Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ КГО «Гимназия» от «02» сентября 2024 года № 246 - ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» 7 класс классы 1 год срок реализации Разработчики: Самохвалова А.Д., учитель информатики Обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от 29.08.2024г. г. Костомукша – 2024 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Занимательная информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO), которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности. Учебный курс предназначен для организации внеурочной деятельности по таким взаимосвязанным направлениям развития личности, как общекультурное и социальное. Программа реализуется в кружковой форме в 7 классах. Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Программа состоит из четырех модулей: 1) Стандартные программы Windows; 2) Обработка текстовой информации; 3) Создание документов в MS Office; 4) Искусство презентации. Программа рассчитана на применение программной платформы Windows (два последних модуля являются кроссплатформенными). При изучении второго, третьего и четвертого модулей получают развитие задачи грамотного использования программ для работы с текстом и подготовки презентаций выполненных работ. Параллельно решается задача обучения проектной деятельности с использованием офисных 'программ на основе СПО. Программа внеурочной деятельности удачно сочетается с основными предметными курсами, поскольку на одних осваиваются теоретические основы современных информационных технологий и приемы использования и практически на всех изучаемых в основной школе предметах востребованы средства ИКТ. Во внеурочной деятельности продолжается освоение и использование современных средств ИКТ при выполнении исследовательских или творческих проектов, тем самым формируются необходимые ИКТкомпетенции. Цели и задачи курса Цель программы: развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Задачи: - формирование навыков обработки текста в текстовом редакторе; - формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений; - формирование умений пользоваться программным калькулятором. 2 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные результаты: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции). 3 В результате обучения, учащиеся смогут получить опыт: проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; эффективной организации индивидуального информационного пространства; 3. Содержание учебного курса Предлагаемые модули учебного курса самостоятельны и независимы друг от друга по содержанию и могут быть сокращены или увеличены по времени, в зависимости от потребностей обучающихся. Методические указания по использованию практикумов, в том числе разработки уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии: Богомолова О. Б. Преподавание информационных технологий в школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Если в пропедевтическом курсе информатики были сформированы необходимые практические умения работы со стандартными приложениями Windows, то при изучении первого модуля курса можно будет повторить и систематизировать имеющиеся навыки, что послужит хорошей основой для освоения профессионального программного обеспечения. При этом следует использовать самые сложные задания (высокий уровень сложности). Сэкономленное учебное время можно перераспределить между другими модулями. Практикум «Обработка текстовой информации», используемый при изучении второго модуля, позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами различного вида (в том числе иллюстрированными), их профессиональной верстки, а также «оцифровки» печатной текстовой информации (например, текста со страниц книг) путем ее сканирования и оптического распознавания текста. Указанные операции по подготовке и обработке текста широко используются учащимися не только непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ, а также могут быть востребованы при организации (в том числе в рамках коллективной проектной деятельности) школьного издательства и пр. Перед началом занятий по данному практикуму предполагается, что учащиеся обладают навыками работы в ОС Windows, а также навыками ввода и редактирования текста в простейших текстовых редакторах. Во втором модуле рассмотрены основные направления обработки текста с использованием текстового процессора Word, вопросы сканирования и оптического распознавания текстов в программе ABBYY FineReader, а также верстки в настольной издательской системе Publisher. Сделаны акценты на наиболее проблемные темы: • форматирование документа, макет страницы; 4 • слияние документов; Данная тема выбрана не случайно: кроме непосредственного освоения функциональных возможностей приложения Writer ставится цель знакомства учащихся с разновидностями современных компьютеров. В настоящее время создание и использование мобильных (портативных) компьютеров — ноутбуков, нетбуков, планшетных ПК, карманных персональных компьютеров (КПК), смартфонов и пр. — это самое современное и востребованное направление развития компьютеров, количество разновидностей таких устройств постоянно возрастает. Проводя поиск и сбор информации по этой теме в процессе выполнения заданий по подготовке реферата, учащиеся получают дополнительную информацию, касающуюся истории создания персональных компьютеров и наиболее современных технологий, реализуемых в конструкциях мобильных вычислительных устройств. Кроме того, учащиеся получают навыки работы с энциклопедическими информационными ресурсами (в том числе онлайновыми), с поисковыми средствами, с сервисами автоматического перевода текстов с иностранных языков. Отдельно можно обратить внимание на материал практикума, поясняющий правила оформления реферата, его титульного листа и списка литературы, что, как правило, вызывает у учащихся значительные трудности. Курс ориентирован на использование ОС Microsoft Windows. Четвертый практический модуль предусматривает занятия по темам «Работа с программой PowerPoint» и «Подготовка презентационных материалов с использованием HTML». Каждое практическое занятие включает перечень основных (ключевых) терминов по изучаемой теме, иллюстрации (фрагменты копий экрана при работе с изучаемыми программами) и краткие теоретические сведения, отражающие основные принципы решения ставящихся перед учащимся задач, а также практические задания нескольких уровней сложности для самостоятельной работы учащихся и контрольные вопросы. Можно выбрать для изучения только те программы, которые вызывают интерес учащихся. При интеграции с содержанием предыдущего проектного модуля можно получить полноценно оформленные и готовые к защите тематические индивидуальные проекты. Так же, как и реализация основной образовательной программы, успешная реализация предлагаемой программы учебного курса «Обработка текстовой информации» ориентирована на существующую информационно-образовательную среду образовательного учреждения. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. 4. Тематическое планирование № п/п 1 Тема курса внеурочной деятельности Кол-во часов ТБ в кабинете информатики. Стандартные программы. Общие сведения о программе 1 Форма занятий Виды деятельности проведение исследовательской деятельности Выполнение практических заданий; совместное 5 Блокнот. 2 Редактирование текстовых документов. 1 3 Перемещение текстовых фрагментов 1 4 Копирование текстовых фрагментов 1 5 Копирование и перемещение документа 1 6 Общие сведения о программе Microsoft Paint 1 7-8 Создание растровых изображений 2 9 Панель инструментов. Поворот, наклон, отражение 1 10 Ввод и отражение текста 1 11 Повторяющиеся фрагменты 1 12 Вписанные фигуры 1 13 Общие сведения о программе WordPad 1 14 Шрифтовое форматирование 1 15 Форматирование абзацев 1 16 Обмен данными 1 17 Общие сведения о программе Imaging 1 проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение исследовательской деятельности проведение исследовательской деятельности проведение общественно полезных практик проведение исследовательской деятельности проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных обсуждение хода решения и полученных результатов. Выполнение практических заданий; совместное обсуждение хода решения и полученных результатов; выполнение заданий повышенного уровня сложности. 6 практик 18 Работа с изображениями 1 Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. Добавление буквицы и подложки. 21-22. Форматирование шрифта, абзацев Создание и использование стилей. 23-24 Создание списков. 2 Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул Вставка и редактирование диаграмм 2 19-20 25-26 27-28 2 2 2 29-30 Создание макета. Форматирование разделов, колонок 31-32 Использование макросов 2 Работа со сканированными объектами 2 33-34 2 проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик проведение исследовательской деятельности проведение исследовательской деятельности проведение исследовательской деятельности проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик 2 проведение общественно полезных проведение общественно полезных практик проведение общественно полезных практик 7 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Федеральный портал «Российское образование» Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании» Газета «Информатика» Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» Дидактические материалы по информатике и математике Информатика и информационные технологии в образовании Научно-методический журнал «Информатика и образование» Открытые системы: издания по информационным технологиям Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих Энциклопедия персонального компьютера Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://www.mon.gov.ru http://www.obrnadzor.gov.ru http://www.edu.ru http://www.ict.edu.ru http://inf.1september.ru http://inf.1september.ru http://comp-science.narod.ru http://www.rusedu.info http://www.infojournal.ru/ http://www.osp.ru http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm http://mega.km.ru/pc/ http://school-collection.edu.ru/ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Список используемой литературы 1. Сайт методической поддержки издательства БИНОМ «Лаборатория знаний» https://lbz.ru/metodist/ 2. Авторский сайт К.Ю.Полякова методической поддержки учителей информатики http://kpolyakov.spb.ru/ 3. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). 4. Сайт http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 8