РП В мире музыкальных звуков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной
деятельности
«В мире музыкальных звуков»
(учебный предмет)
1 – 4 классы____
(классы)
______4 года_____
(сроки реализации)

Разработчик:
Логвиненко А.В., педагог дополнительного образования

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

2023 г.

Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как
наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности.
«Хоровое пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка»,
включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования.
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы НОО», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования. Программа разработана с
учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и
условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью
выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного
отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни
человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят
ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно
влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию
личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные
качества формируются именно там.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной
деятельности возможно формирование социально активной творческой личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников
обусловлена
их
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана
расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения
их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических
механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу
произвольно управлять творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения
композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные
задачи:
-развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения, музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка.

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса
учащихся,
-устойчивого интереса к музыке.
В силу возрастных особенностей, обучение детей пению необходимо вести
систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия
начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных
выступлений.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в
неделю, в 1 классах – 33 часа в год, в 2 – 4 классах - 34 часа в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к
ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому
ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и
возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального
отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит
воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Содержание учебного предмета
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение»
является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека
через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность
рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла
музыкального образа посредством проживания – впевания каждой интонации»
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной
логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено сквозными
модулями (тематическими линиями) в начальной школе. Большинство занятий в течение
учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокальнохоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива.
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном
кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
1.
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед
началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное,
быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры,
знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных
регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания
во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
3.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных
органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или
дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности
произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к
чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
4.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и
выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости
в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных
видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах
с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое
интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без
сопровождения.
5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка
пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего
инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму –
заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога
– подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям.
Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно
вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются
артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс
движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает
вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и
созданию сценического образа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение
программы внеурочной деятельности «Хоровое
пение»
направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и
предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов
результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность.
Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют
глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не
обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных
восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного
творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого
музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового
музицирования».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и
других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной
классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с
учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста,
социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов
справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей,
конкурсов.
Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление
видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание
важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение
музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных

социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как
взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный
опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой
ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение»,
отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира.
Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не
столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную
сферу деятельности обучающихся.
Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой
универсальных познавательных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа
интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с
формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания; —устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций,
мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; —сопоставлять, сравнивать на
основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального
искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля.
Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки; —использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных
критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
—различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой
задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую
деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более
сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение
— один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную
деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется
не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя
вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений,
эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как
феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе
базовых универсальных учебных действий.
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания,
понимать
ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том
числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством
в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;

—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой,
коллективом.
Овладение универсальными регулятивными действиями. В хоре, в отличие от других
видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность
только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в
рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия
тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко
выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных
интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива
в целом.
Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, само мотивациии рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения,
публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться
не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

—принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные
произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других
народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и
зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими
членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать
значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах
результаты коллективной
музыкально-исполнительской, творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
1 класс
Тематический
блок/раздел

Основное содержание

Прослушивание 1
2

Музыка
рождается из
тишины

3

Основные виды деятельности
обучающихся

Индивидуальное прослуши- Пение простых попевок,
вание обучающихся.
кратких мелодий. ИсполнеОпределение уровня базо- ние простых ритмических
вых музыкальных
рисунков. Повтор за учитеспособностей:
лем предложенных интонамузыкальной памяти,
ций, мелодий, ритмов
слуха, чувства ритма
Слух — главная музыкаль- Игровые упражнения на
ная способность. Слуховое концентрацию слухового
внимание. Игра «Кто
внимания, умения слушать
дольше слышит звук».
тишину, аккуратное бережное
Понятия: пауза, звук,
звукообразование.
высо- та, длительность
Различение звуков музызвука
кальных и шумовых.
Освоение понятий, знакомство с элементами нотной
записи. Дыхательные упражнения, работа над унисоном.
Разучивание простых попевок

Ритм

4

Петь приятно и 5
удобно!

Песня —
6
звучащее слово 7
8

Хор — созвучие 9
голосов
10

Ритмическая игра «Эхо».
Понятие ритма. Длительно- Различение ритмических
сти (восьмая и четверть). рисунков на слух и по
Ритмический рисунок.
элементам упрощённой
Ритмослоги та, ти
нотной записи.
Пение попевок с различными длительностями.
Проговаривание ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты,
освоение приёмов игры на
простейших ударных
инструментах
Певческая установка,
Освоение правильной
певческое дыхание. Дири- певческой установки,
жёр — руководитель хора. выполнение простых
Значение дирижёрских
указаний дирижёра.
жестов. Песня «Петь
Дыхательные упражнения
приятно и удобно» (музыка (бесшумный вдох, контроЛ. Абелян, слова В. Степа- лируемый вдох). Логоритнова)
мические упражнения.
Разучивание песни, народных попевок и песенок
Дикция в хоровом пении. Выполнение артикуляционВыразительное и чёткое
ных упражнений.
произнесение слов песни. Участие в артикуляционных
Артикуляционная размин- играх-упражнениях,
ка: артикуляционные
придумывание своих
сказки, музыкальные
вариантов артикуляцион- ной
скороговорки
гимнастики.
Разучивание песен и попевок
с акцентом на чёткость
дикции
Человеческий голос — са- Освоение упражнений,
мый красивый музыкаль- направленных на формироный инструмент. Правила вание мягкого естественпения (негромкий, направ- ного звучания. Исполнение
ленный вперёд звук, округ- мелодий кантиленного
лое положение рта).
характера (legato).
Тянущиеся гласные звуки Вокализы на гласные звуки
— основа напевной
(А, О, У). Пение попевок,
мелодии.
состоящих из 2—3 звуков
Кантилена (legato). Унисон нисходящего движения.
Разучивание песен с
напевной мелодией. Показ
рукой направления движения мелодии

Мы играем и
поём

11

Будем петь по
нотам!

12

Скоро, скоро
Новый год!

13
14
15
16

Музыкальные
слоги

17

Мой диапазон

18

Музыка — игра звуками. Сочинение, импровизация
Мелодии танцевального
кратких мелодических,
характера. Народные песни- ритмических мотивов на
игры. Песни совреоснове народных попевок,
менных композиторов с
детских стихов. Освоение
игровыми элементами
элементов танца, музыкального движения в сочетании с
пением
Элементы нотной грамоты: Пение знакомых мелодий,
нотный стан, звукоряд,
попевок с ориентацией на
расположение нот первой
нотную запись. Игры на
октавы на нотоносце
развитие слухового и
зрительного внимания с
использованием элементов
нотной грамоты.
Записи в тетрадях
Музыка праздника.
Разучивание песен новогодНастроение, характер
ней тематики.
песни. Выразительность
Работа над звукоизвлечениисполнения
ем non legato
Репетиция к концерту
Построение, выход и уход со
сцены, поклон. Объявле- ние
номеров. Правила поведения
на сцене
Новогодний урок-концерт Исполнение выученных песен
перед одноклассниками
Правила вокальной орфоВыполнение указаний
эпии, взятие дыхания
дирижёра: дыхание,
между фразами во время
растягивание гласных,
пауз. Единовременное
дикционная чёткость
произнесение гласных и
согласных. Проговаривание в
согласных всеми
ритме. Пение с ориентацией
участника- ми хора. Работа на упрощённую нотную
на матери- але изученных и запись мелодии.
новых песен и попевок
Работа по наглядным
орфоэпическим материалам.
Двигательное моделирование
музыкального слога, фразы с
помощью образного движения
руки
Индивидуальное прослуши- Пение выученных песен и
вание обучающихся.
попевок, упражнения на
Определение сформировав- дикцию и артикуляцию.
шегося на данный момент Демонстрация навыков
диапазона, примарной
певческой установки,
зоны, зоны ближайшего
дыхания, работы с элеменразвития. Индивидуальные тами нотного текста.
рекомендации педагога
Ведение тетради по хору.
каждому хористу
Фиксация своих «музыкальных достижений»

Музыкальная
грамота

19

Хоровая мастер- 20
ская

Праздник
21
бабушек и мам 22
23
24
25

Повторение и закрепление Пение по нотам знакомых
элементов нотной грамоты: песен и попевок. Хоровое
ноты первой октавы.
сольфеджио, работа с
Длительности: половинная, наглядными материалами.
четверть, восьмая, четверт- Дидактические игры,
ная пауза (правила записи направленные на различеи ритмослоги)
ние, понимание элементов
нотного письма.
Элементы слуховых диктантов. Записи в тетради
Индивидуальные или
Усиленный интонацион- номелкогрупповые занятия с слуховой тренаж для
«гудошниками»
выработки координации
слуха и голоса, преодоления
причин фальшивого пения
Музыка праздника. Образы Разучивание песен, посвявесеннего пробуждения
щённых весне, маме,
природы, мамы, семейного празднику 8 Марта. Анализ
тепла в песнях, посвящён- музыкально-выразительных
ных женскому дню 8
средств, их воплощение в
Марта. Ласковые напевные собственном исполнении.
интонации. Понятия темпа, Пение с ориентацией на
регистра, динамики.
нотную запись.
Напевное движение мело- Распевания, освоение
дии. Фраза, мотив, лига,
упражнений, направленных
реприза, вольта, фермата на кантиленное, напевное
звучание хора. На материале
новых песен совершенствование артикуляционных, дыхательных навы- ков,
расширение интонационного материала для
развития музыкального
слуха, чувства ритма
Репетиция к концерту

Хоровая мастер- 26
ская

Построение, выход и уход со
сцены, поклон. Объявле ние
номеров. Правила поведения
на сцене. Элементы
сценического движения,
инсценировка песен
Концерт для мам
Исполнение выученных проИндивидуальные или
изведений перед родителями
мелкогрупповые занятия с Усиленный интонационно«гудошниками»
слуховой тренаж для
выработки навыков координации слуха и голоса,
преодоления причин
фальшивого пения

Песня, танец,
марш

27
28

Песни напевного, танцевального и маршевого
характера. Понятие жанра.
Характерные черты,
выразительные средства
первичных жанров (песня,
танец, марш).
Упражнения на совершенствование вокально-хоровых навыков (дикция,
дыхание, диапазон, унисон,
ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок

Разучивание песен различного характера, определение жанровых признаков
на слух, по нотной записи.
Запись в тетради наиболее
ярких интонаций, характерных ритмов первичных
жанров.
Ритмические и мелодические
импровизации в жанрах песни,
танца, марша, сочинение
ритмических
аккомпанементов к
разучиваемым песням, игра на
простейших музыкальных
инструментах, элементы
музыкального движения

Песня в
подарок

29
30
31

Музыка в жизни человека.
Песни о школе, детстве.
Средства музыкальной
выразительности: темп,
регистр, динамика. Нотная
запись разучиваемых
мелодий и попевок

Разучивание песен, посвящённых школьной тематике.
Работа по слуху и с ориентацией на нотную запись. Повторение артикуляционных,
дыхательных игр. Распевания, упражнения, направленные на формирование
кантиленного звучания хора

32
33

Репетиция к концерту

Построение, выход и уход со
сцены, поклон. Правила
поведения за сценой. Элементы сценического движения, инсценировка песен
Выступление перед выпускниками школы

Праздник «Последний
звонок»
2 класс
№
урока
п/п

Наименование разделов и тем

1

Инструктаж по ТБ. Знакомство с группой, ознакомление с
программой, вводное занятие.

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов

3

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны
детского голоса.

4

Строение голосового аппарата. Речевые игры и
упражнения на дикцию.

5

Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение
1еgаtо.

6

Певческое дыхание. Дикция и артикуляция.

Основные виды
деятельности
обучающихся

7

Вокальные упражнения. Произведениями русских
композиторов- классиков. Разучивание песни.

8

Ансамбль. Элементы двухголосия.

9

Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Игровая
деятельность, театрализация.

10

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Упражнение «Погончики», Певческое дыхание «зевок».
Речевые игры и упражнения.
Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения.
Вокальные упражнения. Произведения современных
отечественных композиторов. Работа над
выразительностью поэтического текста.
Сольное пение. Произведения современных
отечественных композиторов.

11
12

13
14

Вокально-певческая установка. Звукообразование Пение
non 1еgаtо.

15

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Упражнение «Маленький маятник», Певческое дыхание
«зевок». Речевые игры и упражнения.
Певческое дыхание - «опора звука». Дикция и
артикуляция.

16
17

Народная песня. Речевые игры и упражнения динамические оттенки.

18

Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Путь к успеху.

19
20

Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение
стокатто.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Упражнение «Кошечка», Певческое дыхание «опора
звука».

21
22

Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения.
Вокальные упражнения. Народная песня.

23

Произведения русских композиторов – классиков.

24

Репетиция. Игровая деятельность, театрализация.

25

Звукообразование. Певческое дыхание - crescendo и
diminuendo с паузами.
Сольное пение. Произведения современных
отечественных композиторов. Работа над
выразительностью поэтического текста.
Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение
1еgаtо и non 1еgаtо, staccato.

26

27
28

29

Сольное пение. Произведения современных
отечественных композиторов. Речевые игры и упражнения
- динамические оттенки.
Игровая деятельность, театрализация. Разучивание
движений, для создания образа песни.

30

Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Путь к успеху.

31

Звукообразование. Певческое дыхание. Речевые игры и
упражнения- - динамические оттенки.

32

Сольное пение. Произведения современных
отечественных композиторов. Речевые игры и упражнения

33

Репетиция. Разучивание движений, для создания образа
песни. Путь к успеху.

34

Отчетный концерт объединения.

3 класс
Тема
Прослушивани
е

Основное содержание
1

«Реприза»
после
«паузы»

2

Распевание —
хоровая
зарядка
(новый
комплекс
упражнений)

1

День
народного

3

Индивидуальное
прослушивание
обучающихся.
Определение актуального
уровня вокально-хоровых
данных: диапазон,
гибкость голоса,
устойчивость интонации,
ладовое и ритмическое
чувство

Повторение пройденного
в прошлом учебном году.
Певческая
установка, дыхание,
дикция. Повторение
песен о Родине,
родном крае
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения,
скороговорки.
Краткие попевки,
основанные на
трезвучиях, отрезках
звукоряда в нисходящем и восходящем
движении, на различные
гласные (у, а, о, и) и
слоги (ля, лю, ле, ли, ма,
мо, му и т. д.).
Повторение и
закрепление понятий:
унисон, a capella,
интервал
Музыка в жизни
человека. Круг образов

Виды деятельности
Пение попевок,
мелодий. Повторение
фрагментов песен,
выученных в прошлом
году. Повтор за
учителем предложенных
интонаций, мелодий,
ритмов.
Демонстрация слуховых
навыков и навыков
чтения нотного текста.
Ведение тетради по
хору. Фиксация своих
«музыкальных
достижений»
Работа по нотной записи,
артикуляция на «p»
стихотворного текста песен.
Анализ выразительных
интонаций; кульминации,
фразы, мотивы.
Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль, координация
дыхания,
звукообразования, работы
корпуса, гортани, мышц
лица, голосовых связок.
Формирование мягкой
атаки звука, пение
протяжённых музыкальных
фраз на одном выдохе.
Пение на слух и по нотам,
на гласный звук, на слог,
с названием нот.
Записи новых распеваний в
тетради
Разучивание песен современных композиторов

единства

Музыкал
ьная
грамота

1

патриотического,
героического,
исторического характера.
Характерные элементы
выразительности:
движение по звукам
трезвучия, скачки,
интонации восходящей
кварты, октавы,
пунктирный ритм.
Динамический оттенок
crescendo.
Повторение знакомых
элементов. Освоение
и закрепление новых.
Тоника
—
самый
устойчивый звук лада.
Тоническое трезвучие.
Тон — полутон. Мажор,
минор. Полный мажорный
звукоряд. Тональности До
мажор, Соль мажор. Знаки
альтерации (диез).
Интервалы секунда,
кварта

Канон

3

Одноголосие и
многоголосие. Канон —
простейший вид
многоголосия. Распевания,
народные попевки и
песни- каноны. Умение
слушать свой и другой
голос

Музыкальн
ый слух

2

Виды двухголосия: выдержанный звук в одном
из голосов, остинато,
подголос ки.
Двухголосные попевки,
народные песни, песни
современных
композиторов.
Принцип записи
двухголосия в нотах

(героико-патриотического,
исторического
содержания).
Подготовка концертной
программы, состоящей
из выученных ранее и
новых произведений.
Работа над звуковедением
legato, non legato, marcato,
crescendo.
Допевание незаконченной
фразы до тоники, интонирование попевок и упражнений, основанных на
тоническом трезвучии.
Различение на слух тона
и полутона.
Сольфеджирование, «игра»
на немой клавиатуре,
выборочно — на
фортепиано: гаммы,
знакомые попевки,
фрагменты мелодий.
Работа в тетради
Слушание, просмотр,
аудио- и видеозаписей
выступлений профессиональных хоров с
исполнением канонов.
Определение на слух типа
звучания (с
инструментальным
сопровождением или a
capella, одноголосие или
многоголосие, канон).
Освоение навыков пения
каноном.
Концентрация внимания
на умении слушать друг
друга. Разучивание
фольклорных и авторских
канонов
Разучивание попевок,
музыкальных
произведений на 2 голоса.
Звучащие тесты:
определение на слух
(одноголосие,
многоголосие, сколько
голосов, какой тип
многоголосия).
Анализ типа соотношения
голосов по нотной записи.
Исполнение двухголосия
со звуковысотным
тактированием, по нотам,
с ручными знаками.
Проговаривание

Двухголосие

3

Виды двухголосия: выдержанный звук в одном
из голосов, остинато,
подголоски.
Двухголосные попевки,
народные песни, песни
современных
композиторов.
Принцип записи
двухголосия в нотах

Музыкал
ьная
форма

1

Музыкал
ьная
грамота

2

Концерт
ная
деятельн
ость

Музыка
театра и
кино

Понятие музыкальной
формы. Куплетная, двухчастная, трёхчастная
форма. Принцип
контраста
Повторение известных
элементов. Освоение и
закрепление новых.
Интервалы: секунда,
кварта, терция.
Пунктирный ритм.
Размер 4/4. Тональности
Соль-мажор и Фа-мажор.
Знаки альтерации — диез
и бемоль. Понятие
ключевых знаков.
Интонация опевания

5

Подготовка конкурсной
программы

3

Репетиция

2

Выступление

3

Песни из отечественных
мультипликационных и
художественных фильмов

ритмослогами
Разучивание попевок,
музыкальных
произведений на 2 голоса.
Звучащие тесты:
определение на слух
(одноголосие,
многоголосие, сколько
голосов, какой тип
многоголосия).
Анализ типа соотношения
голосов по нотной записи.
Исполнение двухголосия
со звуковысотным
тактированием, по нотам,
с ручными знаками.
Проговаривание
ритмослогами
Составление буквенной
(наглядной графической)
схемы знакомых произведений. Определение формы
Определение на слух
изучаемых элементов
(слуховые игры).
Сольфеджирование,
пение с ручными
знаками и названием
нот.
Запись в тетради. Анализ
нотной записи знакомых
и незнакомых
музыкальных
произведений.
Сочинение мотивов,
кратких мелодий на
основе изученных
элементов
Выбор программы из
числа изученных ранее
музыкальных
произведений. Создание
убедительной интерпретации. Совершенствование
исполнения
Построение, выход и уход
со сцены, поклон.
Объявле ние номеров
Участие в городском
(районном, областном)
смотре-конкурсе
хоровых коллективов.
Выездное мероприятие
Разучивание, анализ выразительных средств,
создание сценической
интерпретации,
театрализация

2

4 класс
Тема
Прослушиван
ие

Посещение кинотеатра

Основное содержание
1

Индивидуальное
прослушивание
обучающихся.
Определение актуального
уровня вокально-хоровых
данных: диапазон,
гибкость голоса,
устойчивость интонации,
ладовое и ритмическое
чувство

Создание фотоотчёта,
заметки для школьного
сайта о посещении

Виды деятельности
Пение попевок,
мелодий. Повторение
фрагментов песен,
выученных в
прошлом году.
Повтор за учителем
предложенных
интонаций, мелодий,
ритмов.
Демонстрация
слуховых навыков и
навыков чтения
нотного текста.
Ведение тетради по
хору. Фиксация своих
«музыкальных
достижений»

«Реприза»
после

2

«паузы»

Повторение
пройденного в прошлом
учебном году.
Певческая
установка,
дыхание, дикция.
Повторение песен о
Родине, родном крае

Распевание
— хо ровая
зарядка
(новый
комплекс
упражнений
)

1

Дыхательные и
артикуляционные
упражнения,
скороговорки.
Краткие попевки,
основан- ные на
трезвучиях, отрезках
звукоряда в нисходящем и восходящем
движении, на
различные гласные (у,
а, о, и) и слоги (ля, лю,
ле, ли, ма, мо, му и т.
д.). Повторение и
закрепление понятий:
унисон, a capella,
интервал

Работа по нотной
записи, артикуляция на
«p» стихотворного
текста песен. Анализ
выразительных
интонаций;
кульминации, фразы,
мотивы.

Разучивание новых
упражнений и
распеваний. Самоконтроль, координация
дыхания,
звукообразования,
работы корпуса,
гортани, мышц лица,
голосовых связок.
Формирование мягкой
атаки звука, пение
протяжённых
музыкальных фраз на
одном выдохе.
Пение на слух и по
нотам, на гласный звук,
на слог, с названием

нот.
Записи новых
распеваний в тетради
День
народного
единства

Музыка
льная
грамота

3

1

Музыка в жизни
человека. Круг образов
патриотического,
героического,
исторического
характера. Характерные
элементы
выразительности:
движение по звукам
трезвучия, скачки,
интонации восходящей кварты, октавы,
пунктирный ритм.
Динамический оттенок
crescendo.

Разучивание песен
современных
композиторов (героикопатриотического,
исторического
содержания).

Повторение
знакомых
элементов.
Освоение
и
закрепление новых.

Допевание
незаконченной фразы до
тоники, интонирование
попевок и упражнений,
основанных на тоническом трезвучии.

Тоника
—
самый
устойчивый звук лада.
Тоническое трезвучие.

Канон

3

Подготовка
концертной
программы,
состоящей из
выученных ранее и
новых произведений.
Работа над
звуковедением legato,
non legato, marcato,
crescendo.

Различение на слух
тона и полутона.

Тон — полутон. Мажор,
ми- нор. Полный
мажорный звукоряд.
Тональности До мажор,
Соль мажор. Знаки
альтерации (диез).

Сольфеджирование,
«игра» на немой
клавиатуре, выборочно
— на фортепиано:
гаммы, знакомые попевки, фрагменты мелодий.

Интервалы секунда,
кварта

Работа в тетради

Одноголосие и
многоголосие. Канон —
простейший вид
многоголосия.
Распевания, народные
попевки и песниканоны. Умение слушать
свой и другой голос

Слушание, просмотр,
аудио- и видеозаписей
выступлений
профессиональных
хоров с исполнением канонов.
Определение на слух
типа звучания (с
инструментальным
сопровождением или a
capella, одноголосие
или многоголо- сие,
канон). Освоение

навыков пения
каноном.
Концентрация
внимания на умении
слушать друг друга.
Разучивание
фольклорных и
авторских канонов
Музыкаль
ный слух

1

Виды двухголосия: выдержанный звук в
одном из голосов,
остинато, подголоски.
Двухголосные попевки,
народные песни, песни
современных
композиторов.

Двухголосие

3

Принцип записи
двухголосия в нотах

Анализ типа
соотношения голосов
по нотной записи.
Исполнение
двухголосия со
звуковысотным
тактированием, по
нотам, с ручными
знаками.
Проговаривание
ритмослогами

Виды двухголосия: выдержанный звук в
одном из голосов,
остинато, подголоски.

Разучивание попевок,
музыкальных
произведений на 2
голоса. Звучащие
тесты: определение на
слух (одноголосие,
многоголосие, сколько
голосов, какой тип
многоголосия).

Двухголосные попевки,
народные песни, песни
современных
композиторов.

Музыка
льная
форма

1

Разучивание попевок,
музыкальных
произведений на 2
голоса. Звучащие
тесты: определение на
слух (одноголосие,
многоголосие, сколько
голосов, какой тип
многоголосия).

Принцип записи
двухголо сия в нотах

Анализ типа
соотношения голосов
по нотной записи.
Исполнение
двухголосия со
звуковысотным
тактированием, по
нотам, с ручными
знаками.
Проговаривание
ритмослогами

Понятие музыкальной
формы. Куплетная,
двухчастная,

Составление буквенной
(наглядной графической)
схемы знакомых

Музыка
льная
грамота

2

трёхчастная форма.
Принцип контраста

произведе ний.
Определение формы

Повторение известных
элементов. Освоение и
закрепление новых.
Интервалы: секунда,
кварта, терция.
Пунктирный ритм.
Размер 4/4.
Тональности Сольмажор и Фа-мажор.

Определение на слух
изучаемых элементов
(слуховые игры).
Сольфеджирование,
пение с ручными
знаками и названием
нот.

Знаки альтерации —
диез и бемоль. Понятие
ключевых знаков.
Интонация опевания

Запись в тетради.
Анализ нотной записи
знакомых и
незнакомых
музыкальных
произведений.
Сочинение мотивов,
кратких мелодий на
основе изученных
элементов

Концерт
ная
деятель
ность

Музыка
театра и
кино

6

Подготовка конкурсной
программы

Выбор программы из
числа изученных ранее
музыкальных
произведений. Создание убедительной
интерпретации.
Совершенствование
исполнения

3

Репетиция

Построение, выход и
уход со сцены, поклон.
Объявление номеров

2

Выступление

Участие в городском
(районном,
областном) смотреконкурсе хоровых
коллективов.
Выездное
мероприятие

3

Песни из отечественных
мультипликационных и
художественных
фильмов

Разучивание, анализ
выразительных средств,
создание сценической
интерпретации,
театрализация

2

Посещение кинотеатра

Создание фотоотчёта,
заметки для школьного
сайта о посещении

Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.:
Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и
молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение.
1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. –
Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О.
Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагогамузыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года.
– Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии //
Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития.
– Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской
эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного
университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и
инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми
коллективами. – М., 1999.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль,
2006;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей,
МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии
пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету
современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».