Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный шахматист»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа «Гимназия»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ КГО «Гимназия»
__________/И.В. Осипенко/
«1» сентября 2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный шахматист»
1 - 4 классы____
(классы)
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Обсуждена и согласована на заседании
методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Костомукша
2023 г.

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» ………….. 4
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Юный шахматист»………………………………………………………………. 5
Личностные результаты …………………………………………………. 5
Метапредметные результаты ……………………………………………. 5
Предметные результаты …………………………………………………. 5
Тематическое планирование …………………………………………………….. 6

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный шахматист» в 1-4 классах
составлена в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения составлена на основе
требований ФГОС начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания учебного
предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы и программы развития вида спорта
«Шахматы» в Российской Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого обучающегося,
индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом,
профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих
условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся в
рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно скажется на
их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию
нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствиеигрового компонента,
возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это
выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального
решенияс учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают
в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и
абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей
младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Курс внеурочной деятельности «Юный шахматист» изменяет характер и содержание труда
учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса
составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего
образования.
«Юный шахматист» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе
для изучения шахматной теории и практики и включён в план внеурочной деятельности.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых
знаний, но и, самое главное, их понимания,осознания и применения в различных метапредметных
областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно
ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения
знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного занятия не монолог
учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться
совместныйпоиск решения поставленной учебной задачи.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются
вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя
занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на
все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательнымявляется
3

умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его
мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно- подготовительной части
(подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог
учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с
шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и
самопроверка) и заключительной части (подведениеитогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный
курс обладает рядом
существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
- компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок,
мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро
раскладываются напеременах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко
убираются);
- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня
подготовленности и личностных особенностей;
- высокая степень травмобезопасности.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на
порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Место курса «Юный шахматист» в учебном плане внеурочной деятельности.
В 1 - 2 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34 часа.
В 3 - 4 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
1 – 2 КЛАСС
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первоезнакомство с чемпионами
мира по шахматам и ведущими шахматистамимира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция
фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от
шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля
различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного
этикета, дебютные ошибки.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
3 – 4 КЛАССЫ
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с
ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция
фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от
шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля
различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила
шахматного этикета, дебютные ошибки.
Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные
ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.
Практико-соревновательная деятельность
4

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение»,
«защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытыйшах», «двойной шах», «мат по последней
горизонтали».
Участие в школьном шахматном празднике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Личностные результаты:

проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
через достижения отечественной сборной команды страны на мировых первенствах, чемпионатах
Европы, Всемирных шахматныхолимпиад;

проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и
взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности,
осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам, решение проблем в процессе
занятий шахматами;

ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного
поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при
занятии шахматами.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучениясредствами шахмат, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения
задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности,
соотносить свои действия с планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать
способы действий в рамках предложенных условий;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы
устранения ошибок при выполнении технических приемов и соревнований по шахматам;
- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие.
- Уметь ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 – 2 КЛАССЫ:
Наименование
Кол-во
разделов и тем
Содержание
часов
программы
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
1
Сведения о возникновении
шахмат и появлении их на
Руси,
первое знакомство с
чемпионамимира по шахматам
и ведущими шахматистами
мира.
Базовые
29
Изучение основ шахматной
понятия
игры: шахматная доска,
шахматной
шахматные фигуры, начальная
игры
позиция фигур, шахматная
нотация, ценность фигур,
нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха,
мат, пат, рокировка, взятие на
проходе, превращение пешки,
матование одинокого короля
различными фигурами, начало
шахматной партии,
материальное преимущество,
правила
шахматного этикета, дебютные
ошибки.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Соревнования
4
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».

Характеристика видовдеятельности
учащихся
Имеют представление об истории
возникновения шахмат и появления их на
Руси.

Знают основные шахматные термины:
белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, начальное
положение, белые, чёрные, ход, взятие,
взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила
хода и взятия каждой фигуры. Умеют
правильно располагать шахматную доскуи
расставлять фигуры перед игрой,
записывать шахматную позицию и
партию, рокировать, объявлять шах,
ставить мат, решать элементарные задачи
на мат в один ход, играть каждой
фигурой в отдельности и в совокупностис
другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса, разыгрывать
партию с партнёром. Соблюдают правила
поведения за шахматной доской.
Умеют правильно располагать
шахматную доску и расставлять фигуры
на ней, играть партию от начала до концас
записью, пользоваться шахматными
часами

3 – 4 КЛАССЫ
Наименование
Кол-во
разделов и тем
Содержание
часов
программы
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
1
Сведения о возникновении
шахмат и появлении их наРуси,
первое знакомство счемпионами
мира по шахматам и ведущими
шахматистами мира.
Сведения о каждом
чемпионе мира по
шахматам, их вкладе в развитие
шахмат, знакомство с ведущими
шахматистами мира.
Базовые понятия
22
Изучение основ шахматной игры:

Характеристика видовдеятельности
учащихся
Имеют представление возникновения
шахмат и появления их на Руси.
Знают о вкладе чемпионов мира по
шахматам в развитие шахматной
культуры.

Знают основные шахматные термины:
6

шахматной игры

шахматная доска, шахматные
фигуры,
начальная позиция фигур,
шахматная нотация,
ценность фигур, нападение,
взятие,
шахматная нотация, шах и защита
от шаха, мат, пат, рокировка,
взятие на проходе, превращение
пешки, матование одинокого
короля
различными фигурами,
начало шахматной партии,
материальное преимущество,
правила шахматного этикета,
дебютные ошибки.
Шахматная комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие
партии. Основы эндшпиля:
реализация большого
материального преимущества.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения
4
Конкурс решения позиций на
позиций
тактические приёмы
«связка», «двойной удар»,
«нападение», «защита»,
«сквозной удар», «ловля фигуры»,
«открытый шах», «двойной шах»,
«мат по последней горизонтали».
Соревнования
4
Участие детей в шахматном
турнире. Первенство класса

Шахматный
праздник

3

Участие в школьном шахматном
празднике.

белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, начальное
положение, белые, чёрные, ход, взятие,
взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила
хода и взятия каждой фигуры. Умеют
правильно располагать шахматную доску
и расставлять фигуры перед игрой,
записывать шахматную позицию и
партию, рокировать, объявлять шах,
ставить мат,
решать элементарные задачи на мат в
один ход, играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса, разыгрывать
партию с партнёром.
Знают способы защиты в шахматной
партии, элементарные шахматные
комбинации, имеют представление о
дебютных ловушках и о том, как в них не
попадаться. Умеют видеть нападение и
защищать свои фигуры от нападения
партнёра, матовать одинокого короля
двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём
и
ферзём, королём и ладьёй, могут
находить элементарные шахматные
комбинации: двойной удар, связку,
ловлю фигуры, мат на последней
горизонтали, сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в начале
партии и выигрывать партию с большим
материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.
Расставляют позицию для решения
упражнений, решают шахматные
упражнения. Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С
помощью тестового задания оценивают
собственное выполнение.
Умеют правильно располагать
шахматную доску и расставлять фигуры
на ней, играть партию от начала до конца
с записью. Умеют контролировать время,
пользоваться
шахматными часами
Осваивают правила игры. Активно
участвуют в играх и эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость, волю,
7

решительность, активность и инициативу
при решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».