведения на льду; рассмотрят вопросы, связанные с последствиями нарушений этих правил; познакомятся с советами спасателей на случай возникновения этих явлений. Познакомятся с правилами поведения в условиях автономного существования в природной среде. Сформируют представления о правилах поведения в сети Интернет. Закрепят правила поведения в пространстве Интернет. Познакомятся с основными опасностях социальных сетей. Определят общие правила безопасности во время посещения социальных сетей. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при посещении социальных сетей. модуль «Социальная безопасность» 17 Профилактика табакокурения Пивной алкоголизм Причины употребления наркотиков и ПАВ Закрепить четкое представление о правилах поведения в сети Интернет. Формировать у подростков негативное отношение к употреблению пива. Информировать об основных опасностях употребления наркотиков и ПАВ, о причинах их употребления. Сформируют представления о правилах поведения в сети Интернет. Закрепят знания о влиянии употребления пива на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность. Познакомятся с основными опасностях употребления наркотиков и ПАВ. Знают причины их употребления. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)