Рабочая программа по внеурочной деятельности Хор

Пояснительная записка
Программа «Хоровое пение» составлена на основе авторской программы
«Музыкальная мозаика» Штеер Г.И., Козловой М.В. и реализует общекультурное
направление во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования.
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является
музыка, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является
важным средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Вот почему
музыкальному воспитанию подрастающего поколения должно уделяться больше внимания.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных
способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная
с первых дней пребывания ребѐнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных
впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. И если ребѐнок хочет и любит
петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним
красоту музыки, дать возможность еѐ прочувствовать, развить у него певческие навыки и
музыкальные способности.
Особая значимость развития музыкальных способностей обусловлена тем, что
музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется
восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых
инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное
развитие человека», - утверждал известный педагог Сухомлинский.
В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как
самый доступный и активный вид творческой деятельности: в Гимназии, наряду с уроками
музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно
хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки,
эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических
механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу
произвольно управлять творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения
композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
-развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения,
музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка.
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся,
-устойчивого интереса к музыке.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих
способностей обучающихся и вовлечения их в певческую деятельность, расширение их
музыкального кругозора.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- формировать первичные представления о роли музыки в жизни человека, еѐ роли в
духовно-нравственном развитии человека;
- развивать художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
- учить умению воспринимать музыку и выражать своѐ отношение к музыкальному
произведению;
- способствовать формированию творчески активной личности, которая способна
воспринимать и оценивать «прекрасное» в социуме;

- развивать у детей стремление к творческой деятельности;
- формировать навыки общения и культуры поведения
2.Общая характеристика предмета
Программа хорового пения целиком основана на произведениях композиторовклассиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и
содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения
чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим
развитием детей. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное
произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок музыки.
Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность
прожить несколько жизней вместо одной.
Задача педагога - открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить
опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и
обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна.
Духовно-интеллектуальное возвышение ребенка - основной смысл и содержание нашей
работы. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на
духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности. Все эти
качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка,
на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к
исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое
положительно-эмоциональное отношение к учебе.
Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его
естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у
каждого ребенка способность к чистому интонированию.
Предмет «Хоровое пение» имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными
дисциплинами :музыкой, литературой, русским и иностранными языками, Особенно ценно,
что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.
Система обучения предусматривает занятия с детьми со 1 по 4 класс без отбора.
Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний,
одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает
более высокий уровень знаний и навыков.
Основная форма организации работы по программе – коллективная, а также
используется такие форма работы:
- музыкальные игры;
- праздники;
- концерты.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки,
музыкально-голосовые упражнения и игры, творческие задания, инсценирование песен.
3. Описание места курса «Хоровое пение» в плане внеурочной деятельности
Программа по «Хоровому пению» рассчитана на 135 часов.
1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю)
2 класс - 34 часа в год (1час в неделю)
3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
4. Основные ценностные ориентиры содержания курса:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе практического
освоения содержания песен как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств
и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и
профессионального творчества через исполнение народных и авторских песен разных эпох и
стилей.
3. Формирование интонационно-слухового опыта учащихся.
4. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме
самовыражения.
5. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи, принимать
участие в художественных проектах класса, Гимназии, культурных событиях города.
5. Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности и
критерии результативности.
Учащиеся научатся
 понимать дирижерские жесты
 познакомятся с различными образцами народного песенного творчества
 научатся эмоционально откликаться на звучащую музыку, осознанно воспринимать ее
 расширят кругозор в области музыкального искусства
 обретут уверенность при публичных выступлениях
 овладеют навыками совместной певческой деятельности
Учащиеся получат возможность научиться
 проявлять творчество при исполнении музыки
 оценивать свое исполнение и самостоятельно устранять недочеты
 самостоятельно выбирать музыкальное творчество как сферу своей деятельности
Личностные результаты освоения программы:
 формирование основ гражданственности, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения лучших образцов отечественной
песенной культуры;
 становление толерантности по отношению к истории и культуре разных народов на
основе знакомства с их народными песнями;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной
деятельности;
 воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям
музыкальной культуры;
 формирование мотивации к музыкальному творчеству.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
 планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
 выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
 создавать исполнительский план хорового произведения;
коммуникативные УУД:
 участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона) участие в концертных выступлениях различного уровня (класс, школа,
город, регион);
 уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
 работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
 осознавать свою роль в многоголосном пении;
 работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и
самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);
 работать с минусовками;
познавательные УУД:

 использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория музыки,
музыкальная литература) для разучивания и исполнения хоровых произведений
различной степени сложности;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
 расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
 Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания хоровых
произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
 нотную грамоту;
 правильную певческую установку;
 особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:
 применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного
досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
 исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
 правильно пользоваться вокальным дыханием;
 исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и
техническими возможностями) в рамках учебного материала;
 анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.
Критерии эффективности обучения хоровому пению: (1-2, 3-4 классы)
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые
учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения,
сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества
работы учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся первого, второго года
обучения получили:
Вокально-интонационные навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого
поющего.
2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления
и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка
дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и
округление гласных, ровное звуковедение.
4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные
упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце
слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для
всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
смена гласных на повторяющемся звуке,
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении,
трезвучия вниз и вверх,
небольшие мелодические обороты,
простые поступенные секвенции.
6. Выразительность исполнения:
выражение глаз, лица, мимика,
многообразие тембровых красок голоса,
точная и выразительная фразировка,
соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля:
- Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из
общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
- Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов,
трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения:
Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и
музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ
движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические
оттенки; исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие
окончания, кульминации.
Учащиеся третьего и четвертого года обучения должны получить:
Вокально-интонационные навыки:
1. Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания».
Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных методических
построений.
2. Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - соль второй октавы. Работа
над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.
3. Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н»,
«м», а также «в», «д».
4. Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции.
Секвенционные
упражнения,
сглаживающие
регистры.
Пение
гармонических
последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
1. Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без
сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание
партий по звучанию. Пение канонов.
2. Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на
противоположное и параллельное движение голосов.
3. Двухголосное исполнение гамм (параллельных и с альтерированием ступеней).
Двухголосное пение интервалов.
Работа над исполнением художественного произведения:
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально - теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии,
ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма)
3.Связь музыки и текста.
6. Содержания курса «Хоровое пение»
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
1. Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса,
головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и
начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но
также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение
выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных
фраз на «цепном дыхании).
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного

звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной
регистры.
3. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных
органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или
дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности
произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
4. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и
выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в
умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных
видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с
более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое
интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка
пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего
инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный
этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать
репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также
необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя
на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические
способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа
Основные виды учебной деятельности:
1.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме
с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий
экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о
творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а
также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показисполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с
сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для
публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития
ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ
упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения.
Формирование у учащихся самоконтроля.
3.Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное
«озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов,
отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно,
с хорошей дикцией и дыханием.

Первый класс
Содержание и виды
работ
1.Пение произведений.
2.Пение учебнотренировочного
материала.
Итого:
Второй класс
Содержание и виды
работ
1.Пение произведений.
2.Пение учебнотренировочного
материала.
Итого:
Третий класс
Содержание и виды
работ
1.Пение произведений.
2.Пение учебнотренировочного
материала.
3.Элементы хорового
сольфеджио.
Итого:
Четвертый класс
Содержание и виды
работ
1.Пение произведений.
2.Пение учебнотренировочного
материала.
3.Элементы хорового
сольфеджио.
Итого:

Общее кол-во
часов
28

Теория

Практика

1

27

5

1

4

33

2

31

Общее кол-во
часов
28

Теория

Практика

1

27

6

1

5

34

2

32

Общее кол-во
часов
29

Теория

Практика

2

27

2,5

0,5

2

2,5

0,5

2

34

3

31

Общее кол-во
часов
30

Теория

Практика

1

29

2

1

1

2

1

1

34

3

31

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1.Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: созданный на основе « Программы общеобразовательных
учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.
2.Соболев А. « Речевые упражнения на уроках пения».
3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж»

4.Миловский
С.
«Распевание
на
уроках
пения
и
в
детском
хоре
начальной школы», «Музыка», Москва,.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор».
6. Струве Г. «Школьный хор»
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей»
8.Звинцов А. «Хоровое пение как средство воспитания»
9. «Значение хорового пения, как процесса формирования творческих способностей детей.
Особенности детского голоса»
10.Белоусенко М.И. « Постановка певческого голоса». Белгород
Технические средства обучения:
Кассетный магнитофон
Фортепиано
Телевизор
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Коллекция CD (mp3), DVD
Экранно-звуковые пособия:
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
7.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164
8.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
9.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».