РП Край в кот. я живу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Край, в котором я живу»
(учебный предмет)
2 – 4 классы____
(классы)
_____3 года_____
(сроки реализации)

Разработчики:
Учителя начальных классов

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

2023 г.

Программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» (из части, формируемой
участниками образовательных отношений) включает: пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым
результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в
каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершатся
перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Край, в
котором я живу» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам
содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации
обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при
изучении той или иной программной темы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Край, в котором я живу мир» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,
программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Край, в котором я живу», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующей
цели: создание условий для формирования уважительного и бережного отношения к
природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение
содержания и организацию познавательной, исследовательской, проектной деятельности
обучающихся этнокультурной направленности.
Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией национальнорегионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю., Парамоновой О.М.,
методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ
«ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в
котором я живу».
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для
формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории
Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию
познавательной, исследовательской, проектной
деятельности обучающихся
этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;
- способствовать формированию интереса к познанию природы, культуры,
истории Карелии и проявления желания участвовать в её делах и событиях;
- способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение
и приумножение исторического и культурного наследия края;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и

социальной среде;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать
объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать
условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения программы лежит принцип, который даёт возможность
интегрировать содержание основных разделов программы с учебными предметами
«Окружающий
мир»,
«Литературное
чтение»,
«Музыкальное
искусство»,
«Изобразительное искусство», «Технология» и
обеспечивает усвоение наиболее
актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре
Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний обучающихся,
обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к
ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания принципу природосообразности.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения
краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности.
Необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные
путешествия по родному краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой
славы Карелии, на выставки народного творчества, уроки-исследования, встречи с
интересными людьми. Такие формы позволят обеспечить накопление чувственного,
эмоционального опыта обучающихся. Общение с природой, знакомство с позитивным
социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы является базой
для активизации знаний о природе, обществе и культуре родного края, воспитания
патриотических чувств, способствует становлению и развитию гражданской позиции
младших школьников. Практико-ориентированная направленность учебного предмета
предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию
исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует
уделить знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение
литературных исторических источников, использование Интернет-ресурсов).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается во 2-4 классах в рамках
учебного времени части формируемой участниками образовательного процесса. На
изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 102
часа, по 34 ч ежегодно.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является
пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания,
изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с
учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся.
Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование)
и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на
каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение
личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Край, в котором
я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
Раздел «Природа Карелии»
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее
богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;

Раздел «Общество»
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории
России, в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров
Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.
Содержание программы
2 класс (34 часов)
Введение.
Карелия. Край, в котором я живу.
Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.Виды
водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным», « Мои наблюдения за явлениями природы»
Край наш – Карелия
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его
основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные
занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Народные промыслы
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями

народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Писатели и поэты Карелии о природе и детях
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение
3 класс (34 часов)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии
Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов,
водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека
на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из
Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Былинный край, край рун певучих.
Древние былины из Заонежья
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного
былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное
содержание эпической поэмы «Калевала»
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Истории про нашу историю
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края?
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.

Петроглифы.

Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важные
и яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов,
границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры.
Итоговое повторение и обобщение
4 класс
1. Природа Карелии
Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии.
Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы,
гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате деятельности
человека
Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение
появления свалок, борьба с оврагами).
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское озера
– жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана
водоемов нашей Республики
Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана.
Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в
Карелии.
Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных
различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и
животных различных сообществ.
Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и
растений, внесенных в Красную книгу Карелии.
Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных
ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных Карелии.
Творческие работы:
Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края»
Экскурсии:
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и
животных в лесу, на лугу, водоеме.

Тематическое планирование
2 класс
№

1

2

Название
(раздела, темы)
Введение.
Карелия. Край, в
котором я живу.

Природа
Карелии

Карелия - наш
дом

Народные
промыслы

Кол-во часов
Всего
К.р.

Пр.р.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

12

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

8

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

1

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.

egory/kraivkotoromjaz
hivu

5

6

7

Устное народное
творчество

Писатели
и
поэты Карелии о
природе и детях

Итоговое
повторение и
обобщение

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

2

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai

Общее количество
часов
по программе

Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

34

3 класс
№

1

Название
(раздела, темы)
Введение.
Мы – граждане

Кол-во часов
Всего
К.р.

2

Пр.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные

Российской
Федерации

2

3

4

5

6

egory/kraivkotoromjaz
hivu

Природа
Карелии

13

Былинный край

Писатели
Карелии
о
природе родного
края

Истории
про
нашу историю

Итоговое
повторение и
обобщение

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

4

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

9

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
Общее количество
часов
по программе

34

отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,

оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

№

Тема занятия

1

Карелия – наш
общий дом
День
рождения
республики
Как
рождаются и
растут города.
Города братья
Карелы из
города Корела
Дождливый
день в деревне
Вожмосалми
Часы для
петрозаводски
х мастеровых
Волшебная
вепсская нить
Экскурсия в
вепсскую
волость
Карелия
глазами
первого
губернатора
Поморские
губернаторы
На экскурсию
в музей
Сокровища
бывшей
гимназии
Как собирают
музейные
коллекции
Мастерская
детства
Экскурсия.
«Кижи»
Так говорят в
народе
Карелия в
поэзии

2

3

4
5

6

7
8

9

10
11
12

13

14
15
16
17

Тематическое планирование
4 класс
Форма проведения Часы
ЦОР/ЭОР
занятия
Викторина

1

Работа
с
интерактивной
картой
Работа
с
интерактивными
карточками

1

Групповая работа

1

Творческая
мастерская

1

Работа с текстом

1

Групповая работа

1

Работа
интерактивной
картой
Викторина

с

1

1

1

Воспитател Дата
ьный
потенциал
http://avtor.karel 1 2 7
ia.ru/
https://www.cult 2 5
ure.ru/museums/
institutes/locatio
n-respublika4
kareliya
https://yandex.ru
/search/?text=ка
релия+города&
lr=10935&clid= 9
2261452
https://yandex.ru 8
/video/preview/?
text=карелия%2
0Валаам&path= 4
yandex_search&
parentreqid=16634487 3
439912804611752447110
2
813416-vla10477-vla-l7balancer-80804
BAL718&from_type
=vast&filmId=1
7155901964680
9
56504
https://wikiway.
com/russia/kizhi 10
/
29

Творческая
мастерская
Групповая работа

2

Работа с текстом

1

Групповое
обсуждение

1

78

Викторина

1

10

Групповое
обсуждение
Групповая работа

1

10

1

5

Работа с текстом

2

4

18

19
20
21

Друзья с
книжной
полки
Любимые
книги
Искусство
нашего края
Мир вокруг
нас

Творческая
мастерская

1

4

Групповая работа

1

6

Групповая работа
Групповая работа

2
5

26

Планируемы результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я
живу»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит
индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости,
особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые
результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я живу» в области
личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из
этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в
становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной
деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Край, в котором я живу» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей малой Родине — Карелии;
- понимание особой роли многонациональной Карелии в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России и Карелии в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);

- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научнойкартине мира;
осознание
ценности
познания,
проявление познавательного
интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и
в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта(ситуации) на основе
предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить
в предложенном
источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
- находить и
использовать для
решения
учебных
задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;

- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
- соблюдать правила
информационной
безопасности в
условиях
контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
- опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила
совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника;
считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
называть и находить на карте Республику Карелия и ее столицу, свой район, город
(населенный пункт);
описывать и характеризовать:
особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезныеископаемые,

водоемы, природные сообщества родного края,
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края,
природные богатства края и их использование человеком,
государственную символику Карелии,
охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
экологическую ситуацию в Карелии;
определять местоположение
Карелии
на
карте России,
находить
показывать родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия; распознавать
природные объекты, основные растения и животных Карелии; называть имена и фамилии
детских писателей и поэтов Карелии (в рамках
программы) и характеризовать их произведения;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России;
отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории края.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска дополнительной
информации и участия в исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов Карелии;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках, кружках и
мероприятиях по тематике содержания программы;
развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к различным
видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства, культурных
традиций Карелии и способствовать их приумножению.
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
называть и находить на карте Республику Карелия города и крупныепоселки;
описывать и характеризовать:
особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезныеископаемые,
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края,
наиболее важные события исторической, общественной и культурной жизниКарелии,
основные достопримечательности края, своего района, города (населенногопункта),
охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники
архитектуры родного города, села,
называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры и знаменитых людей Карелии (в
рамках изученного материала) и рассказывать о их деятельности;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии;
приводить примеры малых форм устного народного творчества;
называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках программы) и
характеризовать их произведения;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России;
отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории края.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска дополнительной
информации и участия в исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов Карелии и их
чтение;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках, кружках и
мероприятиях по тематике содержания программы;

развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к различным
видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства, культурных
традиций Карелии и способствовать их приумножению.
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе иобществе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
К концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
Особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы,
природные сообщества;
Некоторые современные экологические проблемы республики;
Особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии
обучающиеся должны уметь:
Находить и показывать территорию Карелии на карте;
Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края;
Устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
Распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии.
2. Общество (12 часов)
Истории родного края
Государственная символика Карелии: флаг, герб, гимн. Конституция Республики Карелия.
Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия.
Петрозаводск – столица республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры, музеи, библиотеки,
научные и высшие учебные учреждения.
Отдельные исторические события, связанные с Петрозаводском
Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия,
историко-культурные достопримечательности
Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица.
Главные достопримечательности. Культурные отношения.
Достопримечательности Карелии мирового значения: Кижи.
Достопримечательности Карелии мирового значения Валаам, Соловки.
Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
Знаменитые и почитаемые люди нашего края.
Экскурсии: учреждения культуры: краеведческие музеи, театры, библиотеки, экскурсии к
культурно-историческим местам.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся;
государственную символику Карелии;
основные достопримечательности Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу);
отображать в творческих работах особенности родного края;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Карелии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной
жизни для:
удовлетворения познавательных интересов;
поиска дополнительной информации по Карелии.
3. К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных произведений, названия, авторов;
фольклор малых жанров Карелии.
Обучающиеся должны уметь:
определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
4. Искусство
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
слова и мелодию Гимна Карелии;
народные музыкальные традиции Карелии;
народный музыкальный инструмент – кантеле;
названия изученных произведений и их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
исполнять Гимн Карелии (по тексту)
различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии
слышать и отличать звучание кантеле
исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки Карелии
участие в детских творческих коллективах.
Изобразительное искусство.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
произведения известных карельских художников
шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села;
характерные ремесла и промыслы края;
символику образов в народном искусстве Карелии;
специфику народного костюма, архитектуры, утвари;
известные художественные музеи республики.
Обучающиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов,
узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных
промыслов России
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
обогащения эмоционально – ценностных стимулов миропонимания, опыта восприятия и
оценки произведений пластических искусств;
самостоятельной творческой деятельности
Оценивание знаний, умений и навыков по учебному предмет«Карелия. Край, в
котором я живу»
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является зачет.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Учебно-методический комплекс:
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2010. - 155с.
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск :
Фонд творческой инициативы, 2015. - 155с.
Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011. - 128c.
Кутьков, Н.П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса общеобразовательных
учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. - Издание 2-е, исправленное
и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2014. - 128, [1] с.

Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : 4 класс : учебник для 4-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, О. М. Парамонова ;
[худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011. - 143 с.
Агаркова, Т. И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 4-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Н. П. Кутьков, О. М.
Парамонова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой
инициативы, 2013. - 143 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь [к книге для
учащихся Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В.
Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н.
П. Кутькова и Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В.
Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 4 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н.
П. Кутькова и О.М.Парамоновой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В.
Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24 с.
Литература
- Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения.
Петрозаводск: Карелия, 1988.
- Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А.
Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – П: ПетроПресс,
- Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005.
- Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск
- Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
- Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. –
Петрозаводск, 1995.
- Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005
- Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск
- Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии
- Петрозаводск: Verso, 2008г.;
- Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН,
- Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994
- Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ
республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.
- Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск,
- Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и
учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией
- Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.
- Русский детский фольклор Карелии. - 1991.
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное
образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».