Российская Федерация Республика Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГИМНАЗИЯ» Принято на Педагогическом совете (Протокол №1 от 29.08.2024г.) Утверждено Директор __________ И.В. Осипенко Приказ № 111 от 29.08.2024г. Изменения и дополнения, внесенные в адаптированную основную образовательную программу начального общего образования г. Костомукша 2024 Внесены следующие изменения в основную начального общего образования (АООП НОО): образовательную программу 1. п. 2.1. Название рабочей программы по учебному предмету «Технология» заменено на учебный предмет «Труд (технология)». Программа по учебному предмету «Труд (технология)» изложена в новой редакции. Содержание учебного предмета «Труд (технология)» дополнить следующей информацией: «Федеральная рабочая программа по предмету "Труд (технология)" на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Перечень УУД, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета "Труд (технология)" с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных классов: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В 1, 1 дополнительном и 2 классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных УУД выделен специальный раздел "Работа с информацией". С учетом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе "Совместная деятельность". Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе. Изучение предмета "Труд (технология)" представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу их психофизических особенностей: незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых усилий при начале работы над изделием; отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии; недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе; импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным результатом; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом; медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений для их закрепления. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается обучающимися в результате практической деятельности. В курсе предмета "Труд (технология)" осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР. Математика: моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами. Изобразительное искусство: использование средств художественной выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир: природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык: использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение: работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся современных производствах и профессиях; формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Коррекционно-развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязь рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный предмет "Труд (технология)" входит в предметную область "Технология" и является обязательным для изучения. Содержание предмета "Труд (технология)" структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1-4 классов программы начального общего образования в объеме 1 учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1-4 классах обязательно. Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета "Труд (технология)", - 168 (1 час в неделю в каждом классе): 1 класс - 33 часа, 1 дополнительный класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Содержание учебного предмета "Труд (технология)". Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса "Труд (технология)", которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жесткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и конкретное наполнение разделов в определенных пределах могут быть более свободными. Основные модули курса "Труд (технология)": модуль "Технологии, профессии и производства"; модуль "Технологии ручной обработки материалов": технологии работы с бумагой и картоном; технологии работы с пластичными материалами; технологии работы с природным материалом; технологии работы с текстильными материалами; технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома и другие); модуль "Конструирование и моделирование": работа с конструктором (реализуется с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации); конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; робототехника (реализуется с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации); модуль "Информационно-коммуникативные технологии" (реализуются с учетом возможностей материально-технической базы образовательной организации). Содержание учебного предмета "Труд (технология)" в 1 классе (33 часа). Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в рабочих программах педагогов. Модуль "Технологии, профессии и производства" (6 часов). Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Модуль "Технологии ручной обработки материалов" (15 часов). Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространенные виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание. Резание бумаги ножницами. Правила работы с ножницами, их передачи и хранение. Виды природных материалов (плоские, например, листья и объемные, например, орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Модуль "Конструирование и моделирование" (10 часов). Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости). Модуль "Информационно-коммуникативные технологии" (2 часа). Демонстрация педагогом материалов на информационных носителях. УУД (пропедевтический уровень). Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать с помощью педагога устройство простых изделий по образцу, рисунку. Работа с информацией: воспринимать информацию (представленную в объяснении педагога или в учебнике), использовать ее в работе; учиться понимать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить под руководством педагога работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам; строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне. Регулятивные УУД: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному педагогом, работать с использованием графической инструкции учебника; организовывать под руководством педагога свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. Содержание учебного предмета "Труд (технология)" в 1 дополнительном классе (33 часа). Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в авторских курсах предмета. Модуль "Технологии, профессии и производства" (6 часов). Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера как условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи. Модуль "Технологии ручной обработки материалов" (15 часов). Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приемов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другие. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Познавательные УУД: базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков с опорой на план; сравнивать с использованием планов группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. работа с информацией: осуществлять под руководством педагога поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее по предложенному плану; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом); следовать при выполнении работы инструкциям педагога или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать по плану тексты-описания на основе рассматривания изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять с использованием плана схему последовательности совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на план; устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под руководством педагога действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством педагога совместную работу в группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного; осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе одноклассников; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. Предметные результаты. 1 класс. К концу обучения в 1 классе обучающийся с ЗПР научится: организовывать свой труд под руководством педагога: подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда; применять правила безопасной работы с ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другое), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и прочее) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка); выполнять под руководством педагога доступные технологические приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток; оформлять изделия строчкой прямого стежка; иметь представление о смысле понятий "изделие", "деталь изделия", "образец", "заготовка", "материал", "инструмент", "приспособление", "конструирование", "аппликация"; выполнять задания с использованием подготовленного плана; рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам педагога); иметь представление о изученных видах материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей), их свойствах (цвет, фактура, форма, гибкость); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки), безопасно хранить и работать ими; выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; с помощью педагога выполнять практическую работу с использованием инструкционной карты, образца, шаблона; иметь представление о простейших видах технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. 1 дополнительный класс. К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся с ЗПР научится: организовывать свой труд под руководством педагога: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда; применять правила безопасной работы с ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать под руководством педагога по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка); выполнять под руководством педагога доступные технологические приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять под руководством педагога разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания; сборку изделий с помощью клея, ниток; оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий "изделие", "деталь изделия", "образец", "заготовка", "материал", "инструмент", "приспособление", "конструирование", "аппликация"; выполнять задания с использованием готового плана; обслуживать себя во время работы под руководством педагога: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам педагога); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки), безопасно хранить их и работать с ними; различать материалы и инструменты по их назначению; выполнять последовательность изготовления несложных изделий с использованием плана, схемы: разметка, резание, сборка, отделка; выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: выполнять разметку деталей по шаблону, линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой; собирать изделия с помощью клея, пластических масс; выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка с опорой на образец; использовать под руководством педагога для сушки плоских изделий пресс; с помощью педагога выполнять практическую работу с использованием инструкционной карты, образца, шаблона; иметь представление о разборных и неразборных конструкциях несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством педагога; выполнять несложные коллективные работы проектного характера. 2 класс. К концу обучения во 2 классе обучающийся с ЗПР научится: ориентироваться в понятиях "инструкционная" ("технологическая") карта, "чертеж", "эскиз", "линии чертежа", "развертка", "макет", "модель", "технология", "технологические операции", "способы обработки"; выполнять задания по плану; по заданному образцу подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; отбирать материалы и инструменты для работы с использованием технологической карты; исследовать под руководством педагога свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока); ориентироваться под руководством педагога в простейших чертежах (эскизах), линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять под руководством педагога биговку; выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу (выкройке) правильной геометрической формы; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия "развертка" (трехмерного предмета); соотносить с помощью педагога объемную конструкцию с изображениями ее развертки; определять неподвижный и подвижный способы соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами с использованием образца, схемы; конструировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством педагога элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. 3 класс. К концу обучения в 3 классе обучающийся с ЗПР научится: ориентироваться в смысле понятий "чертеж развертки", "канцелярский нож", "шило", "искусственный материал"; иметь представление о характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства, профессиях мастеров прикладного искусства, распространенных в крае ремеслах (в рамках изученного); знать свойства наиболее распространенных изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль); ориентироваться в чертеже развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками с использованием образца; конструировать изделия из разных материалов и конструктора по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции и с опорой на схему, образец; иметь представление о видах информационных технологий и соответствующих способах передачи информации (из реального окружения обучающихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере под руководством педагога; участвовать в выполнении проектных заданий в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. 4 класс. К концу обучения в 4 классе обучающийся с ЗПР научится: формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении; творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), наиболее значимых окружающих производствах; на основе технологической карты организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с использованием инструкционной (технологической) карты; понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять под руководством педагога более сложные виды работ и приемы обработки различных материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге); оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками с использованием образца; понимать и создавать с использованием образца простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под руководством педагога; работать в различных компьютерных программах; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению одноклассников, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе». 2. п.3.1. дополнен разработанным, с учетом интересов и потребностей участников образовательных отношений, учебным планом АООП НОО на 2024-2025 учебный год. 3. п.3.2. дополнен разработанным календарным учебным графиком реализации АООП НОО на 2024-2025 учебный год. 4. п.3.3. дополнен разработанным, с учетом интересов и потребностей участников образовательных отношений, планом внеурочной деятельности АООП НОО на 20242025 учебный год. 5. п.3.4. дополнен разработанным Календарным планом воспитательной работы АООП НОО на 2024-2025 учебный год. 6. п.3.5. скорректирован исходя из фактических кадровых условий реализации АООП НОО на 2024-2025 учебный год.