Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Планиметрия в ЕГЭ» 11 класс классы 1 год срок реализации Разработчики: Марцина М.М., учитель математики Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 29.08.2024г. г. Костомукша – 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Планиметрия в ЕГЭ» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Основной образовательной программы среднего общего образованияМБОУ КГО «Гимназия»; рабочей программы по учебному предмету «Математика»; федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика»; рабочей программы воспитания МБОУ КГО «Гимназия». Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Цели курса: Расширение и углубление знаний учащихся о методах и приемах решения планиметрических задач; Развитие интереса к предмету и возможности овладения им с точки зрения дальнейшей Задачи курса: Систематизация теоретических знаний учащихся по планиметрии; Формирование графической культуры учащихся при построении чертежей. Виды деятельности на занятиях: Практикум, групповая и самостоятельная работа. Место кружка в учебном плане Программа рассчитана на 1год обучения в объеме 34 часа в 11 классе (по 1 часу в неделю). 2. Содержание курса Многоугольники - 8 часов Медиана прямоугольного треугольника. Удвоение медианы. Средняя линия треугольника. Высоты и биссектрисы треугольника. Параллелограмм. Трапеция. Для решения заданий использовать минимальный набор теоретических положений, а именно: признаки равенства треугольников, свойства и признаки равнобедренных треугольников, теорему о сумме углов треугольника и n-угольника, основные понятия, связанные с геометрическими местами точек. Метрические соотношения в треугольнике: теорема синусов, теорема косинусов и теорема Пифагора, следствие из теоремы косинусов — теорема о диагоналях и сторонах параллелограмма Свойство биссектрисы угла треугольника. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей. Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции. Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. Теорема Вариньона. Задачи о средних линиях четырёхугольников. Пропорциональность и подобие - 6 часов Теоремы Чевы. Отношение отрезков. Теорема Менелая. Отношение площадей. Для решения заданий использовать «метод подобия», задачи и упражнения о пересекающихся отрезках в треугольнике (задачи о четырех отношениях в треугольнике, теорема Чевы, теорема Менелая) Окружность - 12 часов Касательная к окружности. Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности. Окружности, связанные с треугольником и четырехугольником. Пропорциональные отрезки в окружности. Углы, связанные с окружностью. Окружность как геометрическое место точек. Обобщения и систематизация теоретических сведений об окружности. Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими. Решаются различные задачи, связанные с расположением окружностей относительно друг друга, а также окружностей, углов и треугольников. Задачи подобраны таким образом, чтобы их решения демонстрировали основные приемы и элементы решения других задач, более сложных. Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Методы решения задач - 6 часов Метод вспомогательной окружности. Вспомогательные подобные треугольники. Некоторые свойства высот и точки их пересечения. Предлагаемые задачи позволяют проиллюстрировать стандартный метод решения задач более широкого класса, также связанных с расчетом элементов треугольника, а именно «метод составления уравнений». Практикум по решению задач – 2 часа 3. Планируемые результаты Программа предполагает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В личностных результатах сформированность: - целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки математики и общественной практики ее применения; - основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с применением методов математики; - готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованности приобретении и расширении математических знаний и способов действий, - осознанности в построении индивидуальной образовательной траектории; - осознанного выбора будущей профессии, ориентированной на применение математических методов и возможностей реализации собственных жизненных планов; - логического мышления: критичности, креативности. Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия. - способность самостоятельно ставить цели, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; - умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные универсальные учебные действия. - умения находить необходимую информацию, критически оценивать и интерпретировать информацию в различных источниках, представлять информацию в различной, обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами; - навыков осуществления познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Коммуникативные универсальные учебные действия. - умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владения языковыми средствами – умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. В предметных результатах сформированность: - умений оперировать понятиями геометрических фигур; - умений извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; - навыков применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме, а также предполагается несколько шагов решения; - умений решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; - умений формулировать свойства и признаки фигур; - умений доказывать геометрические утверждения; · - навыков владения стандартной классификацией плоских фигур (треугольников, четырёхугольников, окружностей). - умений использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; - умений использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин; - навыков искать и находить обобщенные способы решения задач. 4. Тематическое планирование № уро ка Раздел, тема Дата проведения Многоугольники - 8 часов Медиана прямоугольного треугольника. Удвоение медианы. Параллелограмм. Средняя линия Сентябрь - октябрь треугольника. Трапеция. Высоты и биссектрисы треугольника Пропорциональность и подобие - 6 часов Теоремы Чевы. Отношение отрезков. Теорема Ноябрь - декабрь Менелая. Отношение площадей Окружность - 12 часов Касательная к окружности. Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности. Окружности, связанные Январь - март с треугольником и четырехугольником. Пропорциональные отрезки в окружности. Углы, связанные с окружностью. Методы решения задач - 6 часов Метод вспомогательной окружности. Вспомогательные подобные треугольники. Некоторые свойства высот и Апрель - май точки их пересечения. Практикум по решению задач – 2 часа Зачетная работа. Итоговое занятие Май 5. Учебно-методическое обеспечение Список литературы 1. Смирнова Е. С. Планиметрия: виды задач и методы их решения. Элективный курс для учащихся 9-11 классов. Москва. Издательство МЦНМО 2023 2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. Задачи по геометрии. 7-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. Просвещение, 2023. 3. Гусев В. А. и др. Геометрия. Полный справочник. М., 2020. 4. Звавич Л. И., Рязановский А. Р.Геометрия в таблицах. 7–11 кл.: Справочное пособие.