19 Информатика 5-6 класс

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ КГО «Гимназия»
от «01» сентября 2023 года № 164 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
5-6 классы
классы

2 года
срок реализации

Разработчик: Доромейчик Ю.А.,
учитель информатики

Обсуждена и согласована на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.2023г.

г. Костомукша – 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов в МБОУ КГО «Гимназия»
составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 24 марта 2021 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);
3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерством просвещения РФ от
22.03.2021 № 115;
4. санитарных норм и правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. гигиенических нормативов и требований 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. учебного плана МБОУ КГО «Гимназия»;
7. календарного учебного графика на текущий учебный год МБОУ КГО «Гимназия»;
8. основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия»;
9. Рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия»
Рабочая программа учебного предмета для 5–6 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО).
В рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности учащихся 5–6 классов, межпредметные связи.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми
для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
 цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках
отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения
учебных предметов;
 теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и
практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом
2

дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
 информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цели и особенности изучения учебного предмета
Цели и задачи учебного предмета на уровне основного общего образования определяют структуру
основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Место учебного предмета в учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного
общего образования не предусматривает обязательное изучение учебного предмета информатики в 5–6
классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа учебного предмета для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68
часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на
уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в
результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования
начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение учебного предмета информатики в 5–6
классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает
необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в
7–9 классах.

2. Содержание учебного предмета
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе.
Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и
завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая
аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная
аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
3

Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.
Данные — записанная
(зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка
переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной
системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации —
двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных
типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип,
полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем
Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование
вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание
компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.

4

1. Планируемые результаты
освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать
своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
- наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
- овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
- наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных
на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
- наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения,
в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5

Метапредметные результаты освоения образовательной программы учебного предмета по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
- оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
- выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
6

- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
- соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в
Интернете;
- называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,
объяснять их назначение;
- понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система»,
«файл»;
- искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению);
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации;
- запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
- пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления
исполнителем», «искусственный интеллект»;
- составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
- создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила
набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства
отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
- создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического
редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
- создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.
6 класс
7

- ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя
файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
- работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки
(каталоги), выполнять поиск файлов;
- защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного
обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых
отдельно средств защиты;
- пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
- иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
- сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
- разбивать задачи на подзадачи;
- составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования,
в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
- объяснять различие между растровой и векторной графикой;
- создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых
документов;
- создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
- создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.

8

2. Тематическое планирование
5 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Раздел

Количест
во часов

Тема 1.
2 часа
Компьютер —
универсальное
вычислительн
ое устройство,
работающее
по программе .

Тема 2.
Программы
для
компьютеров.
Файлы и
папки.

3 часа

Основное содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Правила гигиены и
Приводить примеры
безопасности при работе с
ситуаций правильного и
компьютерами, мобильными
неправильного
устройствами
поведения
и другими элементами
в компьютерном классе,
цифрового окружения.
соблюдения
Компьютер — универсальное и несоблюдения
вычислительное устройство,
гигиенических
работающее по программе.
требований при работе с
Мобильные устройства
компьютерами. Называть
Основные компоненты
основные компоненты
персональных компьютеров и персональных
мобильных устройств.
компьютеров и
Процессор. Оперативная и
мобильных устройств,
долговременная память.
объяснять их назначение.
Устройства ввода и вывода.
Объяснять работу
устройств компьютера с
точки зрения
организации процедур
ввода и вывода
информации.
Программы для
Объяснять содержание
компьютеров. Пользователи понятий «программное
и программисты.
обеспечение»,
Прикладные программы
«операционная система»,
(приложения), системное
«файл». Определять
программное обеспечение
программные средства,

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://metodist.lbz.ru/a
uthors/informatika/3/fil
es/eor5/presentations/5-2-1kompjuter- universalnajamashina-dlja-raboty-sinformaciej.ppt

https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/fil
es/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

9

Тема 3. Сеть
Интернет.
Правила
безопасного
поведения в
Интернете.

2 часа

(операционные системы).
Запуск и завершение работы
программы (приложения).
Имя файла (папки,
каталога).
Практические работы
1)
Запуск, работа и
завершение работы
клавиатурного тренажёра
2)
Создание, сохранение и
загрузка текстового и
графического файла
3)
Выполнение основных
операций с файлами и
папками (создание,
переименование, сохранение)
под руководством учителя

необходимые для
осуществления
информационных
процессов при решении
задач.

Сеть. Интернет. Вебстраница, веб-сайт. Браузер.
Поиск информации на вебстранице. Поисковые
системы. Поиск информации
по ключевым словам и по
изображению. Достоверность
информации, полученной из
Интернета. Правила
безопасного поведения
в Интернете. Процесс
аутентификации. Виды
аутентификации
(аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью
SMS, биометрическая
аутентификация,
аутентификация через

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Осуществлять поиск
информации по
ключевым словам и по
изображению.
Обсуждать способы
проверки достоверности
информации,
полученной из
Интернета.
Обсуждать ситуации,
связанные с безопасным
поведением в
Интернете. Различать
виды аутентификации.
Различать «слабые» и
«сильные» пароли.

образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии

http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/f94504de-9f7f4c2c-8ae22155adee914c/?interface=catal
og
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/5d9a3e71-9364- 454995476c2606387971/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/1780aaa6-0bd1- 465ba2e4- dda69e458780/?interfa
ce=catalog

Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности,

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

Воспитание
нравственных
чувств и этического
сознания,
Воспитание
экологической
культуры, культуры
здорового и
безопасного образа
жизни,

10

географическое
местоположение,
многофакторная
аутентификация).
Пароли для аккаунтов в
социальных сетях.
Кибербуллинг.
Практические работы
1)
Поиск информации по
ключевым словам и по
изображению
2)
Сохранение найденной
информации
Тема 4.
Информация
в жизни
человека.

3 часа

Анализировать
возможные причины
кибербуллинга и
предлагать способы, как
его избежать.

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии.

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Информация в жизни
Раскрывать смысл
Воспитание
человека. Способы
изучаемых понятий.
трудолюбия,
восприятия информации
Различать виды
сознательного,
человеком. Роль зрения в
информации по
творческого
получении человеком
способам её восприятия
отношения к
информации. Компьютерное
человеком.
образованию, труду
зрение.
Осуществлять
и
Действия с информацией.
кодирование и
жизни, подготовка к
Кодирование информации.
декодирование
сознательному
Данные — записанная
информации
выбору профессии,
(зафиксированная)
предложенным
Воспитание
информация, которая может
способом.
социальной
быть обработана
Приводить примеры
ответственности и
автоматизированной
применения
компетентности,
системой.
искусственного
Искусственный интеллект и
интеллекта
его роль в жизни человека.
(робототехника,
беспилотные
автомобили,
интеллектуальные игры,
голосовые помощники

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/b98f5114- 871b-4cc7b2039a29594c3353/?interf
ace=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/2bdb864c- 7cc3-44ac9afc- 4a6c2f04d864/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/e9e28a73-377f-0000e01c-

11

и пр).

Тема 5.
Алгоритмы
и
исполнители

2 часа

Тема 6. Работа 8 часов
в среде
программиров
ания

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма.
Раскрывать смысл
Исполнители алгоритмов.
изучаемых понятий.
Линейные алгоритмы.
Приводить примеры
Циклические алгоритмы.
неформальных и
формальных
исполнителей в
окружающем мире.
Приводить примеры
циклических действий в
окружающем мире.
Составление программ для
Раскрывать смысл
управления исполнителем в
изучаемых понятий.
среде блочного или
Анализировать
текстового
пользовательский
программирования.
интерфейс применяемого
программного средства.
Практические работы
Определять условия и
1)
Знакомство со средой
возможности
программирования
применения
2)
Реализация линейных
программного средства
алгоритмов в среде
для решения типовых
программирования
задач.

9c38718a1a2f/?interfa
ce=catalog http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/174b0b5c- 0d07-473cbb866792fdddfb2b/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/bd52dc17-c9f6-49488a59dfa9ab96dee1/?interfa
ce=catalog

(10 часов)
Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности

Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

12

Реализация
циклических алгоритмов в
среде программирования
3)

Тема 7.
Графический
редактор

Тема 8.
Текстовый
редактор

3 часа

6 часов

Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Графический редактор.
Раскрывать смысл
Воспитание
Растровые рисунки.
изучаемых понятий.
ценностного
Пиксель. Использование
Анализировать
отношения к
графических примитивов.
пользовательский
прекрасному,
Операции с фрагментами
интерфейс применяемого формирование
изображения: выделение,
программного средства.
основ эстетической
копирование, поворот,
Определять условия и
культуры –
отражение.
возможности
эстетическое
применения
воспитание.
Практические работы
1)
Создание и
программного средства
Воспитание
редактирование простого
для решения типовых
трудолюбия,
изображения с помощью
задач. Планировать
сознательного,
инструментов растрового
последовательность
творческого
графического редактора
действий при создании и отношения к
2)
Работа с фрагментами
редактировании
образованию, труду
изображения с
растрового изображения. и
использованием
жизни, подготовка к
инструментов графического
сознательному
редактора.
выбору профессии
Текстовый редактор. Правила
набора текста.
Текстовый процессор.
Редактирование текста.
Проверка правописания.
Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и
возможности
применения
программного средства
для решения типовых
задач. Анализировать

Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности,
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip

http://www.lbz.ru/files
/5814/

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/ef01b828-5322-45cf9f15- 0c62e4852cae/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/225c4a0a-6945-488292b2-

13

Тема 9.
Компьютерна
я презентация

3 часа

интервал, выравнивание.
Вставка изображений в
текстовые документы.
Обтекание изображений
текстом.
Практические работы
1)
Создание небольших
текстовых документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с
использованием базовых
средств текстовых редакторов
2)
Редактирование
текстовых документов
(проверка правописания;
расстановка переносов)
3)
Форматирование
текстовых документов
(форматирование символов и
абзацев)
4)
Вставка в документ
изображений

преимущества создания
жизни, подготовка к
текстовых документов на сознательному
компьютере по
выбору профессии
сравнению с рукописным
способом.

fdf0cbb391b5/?interfa
ce=catalog

Компьютерные
презентации. Слайд.
Добавление на слайд текста и
изображений Работа с
несколькими слайдами.
Практические работы
1)
Создание презентации
на основе готовых шаблонов

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и
возможности
применения
программного средства
для решения типовых
задач.

https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии,

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/c0f5ea31-be57-4453985bfa3049ce04bb/?interfa
ce=catalog

http://www.lbz.ru/files
/5814/

14

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
основ эстетической
культуры –
эстетическое
воспитание.
Резервное время — 2 часа
6 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Раздел

Тема 1.
Компьютер .

Тема 2.
Файловая
система.

Количеств
о часов

1 час

2 часа

Основное содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Типы компьютеров:
Раскрывать смысл
персональные компьютеры,
изучаемых понятий.
встроенные компьютеры,
Характеризовать типы
суперкомпьютеры.
персональных
компьютеров.

Иерархическая файловая
система. Файлы и папки
(каталоги). Путь
к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла (папки,

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Выполнять основные
операции с файлами и
папками.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии.
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

15

Тема 3.
Защита
от
вредоносных
программ .

1 час

каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемещение,
переименование и удаление
файлов и папок (каталогов).
Поиск файлов средствами
операционной системы.
Практические работы
1)
Работа с файлами и
каталогами средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемещение,
переименование и удаление
файлов и папок (каталогов)
2)
Поиск файлов
средствами операционной
системы

Находить папку с
нужным файлом по
заданному пути.

отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии

Компьютерные вирусы и
другие вредоносные
программы. Программы для
защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные
средства операционных
систем.

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Осуществлять защиту
информации
от компьютерных
вирусов с помощью
антивирусных программ.

Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека,

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

Воспитание
социальной
ответственности и
компетентности.
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)

16

Тема 4.
Информация и
информацион
ные процессы.

2 часа

Тема 5.
2 часа
Двоичный код.

Тема 6.
Единицы
измерения
информации .

2 часа

Информационные процессы.
Получение, хранение,
обработка
и передача информации
(данных).
Практические работы
1)
Преобразование
информации, представленной
в форме таблиц и диаграмм, в
текст.

Двоичный код.
Представление данных в
компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Количество всевозможных
слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите.
Преобразование любого
алфавита к двоичному.
Информационный объём
данных. Бит — минимальная
единица количества
информации — двоичный
разряд. Байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт.
Характерные размеры
файлов различных типов
(страница текста,

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Приводить примеры
информационных
процессов в
окружающем мире.
Выбирать форму
представления
информации в
зависимости от
поставленной задачи.
Осуществлять обработку
информации по
заданному алгоритму.
Разрабатывать алгоритм
преобразования
информации.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Подсчитывать
количество
всевозможных слов
(кодовых комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите.
Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Применять в учебных и
практических задачах
соотношения между
единицами измерения
информации.
Сравнивать размеры
текстовых,

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php

https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php

17

Тема 7.
Основные
алгоритмичес
кие
конструкции.

8 часов

Тема 8.
Вспомогатель
ные
алгоритмы.

4 часа

электронная книга, фотографических, звуковых
графия, запись песни,
файлов и видеофайлов.
видеоклип, полнометражный
фильм).
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового
Раскрывать смысл
программирования.
изучаемых понятий.
Управление исполнителем
Выявлять общие черты
(например, исполнителем
и различия
Черепаха). Циклические
в средах блочного и
алгоритмы. Переменные.
текстового
программирования.
Практические работы
1)
Разработка программ
Анализировать готовые
для управления
алгоритмы управления
исполнителем в среде
исполнителем,
текстового
исправлять в них
программирования с
ошибки.
использованием циклов
Применять
2)
Разработка программ в
алгоритмические
среде текстового
конструкции
программирования,
«следование» и «цикл».
реализующих простые
вычислительные алгоритмы
3)
Разработка диалоговых
про- грамм в среде
текстового программирования
Разбиение задачи на
подзадачи, использование
вспомогательных алгоритмов
(процедур). Процедуры с
параметрами.
Практические работы
1)
Разработка программ
для управления
исполнителем в среде

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Осуществлять разбиение
задачи на подзадачи.
Анализировать работу
готовых
вспомогательных
алгоритмов (процедур).
Самостоятельно

жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии.
(12 часов)
Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии.

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

18

текстового
программирования с
использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур)
2)
Разработка программ
для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования, в том
числе с использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами
Тема 9.
Векторная
графика.

3 часа

создавать
вспомогательные
алгоритмы (процедуры)
для решения
поставленных задач.

жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии.

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Векторная графика. Создание Раскрывать смысл
Воспитание
векторных рисунков
изучаемых понятий.
трудолюбия,
встроенными средствами
Анализировать
сознательного,
текстового процессора или
пользовательский
творческого
других программ
интерфейс применяемого отношения к
(приложений). Добавление
программного средства.
образованию, труду
векторных рисунков в
Определять условия и
и
документы. Практические
возможности применения жизни, подготовка к
программного средства
сознательному
работы
1)
Исследование
для решения типовых
выбору профессии,
возможностей векторного
задач. Планировать
графического редактора.
последовательность
Воспитание
Масштабирование готовых
действий при создании
ценностного
векторных изображений
векторного изображения. отношения к
2)
Создание и
Сравнивать растровые и
прекрасному,
редактирование изображения векторные изображения
формирование
базовыми средствами
(цветопередача,
основ эстетической
векторного редактора (по
возможности
культуры –
описанию)
масштабирования,
эстетическое
3)
Разработка простого
размер файлов, сфера
воспитание.
изображения с помощью
применения).

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://t-1i.buryatschool.ru/site
/pub?id=192
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

19

инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу)
Тема 10.
Текстовый
процессор

Тема 11.
Создание
интерактивны
х
компьютерны
х
презентаций.

4 часа

3 часа

Текстовый процессор.
Структурирование
информации с помощью
списков. Нумерованные,
маркированные и
многоуровневые списки.
Добавление таблиц в
текстовые документы.
Практические работы
1)
Создание небольших
текстовых документов с
нумерованными,
маркированными и
многоуровневыми списками
2)
Создание небольших
текстовых документов с
таблицами
3)
Создание
одностраничного документа,
содержащего списки,
таблицы, иллюстрации

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и
возможности
применения
программного средства
для решения типовых
задач.

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии,

Создание компьютерных
презентаций. Интерактивные
элементы. Гиперссылки.
Практические работы
1)
Создание презентации с
гиперссылками
2)
Создание презентации с
интерактивными элементами

Раскрывать смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и
возможности
применения
программного средства
для решения типовых

Воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду
и
жизни, подготовка к
сознательному
выбору профессии,

https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
основ эстетической
культуры –
эстетическое
воспитание.
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodis
t/authors/informatika
/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/

20

задач. Планировать
структуру презентации с
гиперссылками.
Планировать структуру
презентации с
интерактивными
элементами.

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
основ эстетической
культуры –
эстетическое
воспитание.

Резервное время — 2 часа

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».