Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слабовидящих обучающихся (Вариант 4.1.)

Российская Федерация
Республика Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
___________ И.В.Осипенко
Приказ № 252 от 02.09.2024 г

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г

Адаптированная
основная образовательная программа
основного общего образования слабовидящих обучающихся
(Вариант 4.1.)
Срок реализации 5 лет

Содержание
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка

3-4

1.2. Цели и задачи АООП ООО для слабовидящих обучающихся, вариант 4.1.

4

1.3. Принципы разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся, вариант 4.1.

5

1.4. Планируемые результаты освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся,
вариант 4.1.

5-8

1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО
слабовидящими обучающимися (вариант 4.1.)

8-13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Рабочие программы учебных предметов

13

2.2. Программа формирования универсальных учебных действий

13

2.3. Программа коррекционной работы

13-14

2.4. Программа воспитания

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план

15

3.2. Календарный учебный график

15

3.3. Календарный план воспитательной работы

15

3.4. Система условий реализации АООП ООО слабовидящих обучающихся

15-23

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для слабовидящих обучающихся, вариант 4.1. (далее АООП ООО для
слабовидящих обучающихся) разработана на основе Федеральной адаптированной
образовательной программы (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
№1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО).
Организация образования по АООП ООО для слабовидящих обучающихся
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его
комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
АООП ООО для слабовидящих обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в
части создания специальных условий получения образования.
Структура АООП ООО включает целевой, содержательный и организационный
разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся образовательной организацией, а
также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися основного общего
образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ
основного
общего образования.
Содержательный раздел определяет содержание основного общего образования
слабовидящих обучающихся и включает:
рабочие программы учебных предметов
программу формирования УУД
программу коррекционной работы
программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП ООО для слабовидящих
обучающихся.
Организационный раздел включает:
учебный план; календарный учебный
график; календарный план
воспитательной работы.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Пояснительная записка.
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) является основным
документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим
образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности
при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) представляет собой
образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации
слабовидящих обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе
обеспечивающая коррекцию нарушений развития, освоивших основные, в том числе
3

адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая
вариант 4.1 АООП НОО.
При этом при переходе на уровень основного общего образования у обучающихся не
наблюдаются стойкие специфические трудности в обучении, а также общении и
взаимодействии с педагогическими работниками и обучающимися с сохранным зрением,
препятствующие освоению содержания образования в общеобразовательном классе
совместно с нормативно развивающимися сверстниками в единые календарные сроки
(пятилетний срок обучения).
1.2. Целями реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
являются:
 организация учебного процесса для слабовидящих обучающихся с учетом целей,
содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС
ООО;
 создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
 организация деятельности педагогических работников образовательной организации
по созданию индивидуальных программ и учебных планов для слабовидящих обучающихся.
Достижение поставленных целей реализации АООП ООО для слабовидящих
обучающихся (вариант 4.1) предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации,
навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов,
способностей к социальному самоопределению;
 обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
 обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
достижение планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящих
обучающихся;
 обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
 организация
социального
и
учебно-исследовательского
проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
 создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

4

1.3.
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) учитывает следующие
принципы:
 принцип учета ФГОС ООО: АООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне основного общего образования;
 принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации АООП ООО характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
 принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АООП ООО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
 принцип индивидуализации обучения: АООП ООО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения
слабовидящих обучающихся с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося;
 системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты
обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 принцип учета индивидуальных возрастных, психологических, физиологических
компенсаторных особенностей слабовидящих обучающихся при построении
образовательного процесса и определении образовательно воспитательных целей и
путей их достижения;
 принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
 принцип интеграции обучения и воспитания: АООП ООО предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного
процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
 принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или)
психическому
здоровью
обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки,
организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами
и
нормами
Гигиенических
нормативов и Санитарноэпидемиологических требований.
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся.
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) предполагает, что
обучающиеся получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5-9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
1.4.
Планируемые результаты освоения АООП ООО.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения слабовидящими
обучающимися ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) соответствуют
ФГОС ООО с учетом их особых образовательных потребностей.
Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы:
5




















результатами достижения каждым обучающимся сформированности конкретных
качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций,
способности к социальной адаптации в обществе, в том числе: сформированность
социально значимых личностных качеств, включая ценностносмысловые установки,
отражающие гражданские позиции с учётом моральнонравственных норм и правил;
правосознание, включая готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина
Российской Федерации, владение информацией о правах и обязанностях лиц с
нарушениями зрения; социальные компетенции, включая, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, значимость расширения
социальных контактов, развития межличностных отношений при соблюдении
социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в социуме;
сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной
познавательной деятельности;
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
личностное стремление участвовать в социально значимом труде; способность к
осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования с учетом
профессий, доступных слабовидящим, личной оценки собственных возможностей и
ограничений, учету потребностей рынка труда; стремление к расширению социальных
контактов;
повышение самостоятельности, формирование адекватного типа отношения к
нарушению, расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности;
стремление к расширению социальных контактов с людьми независимо от наличия и
(или) отсутствия у них нарушения зрения, в том числе контактов со взрослыми и
сверстниками с сохранным зрением; приобщение слабовидящих обучающихся к
социокультурным традициям;
совершенствование умственных действий, направленных на анализ и управление своей
деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на
сотрудничество и конструктивное общение, сформированность информационных и
тифлотехнических компетенций, готовность к осознанному и самостоятельному
профессиональному самоопределению;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно
пространственной организации; социального окружения, своего места в нем,
принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; оценка с позиций
социальных норм собственных поступков и поступков других людей;
результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач
собственной учебной и познавательной деятельности;
самостоятельным планированием путей достижения целей, выбора наиболее
эффективных способов решения учебных, познавательных и задач, а также задач
социальной практики;
самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами,
осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и
деятельности других обучающихся в процессе достижения результата, определением
способов действий в рамках предложенных условий и требований; принятием решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
корректированием собственных действий с учетом изменяющейся ситуации;
оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения;
планированием и регуляцией собственной деятельности; умением определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
6




















выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинноследственные связи, осуществлять логическое рассуждение, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
овладением информационной компетентностью, обеспечивающей возможность для
получения, обработки, хранения и использования информации в условиях
слабовидения;
применение компенсаторных способов действий для решения учебных,
социальнобытовых, профессиональных задач;
организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим
работником и сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности
индивидуально и в группе;
самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием
собственного мнения;
использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владением устной и письменной речью, в том числе при необходимости
рельефноточечной системой чтения и письма Л.Брайля, монологической контекстной
речью;
использованием
тифлоинформационно-коммуникационных
технологий;
экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации; - достижениями планируемых
предметных результатов образования и результатовкоррекционно-развивающих
курсов по Программе коррекционной работы, в том числе: освоением в ходе изучения
учебных предметов умений, специфических для данной предметной области, видов
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно проектных и социальнопроектных
ситуациях;
формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами;
освоением междисциплинарных учебных программ - “Формирование универсальных
учебных действий”, “Формирование ИКТ-компетентности обучающихся”, “Основы
учебно-исследовательской и проектной деятельности”; учебных программ по
предметам учебного плана;
применением
различных
способов
поиска
(в
области
использования
тифлоинформационных технологий и тифлотехнических устройств для слабовидящих,
в справочных источниках и в сети Интернет), обработки и передачи информации без
визуального контроля в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами, в том числе при подготовке презентаций (доступными способами, с
использованием помощи ассистента) для устных ответов (например, выступлений);
применением зрительного, зрительно-осязательного и слухового способов восприятия
материала; современных средств коммуникации и тифлотехнических средства;
приемов отбора и систематизации материала на определенную тему; при
необходимости чтением и письмом с использованием рельефно-точечной системы JL
Брайля;
осуществлением пространственной и социально-бытовой ориентировки, овладением
мобильностью;
освоением самостоятельным поиском информации; преобразованием, сохранением и
передачей информации, полученной в результате чтения или аудирования;
принятием участия в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватное
7

использование жестов, мимики в процессе речевого общения;
 осуществлением речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной коммуникации; оцениванием своей речи с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов,
исправление их;
 планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
1.5.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1) и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) могут быть специальные условия,
обусловленные особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся и
связанными с ними объективными трудностями. Данные условия включают:
 организацию и проведение аттестационных мероприятий в индивидуальной форме;
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5-2 раза в зависимости
от индивидуальных особенностей здоровья слабовидящего обучающегося;
 техническую адаптацию отдельных видов предлагаемых работ и обеспечение
ассистивного, тифлоинформационного и тифлотехнического сопровождения их
выполнения (создание мультимедийных продуктов, макетов, конструкторов, проектов
и другое), с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
осязательных и осязательно-зрительных возможностей слабовидящих обучающихся;
 специальную психолого-педагогическую помощь слабовидящему обучающемуся (на
этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации являются:
 оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка
результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах
освоения обучающимися АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1).
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя
оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования;
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует
8

системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных
достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению
учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня
функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями
оценки в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать
типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе
учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от
незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего
учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через: оценку
предметных и метапредметных результатов;
 использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
 использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в
том числе исследовательских) и творческих работ;
 использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся
в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
 использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в
том числе формируемых с использованием тифлоинформационно-коммуникационных
(цифровых) технологий без визуального доступа.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые
устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых
в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной
организации,
ближайшего
социального
окружения,
Российской
Федерации,
общественнополезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности
делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных
предметов.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1), которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных)
9

понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
 познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование,
кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие
приемы решения задач);
 коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности
и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою
позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером);
 регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение,
ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность
внутреннего
мониторинга
устанавливается
решением
педагогического
совета
образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может
включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий.
Рекомендуемые формы оценки:
для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе;
для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов выполнения
групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее
чем один раз в два года.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее - проект)
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной
основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и
другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. Результатом проекта является
одна из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
- отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и других;
10

- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности
проекта разрабатываются образовательной организацией.
Проект оценивается по следующим критериям:
 сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в.
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск
и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других;
 сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
Предметные результаты освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся
(вариант 4.1) с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных
и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с
использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также
компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной
грамотности.
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
Обобщенный критерий “знание и понимание” включает знание и понимание роли
изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий “применение” включает:
- использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий
и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
- использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении
учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности,
учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий “функциональность” включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной
11

жизни.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе
процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к
АООП ООО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
 список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
 требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости - с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
 график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью
оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на уровне
основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики
образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов
познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются
основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используется различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом
особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: стартовая
диагностика;
 оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
 оценка уровня функциональной грамотности;
 оценка уровня профессионального мастерства педага, осуществляемого на основе
выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа
качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации.
Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для
текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения
квалификации педагогического работника.
12

Система оценки достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов
освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) должна предусматривать
оценку достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов освоения ПКР.
Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный
характер, в связи с чем может определяться индивидуальными программами развития
слабовидящих обучающихся.
Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР предполагает:
 проведение
специализированного
комплексного
психолого-педагогического
обследования каждого обучающегося, в том числе, развития пространственной и
бытовой ориентировки, при переходе на уровень основного общего образования
(стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе), а также не реже одного раза
в полугодие;
 систематическое осуществление педагогических наблюдений в учебной и внеурочной
деятельности;
 проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в
полугодие);
 изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических
работников и родителей (законных представителей), а также при взаимодействии с
общественными организациями, их представителей (проводится при переходе на
уровень основного общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).
Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками в том числе учителями-дефектологами
(тифлопедагогами), педагогами-психологами, социальными педагогами,
учителями
предметниками, классными руководителями, воспитателями.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает
психолого-педагогический консилиум образовательной организации на основе анализа
материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для
дальнейшего обучения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Рабочие программы учебных предметов.
При реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
используются федеральные рабочие программы учебных предметов, предусмотренные
федеральной образовательной программой основного общего образования (далее - ФОП
ООО).
Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учётом
особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений,
обусловленных нарушениями зрения и (при наличии) иными нарушениями развития, что в
полной мере относится к учебным предметам “Адаптивная физическая культура”.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО слабовидящих
обучающихся соответствует ООП НОО МБОУ КГО «Гимназия»
2.3.
Программа коррекционной работы.
ПКР является неотъемлемым структурным компонентом АООП ООО для слабовидящих
обучающихся (вариант 4.1).
В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление
индивидуальноориентированной
психолого-педагогической
помощи
слабовидящим
обучающимся в освоении АООП ООО (вариант 4.1) с учетом их особых образовательных
13

потребностей, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного
общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования
(начальным, средним).
ПКР обеспечивает:
выявление индивидуальных образовательных потребностей слабовидящих обучающихся,
направленности личности, профессиональных склонностей;
систему
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения
коррекционнообразовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей
слабовидящих обучающихся, включающего психолого педагогическое обследование (на
начало обучения в 5 классе - стартовая диагностика) и мониторинг динамики их развития,
личностного становления, проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий (на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической
комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации),
направленных, в том числе на оказание специализированной индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи обучающимся в развитии
пространственной ориентировки и мобильности, социально-бытовой ориентировки,
зрительного восприятия, компенсаторных способов действия, алгоритма использования
тифлотехнических устройств и специальных программ невизуального доступа, а также в
развитии учебно-познавательной деятельности в контексте достижения планируемых
результатов образования;
успешное освоение АООП ООО (вариант 4.1), достижение слабовидящими обучающимися
предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых
образовательных потребностей.
ПКР содержит:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей слабовидящих
обучающихся, освоение ими АООП ООО (вариант 4.1);
описание условий обучения и воспитания слабовидящих обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при
необходимости, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специализированных компьютерных программ, используемые технические и
тифлотехнические средства обучения, ассистивные технологии, особенности проведения
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
описание основного содержания рабочих программ коррекционно развивающих курсов;
перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных
потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации
слабовидящих обучающихся, региональной специфики и особенностей коррекционнообразовательного процесса в образовательной организации.
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации коррекционно образовательного процесса.
ПКР
предусматривает
организацию
индивидуально-ориентированных
коррекционноразвивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей слабовидящих обучающихся в освоении АООП ООО. ПКР
предсталена на сайте школы.
14

2.4.

Рабочая программа воспитания
Программа воспитания АООП ООО слабовидящих обучающихся соответствует Рабочей
программе воспитания ООП ООО МБОУ КГО «Гимназия».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебный план
Учебный план АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) в целом
соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям
о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе
коррекционной работы.
Для слабовидящего обучающегося может быть разработан индивидуальный учебный
план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных
задач:
усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности, например, увеличено время на предметы
“Русский язык”, “Математика” (за счёт часов части учебного плана, определяемой
участниками образовательных отношений);
введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и
укреплении здоровья при необходимости (предмет “Адаптивная физическая культура”);
проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и,
при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии
с “Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы” за счет часов
внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для
пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей,
способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении.
3.2.
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы
соответствуют данным разделам ООП ООО
3.4. Система условий реализации АООП ООО
Система условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта
(далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований
Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП ООО.
Система условий учитывает особенности организации, а также её взаимодействие
с социальными партнерами.
Система условий содержит:
-описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально- технических (включая
учебно-методическое и информационное обеспечение);
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам
образовательной среды, обеспечивающей: высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества; духовно- нравственное развитие,
воспитание слабовидящих; охрану и укрепление их физического, психического и
социального здоровья; коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения
15

вторичных отклонений развития у слабовидящиих.
Кадровые условия
Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП ООО для
слабовидящих, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального
заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке
нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности,
обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МБОУ КГО
«Гимназия» имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью.
Педагогический коллектив Гимназии составляют квалифицированные, опытные, со
сложившейся системой работы сотрудники.
Финансово-экономические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего
образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного
общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в
муниципальном задании Гимназии.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного основного общего образования в общеобразовательных
организациях осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами
местного самоуправления Российской Федерации.
При этом формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной
услуги по реализации программ основного общего образования, в том числе адаптированных,
осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат
на оказание муниципальных услуг в сфере начального общего, основного общего, среднего
общего, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)
муниципальным учреждением.
При разработке программы образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ
финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего
образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для создания специальных
условий для коррекции нарушений развития.
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг включают в себя затраты на
оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной
платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу
и другую работу, определяемого в соответствии с Указами Президента Российской
Федерации, нормативно- правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных
организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в нормативы финансового обеспечения, не ниже уровня, соответствующего
средней заработной плате в Республике Карелия.
В связи с требованиями ФГОС ООО при расчете регионального норматива
учитываются затраты рабочего времени педагогических работников школы на урочную и
внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда школы осуществляется в пределах объема средств
образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с
нормативами финансового обеспечения, определенными органами государственной власти
16

субъекта Российской Федерации, количеством обучающихся, соответствующими
поправочными коэффициентами и локальным нормативным актом школы, устанавливающим
положение об оплате труда работников школы.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение
коллегиальных органов управления Гимназии. Финансовое обеспечение оказания
государственных услуг осуществляется в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных организации на очередной финансовый год.
Информационно-методические условия реализации программы основного общего
образования
В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы основного общего
образования обеспечивается современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) образовательной организации
понимается открытая педагогическая система, включающая разнообразные информационные
образовательные ресурсы, современные информационно- коммуникационные технологии,
способствующие реализации требований ФГОС.
Основными компонентами ИОС являются:
- учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на государственном
языке Российской Федерации (языке реализации основной образовательной программы
основного общего образования – русском языке), из расчета не менее одного учебника по
учебному предмету обязательной части учебного плана на одного обучающегося;
- фонд дополнительной литературы (художественная и научно-популярная литература,
справочно-библиографические и периодические издания);
- учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, модели, печатные, экраннозвуковые средства, мультимедийные средства);
- информационно-образовательные ресурсы Интернета, прошедшие в установленном
порядке процедуру верификации и обеспечивающие доступ обучающихся к учебным
материалам, в т. ч. к наследию отечественного кинематографа;
- информационно –телекоммуникационная инфраструктура;
- технические средства, обеспечивающие функционирование информационнообразовательной среды;
- программные инструменты, обеспечивающие функционирование информационнообразовательной среды;
служба технической поддержки функционирования информационнообразовательной среды.
Книжный фонд школьной библиотеки включает 24227 экземпляров, из них:
· учебники и учебные пособия – 15315 экземпляров;
· художественная литература – 8225 экземпляров;
· журналы – 155 экземпляра;
· словари, энциклопедии и справочники – 420 экземпляра;
· методические пособия – 112 экземпляра.
Электронная библиотека укомплектована в соответствии с реализуемыми
образовательными программами.
Библиотечный фонд находится в библиотеке площадь которой составляет 117,4 кв.м.
В МБОУ КГО «Гимназия» применяются информационно - коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов и
ресурсов Интернета, а также прикладные программы, поддерживающие административную
деятельность и обеспечивающие дистанционное взаимодействие всех участников
образовательных отношений как внутри образовательной организации, так и с другими
организациями социальной сферы и органами управления.
Функционирование ИОС обеспечивается широким спектром технических средств и
специального оборудования, а также имеются специалисты службы технической поддержки
ИКТ.
17

Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:
- достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения при
реализации требований ФГОС ООО, в том числе адаптированной для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- формирование функциональной грамотности;
- доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности;
- доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих программах
учебных предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и художественной
литературе, коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках, контролируемым ресурсам
локальной сети и Интернета);
- организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых предусмотрена с
применением электронного обучения, с использованием электронных пособий (обучающих
компьютерных игр, тренажёров, моделей с цифровым управлением и обратной связью);
- реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление самостоятельной
образовательной деятельности обучающихся при поддержке педагогических работников;
- включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисково- исследовательскую
деятельность;
- проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального и цифрового
оборудования;
- фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса;
- проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов, организацию
театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием иосвещением;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и
(или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и Интернета;
- формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.
Электронная информационно-образовательная среда позволяет обучающимся осуществить:
- поиск и получение информации в локальной сети организации и Глобальной сети —
Интернете в соответствии с учебной задачей;
- обработку информации
для выступления с аудио-, видео- графическим
сопровождением;
- размещение продуктов познавательной,
исследовательской и
творческой
деятельности в сети образовательной организации и Интернете;
- выпуск школьных печатных изданий, радиопередач;
- участие в массовых мероприятиях (конференциях, собраниях, представлениях,праздниках),
обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением.
В случае реализации программы начального общего образования, в том числе
адаптированной с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно- образовательной
среде организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно
телекоммуникационной Сети как на территории организации, так и вне.
Функционирование электронной информационно - образовательной средысоответствует
законодательству Российской Федерации.
При работе в ИОС должны соблюдаются правила информационной безопасности при
осуществлении коммуникации в школьных сообществах и мессенджерах, поиске, анализе и
использовании информации в соответствии с учебной задачей, предоставленииперсональных
данных пользователей локальной сети и Интернета.
Материально-технические условия реализацииосновной образовательной программы
Материально-техническая база образовательной организации обеспечивает:
- возможность достижения обучающимися
результатов освоения
программы основного
общего образования;
18

- безопасность и комфортность организации учебного процесса;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
- возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации.
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ КГО «Гимназия» формируются с учетом требования
ФГОС ООО, лицензионных требований и условий Положения о лицензировании
образовательной деятельности, а также соответствующих приказов и методических
рекомендаций: СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторовсреды обитания»; перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим Приказом
Министерства просвещения РФ); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых
для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой
потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования
и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения
одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
(зарегистрирован 25.12.2019 № 56982); аналогичные перечни, утвержденные региональными
нормативными актами и локальными актами образовательной организации, разработанные с
учетом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательной
организации.
Гимназия размещена в типовом здании, построенном в 1987 году, общей площадью
5924,2 кв.м.
В зональную структуру школы включены:
- входная зона;
- учебные классы с рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
- учебные кабинеты для занятий технологией, музыкой, изобразительным искусством,
ритмикой, иностранными языками;
- библиотека с рабочими зонами: книгохранилищем, медиатекой, читальным залом;
- актовый зал;
- спортивные сооружения (зал, стадион, кабинет ритмики);
- помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;
- административные помещения;
- гардеробы, санузлы;
- участки (территории) с целесообразным набором оснащённых зон.
Состав и площади помещений предоставляют условия для:
- начального общего образования согласно избранным направлениям учебного плана в
соответствии с ФГОС ООО;
- организации режима труда и отдыха участников образовательного процесса;
- размещения в кабинетах, мастерских необходимых комплектов мебели, в том числе
специализированной, и учебного оборудования, отвечающих специфике учебновоспитательного процесса по данному предмету или циклу учебных дисциплин.
Учебные кабинеты включают следующие зоны:
- рабочее место учителя с пространством для размещения часто используемого оснащения;
- рабочую зону учащихся с местом для размещения личных вещей;
19

- пространство для размещения и хранения учебного оборудования;
- демонстрационную зону.
Организация зональной структуры учебного кабинета отвечает педагогическим и
эргономическим требованиям, комфортности и безопасности образовательного процесса.
Компонентами оснащения учебного кабинета являются: школьная мебель; технические
средства; лабораторно-технологическое оборудование; фонд дополнительной литературы;
учебно-наглядные пособия; учебно-методические материалы.
В базовый комплект мебели входят:
доска классная; стол учителя; стул учителя; столы ученические (регулируемые по высоте);
стулья ученические (регулируемые по высоте); шкафы для хранения учебных пособий.
Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают требованиям
учебного назначения, максимально приспособлены к особенностям обучения, имеют
сертификаты соответствия принятой категории разработанного стандарта (регламента).
В базовый комплект технических средств входят:
компьютер/ноутбук с периферией; многофункциональное устройство (МФУ) или принтер,
сканер, ксерокс; сетевой фильтр; интерактивная доска; документ-камера.
В учебных кабинетах химии, биологии, физики, информатики, технологии, а также в
помещениях для реализации программ по специальным предметам и коррекционноразвивающим курсам общеобразовательных программ основного общего образования
предусматривается наличие специализированной мебели.
В 2020 году в Гимназии состоялось открытие Центра образования естественно- научной и
технологической направленностей «Точка роста», созданного в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование». Центр «Точка роста» оснащен
комплектами оборудования, предназначенного для проведения лабораторных и
исследовательских работ, а также для проектной деятельности по биологии, химии и физике,
является частью образовательной среды Гимназии, на базе которой осуществляется:
- преподавание учебных предметов из предметных областей «Естественно- научные предметы»,
«Естественные науки», «Обществознание и естествознание»
- внеурочная деятельность для поддержки изучения предметов естественно- научной и
технологической направленностей;
- дополнительное образование детей по программам естественно-научной и технической
направленностей;
- проведение внеклассных мероприятий для обучающихся;
- организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с участием
обучающихся из других образовательных организаций.
С 2020 года в Гимназии реализуется проект «Цифровая образовательная среда».
Создание и обеспечение функционирования автоматизированных рабочих мест для педагогических
работников, административно-управленческого и учебно- вспомогательного персонала,
участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы основного общего
образования обеспечивается техническими средствами обучения (персональными компьютерами),
лицензированными программными продуктами, базами данных и доступом к информационнообразовательным ресурсам.
С целью эффективной организации образовательного процесса в школе используются:
 стационарные компьютеры 54 шт.;
 ноутбуки 128 шт.;
 мультимедийные проекторы 34 шт.;
 интерактивная доска 21 шт.;
 интерактивный комплекс 10 шт;
 принтеры – 15 шт;
 планшет 30 шт;
 информационный киоск 1 шт.
Все приобретённое оборудование и пособия сертифицированы.
20

Компоненты оснащения, перечень необходимого и имеющегося в наличии оборудования
отражается в паспортах учебных кабинетов, корректировка паспортов проводится ежегодно.
Перечни используемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов
ежегодно принимаются педагогическим советом и утверждаются локальным нормативным актом
школы в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию с
учетом местных условий, особенностей реализации программы.
Требования к организации процесса обучения
Требования к наполняемости классов.
В условиях инклюзии в классе может обучаться не более 2 слабовидящих. Общая наполняемость
класса:
при 1 слабовидящем – не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих – не более 20 обучающихся.
Требования к организации работы по реализации АООП ООО:
- необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной
деятельностью слабовидящих обучающихся; необходимость использования специальных приемов
организации учебно-познавательнойдеятельности слабовидящих обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими
обучающимися;
- соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
- учет офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость
дополнительного источника света, уменьшение светового потока и др.);
- рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
- использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым
образовательным потребностям слабовидящих;
- использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей
слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;
- использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебнопознавательную деятельность слабовидящих обучающихся;
- преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со
зрительными возможностями слабовидящих обучающихся;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
- необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в
соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного
материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по
сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья.
Требования к организации пространства
Организация пространства должна обеспечивать:
безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:
- безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам,входным
дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.);
- оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми
образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры,контрастно
выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);
- обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения,
использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;
- обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий
труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей
зоны освещения;
21

- оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций
слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов;
Образовательная организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров.
К уличным ориентирам относятся:
цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте
обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400мм каждая: верхняя полоса - красного
цвета, нижняя полоса – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм
от уровня пола.
В качестве ориентиров для помещений используются: таблички и надписи с обозначением
номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые
укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6- 1,7м; таблички рекомендуется
выполнять размером 500х150 мм, текс выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии
- 10мм; поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.
Внешние слуховые ориентиры: на переходах через проезжую часть улицы, вблизи образовательного
учреждения должны быть установлены звуковые светофоры. Светофоры могут быть двух
модификаций: кнопочные и автоматические.
Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет
оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врачаофтальмолога).
Доступность образовательной среды предполагает:
использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым
образовательным потребностям слабовидящих обучающихся;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств
комфортного доступа к образованию;
наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических
и оптических средств, учебников, дидактических материалов;
обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной
организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими
обучающимися.
Временной режим обучения
Временной режим обучения обучающихся слабовидящих (учебный год, учебная неделя,
день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании вРоссийской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ
и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слабовидящими
обучающимися АООП ООО устанавливаются Стандартом.
Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу,
выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной
учебной деятельности обучающихся в течение учебного дня. Обучение слабовидящих
обучающихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного
урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий
коррекционно-развивающей области определяется приказами Минобрнауки РФ, индивидуальных
занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося.
В середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего
мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в
которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения и
предупреждению зрительного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения
обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний,
этапами лечения).
Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабовидящих в процессе освоения
АООП ООО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой
специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом.
Требования к организации рабочего места
22

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света
(в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть
стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими
предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога).
Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты
в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врачаофтальмолога.
Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося
к образованию
В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо
использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего
обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных
потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации,
интерактивные доски. Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами
комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется: нормами,
предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: пятый класс – от 10 до15
минут; индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога.
При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия,
определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для
слабовидящих.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками,
отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и
проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых
пятен повышенной яркости.
Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным
пособиям.
В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:
специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям
слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат,
адаптированный под зрительные возможности слабовидящих; учебные принадлежности: ручки
с черной (для записи учебного материала) и зеленой
(для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по
рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы; индивидуальные
дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и
индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».