Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Психология общения» 5 классы классы 1 года срок реализации Разработчик: Павлыш О.А. Педагог-психолог Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 31.08.2023г. г. Костомукша – 2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Психология общения» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках учебного плана. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. В средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции. Цель программы: помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить подростка лучше понимать себя и других, принимать оветственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего моционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения. 2 7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. 8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-х классов. Занятия проходят по 1 часу 1 раз в неделю, что составляет 17 часов в год. Общая характеристика курса: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает три основных компонента: -аксиологический (связанный с сознанием) - инструментально-технологический - потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий: лекции, фронтальная беседа, дискуссия, диспут, просмотр отрывков из кинофильмов, концертов, спектаклей, продуктивные игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приёмы саморегуляции, элементы сказкотерапии. Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром. Улучшатся навыки общения детей друг с другом, дети станут более доброжелательны друг к другу. Улучшится социометрический статус некоторых учащихся. Дети на занятиях расширят навыки взаимодействия друг с другом, с окружающим миром. Результаты освоения курса Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). 5 класс Регулятивные УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями 3 научиться контролировать собственное агрессивное поведение осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки. учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности адекватно воспринимать оценки учителей уметь распознавать чувства других людей обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни уметь формулировать собственные проблемы Коммуникативные УУД: учиться строить взаимоотношения с окружающими учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями формулировать свое собственное мнение и позицию учиться толерантному отношению к другому человеку Содержание курса 5 класса № п\п Наименование раздела, темы Кол-во часов Раздел 1. Введение в мир психологии. 1 Раздел 2. Я – это я. Адаптация к средней ступени обучения 4 Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. 3 Раздел 4. Я и мой внутренний мир. 2 Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? 1 Раздел 6. Я и Ты. 4 Раздел 7. Мы начинаем меняться. 2 17 ч. 4 Тематическое планирование 5 класс № дата Тема урока. Содержание программы Кол-во часов 1 1.1 Вводный урок Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология. Содержание: Зачем человеку занятия психологией. Я - пятиклассник. Игра «Ассоциация». Счастье – это…Социометрия – тест на межличностные отношения. 1 1 2 2.1 Я – это я. Адаптация к средней ступени обучения Кто Я, какой Я? Содержание: Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Игры на выбор: «Угадай, чей голосок.», «Те, кто…» , «Кого загадал ведущий», «Угадай, кому письмо». Нарисуй свою роль. Тест на определение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Тест Филлипса на определение уровня . Тест на определение уровня развития эмоционально-волевой сферы. 4 1 2.2 Понятие «Самооценка», «Самокритика». Содержание: Игра «Чьи ладони». Моя ладошка. Я могу, я умею. Почему я это умею? Потерянное могу. Как поощрить пятиклассника. Анкета на определение уровня адаптации к обучению в 5 классе. 1 2.3 Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Содержание: Что нужно школьнику. Кто нужен школьнику. Закончи предложение. Работа со сказкой. Мои мечты. Я – невидимка. Закончи предложение. Зачем люди мечтают. Сказка о мечте. Мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели. Превратись в животное. Заветное желание. Работа со сказкой. Ролевая игра «Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание». 1 2.4 Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я - это мое будущее. Содержание: Детство, как значимый период в жизни. Закончи предложение. Детские воспоминания. Любимая игрушка. Детская фотография. Семейные ценности. Я – помощник. Мои обязанности дома. Мама, папа, я – дружная семья. Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Ролевая игра «Как необходимо воспитывать детей». Игра «Превратись в возраст». Я в 1 5 будущем. 3 3.1 Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. Содержание: Понятие «Чувства», «Эмоции», «Мимика». «Эмпатия» (диагностика) Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Закончи предложение. Изобрази чувство. Испорченный телефон. Работа со сказкой. Тренинг «Коробка счастья». 3 1 3.2 Стыдно ли бояться? Содержание: Страхи пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов. Отгадай чувство. Страшный персонаж. Работа со сказкой. Гнев дружи со страхом и обидой. Игра «Ожившее чувство». Методика социометрия (диагностика). 1 3.3 Имею ли я право сердиться и обижаться? Содержание: Отгадай чувство. Найди лишнее слово. Подросток рассердился. Помогите маме. Рисуем обиду Обсуждение результатов диагностики (эмпатия и социометрия) Я и мой внутренний мир. 1 4.1 Каждый видит мир и чувствует по-своему. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Содержание: Найди слово. Психологические примеры. Мысленная картинка. Если я камушек. Маленькая страна. Работа со сказкой. Тест «капитан-рулевой». 1 4.2 Любой внутренний мир ценен и уникален. Содержание: Психологические примеры. Мысленная картинка. Я внутри и снаружи. Сны. Маленький принц. Самооценка (диагностика). 1 5 5.1 Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня… В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она бязательно найдется. Проявление внутренней силы в трудной ситуации. Содержание: Обсуждение результатов тестирования. Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Плюсы и минусы. Трудные ситуации в разном возрасте. Копилка трудных ситуаций пятиклассника. Работа со сказкой. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект. Как правильно просить прощение. Объясни значение. Составление предложений. Внутренняя сила. Работа со сказкой. 1 1 4 2 6 Я и Ты. 3 6.1 Я и мои друзья. У меня есть друг. Содержание: Понятие «Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Красивые поступки. Общая рука. Сказка «светлячок».Игра «Загадай друга». Качества, присущие другу. Сказка «Волшебная роща». Талисман для друга. Мечта моего друга. Сочиняем сказку про дружбу. 1 6.2 Я – и мои «колючки». Содержание: Из пяти слов игра «Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие общению. Мои магнитики. Сказка «Шиповник». Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть терпеливым. 1 6.3 Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Содержание: Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества. Запиши наоборот. Одиночество в классе. Если я окажусь одиноким… Кого я сделал одиноким. Сказка об одной одинокой рыбке и огромном синем море. 1 7 7.1 Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться? Содержание: Осознание изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои важные изменения. Сказка про Тофа. Самое главное. Как изменился класс. Работа с плакатом. Сказка «Я иду к своей звезде». Чтобы я изменил в себе? Социометрия (диагностика). 3 1 7.2 Самое важное – захотеть меняться. Содержание: Мотивировка позитивному самоизменению. Будущее каждого находится в руках человека. Рюкзак пожеланий. Пожелания взрослым. Работа со сказкой «Желтый цветок». Сравнение результатов социометрии (начало и конец года). 1 7.3 Письмо будущему пятикласснику. Содержание: Обобщение. Письмо будущему пятикласснику. 1 6 Итого: 17 ч. 7 Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Планируемые результаты работы Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии. 1. Изменения в модели поведения школьника: - проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическомвысказывании (рассказ, описание, творческая работа); - соблюдение культуры поведения и общения, правильных доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; взаимоотношений; проявление активное участие в различной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов. 2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в областинравственности и этики: - использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; - краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им; 8 - объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям. 3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: - способность объективно оценивать поведение других людей и собственное, - сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается: профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации; улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни. Список литературы 1. Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хухлаевой 2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000. 3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Генезис, М., 2005. 9