Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Гимназия» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ КГО «Гимназия» __________/И.В. Осипенко/ «1» сентября 2023 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука вежливости» (учебный предмет) 1 – 4 классы____ (классы) ______4 года_____ (сроки реализации) Разработчики: Учителя начальных классов Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. 2023 г. 1. Пояснительная записка Программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса Гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно - нравственное». Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовнонравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости». Цель программы - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности; Задачи программы: - развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие; - предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; - научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; - прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. 2. Общая характеристика учебного предмета Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Азбука вежливости». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; - стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; - развивающие нравственное сознание; - активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Программа состоит из 4 крупных разделов: Этика общения. Этикет. Этические нормы отношений с окружающими. Этика отношений в коллективе. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, деловые игры, конкурсы). Методические приемы программы: - чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев; - проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни); - проведение развивающих и словесных игр; - рисование эпизодов из сказок, раскрашивание; - проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?"). Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. 3. Описание места учебного предмета Курс «Азбука вежливости» рассчитан: 1 класс - 33 часа; 2- 4 класс – 34 часа, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часов. 4. Содержание учебного предмета 1 класс Раздел 1. Этика общения (5часов) Тема 1. Доброе слово, что ясный день. Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей. Тема 2. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценкизагадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк». Тема 3. Да здравствует мыло душистое. Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Тема 4. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Тема 5. Нам счастья не сулит обида чья-то. Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик». Раздел 2. Этикет (5 часов) Тема 6. Простые правила этикета. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя». Тема 7. Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета. Тема 8. Маленькое дело лучше большого безделья. Создание живой картины. Тема 9. Любимый уголок родной природы. Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. Мы соберём большой хоровод Тема 10. Я люблю маму милую мою. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Раздел 3. Этика отношений в коллективе (6 часов) Тема 11. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Мой класс – мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Тема 12. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». Тема 13. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек». Тема 14. Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости. Тема 15. Доброта что солнце. Тема 16. Итоговое занятие. Игры. Песни. 2 класс Раздел 1. Этика общения (4 часа) Тема 1. Если песни петь, с ними веселей. Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Тема 3. Подумай о других. Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Тема 4. Делу – время, потехе - час. Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах Раздел 2. Этикет (4 часа) Тема 5. По правилам этикета. Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». Тема 6. Вот школа, дом, где мы живем. Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета. Тема 7. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Тема 8 Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (5 часов) Тема 9. От чего зависит настроение. Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Тема 10. Не стесняйтесь доброты своей. Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты Тема 11. Мой дом – моя семья. Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку». Тема 12. В труде человек хорошеет. Практическое занятие: «Наш общий дом» Тема 13. Со взрослыми и сверстниками. Цени доверие других. Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. Радел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа) Тема 14. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Советуем друг другу Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Что мне посоветуют ребята в классе?» Тема 15. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Тема 16. Доброта что солнце Тема 17. Итоговое занятие. Игры. Песни. 3 класс Раздел 1. Этика общения (4 часа) Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Тема 2. Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. Тема 3. Умеем общаться. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Тема 4. Каждый интересен. Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Раздел 2. Этикет (4 часа) Тема 5. Премудрости дедушки Этикета. Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Тема 6. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на Тема 7. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. Тема 8. Чистый ручеек вашей речи. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (5 часов) Тема 9. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Тема 10. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Тема 11. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Тема 12. Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Тема 13. Цветы, цветы – в них Родины душа. Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Радел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа) Тема 14. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Тема 15. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». Тема 16. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Тема 17. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. 4 класс Раздел 1. Этика общения (3 часа) Тема 1. Оглянись внимательно вокруг. Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность. Тема 2. Что достойно гражданина. Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина. Тема 3. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд. Раздел 2. Этикет (4 часа) Тема 4. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. Тема 5. Твой стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе. Тема 6. Когда какое слово молвить. Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Тема 7. Доброта и доброжелательность. Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (5 часов) Тема 8. «Поспешай делать добро». (народная мудрость) Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» Тема 9. Родительский дом. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга. Тема 10. О тех, кто сердце отдал людям. Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод. Тема 11. Умей быть щедрым. Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Тема 12 Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (5 часов) Тема 13. Присмотритесь друг к другу. На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко. Тема 14. Я, ты, мы. Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе. Тема 15. О дружбе мальчиков и девочек. Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы. Тема 16 «Скажи себе сам». Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры. Тема 17. Храни достоинство свое повсюду, человек! Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства. 5. Планируемые результаты освоения программы У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия. Личностными результатами являются: Самоопределение - проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям; - освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей; - сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве; - понимание чувств других людей и сопереживание им; - сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; - понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни; - адекватная оценка своих возможностей, осознанная ответственность за общее благополучие. Смыслообразование - заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю; - сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - толерантное отношение и уважение к культуре других народов; - сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов; - понимание и следование в деятельности нормам эстетики; - умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач. Морально-этическая ориентация - сформировано осознание своей этнической принадлежности; проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя); - сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности; - заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей; - способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник», предпочтение социальному способу оценки знаний; - следование в поведении моральным и этическим требованиям; - ориентация на нравственное содержание и смысл поступков; - сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении. Метапредметными результатами являются: Регулятивные УУД: - умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности; - умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы; - умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД - умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию; - умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; - умение находить наиболее эффективные способы решения; - умение адекватно использовать речь и речевые средства; - умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - понимание разных мнений и подходов к решению проблемы; - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; - умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников; - готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение. Познавательные УУД - умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет; - умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха; - понимание причин своего успеха/ неуспеха; - способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - умение осуществлять анализ объектов; - умение осуществлять синтез как составление целого из частей; - умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). В результате изучения курса могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Формы учета оценки планируемых результатов: · Опрос · Наблюдение · Диагностика: · нравственной самооценки; · этики поведения; · отношения к жизненным ценностям; · · нравственной мотивации. Анкетирование учащихся и родителей 6. Тематическое планирование по классам № Название темы Кол-во часов Этика общения 5 ч 1 Доброе слово что ясный день 1 2 Если вы вежливы 1 3 Да здравствует мыло душистое 1 4 Когда идёшь по улице 1 5 Нам счастья не сулит обида чья-то Этикет 5 ч 6 Простые правила этикета 7 Весёлые правила хорошего тона 8 Маленькое дело лучше большого безделья 9 Любимый уголок родной природы 1 10 Я люблю маму милую мою Этика отношений в коллективе 6 ч 11 Если радость на всех одна 1 1 1 1 1 1 12 Самолюб никому не люб 1 13 14 О дружбе мальчиков и девочек Путешествие в мир добрых мыслей 1 1 15 16 Доброта что солнце Итоговое занятие 1 № 2 класс Название темы Кол-во часов Этика общения 4 ч 1 Если песни петь, с ними веселей 1 2 Добрым жить на белом свете 1 радостно 3 Подумай о других 1 4 Делу – время, потехе - час 1 Этикет 4 ч 5 По правилам этикета 1 6 7 Вот школа, дом, где мы живем Дороги, транспорт, пеший путь 8 Лес, речка, отдохнуть луг, где 1 1 можно 1 Форма деятельности Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Игра. Конкурс. Рисунки Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города. Рассказ. Беседа. Игра Беседа. Решение задач Работа с картинками. Сценки-миниатюры Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города. Познавательная беседа. Игра. Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. Праздник. Форма деятельности Познавательная беседа. Игра. Путешествие в сказку. Конкурс рисунков Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Сценки-миниатюры Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. Путешествие на лесную полянку. Этические нормы отношений с окружающими 5 ч 9 От чего зависит настроение 1 10 Не стесняйтесь доброты своей 1 11 Мой дом – моя семья 1 12 В труде человек хорошеет 1 13 Со взрослыми и сверстниками 1 Этика отношений в коллективе 4 ч 14 Как здорово, что все мы здесь 1 сегодня собрались 15 Общее и особенное для мальчиков и 1 девочек 16 Доброта что солнце 1 17 Итоговое занятие № 3 класс Название темы Этика общения 4ч 1 Здравствуйте все! 2 Дружим с добрыми словами. 3 Умеем общаться 4 Каждый интересен Этикет 4 ч 5 Премудрости дедушки Этикета 6 Школьные правила этикета 7 Когда рядом много людей № 4 класс Название темы Этика общения 3 ч 1 Оглянись внимательно вокруг Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Кол-во часов Форма деятельности 1 1 1 1 Познавательная беседа. Игра Игра. Познавательная беседа. Рассказ. Беседа. Игра Познавательная беседа. Игра. 1 1 1 Беседа. Решение задач Работа с картинками. Сценки-миниатюры Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу. Познавательная беседа. Игра 8 Чистый ручеек вашей речи 1 Этические нормы отношений с окружающими 5ч 9 Отворите волшебные двери добра и 1 доверия 10 Вглядись в себя, сравни с другими 1 11 Помоги понять себя 1 12 Тепло родного дома 1 13 Цветы, цветы – в них Родины душа 1 Этика отношений в коллективе 4 ч 14 Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня 15 Секретные советы девочкам и мальчикам 16 Скажи себе сам 17 Вот и стали добрей и умней Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Дискуссия Познавательная беседа. Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Выставка рисунков. Познавательная беседа. памятных мест в городе. Посещение 1 Познавательная беседа. Игра 1 Познавательная беседа. Игра 1 1 Сочинение «Скажи сам себе» Путешествие по лабиринту откровений. Игра Кол-во часов Форма деятельности 1 Познавательная беседа. мудрых Решение Что достойно гражданина Даже будни может труд сделать праздничными днями Этикет 4 ч 4 «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин 5 Твой стиль поведения 2 3 1 1 педагогических задач. Игра. Познавательная беседа. Познавательная беседа. Работа с пословицами. 1 Беседа. Решение задач 1 Познавательная беседа. Работа пословицами. Игра Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. 6 Когда какое слово молвить 1 7 Доброта и доброжелательность 1 Этические нормы отношений с окружающими 5 ч 8 «Поспешай делать добро» 1 (народная мудрость) 9 Родительский дом 1 10 О тех, кто сердце отдал людям 1 11 12 Умей быть щедрым Добрыми делами славен человек 1 1 Этика отношений в коллективе 5 ч 13 Присмотритесь друг к другу 14 Я, ты, мы. 15 О дружбе мальчиков и девочек 16 17 1 1 1 «Скажи себе сам». Храни достоинство свое повсюду, 1 человек! с Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам. Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков. Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея. Познавательная беседа. Ролевые игры. Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала. Путешествие в сказку. Игра Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. Познавательная беседа. Ролевые игры. Разговор за круглым столом 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Технические средства обучения В каждом классе начальной школы имеется: 1. Компьютер 1 2. Мультимедийный проектор 1 3. Магнитофон 1 4. Колонки 2 5. Интерактивная доска starboard HITACHI 1 6. Документ-камера DYMO MimioView 1 Список литературы Для учителя: Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоциональнокоммуникативная игра”. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнит. образовании детей Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010 “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. Для обучающихся: Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. Барто А.Л. В театре. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, СреднеУральское издательство, 1996. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. Осеева В.А. Волшебное слово Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010 Русская народная сказка. Лиса и Журавль Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. Толстой Л.Н. Волк и собака. Чуковский К. И. Федорино горе, Мойдодыр, Телефон, Краденое солнце. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010. ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностика нравственной воспитанности Методика №1: диагностика нравственной самооценки. Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д. Текст вопросов: 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. 2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. 3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. 8. Мне приятно делать людям радость. 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. 10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки. Методика №2: Диагностика этики поведения. Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо". Текст: 1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я... 2. Если кто-то надо мной смеется, то я... 3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я... 4. Когда меня постоянно перебивают, то я... 5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я... Интерпретация: Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие. Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция. Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости. Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания. Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске. Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация: Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов - высокий уровень. 4-е, 3-й - средний уровень. 2-а - ниже среднего уровня. 0-1 - низкий уровень. Методика №4: Диагностика нравственной мотивации. Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один" Вопросы: 1. Если кто-то плачет, то я. A) Пытаюсь ему помочь. Б) Думаю о том, что могло произойти. В) Не обращаю внимания. 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. A) Я скажу ему, чтобы он не приставал. Б) Отвечу, что не могу ему помочь. В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть. 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. А) Я не обращу внимания. Б) Скажу, что он размазня. В) Объясню, что нет ничего страшного. Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы: A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. Б) Обижусь в ответ. В) Докажу ему, что он не прав. Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень ; 2, 3 бала - средний уровень; 1 бал - низкий уровень Анкетирование родителей Анкета № 1 Чем ваш ребенок занимается в свободное время? Какие игры предпочитает? Какие виды развлечений больше любит? С кем чаще играет? Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.) Какие обязанности имеет дома? Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра? Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера? Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? Приходят ли к вам в гости приятели ребенка? Что вас затрудняет в воспитании ребенка? Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.) Анкета № 2 Можете ли вы: В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы? Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? Поставить себя на место ребенка? Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц? Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение? Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь? Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка? Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? Варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл. От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник. Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка. Анкета № 3 Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет? А) хорошей организации быта; Б) радости общения; В) покоя и защищенности. Что более всего заботит вас в семье? А) здоровье детей; Б) хорошая учеба; В) трудовое участие детей в жизни семьи; Г) настроение детей и причины его изменения. Одинок ли ваш ребенок в семье? А) да; Б) нет; В) не знаю. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую? А) да; Б) нет; В) не знаю. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой? А) быть материально обеспеченным человеком; Б) иметь много друзей. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье? А) да; Б) нет; В) не знаю. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи? А) да; Б) нет; В) не знаю. Что для вашего ребенка вечер дома? А) радость общения; Б) возможность быть самим собой; В) мучения и пытка. Анкета № 4 Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка За что хвалите, за что наказываете? Как поощряете? Как наказываете? Какие качества характера ребенка вам не нравятся? Анкетирование учащихся Анкета № 1 Какие качества твоего характера родителям нравятся? За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают? Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что? Какие качества твоего характера родителям не нравятся? Что ты любишь делать? Твое любимое занятие? Анкета № 2 Доверяешь ли ты свои секреты родителям? Стараешься ли контролировать свое поведение? Каких поощрений ждешь от родителей? Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье? Хватает ли тебе общения с родителями? Знакомы ли твои родители с твоими друзьями? Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать? С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?