Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Край, в котором я живу» (учебный предмет) 2 – 4 классы____ (классы) _____3 года_____ (сроки реализации) Разработчики: Учителя начальных классов Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. 2023 г. Программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» (из части, формируемой участниками образовательных отношений) включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершатся перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Край, в котором я живу» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Край, в котором я живу мир» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Край, в котором я живу», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующей цели: создание условий для формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся этнокультурной направленности. Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией национальнорегионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю., Парамоновой О.М., методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ «ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в котором я живу». Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся этнокультурной направленности. Данный учебный предмет призван решать следующие задачи: - воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю; - способствовать формированию интереса к познанию природы, культуры, истории Карелии и проявления желания участвовать в её делах и событиях; - способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия края; - воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий; - способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде; - развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире. Общая характеристика учебного предмета В основе построения программы лежит принцип, который даёт возможность интегрировать содержание основных разделов программы с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология» и обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний обучающихся, обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания принципу природосообразности. Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по родному краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы Карелии, на выставки народного творчества, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта обучающихся. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы является базой для активизации знаний о природе, обществе и культуре родного края, воспитания патриотических чувств, способствует становлению и развитию гражданской позиции младших школьников. Практико-ориентированная направленность учебного предмета предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует уделить знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение литературных исторических источников, использование Интернет-ресурсов). Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается во 2-4 классах в рамках учебного времени части формируемой участниками образовательного процесса. На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 102 часа, по 34 ч ежегодно. По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания, изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов. Планируемые результаты изучения В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу» отражают: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Карелию; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Край, в котором я живу» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий. Предметные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу» отражают: Раздел «Природа Карелии» - формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах, особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии; - формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам; - развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии; Раздел «Общество» - овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города, населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории России, в мировой истории; - формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей семьи, своего родного края, её современной жизни; - воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники культуры, основные достопримечательности родного края; - формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы, своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные города Карелии (родной город, столицу); - овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни. Раздел «Культура Карелии» - овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах, библиотеках; - формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям, памятникам архитектуры и произведениям искусства. Содержание программы 2 класс (34 часов) Введение. Карелия. Край, в котором я живу. Природа Карелии Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки. Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта. Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении. Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке. Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением, животным», « Мои наблюдения за явлениями природы» Край наш – Карелия История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия, профессии. Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи. Экскурсии к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения. Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок», «Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др. Народные промыслы Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Карелии (ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города. Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Народный музыкальный инструмент - кантеле. Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла. Устное народное творчество Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки. Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками. Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных. Писатели и поэты Карелии о природе и детях Рассказы и стихи о детях, о природе. Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е. Сунгуров «Волшебная зеленая страна». Итоговое повторение и обобщение 3 класс (34 часов) Введение Карелия - часть России. Государственная символика Карелии Природа Карелии День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе. Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов, водоемов Карелии. Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности. Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание дороги в школу и домой. Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных объектов. Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др. Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных Былинный край, край рун певучих. Древние былины из Заонежья Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор». Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное содержание эпической поэмы «Калевала» Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя) Сказки народов Карелии. Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др. (по выбору учителя) Истории про нашу историю Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Оленестровский могильник. Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт. Петроглифы. Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важные и яркие события из истории родного края. Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов, границы края, мест исторических событий; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры. Итоговое повторение и обобщение 4 класс 1. Природа Карелии Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии. Своеобразные черты равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в результате деятельности человека Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Водоемы Республики, их значение в природе и жизни человека Онежское и Ладожское озера – жемчужины нашего края. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики Остров Кижи. Белое море – часть мирового океана. Ознакомление с важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана Почв в Карелии. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов животных и растений, внесенных в Красную книгу Карелии. Хозяйственная деятельность людей в связи с природными условиями республики. Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание образцов полезных ископаемых Карелии, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Карелии. Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края» Экскурсии: Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных в лесу, на лугу, водоеме. Тематическое планирование 2 класс № 1 2 Название (раздела, темы) Введение. Карелия. Край, в котором я живу. Природа Карелии Карелия - наш дом Народные промыслы Кол-во часов Всего К.р. Пр.р. 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 12 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 8 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 3 1 1 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat Деятельность учителя с учетом программы воспитания Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. egory/kraivkotoromjaz hivu 5 6 7 Устное народное творчество Писатели и поэты Карелии о природе и детях Итоговое повторение и обобщение 5 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 3 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 2 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 1 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai Общее количество часов по программе Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 34 3 класс № 1 Название (раздела, темы) Введение. Мы – граждане Кол-во часов Всего К.р. 2 Пр.р. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat Деятельность учителя с учетом программы воспитания Устанавливать доверительные Российской Федерации 2 3 4 5 6 egory/kraivkotoromjaz hivu Природа Карелии 13 Былинный край Писатели Карелии о природе родного края Истории про нашу историю Итоговое повторение и обобщение 1 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 3 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 4 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 9 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 3 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu 1 https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai Общее количество часов по программе 34 отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. № Тема занятия 1 Карелия – наш общий дом День рождения республики Как рождаются и растут города. Города братья Карелы из города Корела Дождливый день в деревне Вожмосалми Часы для петрозаводски х мастеровых Волшебная вепсская нить Экскурсия в вепсскую волость Карелия глазами первого губернатора Поморские губернаторы На экскурсию в музей Сокровища бывшей гимназии Как собирают музейные коллекции Мастерская детства Экскурсия. «Кижи» Так говорят в народе Карелия в поэзии 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тематическое планирование 4 класс Форма проведения Часы ЦОР/ЭОР занятия Викторина 1 Работа с интерактивной картой Работа с интерактивными карточками 1 Групповая работа 1 Творческая мастерская 1 Работа с текстом 1 Групповая работа 1 Работа интерактивной картой Викторина с 1 1 1 Воспитател Дата ьный потенциал http://avtor.karel 1 2 7 ia.ru/ https://www.cult 2 5 ure.ru/museums/ institutes/locatio n-respublika4 kareliya https://yandex.ru /search/?text=ка релия+города& lr=10935&clid= 9 2261452 https://yandex.ru 8 /video/preview/? text=карелия%2 0Валаам&path= 4 yandex_search& parentreqid=16634487 3 439912804611752447110 2 813416-vla10477-vla-l7balancer-80804 BAL718&from_type =vast&filmId=1 7155901964680 9 56504 https://wikiway. com/russia/kizhi 10 / 29 Творческая мастерская Групповая работа 2 Работа с текстом 1 Групповое обсуждение 1 78 Викторина 1 10 Групповое обсуждение Групповая работа 1 10 1 5 Работа с текстом 2 4 18 19 20 21 Друзья с книжной полки Любимые книги Искусство нашего края Мир вокруг нас Творческая мастерская 1 4 Групповая работа 1 6 Групповая работа Групповая работа 2 5 26 Планируемы результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я живу» В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я живу» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения. Личностные результаты Личностные результаты изучения предмета «Край, в котором я живу» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей малой Родине — Карелии; - понимание особой роли многонациональной Карелии в современном мире; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: - проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; - принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: - понимание особой роли России и Карелии в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); - приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: - осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: - осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научнойкартине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: - понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; - на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); - сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. Базовые исследовательские действия: - проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; - определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта(ситуации) на основе предложенных вопросов; - формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; - моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). Работа с информацией: - использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; - находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; - читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); - соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: - в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; - признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; - использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и - опытной работы, подкреплять их доказательствами; - находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; - готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; - выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Самоконтроль: - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; - находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); - предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. Самооценка: - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; - оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; - ответственно выполнять свою часть работы. Предметные результаты К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: называть и находить на карте Республику Карелия и ее столицу, свой район, город (населенный пункт); описывать и характеризовать: особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезныеископаемые, водоемы, природные сообщества родного края, особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края, природные богатства края и их использование человеком, государственную символику Карелии, охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии, экологическую ситуацию в Карелии; определять местоположение Карелии на карте России, находить показывать родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия; распознавать природные объекты, основные растения и животных Карелии; называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках программы) и характеризовать их произведения; отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России; отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории края. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии; удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска дополнительной информации и участия в исследовательской и проектной деятельности; осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов Карелии; участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках, кружках и мероприятиях по тематике содержания программы; развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности; содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства, культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению. использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: называть и находить на карте Республику Карелия города и крупныепоселки; описывать и характеризовать: особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезныеископаемые, особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края, наиболее важные события исторической, общественной и культурной жизниКарелии, основные достопримечательности края, своего района, города (населенногопункта), охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии, особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники архитектуры родного города, села, называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры и знаменитых людей Карелии (в рамках изученного материала) и рассказывать о их деятельности; описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Петрозаводска и Карелии; приводить примеры малых форм устного народного творчества; называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках программы) и характеризовать их произведения; отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России; отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории края. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии; удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска дополнительной информации и участия в исследовательской и проектной деятельности; осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов Карелии и их чтение; участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках, кружках и мероприятиях по тематике содержания программы; развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности; содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства, культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению. использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе иобществе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: Особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; Некоторые современные экологические проблемы республики; Особенности хозяйственной деятельности человека в Карелии обучающиеся должны уметь: Находить и показывать территорию Карелии на карте; Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; Устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ; Распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии. 2. Общество (12 часов) Истории родного края Государственная символика Карелии: флаг, герб, гимн. Конституция Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики Карелия. Петрозаводск – столица республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности. Учреждения образования и культуры: театры, музеи, библиотеки, научные и высшие учебные учреждения. Отдельные исторические события, связанные с Петрозаводском Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные достопримечательности Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица. Главные достопримечательности. Культурные отношения. Достопримечательности Карелии мирового значения: Кижи. Достопримечательности Карелии мирового значения Валаам, Соловки. Знаменитые и почитаемые люди нашего края. Знаменитые и почитаемые люди нашего края. Экскурсии: учреждения культуры: краеведческие музеи, театры, библиотеки, экскурсии к культурно-историческим местам. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: названия родного края и его столицы, района и населенного пункта, где живут обучающиеся; государственную символику Карелии; основные достопримечательности Карелии. Обучающиеся должны уметь: показывать на карте границы Карелии, основные города Карелии (родной город, столицу); отображать в творческих работах особенности родного края; описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Карелии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов; поиска дополнительной информации по Карелии. 3. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: основное содержание изученных произведений, названия, авторов; фольклор малых жанров Карелии. Обучающиеся должны уметь: определять тему и главную мысль произведения детских писателей Карелии приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. 4. Искусство К концу 4 класса обучающиеся должны знать: слова и мелодию Гимна Карелии; народные музыкальные традиции Карелии; народный музыкальный инструмент – кантеле; названия изученных произведений и их авторов. Обучающиеся должны уметь: исполнять Гимн Карелии (по тексту) различать на слух народную и композиторскую музыку Карелии слышать и отличать звучание кантеле исполнять песни современных карельских композиторов для детей (по выбору обучающегося) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки Карелии участие в детских творческих коллективах. Изобразительное искусство. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: произведения известных карельских художников шедевры деревянного зодчества Карелии, памятники архитектуры родного города, села; характерные ремесла и промыслы края; символику образов в народном искусстве Карелии; специфику народного костюма, архитектуры, утвари; известные художественные музеи республики. Обучающиеся должны уметь: узнавать отдельные произведения известных карельских художников, называть их авторов, узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения эмоционально – ценностных стимулов миропонимания, опыта восприятия и оценки произведений пластических искусств; самостоятельной творческой деятельности Оценивание знаний, умений и навыков по учебному предмет«Карелия. Край, в котором я живу» Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является зачет. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета Учебно-методический комплекс: Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК: Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2010. - 155с. Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 155с. Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011. - 128c. Кутьков, Н.П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2014. - 128, [1] с. Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : 4 класс : учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, О. М. Парамонова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2011. - 143 с. Агаркова, Т. И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Н. П. Кутьков, О. М. Парамонова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013. - 143 с. Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь [к книге для учащихся Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В. Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24 Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова и Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24 с. Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 4 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова и О.М.Парамоновой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2015. - 24 с. Литература - Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988. - Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества] \ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – П: ПетроПресс, - Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск: Версо, 2005. - Калевала.Карело-финский эпос.Пересказала для детей Любарская «Карелия»Петрозаводск - Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.) - Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995. - Лак Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск: Версо, 2005 - Линевский А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск - Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.; - Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН, - Пашков А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994 - Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993. - Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. - Петрозаводск, - Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией - Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999. - Русский детский фольклор Карелии. - 1991. Интернет-ресурсы: https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное образование в Республике Карелия https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы