Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» 1 - 4 классы____ (классы) (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Костомукша 2023 г. Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3 Содержание курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» ………….. 4 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный шахматист»………………………………………………………………. 5 Личностные результаты …………………………………………………. 5 Метапредметные результаты ……………………………………………. 5 Предметные результаты …………………………………………………. 5 Тематическое планирование …………………………………………………….. 6 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный шахматист» в 1-4 классах составлена в соответствии с ФГОС. Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения составлена на основе требований ФГОС начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и программы развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации. В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации. В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствиеигрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решенияс учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Курс внеурочной деятельности «Юный шахматист» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования. «Юный шахматист» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в план внеурочной деятельности. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания,осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного занятия не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместныйпоиск решения поставленной учебной задачи. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательнымявляется 3 умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны. Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно- подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведениеитогов). Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: - компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются напеременах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); - возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей; - высокая степень травмобезопасности. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Место курса «Юный шахматист» в учебном плане внеурочной деятельности. В 1 - 2 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34 часа. В 3 - 4 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» 1 – 2 КЛАСС Из истории шахмат Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первоезнакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистамимира. Базовые понятия шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Практико-соревновательная деятельность Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». 3 – 4 КЛАССЫ Из истории шахмат Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые понятия шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Практико-соревновательная деятельность 4 Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытыйшах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». Участие в школьном шахматном празднике. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Личностные результаты: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения отечественной сборной команды страны на мировых первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматныхолимпиад; проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам, решение проблем в процессе занятий шахматами; ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучениясредствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении; умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий; - умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приемов и соревнований по шахматам; - умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Предметные результаты - Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. - Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; - Правильно расставлять фигуры перед игрой; - Сравнивать, находить общее и различие. - Уметь ориентироваться на шахматной доске. - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. - Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте; - Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. - Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 – 2 КЛАССЫ: Наименование Кол-во разделов и тем Содержание часов программы Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат 1 Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионамимира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Базовые 29 Изучение основ шахматной понятия игры: шахматная доска, шахматной шахматные фигуры, начальная игры позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Соревнования 4 Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». Характеристика видовдеятельности учащихся Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доскуи расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупностис другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до концас записью, пользоваться шахматными часами 3 – 4 КЛАССЫ Наименование Кол-во разделов и тем Содержание часов программы Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории шахмат 1 Сведения о возникновении шахмат и появлении их наРуси, первое знакомство счемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Базовые понятия 22 Изучение основ шахматной игры: Характеристика видовдеятельности учащихся Имеют представление возникновения шахмат и появления их на Руси. Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Знают основные шахматные термины: 6 шахматной игры шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения 4 Конкурс решения позиций на позиций тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». Соревнования 4 Участие детей в шахматном турнире. Первенство класса Шахматный праздник 3 Участие в школьном шахматном празднике. белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью. Умеют контролировать время, пользоваться шахматными часами Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, 7 решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)